Автор: Кузнецова Любовь Александровна
Должность: ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с. Подбельск
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с. Подбельск
Населённый пункт: Похвистнево
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 5 класс
Тема: Обобщение по теме "Фонетика"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по теме «Повторение по теме «Фонетика».
Русский язык. 5 класс
Оргмомент (1 мин)
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте
готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Откройте тетради,
запишите число, классная работа.
II. – Ребята, не отступая от традиций, начнём наш урок с синтаксической пятиминутки (5
мин)Задание: составь предложение (используется проектор)
1) Из предложения Туристический слёт проходил у подножия Аю-Дага взять
определение.
2) Из предложения Лето ребята провели в палаточном лагере взять обстоятельство,
выраженное существительным, согласовав его с прилагательным предыдущего
предложения, поставив в именительном падеже мужского рода
3) Добавить сказуемое предложения Музей располагался недалеко от станции.
4) Из предложения Прозвучала прекрасная мелодия вальса добавить определение,
поставив его в мужском роде в предложном падеже перед ним употребив предлог в.
5) Из предложения В лесу росли цветы взять обстоятельство места
Запишите получившееся предложение и произведите его синтаксический разбор (
Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу)
III. Словарная работа. (5 мин)
На столе у каждого ученика кроссворд, разгадываем его, слова записываем,
проговариваем написание.
- Ребята, посмотрите, какое слово получилось в выделенном столбике (фонетика)
Знакомо вам это слово?
-
А что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)
IV. Сообщение темы и цели урока. (1 мин)
Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами
вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Проверяем знание
основных понятий фонетики.
V.Проверяем знание основных понятий фонетики. (2мин)
– Раскройте смысл перечисляемых усвоенных понятий. Что это?
Гласный звук, на который падает ударение.
То, из чего состоят гласные звуки.
Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме.
Графическое обозначение звука на письме.
Расположение букв в определенном порядке, обязательном порядке.
То, что мы произносим, когда говорим.
VI. Поиграем немного:
а) Игра-задачка «На рыбалке». По рядам (2мин)
Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся –
по вариантам). Первый ряд ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные;
второй – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых
есть и твердые, и мягкие согласные звуки. (Слайд)
Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель,
налим.
– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за
одну минуту?
б) Игра «Собери букет».(слайд) (2мин)
В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.
Во II букет – только глухие.
В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония,
лютик, зверобой, гербера, колокольчик.
– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?
VII. - Ребята, мы пользуемся с вами словарями, различными справочниками. Быстро найти ту
или иную информацию нам помогает хорошее знание чего? ( алфавита). 5 (мин)
- Что такое алфавит?
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных букв?
-Сколько согласных?
- Какие гласные буквы могут обозначать два звука, когда это происходит?
- Что значит расположить по алфавиту?
VIII.На проекторе запись ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. Задание: расположите буквы
по алфавиту, чтобы получились слова. Проверка выполнения с помощью проектора.
(АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ)
-
Молодцы, вы правильно выполнили это задание.
-
Итак, идем дальше. Выполним следующее задание: (3 мин)
-
- Ответьте мне: какие буквы не обозначают звуков?
-
- Вспомним, когда в словах пишется Ь, а когда Ъ?
- Какие буквы обозначат 2 звука и в каких случаях?
Распределительный диктант: распределить слова в три колонки: с ь резделительным знаком,
с ъ разделительным знаком, слова, где эти буквы не пишутся. Над буквами Е,Ё,Ю,Я
надписать звуки
РУЖЬЁ, СЪЁЖИЛСЯ, РАЗЪЕЗД, ВЬЮГА, РЕЧКА, БЕЛЬЁ, СЪЁМКА, ПРОЛЬЁТ,
ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, ДОБЬЕМСЯ, РАЗЪЯСНИТЬ, СЭКОНОМИТЬ.
-Проверим. ( Проверка проводиться с помощью проектора). Молодцы, и это задание
выполнили.(Слайд)
IX. Физкультминутка: (1 мин)
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки раз, два, три
Вот и вся зарядка раз, два, три
Мягкая посадка раз, два, три.
X.- Отдохнули. Вот вам следующее задание: (2мин)
- Молодцы.
- Ребята, а какой раздел ещё тесно связан с фонетикой? Правильно, орфоэпия.
- Что изучается в разделе орфоэпия?
-
А что такое ударение?
-
Как переносим слова? Как нельзя переносить?
-
Задание: расставить ударение
БАЛОВАТЬ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ,
ФАРФОР, ЗВОНЯТ(Слайд)
(Проверка с помощью проектора)
VII.
-Молодцы. Сейчас нам предстоит самое сложное итоговое задание, но мы справимся,
каждый постарается выполнить тест (5мин)
Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны – (Слайд)
ТЕСТ
1) В русском алфавите 33буквы? (+)
2) В русском языке 10 гласных звуков? (-)
3) В русском языке 6 гласных звуков? (+)
4) В русском языке 10 гласных букв? (+)
5) Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц? (+)
6) Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й? (-)
7) Буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2 звука?(+)
8) Ь обозначает только мягкость согласного звука? (-)
9) Звуки Ч, Щ, Й, имеют твёрдую пару? (-)
10) В русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости? (+)
-Самопроверка (результаты)
-Молодцы, вы справились с этим заданием. (2мин)
у вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача - грамотно списать этот
текст, вставить правильно буквы. (Проверка с помощью проектора)
-Прочитайте.
-Ребята, докажите, что это текст.
-
О ком он?
-
Что это за произведение?
- Скажите, на какие правила пропущены буквы? (На правописание безударных гласных и
сомнительных согласных)
-
Ребята, а как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?
Не забудьте выделить орфограммы
(Выполнение работы)
ТЕКСТ:
Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По
обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое
м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому
– то под..езду и стала плакать.
-Проверим, какие буквы вы вставили и почему? ( Уч-ся объясняют)
Наш урок подходит к концувсем. (слайд)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выполнить задание к тексту,
выбирая уровень сложности