Напоминание

"Театрализованная деятельность как средство развития социально коммуникативного развития детей"


Автор: Черепкова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №1
Населённый пункт: г. Усть-Илимск Иркутской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Театрализованная деятельность как средство развития социально коммуникативного развития детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется,

играя, а в игре он познаёт мир».

Детство- это уникальный и самый ценный период становления личности, это основа, определяющая развитие человека на

протяжении всей его жизни.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, несмотря на то, что

общение обогащает чувственную сферу и является фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и во многом определяют

особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Здесь и дефицит

воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях.

Не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с тем, с кем ему хочется общаться. Трудно

складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детсад из семьи и не имеет навыков общения в

коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации

следует

предотвращать,

так

как,

не

умея

реализовать

стремление

к

общению,

ребенок

становится

замкнутым,

у

него

формируются

отрицательные

черты

характера,

что

не

лучшим

образом

сказывается

на

формировании

социально-

коммуникативной компетентности.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной

сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы

в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и

не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их

выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них

трудности, на их нужды и интересы.

Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить

детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации необходимо как можно

раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Одним из самых эффективных методов развития социально-

коммуникативной компетентности считаются театрализованные игры.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения;

• упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

• игры – драматизации;

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы,

специально

написанные

инсценировки).

Герои

литературных

произведений

становятся

действующими

лицами,

а

их

приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Используемые приемы:

Прием игры-беседы с персонажами сказок. Цель приема – оценить то, насколько детям понятно содержание сказки, то,

как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка эмпатии,

перевоплощения в героев художественных произведений.

Игра – драматизация

обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию

другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

«Кто много читает, тот много знает».

Уже с малых лет мы с помощью сказок, объясняем детям «Что хорошо, а что плохо». Не даром говорят: «Сказка ложь, да в

ней намек, добрым молодцам урок». Незамысловатые, но очень нужные уроки дают детям русские народные сказки. Они

понимают, где добро, а где зло, где любовь, а где ненависть, кто друг, а кто враг, одиночество или верные друзья.

Театрализованная деятельность помогает развивать и строить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и

сверстниками.

Участвуя

в

театрализованной

деятельности,

дети

стремятся

вносить

в

исполнение

ролей

личное,

индивидуальное, своеобразное, ищут способы и средства для выражения индивидуальности. Особенно заметна эта тяга в

среднем и старшем дошкольном возрасте.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в

реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения,

планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода

взаимоотношений, что также важно для развития социально-коммуникативной компетентности.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы

знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре

побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных

высказываний

незаметно

активизируется

словарь

ребенка,

совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью

ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно

пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Использование

педагогических

ситуаций,

разрешаемых

с

помощью

театральной

деятельности:

1.

«Погружение

в

сказку»

при

помощи

«волшебных

вещей»

из

сказки.

Создание

воображаемой ситуации.

2. Чтение и совместный анализ сказок.

3.

Проигрывание

отрывков

из

сказки,

передающих

различные

черты

характера,

с

параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных

качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из

сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых

событий.

6.

Словесные,

настольно-печатные

и

подвижные

игры,

направленные

на

усвоение

нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей

после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры

могут

проводиться

в

двух

вариантах:

с

изменением

сюжета,

сохранив

образы

произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

При

организации

театрализованных

игр

необходимо

соблюдать

Правило

индивидуальности.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из

ведущих ролей в них принадлежит воспитателю.

Воспитатель детского сада – педагог, творец, экспериментатор. Ибо театр – это

зрелище, и требует серьёзных творческих затрат, способности к постоянному поиску и

лицедейству.

Воспитатель

центр

притяжения

в

игре,

своими

действиями,

эмоциональным общением возбуждает в детях инициативу, азарт, активно вовлекает в

игровую и театрализованную деятельность, делая её значимой.

Именно воспитатель – организатор и руководитель театрализованных игр, он помогает

преодолевать трудности, следит за соблюдением правил, поощряет положительные

моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей. Дети

вначале

являются

зрителями:

они

не

могут

сразу

и

в

полном

объёме

овладеть

творческим

процессом,

необходимым

для

участия

в

театрализованных

играх.

Речь

воспитателя на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как

воспитатель говорит, действует за персонажам, имитирует ролевые движения. Особое

внимание мы уделяем анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев,

уточнению

знаний

о

предметах,

явлениях,

их

назначении,

сравнительным

характеристикам героев. Постепенно творческая активность детей возрастает.

Детям

становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются

всё лучше и лучше играть роль. Нельзя рассматривать театрализованную деятельность

детей

только

как

развлечение.

В

театрализованных

играх

осуществляется

познавательное развитие детей, так как они способствуют расширению и углублению

представлений

об

отношениях

между

людьми,

совершенствуют

внимание,

память,

мышление, а в силу того, что театрализованная игра носит коллективный характер, она

способствует формированию навыков общения, коллективизма, взаимопомощи.

Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их

черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются

в

манере

игры

и,

затрагивая

эмоциональную

сферу

ребёнка,

способствует

его

нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются личностные качества

– выдержка,

дисциплинированность, целеустремленность; нравственные – смелость,

честность, доброжелательность и т. д. Безусловно ребёнку с такими качествами легче

найти

друзей

и

адаптироваться

в

коллективе.

Так

у

детей

развивается

мелодико-

интонационная выразительность, плавность речи. При организации игр используется

фланелграф (особенно на начальных этапах). Картинки иллюстрируют рассказ

,

сказку.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются

«входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать

ответственность за успех игры. Воспитатель остаётся активным её участником. Своими

пояснениями

он

направляет

внимание

на

те

предметы

и

явления,

которые

надо

уточнить, закрепить в их сознании.

В ходе работы на постановкой спектаклей, распределения ролей формируется умение

общаться и договариваться между собой. Дети учатся уступать друг другу, выслушивать

советы и мнения других, прислушиваться к замечания сверстников и взрослых, делать

свои

выводы.

В

ходе

выступлений

дети

согласовывают

свои

действия

и

желания,

поддерживают друг друга в случае неудачи, ошибки или стеснения, страха. И как важно,

когда преодолевая трудности, они осознают, что их объединяет общее дело, общая цель,

чувствуют поддержку и одобрение друг друга. Репертуар театральных сказок велик. В

ходе

постановки

закрепляются

знание

детей

о

мире,

природе,

человеке.

Здесь

формируются, не только нормы поведение, но и основы безопасности в быту, социуме.

Он учиться справляться со своими комплексами, стеснениями, зажатостью. Любая роль

требует достоверного и точного знания текста, ребенок берет на себя ответственность

выучить и запомнить роль. Это требует от него не только концентрации внимания,

памяти, но и приложения усилий над собой. Развивает сосредоточенность, чувство

самостоятельности и ответственности.

Лучше наградой для детей является торжественное представление каждого

участника спектакля зрителям. В заключительной части спектакля объявить: «В нашем

спектакле роли исполняли заслуженные актёры нашей группы Маша …..» и далее

перечислить имена и фамилии всех детей. Зрители награждают каждого исполнителя

бурными

аплодисментами.

Педагогу

важно

помнить,

что

в

инсценировании

художественного

произведения

дети

должны

участвовать

независимо

от

их

способностей. При повторном показе можно произвести замену участников. Зрителями

спектаклей могут быть не только дети своей группы, но и дети других групп, родители.

Участвуя в театральном действии повторно, ребёнок чувствует себя более свободно,

легче преодолевает волнение.

Родителей можно привлечь к участию в постановке спектакля. Они так же могут

помочь

в

изготовлении

костюмов,

декораций

к

спектаклю.

Совместная

работа

воспитывает

уважительное

отношение,

чувство

принадлежности

к

семье,

обществу

детей, обществу взрослых. Родители являются большими помощниками и участниками и

верными зрителями. Ребенок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как

член общества, включает себя в систему человеческих отношений, где происходит

диалог

личностей,

ценностных

установок,

освоение

образцов

и

норм

поведения.

Систематическое

включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают

полнее раскрыть детям возможности и способности и укрепляют детско-родительские

отношения.

Примерные

театрализованные

игры

для

использования

с

детьми

:

Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в

него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не

нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и

жюри оценивают этот конкурс.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама

или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...),

приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети

попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает,

чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и

мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и

воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и

котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.

Игра «Пчелы в улье»

Цели:

• развивать логическое и ассоциативное мышление;

• учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы;

Загадка:

Что за домик, мне скажите, Кто в том домике живет,

В нем летает каждый житель? Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)

— Как летают и жужжат пчелы?

(Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж

перемещаются по группе.)

Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в

нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное

сопровождение.

Пчелы в поле полетели, Сели пчелы на цветы,

Зажужжали, загудели, Пчелка я и пчелка ты.

Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают»

нектар. Возвращаются в «улей».

— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей?

(Медведь.)

Этот улей домик наш – уходи, медведь от нас! (произнести с разной интонацией).

На основе театрализованной деятельности могут быть реализованы практически все

задачи воспитания, обучения развития детей. Она может успешно использоваться и для

развития эмоциональной сферы, которая выражается в мимике (выразительные

движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной

мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса).

"Радость"

Цель: первичное знакомство с чувством радости, развитие умения выражать свое

эмоциональное состояние, развитие способности понимать Эмоциональное состояние

другого человека.

Материал: пиктограмма «Радость.

- Упражнение на создание положительного эмоционального фона (каждый ребенок

приветствует своего соседа, называет его по имени и говорит, что рады его

видеть).

- Рассматривание пиктограммы «Радость».

- Упражнение на снятие напряжения мышц лица «Солнечный зайчик» (дети

представляют, что по их лицу бежит солнечный зайчик и гладят его ладонями на

лбу, на щеках, на носу, подбородке и губах).

- Упражнение «Изобрази эмоцию» (дети изображают на своем лице радость).

- Этюд «Встреча с другом» (мальчик встречает товарища и радуется этому).

- Беседа о радости (что такое радость, когда люди радуются и т.д.).

- Разыгрывание сценки (девочка рада за подругу, у которой получился красивый

рисунок).

- Игра «Мыльные пузыри», направленная на развитие выразительности движений и

снятие напряжения (дети свободно передвигаются по комнате, изображая мыльные

пузыри, а по команде: «Пузыри лопнули», ложатся на пол).

«Грусть»

Цель: знакомство с чувством грусти, изучение выражения этого эмоционального

состояния в мимике, голосе.

Материал: пиктограмма «Грусть».

- Упражнение на создание положительного эмоционального фона (дети здороваются

друг с другом, говорят, что рады друг друга видеть).

- Рассматривание пиктограммы «Грусть».

- Упражнение «Солнечный зайчик» (на снятие напряжения с мышц лица).

- Изображение чувства грусти.

- Драматизация ситуации «Пропала собака» (у хозяина пропала собака, и все его

успокаивают).

- Чтение литературных отрывков из произведений К.Чуковского «Краденое солнце»,

«Доктор Айболит», во время которого дети изображают соответствующую эмоцию.

- Игра «Повтори фразу» (дети повторяют фразы «Мне купили игрушку», потерял

карандаш» и т.д., выражая эмоции в голосе).

«Страх»

Цель: знакомство с чувством страха, изучение выражения страха в мимике.

Материал: пиктограммы «Страх», «Радость», «Грусть», свеча в безопасном подсвечнике.

- Игра на снятие эмоционального напряжения (дети здороваются друг другом,

передавая по кругу свечку).

- Рассматривание пиктограммы «Страх».

- Игра «Солнечный зайчик» (снятие напряжения мышц лица).

- Выражение эмоционального состояния страха.

- Драматизация ситуации, позволяющей дать детям опыт переживания негативной

ситуации (девочка увидела гуся и испугалась, а бабушка ее успокоила)

- Игра «Гуси-лебеди» (дети свободно передвигаются по комнате, а щ команде:

«Летят гуси-лебеди», прячутся за стульчики).

Игра «Найди пиктограмму» (дети выбирают

пиктограмму «Страх» из заранее

подготовленных пиктограмм).



В раздел образования