Автор: Кулинушкина Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 30 Населённый пункт: Краснодарский край, Курганинский район, ст.Воздвиженская Наименование материала: Родительское собрание Тема: "Здоровый образ жизни" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30 ст. Воздвиженской
муниципального образования Курганинский район.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
в подготовительной логопедической группе
Воспитатель: Кулинушкина
Объединение усилий в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья
дошкольников и формирования представления об ответственности за
собственное здоровье и здоровье окружающих.
Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в
отношении воспитания ребенка.
Задачи собрания:
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
выявление ключевых проблем и тенденций влияющих на состояние
здоровья детей;
выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного
воспитания;
разработка направлений и форм взаимодействия дошкольного учреждения
и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников и выработки
понимания значимости здоровья в перспективе жизни.
Оборудование и наглядность:
Оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные игрушки,
атрибуты), который можно организовать и дома.
Методическая литература по физическому воспитанию детей.
Памятки
Этапы подготовки:
Анкетирование родителей по теме родительского собрания.
Составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и
задач воспитателя.
Разработка «памяток» для родителей.
Ход :
Воспитатели: — Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем
уютном музыкальном зале. Тема сегодняшней нашей встречи — «Здоровый
образ жизни». Мы думаем, вас не надо убеждать в ее важности. Методы
воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты,
обращенные к самому дорогому – к детям. Нет ничего важнее, если отсутствует
главный компонент социализации наших детей – здоровье.
— Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется,
что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между
тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник
радости. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека
– богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство,
ни слава не делают человека счастливым. «Здоровый нищий счастливее
больного, но богатого короля». В качестве обязательного итог сегодняшней
встречи нам представляется определение ключевых проблем и выработка
направлений совместных действий по сохранению и укреплению здоровья
наших детей.
— Мы уверены, что большинство из вас владеют информацией о
составляющих компонентах здоровья детей, факторах «риска», и в то же время
полагаем, что многое в том, что вы узнаете сегодня по обсуждаемой проблеме,
будет для вас очень полезным. Сегодня на определенном этапе нашей встречи
мы будем работать.
— В преддверии подготовки к родительскому собранию Вам, уважаемые наши
собеседники, был предложен ряд вопросов. Вы подумали над ними, а сейчас
мы просим ответить на эти вопросы, опираясь на свой родительский и личный
опыт.
Воспитание ребенка правильное, если …
Самое главное в воспитании ребенка – это …
Если бы я начал воспитание моего ребенка заново, то я бы никогда …
Что, в Вашем представлении, есть здоровый образ жизни?
В чем просчеты ДОУ в решении задачи сохранения и укрепления
здоровья наших детей?
Дайте советы педагогам, которые, на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти
просчеты.
Воспитатель поочередно предлагает ответить на вопросы. Стимулирует
активность родителей ссылка на их успешный опыт, примеры из их
воспитательной практики, относящийся к детям. Воспитатель обобщает
ответы, благодарит участников мини-дискуссии, представляет спектр
выявленных проблем.
Воспитатель: — Таким образом, мы поняли, что состояние здоровья зависит
от многих факторов, среди которых важная роль принадлежит образу жизни. К
основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация
учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам.
Памятка «Рациональное питание. Гигиена питания».
Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка представляют важные факторы для
развития высшей нервной деятельности. В атмосфере недовольства, волнений, раздоров возникают
самые разнообразные формы детских неврозов, а спокойное гармоничное окружение ребенка есть
лучшее средство для формирования твердого, законченного характера.
Н.И.Красногорский
Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию
детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной
системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и
запоминанию. У детей развиваются все психические процессы (мышление, воображение,
речь и др.), а также мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.),
поэтому:
Учите детей играть в спортивные игры и выполнять элементы спортивных игр.
Постарайтесь дома, на даче иметь любой спортивный комплекс, так как это
способствует совершенствованию двигательных навыков.
Формируйте навык правильной осанки в положении сидя, стоя и при ходьбе.
Прививайте первоначальные навыки личной и общественной гигиены (мытье рук,
забота об одежде, обуви, поддержание в чистоте игрушек и прочее).
Учите детей названиям частей тела, направлениям движений (вверх, вниз, вперед,
назад, вправо, влево, кругом и другие).
Закрепляйте знания о явлениях природы, общественной жизни, повадках животных,
птиц, насекомых в процессе занятий физическими упражнениями, так как в игре у детей
развивается воображение, уточняются представления (дети воображают себя зайкой,
птичкой), которые подкрепляются игровыми действиями самих детей и сопровождаются
радостным настроением.
Рациональное питание. Гигиена питания
Рациональное питание –это разнообразное питание с учетом индивидуальных
особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных
особенностей окружающей среды. Рациональное питание является важнейшим условием
человека и его работоспособности.
С пищей человек получает все необходимые элементы, требующихся для роста и развития
и обеспечивающие организм энергией, необходимые для жизнедеятельности.
Необходимые организму питательные вещества подразделяются на 6 основных типов:
углеводы,
белки,
жиры,
витамины,
минералы,
элементы и вода.
Рационально питаться – значит получать с пищей в достаточном количестве и в
правильном сочетании все эти вещества.
Углеводы – основной источник энергии. Углеводы содержатся во всех пищевых
продуктах, но особенно их много в крупах и фруктах.
Жиры также являются важным компонентом в питании человека. Они входят в состав
клеток и тканей организма и участвуют во многих жизненно важных функциях. Жиры
представляют источник энергии, превосходящие другие пищевые вещества, и входят в
определенном количестве во многие пищевые продукты (масло, орехи, шоколад, сало ).
Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма.
Источниками белка являются мясо, рыба, яйца, творог, сыр, молоко, хлеб, картофель,
горох, фасоль, рис, орехи.
Витамины необходимы организму для нормального роста, для развития обмена веществ.
Витамины повышают физическую и умственную работоспособность человека и
способствуют устойчивость организма к различным заболеваниям. Витамины поступают в
организм с пищевыми продуктами животного и растительного происхождения. Главным
источником витаминов являются овощи, фрукты и ягоды.
Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови
и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.
Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющих 2/3 его массы.
Суточная норма потребления жидкости – около 2 литров.
В вашем возрасте для того, чтобы в достаточном количестве получать все необходимые
питательные вещества необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, второй завтрак, обед и
ужин. Конечно, ваше питание зависит от семейных традиций, но многое определяете и
лично вы. Старайтесь употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов, не
злоупотребляйте сладостями. Для того, чтобы пища, которую вы потребляете, шла на
пользу, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.
Первое из них – относиться к еде с уважением и ответственностью. Во время приема
пищи не следует смотреть телевизор и слушать радио.
Каждый кусок желательно пережевывать очень тщательно, делая не менее 30
жевательных движений. Самые тонкие ароматы пища выделяет вследствие длительного
пережевывания. Чем тщательнее пища пережевывается, чем дольше слюна воздействует на
пищу, тем лучше желудок будет подготовлен к перевариванию.
Не следует садиться за стол возбужденным или усталым.
Питаться по возможности разнообразно и не переедать. Человек должен есть
достаточно и не страдать от голода, но помнить, что переесть гораздо опаснее, чем
недоесть.
Воду и соки лучше пить за 15 – 20 минут до еды. Если во время еды и после нее
пить, то пищевые соки разбавляются, пищеварение замедляется
Памятка «Для чего и как мы спим?»
Что ты делаешь, когда в твоём фотоаппарате садится батарейка? Ты её
выбрасываешь. Но если твой фотоаппарат работает от аккумулятора, ты его постоянно
заряжаешь. В нём накапливается энергия, и фотоаппарат снова готов к работе. Представь
себе, что наш организм– тоже своеобразный аккумулятор. Про человека, который много
работает, всё успевает, не жалуется на усталость, говорят, что он очень энергичный. Значит
мы тоже «работаем» благодаря энергии. Когда мы бодрствуем, энергия расходуется на
движение, речь, эмоции, переваривание пищи и выведение шлаков. Все наши органы
трудятся. Но к концу дня энергия ослабевает, её количество уменьшается, и мы чувствуем
себя уставшими, слабыми, сонными. Значит, наш аккумулятор сел. Тогда мы ложимся
спать. Во время сна мы заряжаемся энергией. Как это происходит?
Состояние сна относится к нервной деятельности человека. Когда человек спит, он не
общается с внешним миром. А значит, его нервная система не получает никаких сигналов
и
находится
в
покое.
Замедляется
работа
мозга
и
всех
внутренних
органов.
Кровь
медленнее течёт по нашим сосудам, мышцы расслаблены, «спят» органы пищеварения.
Наш
организм
потребляет
во
время
сна
намного
меньше
энергии,
чем
днём.
Она
накапливается, и утром мы встаем бодрыми и полными сил. Мы «подзарядились».
Ну а если ты долго перед сном играешь в компьютерные игры, твоя нервная система
наберёт много сильных впечатлений и не сможет расслабиться во время сна. Она будет
продолжать «переваривать» увиденное тобой, и ты всю ночь будешь смотреть страшные
сны. Конечно, утром ты будешь чувствовать себя разбитым и вялым.
Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее
10 часов.
Обязательно проветривайте свою комнату, открывайте форточку перед сном.
Сон при свежем воздухе полезен для здоровья.
Перед сном не стоит сильно наедаться, смотреть по телевизору «ужастики» и
засиживаться перед компьютером.
Соблюдаем режим
Дорогая мамочка! Уложи меня спать! Для меня это очень важно. Потому что когда я
ложусь – я остаюсь совсем один. И что меня ждёт во сне, я не знаю. Я хочу, чтобы ты меня
обняла и согрела, тогда мне не страшно. Спой мне!
Я хочу слышать твой голос. Я запомню его на всю жизнь, и он будет со мной всегда,
даже когда я стану совсем большим. Я тоже буду рассказывать тебе о том, что со мной
происходит, о чем я думаю и что чувствую. А ещё мне нравятся слова колыбельной песни
– добрые, уютные, простые, их легко запомнить. Только все равно твой голос важней
самых лучших слов. Мамин голос… такой любимый, такой родной. Спокойной ночи,
мамочка, я очень тебя люблю…
Уважаемые родители!
Подарите вашему ребенку и самим себе эти бесценные минуты перед сном – они
окупятся вашей душевной близостью на долгие-долгие годы.
* * * * * *
Баю-баю-баю-бай, Баю-баю-баю-бай –
Спи, дочурка, засыпай, Моя радость, засыпай.
Обезьянки и слоны Будет чижик сладко спать,
Тоже спать должны, должны. Будет глазки закрывать,
Обезьянки и слоны Будет глазки закрывать,
Тоже спать должны. Будет чижик спать.
* * * * * *
Баю-бай, за рекой Спит давно усатый котик,
Скрылось солнце на покой, Баюшки-баю.
У Алешкиных ворот Закрывает лапкой ротик,
Зайки водят хоровод. Баюшки-баю.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки? Спи и ты мой голубочек,
Вам – под осинку, Баюшки-баю.
Алеше на перинку. Мой котенок, мой сыночек,
Баю-баю Лёшенька Баюшки-баю.
Засыпай скорешенько!
Методические рекомендации по закаливанию детей и взрослых
Температурный режим помещения
Температура воздуха в помещении для детей старше года не должна превышать 17 -
19
0
С. Освежение воздуха путем систематических проветриваний помещений способствует
не только нормализации температурного режима помещения, но и циркуляции воздуха. В
непроветриваемом
помещении
увеличивается
содержание
углекислого
газа,
что
существенно
меняет
характер
физиологических
отправлений
ребенка,
в
частности,
гиперкапния существенно изменяет характер дыхания ребенка, его метаболизм. Отмечена
и клиническая картина состояния детей, длительное время находящихся в душных, редко
проветриваемых
помещениях.
В
этих
условиях
у
детей
снижается
мышечный
тонус,
повышается раздражительность, отмечается плохой аппетит.
В осенне-зимнее время проветривание помещения необходимо проводить 4 - 5 раз не
менее чем по 10 - 15 мин. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При
открывании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; далее, несколько
согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит их помещения. Наилучший
способ
освежения
воздуха
-
сквозное
проветривание.
при
этом
воздухообмен
осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание
устраивается тогда, когда детей переводят в другое помещение или когда они находятся на
прогулке. С целью круглогодичного, в том числе зимнего, сквозного проветривания часть
окон не закрывают наглухо. Критерием прекращения проветривания помещения является
температура воздуха, которая может быть снижена на 2 - 3
0
С.
Прогулка на воздухе
Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день по 2,5 - 3
часа. В холодное время года прогулки должны проводиться при температуре воздуха не
ниже - 15 - 16
0
С. Наиболее целесообразно проводить прогулки ,сочетая их с игровой или
познавательной деятельностью.
Детей уже в раннем возрасте (с 2,5 – 3 лет) можно обучать кататься на лыжах,
коньках, велосипеде.
В теплое время года все прогулки проводятся на открытом воздухе, а во время дождя
–
под
навесом.
Во
время
прогулок
проводят
подвижные
игры,
создают
условия
для
активной
деятельности
детей.
Рациональная
одежда
во
время
прогулок
способствует
двигательной активности детей. Особенно это важно зимой. Наилучшей верхней одежной
для детей 3 – 7 лет является комбинезон их шерстяной ткани и подкладки. В целом для
зимы достаточно 4 – 5 слоев одежды – нательная рубашка и трусы, колготки, верхняя
рубашка и штаны (для девочек платье) теплая кофточка и комбинезон. Комбинезон могут
заменить рейтузы и пальто. С зимний период надевают валенки с калошами или теплы
сапожки. Во время мороза до – 15
0
С дополнительно надевают шерстяные носки. Если у
ребенка промокли варежки, их необходимо заменить на сухие.
Зимняя прогулка составляет 1,5 – 2 часа, причем прогулка организуется так, что
первая
ее
часть
составляет
спокойную
деятельность
детей
в
течение
15
–
20
мин;
подвижные игры занимают 25 – 30 мин, далее их сменяют спокойные занятия. Еще 25 – 30
мин дети могут трудиться на участке или активно играть. В конце прогулки 20 – 25 мин
дети играют спокойно.
Рациональная одежда
Одежда
имеет
существенное
значение
в
адаптации
к
средовым
факторам
и
закаливанию
ребенка,
она
предотвращает
переохлаждение
и,
что
не
менее
важно
,
перегревание детей. Г.Н. Сперанский отмечал негативные сдвиги в терморегуляции и в целом в состоянии
здоровья
детей
при
неправильном,
чрезмерном
одевании
малыша,
в
результате
чего
происходит
перегревание.
При
этом
повышается
температура
тела,
усиливается
потоотделение,
снижается аппетит. При систематически неправильном, чрезмерном одевании у детей
могут возникнуть явления токсикоза и эксикоза. Перегревание, в целом, снижает рост и
развитие детей, уменьшает иммунобиологическую реактивность организма.
Детям 4 – 7 лет в помещении необходимо надевать одежду в три слоя: нижняя
рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.
Здоровым
детям
в
помещении
с
нормальной
температурой
(17
–
19
0
С)
не
рекомендуется носить шерстяные носки, дополнительно шерстяные свитера.
Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку,
на голову – панамку, на ноги сандалии без носков. В прохладную погоду одежа должна
быть более теплой – хлопчатобумажные джинсы, носки и рубашка или кофточка.
После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми. Если ноги становятся
холодными, необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время.
Обувь необходимо специально подбирать так, чтобы она была свободна не только
для ходьбы, но и для бега. Дети больше, чем взрослые, двигаются, бегают, играют. В этой
связи обувь не должна стеснять ноги при движении. Помимо этого, в плохо подобранной
тесной обуви ноги быстрее потеют и, напротив, быстрее охлаждаются в холодную погоду.
Важно и то, чтобы у детской обуви по возможности были каблучки (для профилактики
плоскостопия).
Консультация для родителей
«Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»
Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для
детей. Но что включается в это понятие, и как действовать любящим родителям, чтобы
воспитать свое чадо здоровым, с детства приучить его к правильному образу жизни?
В здоровый образ жизни ребенка обязательно входят следующие составляющие:
- правильное и качественное питание;
- занятия физкультурой, спортом;
- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки.
Казалось бы, в нашем списке нет ничего невероятного или сверхъестественного, однако
дети продолжают часто болеть.
Здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей. Питание детей в любом возрасте
должно быть как можно более разнообразным. Не забывайте о должном количестве белка,
содержащегося в мясе, рыбе. Особое внимание уделите овощам, фруктам и сокам,
особенно в холодное время года.
Очень важная часть здорового образа жизни – занятия спортом, активный образ жизни.
Просто прекрасно, если ваш ребенок от природы подвижный, не ругайте его за
неусидчивость. Переведите это свойство характера в положительное русло – запишите
ребенка на танцы или в спортивную секцию. Однако гораздо чаще современные дети
страдают от недостатка физической активности. Последствия такого поведения настигнут
ребенка уже во взрослой жизни – избыточный вес, артериальная гипертония, атеросклероз.
Список можно продолжать довольно долго, а истоки его лежат именно в детстве.
О решении этой проблемы как раз должны позаботиться родители. Приучать к физическим
нагрузкам с самого рождения – вполне по силам любому родителю, даже если вы начнете
просто с каждодневной зарядки. А когда ребенок пойдет в садик или в школу, эта задача
частично ляжет и на воспитателей и учителей.
Также обратите внимание на процедуры закаливания. Не обязательно заставлять ребенка
моржевать или обливаться ледяной водой. Для начала гуляйте с ребенком на улице как
можно чаще. Одевайте, не стесняя его движений (особенно в зимнее время, чтобы он смог
свободно бегать.
Частью здорового образа жизни являются и прогулки перед сном. Ребенок будет лучше
спать и получит заряд большей энергии.
Обратите внимание и на эмоциональное состояние вашего ребенка. Детская психика
довольно непредсказуема, и иногда выкидывает «фокусы», переходящие потом в проблемы
с неврологией и с физическим состоянием в целом. Помните о том, что нет ничего
страшнее для ребенка, когда родители ссорятся и скандалят. Если вы не можете удержаться
от выяснения отношений, в крайнем случае, отправьте ребенка погулять во двор или в
гости. В любом случае, не выливайте собственный стресс и агрессию на него. Приятный
психологический климат и теплые отношения в семье - это огромный вклад в здоровье
вашего ребенка.
В современном обществе эмоциональные нагрузки велики даже для взрослого человека.
Что уж говорить о маленьком ребенке? Количество информации, получаемое детьми в
школе, по телевизору постоянно увеличивается. А ведь родителям к тому же хочется,
чтобы ребенок еще и пел, и танцевал, и плавал или знал в совершенстве английский язык.
Все это требует дополнительного времени, усилий. Не ждите от ребенка невозможного,
остановитесь на одном-двух кружках и предоставьте ему самому выбирать занятия в своей
будущей жизни.
Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, рассказывайте о себе, своей жизни,
подавайте хороший пример. Не отделяйте здоровый образ жизни ребенка от здорового
образа жизни взрослого, ведь только в здоровой семье воспитывается здоровый человек.