Автор: Мартынюк Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №8 "Лесная сказка" Населённый пункт: город Канск, Красноярского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: Родительское собрание "Наши руки не для скуки" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида №8 «Лесная сказка»
Родительское собрание
«Наши руки не для скуки»
Автор: Мартынюк Ольга Владимировна
воспитатель
г. Канск
Родительское собрание «Наши руки не для скуки»
Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность темы состоит в том, что наиболее благоприятная атмосфера
общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка
происходит полноценное развитие его личности. В последнее время вследствие
повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная
связь, телевидение, интернет и т д), высокой занятости родителей бытовыми
семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения
между ребенком и
взрослым. Это влечет за собой распространение общего
недоразвития речи (ОНР) среди детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития России происходят изменения в системе
образования:
внедрение
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
что
в
свою
очередь
вносит
свои
коррективы
в
содержание
образовательной
программы.
Современные
требования
к
роли
родителей
в
воспитании
детей
возрастают.
Задача
дошкольного
образовательного
учреждения
-
изменить
позицию
родителей
из
позиции
"сторонние
наблюдатели" в позицию "активные участники". Как донести до родителей то,
что они должны делать по отношению к своим детям? Как сделать так, чтобы
они поняли про свои обязанности, про свое место в обучении и воспитании
детей? Я считаю, что детский сад и семья могут создать единое пространство
развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга. В процессе
реализации основной программы, я столкнулась с рядом проблем:
- педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей
воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в
детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении
содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а
именно они выступают социальными заказчиками;
- несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение
самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка,
посмотреть на ситуацию его глазами;
- преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог
выступает
в
роли
информатора
семьи
о
жизни
ребенка
в
детском
саду,
и
зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.
С целью решения вышеперечисленных проблем, я реализую работу
родительского
клуба
«Наша
дружная
семья
–
мама,
папа
и
конечно
я»,
включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.
Внедрение
и
апробация
инновационных
форм
работы
с
семьями
воспитанников
призваны
обеспечить
эффективное
взаимодействие,
сотрудничество
с
семьей,
формирование
системы
социально-психолого-
педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение
усилий
для
развития
и
воспитания
детей,
создание
атмосферы
общности
интересов;
- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание
их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Одной из инновационной формы работы клуба является открытие семейной
художественной
студии –
это
своего
рода
рукотворная
мастерская,
объединяющая семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении
педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии
может
быть
разнообразным
по
форме:
совместные
специализированные
занятия, мастер-классы для родителей по изготовлению игрушек, рукоделию,
нетрадиционного оборудования для игр и упражнений (по выбору родителей).
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже
становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание
родителей заниматься со своими детьми творческой деятельностью.
Я предлагаю вашему вниманию одно из занятий в художественной студии в
рамках работы родительского клуба.
Содержательная часть.
Цель: Формирование у родителей представлений о взаимосвязи развития
мелкой моторики рук, мышления и речи.
Задачи.
- знакомство родителей с техникой изготовления поделок, игровых пособий из
подручного материала, в домашних условиях;
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, их
психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании;
Общее содержание.
Уважаемые родители сегодня мы поговорим о развитии мелкой моторики
рук. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с
развитием речи, внимания, памяти; способствует интеллектуальному развитию
детей. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое
развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт,
то задерживается и речевое развитие. Все дело в головном мозге, а точнее в
центрах,
отвечающих
за
движения
пальцев
рук
и
речь.
Данные
центры
расположены очень близко друг к другу. Таким образом, массируя пальцы и
развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие
отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами, наша речь находится на
кончиках наших пальцев. Эффективные пути для развития мелкой моторики рук
и
развитие
ручной
умелости
продуктивная
деятельность
(рисование,
лепка,
конструирование,
аппликация),
вышивание,
различные
игры
с
мелкими
предметами, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него,
пальчиковый
театр,
упражнения
по
подготовке
руки
к
письму
(работа
с
трафаретами, шаблонами). Детям, посещающим логопедическую группу, игры
по развитию пальцевой моторики просто необходимы. Совместное творчество
детей и взрослых сближает, доставляет массу впечатлений не только ребёнку, но
и взрослым. Развивать умение мастерить у детей нужно как можно раньше, так
как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно
в
детстве
и
положительно
влияет
на
формирование
личности
и
является
кладовой для развития фантазии, творчества, воображения.
Процесс изготовления поделок, игр не только положительно скажется на
развитии эстетических и эмоциональных чувств, пополнит навыки и умения,
необходимых детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику руки, внимание,
интеллектуальную и творческую активность.
Мастерить можно из всего, что есть в любой семье: салфетки, губки,
пластиковые бутылки и крышки и т.д.
Чтобы вы не тратили время и силы на поиски специальных приспособлений,
я хочу предложить сделать несколько поделок из того, что наверняка есть в
каждом доме.
Приложение
Аппликация из салфеток "Цветок"
Вам потребуется цветной картон, салфетки различного цвета, клей ПВА,
кисть, простой карандаш.
1.Рисуем карандашом любой цветок;
2.Салфетки разрываем на мелкие кусочки и пальцами скатываем в шарик;
3.Постепенно наносим клей на цветок и выкладываем аппликацию.
Поделка "прыгающий мяч"
Для изготовления этой поделки потребуется: пробка от пластиковой
бутылки, вата, обычные нитки, тонкая резинка.
Пробку обкладываем ватой и перематываем нитками, закрепляем резинку на
получившийся мячик и делаем петельку для пальчика на другом конце резинки.
Мини театр "Веселые человечки"
Оставшиеся цилиндры от туалетной бумаги
Клей, бумага белая, ножницы, фломастеры.
Из белой бумаги вырезаем круг.
Рисуем веселые мордашки.
Вырезаем и приклеиваем к цилиндру.
Ваш мини театр готов.
Можно
вырезать
из
старых
детских
журналов
понравившиеся
силуэты
и
приклеивать к основе.
Конструктор "Лего" из губок.
Приобретите несколько упаковок губок для мытья посуды. Поролоновые башни,
дома,
дорожки
заменят
ребенку
обычный
конструктор.
А
также
можно
смастерить из деталей кораблики и запускать их дома в тазу или летом в мини -
водоемах.
Вариантов
множество,
это
лишь
небольшая
часть
предметов,
при
помощи
которых можно развлечь вашего ребёнка.
Главное - вовремя вспомнить о том, что обыкновенные вещи, которые нам
взрослым, кажутся привычными и незаметными, для подрастающего человека
могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во
всём его многообразии.
Список литературы.
1.Журнал для родителей «Игра и дети». № 0/ 2001г.
2.«Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников
с ОНР». Дошкольная педагогика №2 2007г.
3.«Куклы на основе цилиндра» Дошкольная педагогика №7 2007г.