Автор: Бобронникова Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для воспитателей
на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий
в коррекционной работе с детьми»
Цель:
Р а с п р о с т р а н е н и е
п е д а г о г и ч е с к о г о
о п ы т а
п о
применению здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно-
образовательном процессе.
Задачи:
•
Формирование
элементарных
представлений
о здоровьесберегающих
технологиях и возможностях их применения.
• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые
оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.
•Познакомить с методикой их проведения.
Ход мастер – класса:
-
Здравствуйте,
уважаемые
коллеги!
Сегодня
наш
мастер-класс
будет
проходить под девизом: «Я здоровье берегу - сам себе я помогу!»
Но прежде, чем мы начнем, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее
задание, которое называется «Воздушный шар»
Я сейчас раздам листочки. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит
над
землей.
Дорисуйте
человечка
в
корзине
воздушного
шара.
Это
Вы.
Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей,
важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие
(например:
деньги,
здоровье,
семья,
работа,
любовь
и
т.
д.)
А
теперь
представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть.
Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт,
то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в
списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их
на
доске.
Если
слова
повторяются,
то
ведущий
ставит
плюсы.
Затем
определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по
важности для присутствующих. Например:1 место – здоровье, 2 место –
семья и т. д.)
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в
поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это
основное
условие
и
залог
полноценной
и
счастливой
жизни.
Доброе
здоровье,
разумно
сохраняемое
и
укрепляемое
самим
человеком,
обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Наши родители отдают нам
своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их
детей.
-А сейчас я предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о
своем здоровье и способствуете его укреплению. (Воспитатели образуют
круг, в центре круга надпись "Здоровье" на подставке)
Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".
Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед,
если отрицательный – не двигаетесь.
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю пешие прогулки;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я эмоционально уравновешен;
-я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это
упражнение
помогает
наглядно
увидеть,
на
правильном
ли
вы
пути,
помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ
жизни.
Уважаемые коллеги, в рамках данного мастер- класса я хочу рассказать о
своей педагогической «лаборатории оздоровления» и представить Вашему
вниманию некоторые формы работы, которые помогают мне реализовать
задачи по оздоровлению дошкольников.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются пальчиковая
гимнастика и игровой массаж
По
утверждению
немецкого
философа
Иммануила
Канта
«Рука
–
это
вышедший наружу мозг человека»
Массируя
определенные
точки,
можно
воздействовать
на
внутренние
органы,
которые
с
этими
точками
связаны.
Массаж
большого
пальца
повышает
активность
головного
мозга.
Указательный
связан
с
желудком,
делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник.
Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и
почек.
Массажируя
мизинец,
вы
помогаете
работе
сердца.
Поэтому
регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее и
локальное положительное влияние на организм.
Игровой самомассаж - это
уникальная
тактильная
гимнастика,
благодаря
которой
в
мозг
поступает
мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от
мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает
информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на
центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных
возможностей
функционирования
головного
мозга.
Традиционная
пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а
игровой
самомассаж
оказывает
тотальное
воздействие
на
кору,
что
предохраняет
отдельные
ее
зоны
от
переутомления,
равномерно
распределяя нагрузку на мозг.
Простые манипуляции с пальчиками имеют огромную пользу:
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий,
иммуностимулирующий эффект.
Стимуляция мыслительных функций и речи.
Веселое общение.
Представляем Вашему вниманию игровые упражнения, пальчиковые игры и
игровые массажи.
Су – джок терапия
В своей работе я успешно апробировала метод использования су – джок
терапии.
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия
оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации
защитных
функций
организма.
(направлена
на
воздействие
зон
коры
головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.)
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в
стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным
шариком.
Я
буду
проговаривать
текст,
и
показывать
движения,
а
вы
повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(выполнять действия с шариком в соответствии с текстом)
Массаж
пальцев:
ребенок
поочередно
надевает
массажные
кольца
на
каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал
Пальчиковые игры
Игровое упражнение «Сухой дождь»
"Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок.
Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не
только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук,
ловкость
Игровое упражнение «Прищепки»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была
слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к
мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Пальчиковая игра «Футбол»
Какой мальчишка не любит футбол? Пальчиковый футбол, когда нужно вести
мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол. Оба футболиста
могут быть на руках ребенка, а можно разделить.
Игровое упражнение «Веселые ежи» с пластмассовым ковриком «Травка»
На
каждый
ударный
слог
осуществляются
поглаживающие
движения
ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони.
Направления движения – к себе.
Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить».
Массаж грецким орехом: Наш орешек-фантазёр.
Он отличный массажёр.
Весь узорчатый бочок –
Укрепляет кулачок!
Зажимаем орех в ладони и на каждую фразу с силой сжимаем кулак. Повтор
на другой руке
Массаж шишками ели: Ёлка шишку подарила,
И ребят всех научила:
По ладошке покатайте,
И немножко по - сжимайте.
На раскрытую ладонь кладём шишку и катаем её по кругу ладони / зажимаем
и разжимаем ладонь с шишкой в кулак. (Можно катать по рукам и голеням)
Точечный массаж
С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным
давно
известно,
что
есть
связь
между
участками
кожи
и
внутренними
органами.
В
результате
точечного
массажа
укрепляются
защитные
силы
организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного
безопаснее таблеток.
Сейчас
мы
с
вами
продемонстрируем
несколько
комплексов
точечного
массажа.
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
Сегодня мы предлагаем вам практическое занятие по изготовлению пособия
«Смешарик». Я его использую для массажа (самомассажа) ладони ребенка.
Предлагаю разделиться на две команды. Одна команда будет участвовать в
изготовлении
пособия,
а
другая
команда
попробует
найти
практическое
применение
пособия
в
других
видах
укрепления
и
сохранения
здоровья
детей. Итак, участники у которых на стуле сигнальная метка «Ножницы»
будут
принимать
участие
в
изготовлении
пособия,
участники
у
которых
сигнальная метка «Карандаш» - найдут практическое применение пособию в
других видах здоровьезберегающих технологий.
Пособие «Смешарик»
Для изготовления данного пособия понадобится:
-мука
-воздушные шары
-разноцветные нитки мулине
-простой карандаш
-ножницы небольших размеров
-воронка
Первый шаг:
Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной
ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох,
гречневая крупа и т.д.). Для того чтобы мука более плотно находилась в
воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого
карандаша.
Второй шаг:
Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками
мулине.
Третий шаг:
Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.
И у нас получается «Смешарик» с разноцветными волосами и весёлым
личиком.
Итоговая рефлексия:
Каждый
из
здесь
присутствующих
за
время
мастер
-
класса
испытывал
определённые чувства. Какие чувства вызвало у Вас участие в работе мастер
- класса? Что полезного, приятного и интересного вы унесёте сегодня?
Вам
предлагаются
карточки,
выберите
и
допишите
фразы,
выражающие
Ваше эмоциональное состояние после проведенного мастер – класса:
Сегодня я узнала…
Мне было…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне бы хотелось…
На этом наш мастер- класс заканчивает свою работу.
Надеюсь, что Вы
приобрели
новые
практические
знания,
которые
будете
применять
в
практической деятельности с детьми. Всем спасибо и до новых встреч.