Напоминание

Обобщение по теме "Фонетика"


Автор: Кузнецова Любовь Александровна
Должность: ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с. Подбельск
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с. Подбельск
Населённый пункт: Похвистнево
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 5 класс
Тема: Обобщение по теме "Фонетика"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по теме «Повторение по теме «Фонетика».

Русский язык. 5 класс

Оргмомент (1 мин)

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте

готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Откройте тетради,

запишите число, классная работа.

II. – Ребята, не отступая от традиций, начнём наш урок с синтаксической пятиминутки (5

мин)Задание: составь предложение (используется проектор)

1) Из предложения Туристический слёт проходил у подножия Аю-Дага взять

определение.

2) Из предложения Лето ребята провели в палаточном лагере взять обстоятельство,

выраженное существительным, согласовав его с прилагательным предыдущего

предложения, поставив в именительном падеже мужского рода

3) Добавить сказуемое предложения Музей располагался недалеко от станции.

4) Из предложения Прозвучала прекрасная мелодия вальса добавить определение,

поставив его в мужском роде в предложном падеже перед ним употребив предлог в.

5) Из предложения В лесу росли цветы взять обстоятельство места

Запишите получившееся предложение и произведите его синтаксический разбор (

Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу)

III. Словарная работа. (5 мин)

На столе у каждого ученика кроссворд, разгадываем его, слова записываем,

проговариваем написание.

- Ребята, посмотрите, какое слово получилось в выделенном столбике (фонетика)

Знакомо вам это слово?

-

А что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

IV. Сообщение темы и цели урока. (1 мин)

Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами

вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Проверяем знание

основных понятий фонетики.

V.Проверяем знание основных понятий фонетики. (2мин)

– Раскройте смысл перечисляемых усвоенных понятий. Что это?

Гласный звук, на который падает ударение.

То, из чего состоят гласные звуки.

Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме.

Графическое обозначение звука на письме.

Расположение букв в определенном порядке, обязательном порядке.

То, что мы произносим, когда говорим.

VI. Поиграем немного:

а) Игра-задачка «На рыбалке». По рядам (2мин)

Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся –

по вариантам). Первый ряд ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные;

второй – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых

есть и твердые, и мягкие согласные звуки. (Слайд)

Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель,

налим.

– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за

одну минуту?

б) Игра «Собери букет».(слайд) (2мин)

В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.

Во II букет – только глухие.

В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония,

лютик, зверобой, гербера, колокольчик.

– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?

VII. - Ребята, мы пользуемся с вами словарями, различными справочниками. Быстро найти ту

или иную информацию нам помогает хорошее знание чего? ( алфавита). 5 (мин)

- Что такое алфавит?

-Сколько букв в русском алфавите?

-Сколько гласных букв?

-Сколько согласных?

- Какие гласные буквы могут обозначать два звука, когда это происходит?

- Что значит расположить по алфавиту?

VIII.На проекторе запись ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. Задание: расположите буквы

по алфавиту, чтобы получились слова. Проверка выполнения с помощью проектора.

(АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ)

-

Молодцы, вы правильно выполнили это задание.

-

Итак, идем дальше. Выполним следующее задание: (3 мин)

-

- Ответьте мне: какие буквы не обозначают звуков?

-

- Вспомним, когда в словах пишется Ь, а когда Ъ?

- Какие буквы обозначат 2 звука и в каких случаях?

Распределительный диктант: распределить слова в три колонки: с ь резделительным знаком,

с ъ разделительным знаком, слова, где эти буквы не пишутся. Над буквами Е,Ё,Ю,Я

надписать звуки

РУЖЬЁ, СЪЁЖИЛСЯ, РАЗЪЕЗД, ВЬЮГА, РЕЧКА, БЕЛЬЁ, СЪЁМКА, ПРОЛЬЁТ,

ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, ДОБЬЕМСЯ, РАЗЪЯСНИТЬ, СЭКОНОМИТЬ.

-Проверим. ( Проверка проводиться с помощью проектора). Молодцы, и это задание

выполнили.(Слайд)

IX. Физкультминутка: (1 мин)

Мелкие шажки – раз, два, три.

Лёгкие прыжки раз, два, три

Вот и вся зарядка раз, два, три

Мягкая посадка раз, два, три.

X.- Отдохнули. Вот вам следующее задание: (2мин)

- Молодцы.

- Ребята, а какой раздел ещё тесно связан с фонетикой? Правильно, орфоэпия.

- Что изучается в разделе орфоэпия?

-

А что такое ударение?

-

Как переносим слова? Как нельзя переносить?

-

Задание: расставить ударение

БАЛОВАТЬ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ,

ФАРФОР, ЗВОНЯТ(Слайд)

(Проверка с помощью проектора)

VII.

-Молодцы. Сейчас нам предстоит самое сложное итоговое задание, но мы справимся,

каждый постарается выполнить тест (5мин)

Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны – (Слайд)

ТЕСТ

1) В русском алфавите 33буквы? (+)

2) В русском языке 10 гласных звуков? (-)

3) В русском языке 6 гласных звуков? (+)

4) В русском языке 10 гласных букв? (+)

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц? (+)

6) Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й? (-)

7) Буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2 звука?(+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука? (-)

9) Звуки Ч, Щ, Й, имеют твёрдую пару? (-)

10) В русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости? (+)

-Самопроверка (результаты)

-Молодцы, вы справились с этим заданием. (2мин)

у вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача - грамотно списать этот

текст, вставить правильно буквы. (Проверка с помощью проектора)

-Прочитайте.

-Ребята, докажите, что это текст.

-

О ком он?

-

Что это за произведение?

- Скажите, на какие правила пропущены буквы? (На правописание безударных гласных и

сомнительных согласных)

-

Ребята, а как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?

Не забудьте выделить орфограммы

(Выполнение работы)

ТЕКСТ:

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По

обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое

м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому

– то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему? ( Уч-ся объясняют)

Наш урок подходит к концувсем. (слайд)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выполнить задание к тексту,

выбирая уровень сложности



В раздел образования