Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»


Автор: Прокудина Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина
Населённый пункт: Георгиевский район станица Урухская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

английского языка в условиях реализации ФГОС».

Учитель английского языка: Прокудина Светлана Николаевна

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более

важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения

Актуальность темы

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время

можно

утверждать,

что

именно

учитель

может

сделать

для

здоровья

современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение

детей

не

наносило

вреда

здоровью

школьников.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

включают

формирование,

укрепление

здоровья, воспитание у детей культуры здоровья. Подготовка к здоровому

образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна

стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми

начальной школы.

«Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью

минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться,

дадут

вам

в

результате

больше

целой

недели

полусонных

занятий».

К.Ушинский

Наше будущее – это наши дети. «Забота о человеческом здоровье,

тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической

полноте

всех

физических

и

духовных

сил,

и

венцом

этой

гармонии

является радость творчества». В. А. Сухомлинский.

Состояние

здоровья

подрастающего

поколения

-

важнейший

показатель благополучия общества и государства, не только отражающий

настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья

детей

школьного

возраста

в

России

стало

не

только

медицинской,

но

и

серьезной педагогической проблемой.

По

статистике

состояния

здоровья

большую

группу

составляют

дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются

привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в

понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых

Один

из

самых

травматичных

факторов

для

здоровья

школьников

является

общая

стрессогенная

система

организации

образовательного

процесса и проведения уроков.

На

этом

фоне

снижается

успеваемость

учащихся,

ухудшается

их

дисциплина,

усиливается

состояние

тревожности.

Все

это

обуславливает

необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются

все

трудности

учащихся

в

процессе

обучения

и

предлагает ся

квалифицированная педагогическая поддержка.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и

целенаправленной организации урока английского языка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических

дефектов

Физическое здоровье

Психическое здоровье

Социальное здоровье

Нравственное здоровье

Духовное здоровье

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а)

в

физическом

плане

умеет

преодолевать

усталость,

здоровье

позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б)

в

интеллектуальном

плане

проявляет

хорошие

умственные

способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет

шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и

восхищаться

В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть

здоровым?”.

любовь к ребёнку;

уважение его мнения;

демократический опыт у учителя;

поощрение успехов ребёнка;

формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что

повышает мотивацию.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально

комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной

эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны

полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм

школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение

к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников

Применение

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

на

уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе

его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь

для здоровья, с повышенной мотивацией.

Не

случайно

одна

из

основных

задач

ФГОС:

укрепление

физического и духовного здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие

технологии –

это

методы,

которые

направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных

качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирующие

представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового

образа жизни.

Итак, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить

школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На

своих

уроках

я

использую

здоровьесберегающие

технологии,

которые помогают школьникам легко усвоить материал без ущерба для их

здоровья

и

ощутить

удовольствие

и

эмоциональный

комфорт

от

самого

процесса

получения

знаний.

В

своей

работе

я

использую

смену

видов

деятельности,

дыхательную

гимнастику,

физкультминутки,

игровые,

динамические и музыкальные паузы, зрительную гимнастику, релаксацию и

эмоциональную рефлексию.

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках английского языка имеет первостепенное значение.

Иностранный язык – один из наиболее трудных предметов в школе:

интенсивные

занятия

требуют

от

учеников

концентрации

внимания

и

напряжения сил в течение всего урока.

На уроках английского учащимся

приходится

выполнять

много

различных

видов

деятельности,

к

ним

относятся:

говорение,

письмо,

чтение,

аудирование,

анализ

информации,

п о э т ом у

у ч и т е л ю

н е о бход и м о

п р и м е н я т ь

н а

с в о и х

у р о к а х

здоровьесберегающие технологии.

Для

организации

благоприятного

климата

на

уроке,

для

более

эффективного

достижения

практических,

общеобразовательных

и

практических

целей,

поддержания

мотивации

обучаемых

используются

различные элементы здоровьесберегающих технологий.

Чем комфортнее чувствуют себя дети в процессе обучения, тем выше

уровень их успеваемости. Отсутствие напряжения положительно сказывается

на психологическом состоянии ребенка, а доброжелательное, терпеливое и

тактичное отношение учителя помогает усвоить разнообразный материал.

Основные технологии здоровьесбережения

Чёткая организация урока

Смена видов деятельности через каждые 7-10 минут

Физкультминутки

Динамические паузы

Игры, песни, рифмовки, стихи

Технологии критического мышления

Методы позитивной психологической поддержки ученика

Так что же относится к здоровьесберегающим технологичям?

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Коррекционные технологии

В учебном процессе наиболее приемлемо использование первого и

второго направлений. В этом имеет смысл говорить не просто об уроке, а о

Здоровьесберегающем уроке. Что это такое?

Здоровьесберегающий урок – это физиологически обоснованная

организация процесса обучения, способствующая сохранению умственной и

физической

работоспособности

обучающихся,

развитию

и

воспитанию

здоровой личности

Здоровьесберегающий

урок – это, прежде всего, урок, на котором

учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую

работоспособность

учащихся,

профилактику

утомления,

поддерживает

внимание

и

интерес

учащихся.

Умение

педагога

отбирать,

рационально

использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения,

позволяет

учащимся

легче

переносить

учебные

нагрузки,

снизить

риск

ухудшения здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках играет

большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее

овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь

цели,

решить

задачи

обучения,

а

также

учит

детей

жить

без

стрессов,

укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Использование

технологии

личностно-ориентированного

обучения

снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою

очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к

воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

На своих уроках я использую: методы позитивной психологической

поддержки

ученика,

учет

индивидуальных

особенностей

учащегося

и

дифференцированный

подход

к

детям

с

разными

возможностями,

поддержание

познавательного

интереса

к

изучению

английского

языка,

принцип двигательной активности на уроке

Урок – зона психологического комфорта

Важно

создавать

на

уроке

положительную

эмоциональную

настроенность

учащихся.

Нельзя

говорить

о

здоровьесберегающих

технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Положительные

эмоции,

способны

полностью

снять

любые

последствия

отрицательных

воздействий на организм учащихся. Для создания нужного эмоционального

фона можно использовать эмоциональную разрядку, такую, например, как

смешное четверостишие, шуточное высказывание или поговорка. Небольшая

шутка поможет снять умственное напряжение и разрядить обстановку.

Методы эмоциональной раскачки

Игра “A gift”

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное.

«Я

дарю

тебе

счастье

(солнце,

дружбу,хорошее

настроение,

звёзды)»

Упражнение “Compliments”

Дети

по

очереди

говорят

друг

другу

добрые

слова,

стараясь

акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «A message for you” По кругу передается сообщение, например

«I’m pleased to see you», “I’m glad to see you”, ”You look good» etc.

“ We begin our day together”

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний

день, поздравляют с днями рождения и т.п. Задания «Поделись радостью».

«Нарисуй свое настроение» и т. д. Похвала «Учитель! Помни, твоя улыбка

стоит тысячи слов»

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата

является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well

done!», «How clever you are!», «How smart you are ”, “ Excellent answer”,

Невербальные

методы

поощрения:

улыбка,

жесты,

мимика,

аплодисменты и т. Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах,

карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса

за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.

Цель

релаксации – снять

умственное

напряжение,

дать

детям

небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение,

что ведёт к эффективности усвоения материала.

•Зарядка с использованием движения, песен, танца.

•Физкультминутки.

•Подвижные игры и другие игры, желательно связанные с темой урока

•Пальчиковые игры.

•Упражнения для глаз

•Дыхательные упражнения

Пальчиковая гимнастика- «Простые движения рук помогают снять

умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают

речь ребенка» (В.М. Бехтерев)

«Ум ребёнка находится на кончике пальцев» (Сухомлинский)

Использование нестандартных уроков также помогает проводить урок

непринуждённо,

с

настроением

и

только

положительными

эмоциями;

создавать приятную, располагающую к занятиям обстановку. К ним можно

отне сти

Уроки-игры,

Уроки-дискуссии,

Ур о к и - с о р е в н о в а н и я ,

Театрализованные

уроки,

Уроки

с

групповыми

формами

работы,

Уроки

взаимообучения

учащихся,

Уроки

творчества,

Уроки

–конкурсы,

Уроки-

обобщения, Уроки-экскурсии.

Для

себя

я

выделила

несколько

правил

для

проведения

физкультминуток: Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его

содержания; Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие

снижает

интерес

к

ним,

следовательно,

их

р е зул ьт ати вн о с ть ;

Физкультминутки

должны

проводиться

на

начальном

этапе

утомления,

выполнение

упражнений

при

сильном

утомлении

не

даёт

желаемого

результата.

Предпочтение

нужно

отдавать

упражнениям

для

утомлённых

групп мышц. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет

использования

рифмовок,

стихотворений,

песен

на

основе

движений

и

проведения физкультминуток.

Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее,

повышает эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит

детей

с

народным

творчеством

страны

изучаемого

языка,

а

также

способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности

движений.

На уроках английского языка обязательно следует использовать

песни. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из

наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся.

Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры,

отрабатывается фонетика языка и т.д. Кроме того, песни дают возможность

расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности

на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда

нужна

разгрузка,

снимающая

напряжение

и

восстанавливающая

работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных

аппаратов,

развивает

музыкальный

слух

и

память,

повышает

интерес

к

предмету

На примере следующих песен можно показать изучение спряжения

глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья», «Животные».

I have a father, I have a mother, Look at the boy- he has a toy.

I have a sister, I have a brother Look at the girl- she has a doll

Father, mother, sister, brother- Look at the cat- it has a hat,

Hand in hand with one another. Look at the pig- it is very big.

Рефлексия – это неотъемлемая часть завершения уроков.

Для ее проведения я использую различные приемы.

Так, например, в начальной школе в конце урока предлагаю детям

вспомнить,

чему

они

должны

были

научиться

и

проанализировать

свою

работу на уроке:

Поработали ребята – оцените результаты.

Сам себе поставь оценку: солнце, тучку, снегопад.

Солнышко – собой доволен.

Тучка – я чуть-чуть расстроен.

Снегопад – ну не беда, так бывает иногда.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет,

снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс

простых упражнений для глаз:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1

до 20 по-английски).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 3-5сек (считаем десятками от

10 до 100 по–английски).

Look up, look down Look around.

Look at your nose Look at that rose. Close your eyes, One, two, three!

Open your eyes, You can see! My eyes can see,

Несомненно,

в

процессе

обучения

английскому

языку

большое

значение имеет игра.

Игра – дверь в душу ребенка.

В

игре

ребенок

раскрывается,

т.е.

проявляет

самостоятельность,

решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже

понимает

окружающий

мир,

значение

слов,

проявляет

все

свои

лучшие

качества.

Применяются

игры,

способствующие

отдыху,

вызывающие

положительные

эмоции,

легкость

и

удовольствие.

Например,

игры-

пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры.

Ролевые

игры

в

группе

дают

возможность

воссоздания

самых

различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Они

забывают о своем психологическом дискомфорте.

Рефлексия: Рефлексия эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

К

здоровьесберегающим

технологиям

также

можно

отнести

методические

приёмы,

формирующие

критическое

мышление.

Развитию

мыслительных

операций,

памяти

и

одновременно

отдыху

учащихся

способствуют:

кластер

-мозговой штурм

-синквейн

-«знаем /хотим узнать / узнали»

-учимся вместе

-ажурная пила

-зигзаг

-инсерт

-5-“w”

-бриллиант

концептуальное колесо

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю

создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке.

Положительные

эмоции

способны

полностью

снимать

последствия

отрицательных

воздействий

на

организмученика.

Поэтому

для

создания

положительной

атмосферы,

а

также

снятия

усталости

и

умственного

напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может

быть

поговорка,

шуточное

высказывание,

смешное

четверостишие,

юмористическая картинка.

Применение

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

на

уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе

его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь

для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не

дает

дополнительной

нагрузки

на

нервную

систему

и

способствует

творческому развитию личности.

А

теперь,

коллеги,

давайте

оценим

результаты

совместной

деятельности. Я предлагаю это сделать в творческой форме - синквейн.

Пример заполнения таблицы

1.Название предмета

Использование

здоровьесберегающих

технологий

на уроках английского языка

2 .

Д в а

п р и л а г а т е л ь н ы х ,

которые описывают предмет

эффективный, творческий

3.

Описание

действий

(три

глагола)

стимулирует, направляет,

обучает

4.

Фраза

из

четырех

слов,

выражающая главную мысль

свой

стиль

педагогической

деятельности

5.

Синоним

первого

слова,

который раскрывает его суть

умение и опыт



В раздел образования