Автор: Оразбаева Кадрия Эсманбетовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 47
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г.Сургут
Наименование материала: НОД по развитию речи в старшей группе в период самоизоляции
Тема: Рыбки плавают в пруду
Раздел: дошкольное образование
Здравствуйте, уважаемые родители.
Тема этой недели «Обитатели рек и водоемов».
Цель: Уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, местах обитания, способствовать
закреплению полученных знаний о рыбах.
Во вторник у нас по плану НОД-Развитие речи на тему: «Рыбки плавают в пруду».
Предлагаю сначала найти дома книги, в которых есть картинки с изображением рыб
(аквариумных, речных, морских). Рассмотреть их с детьми, спросить о их названии, о том, где они
живут.
Вместе с ребенком разложить иллюстрации так, чтобы они все лежали по группам. Аквариумные –
золотая рыбка, меченосец, гуппи, сом и т.д. Речные – карась, щука, ерш. Морские – форель, окунь,
осетр.
У кого дома есть аквариум, понаблюдайте за рыбками.
Предложите ребенку ответить на вопросы:
-Какие бывают рыбы? Чем отличаются аквариумные рыбки от других рыбок? (Тем, что
аквариумных рыбок кормит человек, а рыбы в море и реке сами ищут себе корм. Тем, что за
рыбками в аквариуме ухаживает человек. Он чистит аквариум, меняет в нем воду, ставит для
рыбок домики, кладет камушки. А за морскими и речными рыбками никто не ухаживает. Они все
делают сами.)
- А еще чем отличается? ( Аквариумные рыбки небольшого размера, а речные и морские
покрупнее).
- А что общего у всех рыбок? ( У всех рыбок есть чешуя, плавники, хвост, голова, туловище. Они
все живут в воде ).
А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать. А как ты думаешь в воде есть воздух?
Можно провести небольшой опыт с ребенком дома. В сосуд с водой положить кусочек
пластилина и понаблюдать (на пластилине появятся пузырьки).
-Что это за пузырьки? (пузырьки это воздух). Вывод: в воде есть воздух и рыбы им дышат.
Дыхательная гимнастика ( рука на животе -вдыхаем глубоко и проговариваем 2 строчки, на
выдохе остальные 2 строчки)
Рыбка, рыбка золотая,
Ты красивая такая.
Рыбка, рыбка ты плыви,
Свои глазки береги.( повторяем 2-3 раза)
После можно предложить поиграть в дидактическую игру: «Подберем слова родственники к
слову «рыба».
- Как назовем маленькую рыбу? (рыбка)
- А как мы назовем большую рыбу? (рыбина)
- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек)
- Куда пошел рыбак? (на рыбалку)
- Что он делает на рыбалке? (рыбачит)
- Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)
- Как называется суп из рыбы? (рыбный)
- А жир рыбы, какой? (рыбий)
- Как называется поселок, в котором живут рыбаки? ( рыбацкий)
- Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)
- Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба.
- Произнесите слово рыба, какой слышится первый звук? (-р-)
- Это согласный или гласный звук? (согласный)
- Какой фишкой обозначается? (синей)
- Какой слышится второй звук? (-ы-). Это гласный звук, обозначаем красной фишкой
- Какой слышится третий звук? (-б-). Это согласный звук, обозначаем его синей фишкой
- Какой слышится четвертый звук? (-а-). Это гласный звук, обозначаем красной фишкой
- Сколько звуков в слове рыба? (4)
- Сколько согласных звуков в слове рыба? (2)
- Сколько гласных звуков в слове рыба? (2)
- Сколько слогов? (2)
Пальчиковая гимнастика.
Жил да был один налим,
(Складывают ладошки, делают ими плавные движения, имитируют движения плавников.)
Два ерша дружили с ним.
(Раздвигают ладошки, делают движения двумя ладонями.)
Прилетали к ним три утки
( Складывают руки накрест, делают взмахи ладонями.)
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики по очереди.)
Выучить стихотворение (ребенок должен знать автора):
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть
(Е. Стюарт)
- Мы сегодня разговаривали о рыбах. Что нового ты узнал о них? Что тебе было интересно делать?
Какая рыбка тебе понравилась больше всего?
И поискать интересную информацию о ней в интернете, показать и рассказать ребенку.
Всего Вам доброго!