Автор: Старокожева Алла Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №1
Населённый пункт: г. Светлограда Петровского района Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные технологии обучения на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Интерактивные технологии обучения на уроках биологии
А.И. Старокожева, учитель биологии
МБОУГ №! Г. Светлограда
Петровского городского округа
Ставропольского края
В современных условиях учителю мало формировать определенный объем знаний
у учащихся, мало транслировать эти знания, учитель должен реализовывать творческие
задачи,
развивать
у
учащихся
способности
к
самореализации,
применяя
личностно-
ориентированный, исследовательский, проектный подходы. При этом учитель должен
учитывать, что у каждого человека свой генотип, свои индивидуальные особенности.
Личность ученика для меня самоценна. У ребят, пришедших на мой урок, свое
восприятие окружающего мира, свой жизненный опыт. Для того, чтобы вызвать интерес у
учащихся, я создаю такой микроклимат на уроке, такую атмосферу сотрудничества, что
ребята не стесняются высказывать свое мнение, свое видение проблемы, поставленной
перед ними. В этом мне помогают интерактивные технологии обучения.
Современные требования времени привели к значительному пересмотру системы
подачи нового материала. Быстрое забывание новой информации является следствием
установки
на
механическое
воспроизведение
биологических
знаний.
Ключевые
компетенции можно выработать у обучающихся в процессе формирования собственной
точки зрения на проблемные вопросы, умение общаться, работать в группах, приходить к
коллегиальному
решению.
Технологии
интерактивного
обучения,
осуществляющие
взаимодействие учащихся между собой, учителя и учащихся, становятся все актуальнее.
С помощью технологий интерактивного обучения учащийся видит свою успешность,
учитель для него создает комфортные условия обучения, в которых он развивает навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
лидерские
качества,
умение
принимать
ответственность за собственную и командную деятельность. Я организовываю учебный
процесс таким образом, чтобы каждый учащийся вносил свой индивидуальный вклад,
был вовлечен в процесс познания. Для того чтобы учащиеся учились критически мыслить,
решать
проблемные
вопросы,
участвовать
в
дискуссиях,
анализировать,
принимать
мнение других ребят, я организую на уроках парную, групповую работу, творческие
задания, исследовательские проекты.
Одним из видов интерактивного обучения является игра. Я применяю различные
виды игры: познавательные, творческие, контролирующие, развивающие, ролевые. Для
учащихся
среднего
звена
создаю
игру
по
принципу
телепередачи
«Где
логика?».
Например, ребята по видеоряду: лопата, зажмуренные глаза, шуба должны понять, что
речь идет о кроте, который имеет конечности копательного типа, редуцированное зрение и
красивую шерсть.
Применяю в таких играх работу с фразеологизмами, связанными с биологией.
Например,
видеоряд:
слеза,
стекающая
по
щеке,
крокодил,
надпись
«Так
говорят
о
человеке, который неискренне сочувствует» должны привести учащихся к фразеологизму
«Лить крокодиловы слезы».
Ролевые
игры
применяю
в
теме
«Цитология»,
когда
ряд
учащихся
получает
карточки с названиями органоидов клетки. Представляя, что школьный кабинет – это
клетка, им необходимо найти местоположение и назвать функции своего органоида. Они
имеют
группы
поддержки,
которые
могут
помогать
участникам
игры
правильно
определить
свое
место
по
отношению
к
главным
компонентам
клетки
и
объяснить
функции органоидов, чью роль они играют. Учащийся, выполняющий роль ядра, как
главный
компонент
клетки,
координирует
работу
остальных
учащихся.
При
этом
создается доброжелательная, творческая атмосфера проведения игры.
Игровое моделирование применяю при изучении темы «Биосинтез белка». Создаем
с
учащимися
аппликации
ДНК
смысловой,
ДНК
транскрибируемой,
РНК
информационной, РНК транспортной. В заданиях линии 27 ЕГЭ повысилась сложность
заданий по данной теме в связи с тем, что необходимо учитывать 3-штрих и 5-штрих
концы цепей. Когда ребята начинают пространственно выстраивать цепи ДНК и РНК, им
легче понять принцип антипараллельности. Трудная для восприятия тема «Размножение
клетки.
Митоз.
Мейоз»
изучается
моими
воспитанниками
с
помощью
пластилина
и
цветных
нитей.
При
моделировании
фаз
деления
клетки
учащиеся
разбираются
в
особенностях конъюгации и кроссинговера, отличий первого и второго деления мейоза.
Принцип комплементарности молекулы ДНК легко понять, подобрав пару по выступам и
впячиваниям в карточках.
Дискуссия, как интерактивный метод обучения, применяю при изучении темы
«Глобальные проблемы человечества». Ребята делятся на команды «ученых генной и
клеточной
инженерии»,
«нефтяных
магнатов»,
«экологов»,
«представителей
пищевой
промышленности», «метеорологов». При обсуждении глобальных проблем человечества
происходит
обмен
идеями,
мнениями
в
группе,
предлагаются
нетрадиционные
пути
решения многих проблем, проявляется компетентность и научная корректность членов
групп.
Интерактивные
методы
обучения
на
уроках
биологии
способствуют
самостоятельному
осмыслению
учебного
материала
учащимися,
активизации
их
познавательной
деятельности,
сотрудничеству
типа
«учитель-учащийся»,
«учащийся-
учащийся».
Интерактивное
обучение
–
творческое
направление
педагогики,
требующее
от
учителя немалых моральных и физических затрат. Интерактивный учитель уважает своих
учеников, помогает им улучшать успеваемость, устанавливать дружеские отношения в
классном коллективе, решать проблемы самостоятельно.
Интерактивные методы обучения я применяю на всех этапах уроков биологии. Они
универсальны, подходят для работы, как со средним, так со старшим звеном школьников.
Интерактивные
методы
обучения
способствуют
активизации
познавательной
деятельности учащихся, самореализации личности.
Список литературы
1.
Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения
//Информатика и образования. -2011. - №6. – с.111-114.
2.
Козырев Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии решения
проектных задач // Управление качеством образования: теория и практика
эффективного администрирования. – 2011. - №6. – с.60-68
3.
Кашлев С.С. интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие // М.:
ТетраСистемс, 2013. – с.245
4.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. технологии игры в обучении и развитии // М.:
1996. – с.268
5.
Райс О.И. Интерактивные технологии в обучении. Практическое пособие // М.:
Издательские решения, 2016. – с.439