Напоминание

Технология ИСУД как инструмент управления деятельностью, направленной на создание условий для учебного успеха каждого ученика


Автор: Воробьева Елена Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Технология ИСУД как инструмент управления деятельностью, направленной на создание условий для учебного успеха каждого ученика
Раздел: среднее образование





Назад




Проект «Технология ИСУД как инструмент управления

деятельностью, направленной на создание условий

для учебного успеха каждого ученика»

Сегодня формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития

способностей и талантов у детей является одним из ключевых приоритетов развития

образования в стране и регионе. Всё большее число образовательных организаций и

специалистов

активно

поддерживает

идею системы

работы

с

одаренными

детьми.

Тысячи учеников участвуют в конкурсах и олимпиадах различных уровней, однако

потом не все успешно самоопределяются в профессии. Поэтому необходимо начинать

работу в данном направлении еще с начальной школы, и в рамках каждого учебного

предмета должна осуществляться деятельность по выявлению и развитию способностей

и талантов учащихся с целью дальнейшего успешного самоопределения обучающихся в

профессии. Основанием для разработки проекта послужили следующие нормативные

документы:

-

Профстандарт

педагога

определяет,

что

одной

из

необходимых

компетенций

современного

педагога

является

умение «разрабатывать

и

реализовывать

индивидуальные

образовательные

маршруты,

индивидуальные

программы

развития

обучающихся».

- В

Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. говорится о Формирование эффективной

системы

выявления,

поддержки

и

развития

способностей

и

талантов

у

детей

и

молодежи… направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех

обучающихся».

-

В

федеральном

и

региональном

проектах

«Успех

каждого

ребенка»

актуализирован вопрос выявления и развития талантов с целью их профессионального

самоопределения и спланированы мероприятия по достижению этой цели.

Поэтому стратегическая цель проекта заключается в создании системы работы

учителя-

предметника

на

основе

данных,

полученных

в

ходе

анализа

параметров

учебной

деятельности

ученика

и

совершенствовании

на

основе

ИСУД

подходов

к

управлению

качеством

образования

на

уроке.

Совмещение

двух

систем

в

вопросе

выявления, развития и поддержки способностей обучающихся, по моему мнению, будет

способствовать созданию условий для формирования нового подхода к проектированию

индивидуальной траектории развития каждого ученика средствами учебного предмета,

повышению качества и эффективности образования, а также поможет подготовиться к

внешней экспертизе (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ и т.д).

Концептуальным

признаком

технологии

ИСУД,

разработанной

кандидатом

биологических

наук,

доцентом

кафедры

управления

МГПУ

Натальей

Львовной

Галеевой, является проектирование алгоритмов управления деятельностью учеников,

что позволяет перейти к настоящему управлению по принципу «субъект-субъектного»

взаимодействия: «если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то оптимально

сделать так…» В процессе работы по технологии ИСУД мной адаптированы матрицы

параметров

ИСУД

для

учащихся,

разработана

информационная

карта

урока

по

технологии ИСУД, формы домашних заданий систематизированы по тем же основаниям,

что и матрица параметров внутренних ресурсов учебной деятельности ученика.

Понятие

«индивидуальный

стиль

учебной

деятельности»

используется

как

характеристика

проявления

внутренних

образовательных

ресурсов

в

реальном

образовательном процессе, на основе которого может быть выстроена непосредственная

деятельность учителя по проектированию условий для развития ученика средствами

учебного предмета.

Главное, чем управляет учитель на уроке –это образовательный процесс, но здесь нет

единственно правильного решения, каждый учитель моделирует управление процессом

по-

своему.

Данная

технология

позволяет

моделировать

процесс

с

ориентацией

на

развитие каждого ученика. И эта модель и является ресурсом его учебного успеха.

Моделировать управление процессом можно по количеству учащихся, по

методам

обучения/учения,

по

направленности

информационных

потоков,

по

этапам

учения.

Управлять можно только тем, что можно измерить. Поэтому любая система

предполагает постоянный контроль над процессами с целью анализа проблем, оценки

ресурсов, выработки мероприятий по их решению путём своевременного применения

корректирующих действий, определения результативности процесса. И надо отметить,

что это замкнутый процесс, который можно назвать управленческим циклом. Моделей

управления много, но механизм один и диагностика здесь c помощью ИСУД- основа

качественного управления. Уникальность этой технологии в том, что мы организуем

урочную деятельность, учитывая индивидуальность ребёнка. Каждый ученик, несмотря

на то, что мы учим всех по одной программе, имеет свой индивидуальный набор

внутренних ресурсов.

Можно представить себе этот набор внутренних ресурсов в таком виде:

«знаю»- это его объём и уровень знаний по предмету,этот ресурс измеряется оценкой

по предмету и пополняется через обучение, выполнение упражнений, ориентированных

на достижение предметных результатов;

«умею»

хранит

в

себе

метапредметные

ресурсы,

которые

развиваются

благодаря

регулятивным, коммуникативным и познавательным УУД на уроке через обучение и

тренировку. Единицей измерения здесь является уровень развития: 0- недопустимый, 1-

недостаточный, 2- оптимальный;

«могу»

содержит

психические

и

психофизиологические

ресурсы,

которые

наиболее

сложно оценить учителю- предметнику, но для этого разработаны памятки учителю и

необходимо работать совместно с педагогом- психологом;

«хочу» предполагает мотивационную сферу ученика, которая поддается воздействию

через воспитание. Единицей измерения в данном случае является: уровень мотивации:

базовый, познавательный, социальный.

Это

система

индивидуальности

как

совокупность

подсистем,

требующих

различных

способов

педагогического

воздействия. Учитель

не

может

управлять

внутренними ресурсами ученика напрямую, но он может использовать внешние ресурсы

учебного успеха ученика (методики, оснащение, общение, содержание и так далее).

В технологии ИСУД и ученик, и способы его деятельности описываются по

единой матрице. Матрица ИСУД характеризует уровень развития каждого внутреннего

ресурса ученика. Для учителя матрица является отправной точкой в работе. По этой же

матрице характеризуются задания, требующиеся для развития ресурсов ученика. Типы

заданий с их качественными характеристиками разработаны Галеевой и представлены в

книге «Сто приемов для учебного успеха ученика». Они вполне адаптируются под

любой предмет.

Итак

цель

проекта.

Это

конечно

же повышение качества образования. С

целью достижения цели были сформулированы задачи (это и повышение доли учащихся,

побеждающих

в

языковых

олимпиадах,

конкурсах,

конференциях,

в

том

числе

организованными

вузами,

учреждениями

СПО,

учреждениями

дополнительного

образования, и повышение доли включенных в дистанционное и онлайн образования, а

также разработка рекомендаций по построению индивидуального учебного плана и для

учителей, которых заинтересует данная тема, Модель управления деятельностью по

достижению

учебного

успеха

учеников)

и

по

каждой

задаче

определены

критерии

результативности.

Одним

из

результатов

данного

проекта

стала

разработанная

Модель

управления деятельностью по достижению учебного успеха обучающихся. В основу

положены

идеи

СМК

(Системы

менеджмента

качества):

ориентация

на

изучение

запросов

потребителей

и

процессный

подход,

где

учебным

процессом

на

уроке

управляет учитель, т.е. согласно циклу непрерывного улучшения качества Деминга,

педагог планирует, выполняет, проверяет, контролирует, борется с несоответствиями,

отклонениями от процесса и действует с целью постоянного улучшения результата. На

входе процесса кроме нормативных документов, материалов ИСУД необходимо иметь

результаты

исследований

запросов

обучающихся

и

их

родителей,

на

выходе

кроме

методических

материалов,

разработанных

в

ходе

работы

учителя-

предметника,

обязательно осуществляется оценка уровня удовлетворенности обучающихся, родителей

и

других

участников

процесса.

А

главным

результатом

является

успешное

самоопределение

обучающихся на основе их склонностей, возможностей и запросов

рынка труда.

Результаты

анкетирования

говорят

о

достаточно

высоком

уровне

заинтересованности и положительного отношения, и низком уровне информированности

родителей

7

классов

об

организации

такой

деятельности

учителем-

предметником,

поэтому в 7 классах прошли собрания, где этот вопрос обсуждался.

В любом деле могут быть риски. Их порой сложно предположить, однако

ещё сложнее продумать шаги по минимизации их влияния на результаты проекта. Так,

например: Слабое взаимодействие учителя- предметника, родителей, педагога-

психолога может быть минимизировано через:

1.Совместную работу с классными руководителями по выстраиванию взаимодействия

2.Привлечение педагога- психолога к участию в родительских собраниях

3.Применение сетевых форм взаимодействия, в т.ч. и дистанционных

4.Проводение

опросов,

анкетирования,

тем

самым

выявление

слабых

сторон

взаимодействия

В заключение приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского «Если

педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего

узнать его тоже во всех отношениях.»



В раздел образования