Автор: Черепкова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 1
Населённый пункт: г. Усть–Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«
Литература
служит
представительницей
умственной
жизни
народа
».
Н
.
А
.
Некрасов
.
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его
реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону
речи. Одним из таких - является художественная литература.
Художественная литература, действенное, могучее средство умственного, нравственного и эстетического
воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие
и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит
задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо
рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.
Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в
трудах:
Л.С.Выготского,
А.В.Запорожца,
О.И.Никифоровой,
Е.А.Флериной,
Н.С.Карпинской,
Л.М.Гурович,
Т.А.Репиной,
К.Д.Ушинского,
Е.И.Тихиевой
и
др.
Основной
результат
их
исследований
–
выявление
звеньев
механизма овладения связной речью ребенком. Речь – это важнейшее отличие человека от животного. Речь -
появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном
и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с
младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка - это немало важно в
дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять,
затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в
данный
период
времени
приобретает знакомство
с
родной
литературой,
с
текстами
художественных
произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения
ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно,
то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к
художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом
причин:
во-первых,
знакомство
с
литературой
в
семье
используется
в
недостаточном
объёме
или
поверхностно,
во-вторых,
изменился
общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих,
воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им
радость,
эмоциональный
и
творческий
подъём,
но
и
становиться
неотъемлемой частью русского языка.
Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании
является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические
навыки
и
умения
в
диалогической
(ответы
на
вопросы,
беседа)
и
монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать
средства
художественной
выразительности
языка
и
его
грамматических
средств.
Поэтому
детей
необходимо
приобщать
к
миру
художественной
литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота
восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой
речи.
На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач –
формирование
правильной
устной
речи
детей
на
основе
овладения
ими
литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно
преподнести
ребёнку
то
или
иное
литературное
произведение.
Дети
дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.
Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести
до
детей
как
произведение
искусства,
понять
и
прочувствовать,
суметь
проанализировать
содержание
и
форму,
раскрыть
его
замысел,
заразить
слушателей
эмоциональным
отношением
к
литературным
персонажам.
Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией,
средствами
интонационной
выразительности
и
театрального
искусства.
Ответственно
подходить
к
выбору
литературных
произведения
для
представления
их
детям.
Известная
пословица
гласит:
«Иная
книга
ума
прибавит, а иная и последний отшибёт».
Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт
пример творчества и
творческого отношения к реальному миру. Книга
рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и
отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда
рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и
ещё
раз
способствует
воспитанию
у
ребёнка
интереса
и
любви
к
художественной литературе.
«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных
средств
массовой
коммуникации
служит
источником
разнообразной
интеллектуальной
и
эстетической
информации
и
каналом
передачи
её
ребёнку,
помогает
выбрать
определённое
оценочное,
эмоциональное,
практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы
русского
литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык
народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык
волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и
точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого;
легкие и прозрачные стихи
А.С.Пушкина
и
А.
А.
Фета;
образный
язык
маленьких
описаний
К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора
современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих
примеров,
чтобы
понять
необходимость
познания
художественных
произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.
Работа по использованию художественной литературы как средства
развития
речи
должна
строиться
по
принципам:
целенаправленности,
индивидуализации
(нельзя
сравнивать
успехи
детей
у
каждого
свой
потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень
подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности
(закрепление знаний).
Для
достижения
цели
по
развитию
речи
средствами
художественной
литературы выделяются следующие задачи:
- воспитания любви и интереса к художественной литературе,
формирование бережного отношения к книге;
- знакомство с многообразием литературных произведений;
- пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к
художественным произведениям;
- воспитания умения слушать произведение;
- развитие творчества, самостоятельность в художественно-речевой и
театрально-игровой деятельности;
- умение анализировать произведение, оценивать поступки героев;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка;
- умение сочинять и фантазировать, развивать словотворчество;
- умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с
текстом;
- развитие связной речи детей и активизация словаря ребёнка;
- использование фольклорных форм литературы;
- контролировать и направлять процесс домашнего чтения.
Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно
только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей
детей,
а
также
учитываются
запросы
современного
ребёнка.
Важна
и
профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный
опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.
По мере развития
дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к
литературе.
Дети
3 – 4
лет
.
Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им
необходимо
помогать
в
умении
вычленять
главное
действие
основных
героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы
к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное
отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу
речи. В 3- 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении
следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев,
определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их
характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.
Дети
4 – 5
лет
.
Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать
особенности
формы.
Дети
могут
определять
свое
отношение
к
отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-
следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное
с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.
Дети
5 – 7
лет
.
Здесь следует уделять особую роль анализу текста. Дети улавливают
скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве
содержания и формы. Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать,
что он написал.
Различать жанры произведения, выражать свое отношение к
поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства
художественной
выразительности,
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
текста,
уметь
хорошо
пересказывать
и
читать
наизусть,
участвовать
в
инсценировках.
Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель,
дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.
Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе
формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как
они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование
образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических способностей).
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться
НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском
саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по
средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую
развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это
составление
и
разработка
перспективного
планирования
по
теме,
подбор
дидактических
и
подвижных
игр
и
упражнений,
конспекты
занятий,
наглядно-дидактические
пособия
и
альбомы
(«Портреты
писателей
и
поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А
также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений,
дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и
разных
видов
театра,
создание
литературного
центра,
очень
интересным
является
организация
выставок
детских
рисунков,
книжек-самоделок
и
поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам
художественной литературы является
вовлечение в работу родителей, они
должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания,
консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление
работы - с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)
Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное
использование
разного рода художественных произведений как средства
развития
речи,
а
также
правильно
организованной
работы,
определяет
возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников,
способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную
культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и
эмоциональной.
Дети
активно
проявляют
себя
в
разных
видах
художественной
деятельности
и
творчески
активны,
у
них
развито
самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного
доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее
доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.