Автор: Наталия Викторовна Князева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с приоритетным осуществлением познавательно - речевого развития детей № 16"
Населённый пункт: Псков
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Теоретические основы развития связной монологической речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
Теоретические основы развития
связной монологической речи старших дошкольников
Связная монологическая речь
–
развернутое,
законченное,
эмоциональное
изложение
определенного
содержания,
которо е
осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно
и образно.
Монологическая речь организует и корректирует любую деятельность,
эмоциональную сферу и поведение детей, тренирует внимание и память
старших дошкольников. Связная речь необходима в каждом педагогическом
процессе, она сопровождает всю деятельность ребенка.
Проблемы развития связной речи дошкольников изучали многие
выдающиеся психологи и педагоги: Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, Ф. А.
Сохин, А. М. Бородич, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Л. П. Федоренко, Г. А.
Фомичева и др.
Современный ритм жизни влияет на то, что родители не добиваются
речевой активности у своих детей, дети больше играют в компьютерные игры
и
все
меньше
общаются
со
сверстниками,
то
есть
современным
дошкольникам не хватает речевого общения. Высокая занятость родителей
тоже негативно влияет на развитие связной речи старших дошкольников.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) в
образовательной
области
«Коммуникативное
развитие»
связная
монологическая речь обозначена как один из компонентов устной формы
речи
детей.
Связная
монологическая
речь
должна
развиваться
и
совершенствоваться в различных видах деятельности старших дошкольников.
Федоренко Л. П. и А. М. Бородич полагают, что диалогическая и
монологическая речь взаимосвязаны, но ведущая роль в развитии речи и
умственных способностей принадлежит монологической речи. В процессе
любого
вида
работы
у
детей
развивается
связная
монологическая
речь.
Монологическая речь – более сложный вид речи, нежели диалогическая. В
монологической
речи
используются
простые
и
сложные,
длинные
по
структуре
предложения;
чтобы
ею
овладеть
от
ребенка
требуется
более
напряженное внимание к своей речи. Монологическую речь характеризует
развернутость,
полнота,
четкость,
взаимосвязь
отдельных
звеньев
повествования.
М. Авитиди, И. Галкина, М. Лязина описывают основную из важнейших
черт
монологической
речи
-
произвольность,
осознанность.
Монолог
–
организованный и произвольный вид речи. Произвольность монологической
речи
выражается
в
том,
что
старший
дошкольник
должен
обдумать
содержание своей речи и выбрать определенную языковую форму (отобрать
адекватные лексические средства и использовать сложные синтаксические
конструкции). Организованность выражается в том, что говорящий планирует
и программирует весь «монолог» как целое.
Целенаправленно обучать детей монологической речи начинают со
средней
группы
детского
сада,
а
в
младшей
группе
проводится
подготовительная
работа:
дошкольники
учатся
слушать
педагога,
высказываться в присутствии товарищей.
О. Н. Иванищина выделяет главную задачу педагога в развитии речи
детей старшего дошкольного возраста – это развитие монологической речи и
самостоятельного
творческого
использования
языка
в
процессе
речевой
деятельности.
Решение
этой
задачи
зависит
от
разнообразных
факторов
(среды, деятельности и т.д.). Эти факторы должны быть учтены в обучении.
А решение других речевых задач (развитие звукопроизношения, грамматики,
словаря и т. д.) ведет к постепенному совершенствованию монологической
речи
детей.
Старшие
дошкольники
овладевают
умениями:
пересказывать
литературные
произведения,
составлять
описательные
рассказы,
сочинять
истории и сказки; дети этого возраста учатся отстаивать свою точку зрения в
спорах и т.д. При развитии у старших дошкольников монологической речи
необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности детей.
Сомкова О. Н. описывает речь – как ведущее средство общения,
сопровождает
все
виды
деятельности
ребенка;
от
развития
речи
зависит
успешность
любой
деятельности
ребенка.
Связная
монологическая
речь
развивает мышление детей, делает более осознанной трудовую деятельность,
обогащает игровую деятельность и развивает творчество. Уровень развития
коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к
школьному обучению. Высокий уровень развития связной монологической
речи
позволяет
старшему
дошкольнику
быть
интересным
собеседником,
рассказчиком, сочинителем. Монологическая речь требует, чтобы у старшего
дошкольника
были
развиты
умения
самостоятельно
определять
тему
и
содержание рассказа, логично выстраивать текст; подбирать и использовать
вербальные и невербальные средства выразительности. Старший дошкольник
осваивает сюжетное рассказывание и речь – рассуждение.
Старших дошкольников необходимо научить рассуждать, доказывать,
контролировать
собственную
речь.
Постоянно
нужно
создавать
речевые
ситуации так, чтобы ребенок мог рассуждать, выбирать правильное решение
и оформлять его в речи. Необходимо учить старших дошкольников способам
создания
разных
типов
связных
высказываний
(описание,
повествование,
рассуждение,
объяснение).
Развивать
способность
применять
их
в
зависимости
от
жизненной
ситуации,
переносить
полученные
навыки
в
повседневное
общение.
Здесь
огромную
роль
играет
моделирование
жизненных ситуаций.
Многие известные педагоги и психологи полагают, что связная
монологическая речь и мышление взаимосвязаны. Связная речь – высшая
форма
речемыслительной
деятельности.
Успешность
обучения
старших
дошкольников
в
школе
напрямую
зависит
от
уровня
овладения
связной
речью; так как дети должны уметь давать развернутые ответы на вопросы,
связно излагать свои мысли. Вся речь дошкольника связана с его сознанием и
решение
задачи
формирования
связности
речи
обязательно
предполагает
обогащение речи детей сложными синтаксическими конструкциями. Связная
речь отражает логику мышления ребенка. Для того, чтобы связно о чем – то
рассказать,
у
ребенка
должны
быть
развиты
умения
анализировать
(устанавливать причинно – следственные, временные и др. отношения между
предметами
и
явлениями),
сравнивать
и
делать
выводы.
С
возрастом
у
ребенка
развивается
мышление
(он
осознает
связи
между
различными
явлениями и предметами), а это ведет за собой развитие связности речи. И,
наоборот, овладение связной речью влияет на интеллектуальное развитие
(ребенок
начинает
пользоваться
речью,
как
средством
мыслительно
–
познавательной
деятельности).
В
ДОУ
умственное,
нравственное
и
эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи.
Выдающиеся педагоги А. М. Бородич, В. В. Гербова, Ф. А. Сохин, О.
С.Ушакова и др. описывали проблемы содержания монологической речи;
цели и задачи ее развития; методы и приемы работы по ее развитию; системы
специальных занятий для дошкольников. Ф. А.Сохин и О. С.Ушакова в 1994
году разработали «Программу развития речи детей дошкольного возраста в
детском
саду»,
где
описано
содержание
обучения
речи,
определены
организация и основные методы работы; описаны речевые умения и навыки,
которые
должны
быть
усвоены
детьми
на
каждом
возрастном
этапе.
Достоинство ее: должно быть комплексное решение различных речевых задач
на
каждом
занятии,
содержание
программы
акцентирует
внимание
на
формирование у детей языковых обобщений, осознание языковых явлений,
речевой
самоконтроль
(процесс
развития
ребенка
имеет
творческий
характер).
В программе описаны определенные требования - в ДОУ у детей нужно
развивать эмоциональную, выразительную и культурную монологическую
речь. Программа предусматривает увеличение требований к уровню развития
монологической речи и материала от средней группы к подготовительной.
Сомкова О. Н. и Тихеева Е. И. указывают на то, что в ДОУ должна быть
создана
предметно
–
развивающая
среда,
в
которой
речь
старших
дошкольников беспрепятственно и правильно бы развивалась. Детям нужны
для этого игрушки, театры разных видов, портреты литературных героев,
развивающие игры и объекты природы. Необходимы также дидактические
пособия,
иллюстративные
материалы,
модели,
предметы
для
опытно
–
поисковой работы, материалы, книги (и сделанные руками детей), журналы,
орудия для игр и труда.
О. Ельцова, Л. Крицкая, Н. Шадрова описывают, что все материалы,
предметы, объекты развивающей среды должны находиться в доступном для
детей месте.
О. С. Ушакова выделяет следующие задачи развития монологической
связной речи у старших дошкольников:
- развивать основные представления о структуре любого текста (начало,
середина, конец);
- обучать разным способам связи предложений в рассказе;
- формировать умения раскрывать любую тему и основную мысль своих
высказываний;
- придумывать названия к рассказу;
- развивать у старших дошкольников умения строить высказывания разных
типов (описание, повествование, рассуждение);
-
учить
осознавать
содержательные
и
структурные
особенности
описательного и сюжетного текстов;
-
составлять
сюжетные
рассказы
с
соблюдением
логики
изложения,
и
применяя средства художественной выразительности;
-
обучать
составлять
различные
рассуждения
с
использованием
для
доказательства точных определений и аргументов;
-
формировать
умения
использовать
для
своих
высказываний
соответствующие
модели
(схемы),
отражающие
последовательность
изложения текста.
Ведущие формы обучения языку – образовательная ситуация (занятие),
ситуация
общения,
беседы
в
ходе
режимных
моментов
(на
прогулке,
утренний, вечерний туалет, в процессе труда, во время праздников…), беседы
в ходе наблюдения.
Образовательная ситуация (занятие) направлена на организацию
знакомства детей с новым явлением и новыми словами. Организованные
образовательные ситуации предназначены для обогащения, систематизации,
углубления личного опыта дошкольников, для освоения новых эффективных
способов
деятельности.
Организованные
педагогом
образовательные
ситуации
учат
детей
понимать
и
разрешать
проблемные
ситуации
и
применять свои умения в новых условиях. Образовательные ситуации имеют
проблемно – поисковый характер, предполагают совместную деятельность с
педагогом и активную самостоятельность детей в решении различных задач –
социальных, коммуникативных, творческих и т.д. Они носят личностно –
ориентированный характер. Ситуация общения направлена на активизацию
уже освоенных речевых форм. Практические образовательные ситуации –
рассматривание
картин,
предметов,
чтение
литературного
текста
и
т.д.
Ведущее
место
в
педагогическом
процессе
ДОУ
отводится
игровым
образовательным
ситуациям.
В
старшем
возрасте
они
становятся
проблемными по своему содержанию, включают более сложные игровые
задачи.
Проблемные
игровые
образовательные
ситуации
направлены
на
формирование
умения
рассказывать,
разыгрывать
небольшие
сценки;
стимулирование
у
детей
желания
задавать
вопросы,
пересказывать
услышанное. Образовательные ситуации для старших дошкольников имеют
ограниченные
временные
рамки,
они
не
обеспечивают
каждому
ребенку
достаточную речевую практику.
Ситуация
общения
–
спонтанно
возникшая,
или
специально
организованная
педагогом
форма
общения,
направленная
на
тренировку
умения
использовать
уже
известные
детям
речевые
категории.
Педагог
использует
ситуации
в
режимных
моментах
для
решения
задач
коммуникации. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально –
оценочными,
описательными,
объяснительными
в
зависимости
от
вида
деятельности детей. Примерами специально планируемых речевых ситуаций
могут быть игры – викторины различной тематики. Такие ситуации общения
позволяют максимально учесть интересы и потребности каждого ребенка,
создать ему эмоциональный, психический и физический комфорт.
Преимущество – естественность обстановки, дошкольникам проще
вступать в беседу. Педагог в такой ситуации имеет большое количество
времени, чтобы активизировать речевую деятельность всех детей.
А. М. Бородич выделяет общие дидактические требования к занятиям по
развитию связной речи:
1.Тщательная
подготовка
к
занятию,
учет
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка, уровня знаний и умений детей, подбор методов и приемов
обучения.
2.Определение
оптимальной
интенсивности
нагрузки
(принцип
развивающего обучения), педагог должен уметь использовать специальные
приемы различной сложности.
3.Занятие должно иметь воспитательный характер (в процессе развития речи
совершенствуются все психические процессы), на занятиях по развитию речи
реализуется
творческий
подход,
они
влияют
на
эстетическое
воспитание
дошкольников,
занятия
по
развитию
речи
должны
развивать
эмоции
и
поддерживать интерес детей.
4.Определение четкой структуры занятия и распределение приемов и методов
обучения
согласно
ней.
В
начале
занятия
дети
осознают
цель,
у
них
вызывается интерес и внимание к дальнейшему, в основной части занятия
реализуются
ведущие
приемы
обучения
и
обязательно
самостоятельная
работа детей, заключительная часть занятия эмоциональная и краткая; между
частями занятия должно быть 1 - 2 физкультминутки.
5.На каждом реализуемом этапе занятия необходимо обеспечивать речевую
активность каждого ребенка, в том числе активное восприятие и понимание
речи
педагога
и
сверстников.
Активность
старших
дошкольников
поддерживают
разнообразием
видов
деятельности,
их
сменой,
использованием
правильной
методики
ведения
диалога
и
применением
разнообразных игровых приемов.
6.Необходимо
сочетание
фронтальных
и
индивидуальных
форм
работы,
педагог учитывает уровень знаний и речевые навыки каждого дошкольника,
уделяет
повышенное
внимание
детям
с
плохо
развитой
речью
и
с
особенностями психического развития (молчаливым и т. д.).
7.Занятия по развитию речи могут проходить в разных условиях (в группе, за
столами, на ковре, на улице и т. д.). При этом учитывается соблюдение
гигиенических условий – освещенность, чистый воздух, мебель по росту и
т.п.,
и
эстетических
требований
(внешний
вид
педагога,
дошкольников,
наглядности …).
8.На каждом занятии первично учитываются результаты, уровень знаний
детей,
возникшие
трудности.
В
дальнейшем
полученные
детьми
знания,
умения и навыки закрепляются на других занятиях или в других видах
деятельности.
Обучение на занятиях воспитывает интерес к решению проблемных
речевых задач (это развивает мышление и внимание, что очень важно для
детей с недоразвитием речи).
А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова считают, что на занятиях по
развитию
связной
речи
должен
быть
доверительный
стиль
общения,
допускающий шутки и игры. Для поддержания интереса к занятию педагог
может
организовывать
разнообразные
сюрпризные
моменты,
слуховые
и
зрительные эффекты. Дети сидят за столом, на ковре, на стульях так, чтобы
видеть друг друга и свободно контактировать. Педагоги могут проводить
фронтальные и подгрупповые развивающие занятия с детьми.
Многие педагоги отмечают активное развитие связной монологической
речи старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Сюжетно –
ролевые игры развивают самостоятельные высказывания детей, обогащают
словарь
бытовой
тематики
и
воспитывают
культуру
речевого
общения.
Существуют
различные
сюжетно
–
ролевые
игры,
которые
развивают
монологическую
речь
детей
(«Телефон»,
«Космос»,
«Школа»…)
Педагог
должен
следить,
чтобы
главные
роли
получали
дети
с
наиболее
плохо
развитой связной речью. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников
разнообразны по своей тематике. Подготовка к подобным играм предполагает
большую работу педагога по обогащению представлений детей во время
чтения
художественной
литературы,
рассматривания
картин,
журналов;
различных бесед; рассказов и т.д. В игровой деятельности решаются задачи
развития
речевых
и
неречевых
средств
общения:
построение
диалогов,
составление описательных рассказов, использование речи – рассуждения.
Конструирование пополняет словарь детей за счет трудных для старших
дошкольников
слов:
обозначений
качества,
величины,
пространственного
расположения
предметов.
Подвижные,
музыкальные
и
театрализованные
игры с текстом, формируют выразительность детской речи, вырабатывают
правильный
темп
и
дыхание,
дикцию.
Дидактические
игры
тренируют
речевые
умения
и
навыки
(построить
фразу,
изменить
слово,
составить
рассказ и т. д.). В режиме дня для игровой деятельности детей должно
отводиться максимальное время, так как игра – ведущая деятельность для
дошкольников.
Арушанова А. Г. и др. полагают, что на занятиях со старшими
дошкольниками
часто
применяются
дидактические
игры
и
упражнения,
особенно
при
освоении
средств
и
способов
построения
связного
высказывания.
Тихеева Е. И. подчеркивает роль труда для развития монологической
речи детей. В трудовом общении дети усваивают названия разнообразных
материалов, орудий труда и их частей, большой части трудовых приемов и
действий. Речевые представления, которые дети получают и чувственным и
действенным путем, более отчетливые, глубокие и запоминающиеся. Каждый
труд, который проделал старший дошкольник, должен быть материалом для
развития монологической речи. Большую роль на развитие монологической
речи
оказывает
выполнение
детьми
поручений
педагога.
Старшие
дошкольники не только выполняют поручения, но и учатся давать словесный
отчет о выполнении.
На развитие речи влияет изобразительная и музыкальная деятельность.
Праздники и подготовка к ним развивают эмоции и публичную речь детей.
Перед
праздником
совместно
с
педагогом
обсуждается
его
содержание,
украшение музыкального зала и систематизация репертуара. На утренниках
развивается
умение
выступать
перед
публикой,
уверенность
в
себе,
воспитывается
потребность
путем
живого
слова
воздействовать
на
слушателя,
открывается
простор
для
творчества.
На
праздниках
дети
инсценируют
маленькие
сценки,
читают
стихи,
рассказывают.
При
этом
нужно следить, чтобы были задействованы и дети с речевыми нарушениями.
Выступать на праздниках могут и должны все дошкольники, вне зависимости
от
их
речевых
нарушений.
При
этом
открывается
простор
для
развития
речевого творчества. Заучивание песен на музыкальных занятиях развивает
выразительность речи старших дошкольников.
Связная
монологическая
речь
развивается
и
при
заучивании
стихотворений. Е. И.Тихеева считает, что стихи повлияют на внутренний мир
и развитие речи ребенка, если предшествует наблюдение, впечатления детей.
Чтобы усилить эффект от заучивания стихотворения, можно использовать
соответствующую
картину
для
наглядности;
значение
незнакомых
дошкольникам слов объясняется заблаговременно.
Работа по развитию речи детей объединяется с работой по ознакомлению
с окружающим, художественной литературой. На занятиях по ознакомлению
с
окружающим
и
природой,
речь
педагога
–
это
основной
источник
обогащения их лексики и стимулятор развития связной речи – диалогической
и
монологической.
На
занятиях
по
ознакомлению
с
художественной
литературой основной источник развития речи – сам текст художественного
произведения; а речь педагога здесь – вспомогательный источник.
Особенно влияет на развитие связной монологической речи объединение
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
подгруппы
для
продуктивной,
исследовательской и других видов деятельности. На развитие связной речи
ребенка
влияет
его
художественная
деятельность.
Старшие
дошкольники
постоянно зарисовывают свои мысли и представления, также как взрослый
их записывает. Рисунки, поделки детей – одно из средств, для развития их
монологической речи. Необходимо поощрять интересом педагога желание
высказываться
о
своем
и
рисунке
сверстников,
потому
что
старшие
дошкольники способны осуществлять критическую оценку рисунка.
Во многих литературных источниках описано, что все стороны речи
взаимосвязаны
между
собой,
и
связную
речь
нужно
развивать
вместе
с
грамматикой, звукопроизношением и т.д.
Ф. А. Сохин и др. полагают, что основная роль в развитии связной
монологической речи старших дошкольников в ДОУ принадлежит взрослым;
зависит от их речевой культуры, богатства словарного запаса, связности и
грамматической
правильности
речи.
Педагог
должен
иметь
богатый
словарный
запас,
отличную
дикцию,
владеть
интонационной
и
темпоритмической стороной речи. Педагог должен владеть культурой речи и
уметь
анализировать
языковые
средства,
он
должен
иметь
определенные
знания лингвистики. Взрослый должен владеть доступной для понимания
детей
речью,
с
точным
и
правильным
использованием
словесных
обозначений.
Занятия
и
ситуации
общения
педагог
организовывает
так,
чтобы
они
проходили
эмоционально,
динамично
и
стимулировали
самостоятельность и творчество дошкольников.