Напоминание

«Правописание гласных Е-И в корнях с чередованием»


Автор: Наволока Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: «Правописание гласных Е-И в корнях с чередованием»
Раздел: среднее образование





Назад




«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках

литературы»

Автор

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №3 г. Ростов-на-Дону»

Наволока Татьяна Владимировна

Единую задачу воспитания можно целиком

выразить в одном только слове: нравственность.

Иоган Гербарт

Человечество шагнуло в 21век, век развития гуманитарной культуры.

Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня,

без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно.

Вопросы

нравственного

развития,

воспитания

человека

волновало

общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно

встретить

жестокость

и

насилие,

проблема

нравственного

воспитания

становится более актуальной. Учитель в своей деятельности должен уделить

этой проблеме важнейшую роль. Главной целью педагога является оградить

учащихся от мира жестокости и грубости, познакомить с принципами морали и

этики, формировать нравственные представления и понятия.

«В

воспитании

человека

важно

добиваться.

Чтобы

нравственные

и

моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни

каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».

[Свадковский И.Ф. 1977-11]

Учитель

учит

школьников

анализировать,

оценивать

нравственные

явления,

воспринимаемые

ими,

соотносить

их

со

своими

поступками,

1

осуществлять

выбор

нравственных

решений.

Таким

образом,

он

переводит

внимание обучающихся с общих представлений о нравственности и моральных

понятий на действительность.

Что

делать,

если

глобальная

компьютеризация

проникла

в

сознание

школьника?

У

ребенка

нет

времени,

а

порой,

к

сожалению,

и

желания,

пойти

в

библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее. У ребенка нет времени

задуматься «о разумном, добром, вечном».

В последнее время в одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки,

книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные

герои, на которых выросло не одно поколение. На смену им пришли герои

бесчисленных

зарубежных

сериалов

монстры

и

драконы,

завоеватели

вселенной и космические пираты.

Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям,

навязывает нашим детям чужие ценности: культ силы и денег. Дети стали

своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому

уступать,

воображают

себя

супергероями,

копируют

речь,

поведение,

привычки.

В данный момент, на опыте познав такие разрушительные последствия,

мы

обязаны

сохранить

и

передать

наши

духовно-нравственные

ценности

следующему поколению, нашим учащимся. Сохранять и передавать обычаи,

чтимые и почитаемые предками. Мы должны учить детей – служению добру,

служению людям. На примере наших русских народных сказок учить детей

различать

добро

и

зло,

помогать

детям,

увидеть

красоту

нравственных

поступков, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, милосердия,

правдолюбия, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

В.А.Сухомлинский

считал,

что

«незыблемая

основа

нравственного

убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло,

честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию

2

ребенка

лишь

при

условии

яркой

наглядности,

очевидности,

морального

смысла того, что он видит, делает, наблюдает». [26, с.170]

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного

развития

должна

быть

направлена

на

обеспечение

духовно-нравственного

развития

обучающихся

в

единстве

урочной,

внеурочной,

внешкольной

деятельности в совместной педагогической работе.

Многие подростки имеют ценности несовместимые с общепринятыми

моральными

нормами.

Современная

молодежь

настроена

враждебно

к

«консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как патриотизм,

совесть, честь, очень часто вызывают у детей негативные эмоции.

Первоочередной

задачей

учителя-словесника

является

духовно-

нравственное

воспитание

школьника,

способствующее

формированию

личности ученика.

Каждый учитель задумывается о том, каким выходит в жизнь его ученик.

Готов ли он служить идеалам мира и добра? Будет ли защищать слабых,

помогать

нуждающимся,

уважать

старших?

Сможет

ли

отстаивать

свои

убеждения?

Мы, педагоги, уверены, что главным в образовании является воспитание,

литература не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания

души, где главное потребность в книге, к учебнику жизни.

Самое

главное

на

уроке

литературы

понять

ученика,

раскрыть

его

внутренний мир, дать возможность заговорить. Учащихся надо учить доброму,

через доброе, только тогда они не сломаются при соприкосновении со злом,

сумеют уверенно противостоять.

Сильное

влияние

на

нравственное

развитие

школьников

в

процессе

обучения оказывает личность педагога. Примеры увлеченного, ответственного

отношения к своему делу, бескомпромиссности, принципиальности, чуткости и

заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в

торжество морали.

3

Велика роль литературы в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила

воздействия

ее

на

формирование

нравственных

принципов

подрастающего

поколения.

В этом убеждает меня многолетний опыт работы в школе, наблюдения

последних лет.

Вот

почему,

начиная

уроки

литературы

в

7-ом

классе,

я

читаю

замечательные слова А.Сент-Экзюпери:

«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать

от стыда за нищету,

хоть она как будто существует и не по

твоей вине.

Гордиться

победой,

которую

одержали

товарищи.

И

знать,

что

укладывая

камень, ты помогаешь строить лицо».

Каким высоким гуманизмом проникнуты эти строки! Не потому ли они

органически вплетаются в урок, когда на нем ставится вопрос: чему нас учит

литература?

Готовы

ли

подростки

решать

вопросы

нравственного

характера,

выдвигаемые требованиями к современному уроку?

Да, готовы: изучение классической литературы усилило ее нравственное

воздействие

на

подростков.

Но

произведение

литературы

как

идейно-

художественное целое, как носитель нравственного и эстетического идеала

только тогда оставляет глубокий след в сердцах ученика, когда мы способны

вызвать

на

уроке

раздумья

о

жизни,

сделать

психологически

понятными

поступки и мысли героев. Иными словами, мы должны стремиться развивать у

школьников активную работу мысли.

Приведу пример. В известных уже ученикам горьковских «сказках об

Италии» тема материнства зазвучала для них гордо и прекрасно: «Мать

творит, она охраняет, и говорить при ней о разрушении – значит говорить

против

нее…

Мать

всегда

против

смерти;

рука,

которая

вводит

смерть

в

жилища

людей,

ненавистна

и

враждебна

матерям…»

Эти

слова

понятны

семиклассникам, они волнуют их, связывают неразрывной нитью с проблемами

современного мира, мира, которому грозят новые кровавые столкновения. И

4

разве

не

страстным

призывом

беречь

мир

звучат

эти

строки

о

матери

на

современном уроке.

Большие

возможности

для

нравственного

становления

личности

заложены в произведениях литературы.

Так

я,

завершая

изучение

творчества

Н.А.Некрасова,

провела

урок

внеклассного чтения по поэме «Русские женщины». При подготовке к уроку

школьники

читали

поэму,

одни

готовили

иллюстрации

к

понравившимся

страницам,

другие

инсценировки

(«Разговор

Трубецкой

с

иркутским

губернатором»,

«Встреча

Волконской

с

мужем»),

третьи

выразительное

чтение понравившихся эпизодов.

Во

время

урока

использовали

иллюстрации

Д.Шмарина.

учащиеся

подготовили рассказ о Е.И.Трубецкой, М.Н.Волконской, об истории создания

поэмы.

Заранее продумывали вопросы:

Какие черты героического характера русской женщины воплощены

в образах Трубецкой и Волконской?

Какие чувства вызвала у Волконской встреча с мужем в темном,

душном руднике?

Почему нельзя без волнения читать строки поэмы?

В чем истоки героизма, мужества, преданности этих женщин?

Вместе с учителем учащиеся приходят к выводу, что героини поэмы

Некрасова мужеством привлекают нас и сегодня. Они были единомышленницы

своих

мужей,

горячо

любили

их.

Верность

дому,

уважение

к

подвигу

декабристов,

стремление

поддерживать

их

волю

и

мужество

ставят

этих

удивительных женщин на необыкновенную нравственную высоту. Их имена –

символ женской верности, самопожертвования.

Думаю, что подобная система в работе учителя поможет развить интерес

к художественной литературе, научит ребят нравственно оценивать поступки

свои и чужие, будет способствовать воспитанию гражданина.

5

Внимание

к

нравственному

содержанию

поэзии

вдвойне

оправданно

сегодня,

когда

проблемы

духовного

развития

каждого

стали

предметом

государственных

забот,

а

нравственное

воспитание

входит

в

число

самых

актуальных задач.

Из всех родов литературы поэзия, благодаря ее эмоционально-образной

насыщенности,

обладает

наибольшей

силой

влияния

на

внутренний

мир

человека, строй его чувств и переживаний, характер представлений о добре и

зле.

Стремление к воспитанию высоких нравственных качеств сочеталось у

лучших

поэтов

с

убежденностью

в

том,

что

жажда

совершенства,

тяга

к

прекрасному живет в самом человеке, является первородным свойством его

души.

«Дай мне звезду»,- твердит ребенок сонный…» Так начиналось одно из

стихотворений И.Бунина, где красота раскрывалась не только в гармоническом

слиянии личности с окружающим миром, но и в неспокойной обращенности

человека неизменно ввысь, к недосягаемому, но желанному.

Лепечут листья сада. Тонким свистом

Сурки в степи окликаются. Ребенок

Спит на колени матери. И мать,

Обняв его, вздохнув счастливым вздохом,

Глядит большими грустными глазами

На тихую зеленую звезду…

Стихи учат нравственности, воспитывают учащихся.

В.А.Сухомлинский

писал:

«Ребенок

не

увидит

красоты

окружающего

мира,

если

он

не

почувствовал

красоты

слова,

прочитанного

в

книге».

[В.А.Сухомлинский о воспитании. М., 1975, с.175]

Музыка

может

углубить

воздействие

литературных

произведений

на

чувства учащихся. Целесообразно с помощью музыки развивать в детях тонкое

восприятие

образных

средств

литературы,

помочь

им

почувствовать

лирическое содержание описания. Стремясь к этому, я обращаю внимание

6

учащихся

на

общие

для

поэзии

и

музыки

выразительно-изобразительные

средства,

на

музыкальность

поэзии,

на

необходимость

сближения

чтения

стихов вслух с музыкой.

Практика

показывает,

что

музыка

на

уроках

литературы

помогает

углубить

восприятие

произведений,

у

детей

возникает

большой

интерес

к

содержанию произведений.

Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам,

болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее,

проницательнее, мудрее.

По

формированию

мотивов

нравственного

поведения

я

использую

множество разнообразных методов и приемов: этические беседы (на уроках

внеклассного чтения); диспуты (дети сами выбирают тему из предложенных

учителем), письменные размышления на нравственную тему.

Развитию

нравственного

сознания

детей

также

способствует

их

знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся

людей.

Важным

источником

нравственного

опыта

школьников

является

разнообразная внеклассная работа.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть

представлено отдельными уроками.

Перед нами сегодня стоят следующие задачи:

помочь учащимся развивать духовные задатки;

научить

бережному

и

заботливому

отношению

к

окружающей

среде;

поощрять уверенность в себе.

Нравственное

воспитание

непрерывный

процесс,

он

начинается

с

рождения

человека

и

продолжается

всю

жизнь.

Нравственное

воспитание

ребенка

занимает

ведущее

место

в

формировании

всесторонне

развитой

личности,

оказывает

огромное

влияние

и

на

умственное

развитие,

и

на

7

трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических

чувств и интересов.

Литература

1.

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности

школьника в коллективе. – М., 2000г.

2.

Калюжный

А.А.

Роль

учителя

в

нравственном

воспитании

школьников. – М., 1998г.



В раздел образования