Напоминание

"Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников"


Автор: Черепкова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 1
Населённый пункт: г. Усть–Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Литература

служит

представительницей

умственной

жизни

народа

».

Н

.

А

.

Некрасов

.

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его

реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону

речи. Одним из таких - является художественная литература.

Художественная литература, действенное, могучее средство умственного, нравственного и эстетического

воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие

и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит

задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо

рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в

трудах:

Л.С.Выготского,

А.В.Запорожца,

О.И.Никифоровой,

Е.А.Флериной,

Н.С.Карпинской,

Л.М.Гурович,

Т.А.Репиной,

К.Д.Ушинского,

Е.И.Тихиевой

и

др.

Основной

результат

их

исследований

выявление

звеньев

механизма овладения связной речью ребенком. Речь – это важнейшее отличие человека от животного. Речь -

появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном

и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с

младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка - это немало важно в

дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять,

затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в

данный

период

времени

приобретает знакомство

с

родной

литературой,

с

текстами

художественных

произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения

ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно,

то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к

художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом

причин:

во-первых,

знакомство

с

литературой

в

семье

используется

в

недостаточном

объёме

или

поверхностно,

во-вторых,

изменился

общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих,

воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им

радость,

эмоциональный

и

творческий

подъём,

но

и

становиться

неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании

является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические

навыки

и

умения

в

диалогической

(ответы

на

вопросы,

беседа)

и

монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать

средства

художественной

выразительности

языка

и

его

грамматических

средств.

Поэтому

детей

необходимо

приобщать

к

миру

художественной

литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота

восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой

речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач –

формирование

правильной

устной

речи

детей

на

основе

овладения

ими

литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно

преподнести

ребёнку

то

или

иное

литературное

произведение.

Дети

дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести

до

детей

как

произведение

искусства,

понять

и

прочувствовать,

суметь

проанализировать

содержание

и

форму,

раскрыть

его

замысел,

заразить

слушателей

эмоциональным

отношением

к

литературным

персонажам.

Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией,

средствами

интонационной

выразительности

и

театрального

искусства.

Ответственно

подходить

к

выбору

литературных

произведения

для

представления

их

детям.

Известная

пословица

гласит:

«Иная

книга

ума

прибавит, а иная и последний отшибёт».

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт

пример творчества и

творческого отношения к реальному миру. Книга

рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и

отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда

рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и

ещё

раз

способствует

воспитанию

у

ребёнка

интереса

и

любви

к

художественной литературе.

«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных

средств

массовой

коммуникации

служит

источником

разнообразной

интеллектуальной

и

эстетической

информации

и

каналом

передачи

её

ребёнку,

помогает

выбрать

определённое

оценочное,

эмоциональное,

практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы

русского

литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык

народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык

волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и

точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого;

легкие и прозрачные стихи

А.С.Пушкина

и

А.

А.

Фета;

образный

язык

маленьких

описаний

К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора

современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих

примеров,

чтобы

понять

необходимость

познания

художественных

произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.

Работа по использованию художественной литературы как средства

развития

речи

должна

строиться

по

принципам:

целенаправленности,

индивидуализации

(нельзя

сравнивать

успехи

детей

у

каждого

свой

потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень

подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности

(закрепление знаний).

Для

достижения

цели

по

развитию

речи

средствами

художественной

литературы выделяются следующие задачи:

- воспитания любви и интереса к художественной литературе,

формирование бережного отношения к книге;

- знакомство с многообразием литературных произведений;

- пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к

художественным произведениям;

- воспитания умения слушать произведение;

- развитие творчества, самостоятельность в художественно-речевой и

театрально-игровой деятельности;

- умение анализировать произведение, оценивать поступки героев;

- развитие эмоциональной сферы ребёнка;

- умение сочинять и фантазировать, развивать словотворчество;

- умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с

текстом;

- развитие связной речи детей и активизация словаря ребёнка;

- использование фольклорных форм литературы;

- контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно

только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей

детей,

а

также

учитываются

запросы

современного

ребёнка.

Важна

и

профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный

опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.

По мере развития

дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к

литературе.

Дети

3 – 4

лет

.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им

необходимо

помогать

в

умении

вычленять

главное

действие

основных

героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы

к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное

отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу

речи. В 3- 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении

следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев,

определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их

характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети

4 – 5

лет

.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать

особенности

формы.

Дети

могут

определять

свое

отношение

к

отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-

следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное

с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.

Дети

5 – 7

лет

.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста. Дети улавливают

скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве

содержания и формы. Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать,

что он написал.

Различать жанры произведения, выражать свое отношение к

поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства

художественной

выразительности,

отвечать

на

вопросы

по

содержанию

текста,

уметь

хорошо

пересказывать

и

читать

наизусть,

участвовать

в

инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель,

дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе

формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как

они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование

образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных

психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться

НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском

саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по

средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую

развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это

составление

и

разработка

перспективного

планирования

по

теме,

подбор

дидактических

и

подвижных

игр

и

упражнений,

конспекты

занятий,

наглядно-дидактические

пособия

и

альбомы

(«Портреты

писателей

и

поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А

также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений,

дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и

разных

видов

театра,

создание

литературного

центра,

очень

интересным

является

организация

выставок

детских

рисунков,

книжек-самоделок

и

поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам

художественной литературы является

вовлечение в работу родителей, они

должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания,

консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление

работы - с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное

использование

разного рода художественных произведений как средства

развития

речи,

а

также

правильно

организованной

работы,

определяет

возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников,

способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную

культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и

эмоциональной.

Дети

активно

проявляют

себя

в

разных

видах

художественной

деятельности

и

творчески

активны,

у

них

развито

самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного

доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее

доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.



В раздел образования