Автор: Сафронова Юлия Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 23 имени А.С. Пушкина
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: «Придут страсти - мордасти, приведут с собой напасти…» по рассказу М. Горького «Страсти - мордасти».
Раздел: среднее образование
Методическая разработка занятия в 10 классе
Тема: «Придут страсти - мордасти, приведут с собой напасти…»
по рассказу М. Горького «Страсти - мордасти».
«Болит грудишка у меня…»
М.Горький
«Всякий человек какой-нибудь, я ведь знаю…»
М.Горький
«Придут страсти- мордасти
Приведут с собой напасти
Изорвут сердце на части…»
М.Горький
Цели урока:
Обучающие:
раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе, сделав
акцент на профилактике ПАВ.
Развивающие:
уметь выдвинуть проблему;
обосновать свое мнение;
развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение,
давать оценочные характеристики.
Воспитывающие:
продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности
учащихся: доброты, милосердия, воспитывать любовь к людям, умение
принимать
их
такими,
какие
они
есть,
не
взирая
на
социальное
положение;
сделать выводы о том, как необходимо правильно поступать, чтобы не
нанести
вред
близким
тебе
людям,
быть
ответственным
за
свои
поступки.
Ход занятия:
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
2. Актуализация
знаний
Вступительное
слово:
-
Во
многих
произведениях
русской
литературы
авторы
ставят актуальную проблему –
п р о б л е м у
у п о т р е б л е н и я
с п и р т н ы х
н а п и т к о в .
В
художественных
произведениях
мы
находим
ответы
на
многие
вопросы: почему возникла такая
Внимательно слушают.
проблема в той или иной семье,
как ведут себя герои, употребляя
алкоголь,
способны
ли
они
достигать поставленных целей.
3. Изучение
нового материала
Сообщение темы:
Сегодня мы проводим занятие по
рассказу М. Горького «Страсти –
мордасти».
Записывают тему в тетрадь:
« П р и д у т
с т р а с т и
-
мордасти, приведут с собой
напасти…»
История написания
рассказа:
Рассказ «Страсти – мордасти»
а вто б и о гр а ф и ч е н :
М а кс и м
Горький
в
1889
году,
живя
в
Нижнем
Новгороде,
работал
на
пивном
складе
и
р а з во з и л
баварский квас…(Рассказчику 21
г о д ,
о н
т о р г у е т баварским
квасом). Горький считал рассказ
«Страсти
–
мордасти»
своей
творческой
удачей.
Рассказ
неоднократно
инсценировался.
Присутствовавший
на
одной
из
постановок Алексей Максимович
в
с е р е д и н е
с п е к т а к л я
неожиданно
поднялся
и
вышел
из
зрительного
зала.
Потом
он
объяснил:
«Не
могу
спокойно
смотреть, всё так ярко, как будто
происходило только вчера».
М. Горький написал этот рассказ
в
нача ле
20
века,
но
к а к
актуально
звучат
те
проблемы,
которые поднял писатель в своём
произведении.
Запишем тему занятия: «Придут
страсти - мордасти, приведут с
собой напасти…»
Чтение рассказа:
Учитель читает рассказ
Внимательное
прослушивание рассказа с
пометкой ключевых
моментов.
4. Осмысление
нового материала
Беседа на
осмысление
прочитанного:
- Какое настроение у вас
осталось после прочтения
рассказа? Почему?
- Какую картину рассказчик
наблюдает?
- «Душной летней ночью, в
глухом переулке окраины
города, я увидал странную
картину: женщина,
забравшись в середину
обширной лужи, топала
ногами, разбрызгивая
грязь, как это делают
ребятишки, — топала и
гнусаво пела скверненькую
песню, в которой имя
Фомка рифмовало со
словом емкая…»
- А почему картину автор
называет странной?
- Картина странная, потому
что взрослая женщина на
улице купается в луже.
- Увидев такую картину, каждый
ли захотел помочь женщине?
- Сторож на нее ругается,
но из лужи не вытаскивает,
причем автор подчеркивает,
что «старик крепкий».
- Как выглядела женщина?
- Она приподняла пьяную
голову, глядя на меня
темными пятнами глаз, и я
увидел, что переносье у нее
провалилось, остаток носа
торчит, пуговкой, верхняя
губа, обтянутая шрамом,
обнажает мелкие зубы…
улыбается отталкивающей
улыбкой.
Героиня
некрасивая,
даже
улыбка не привлекает.
- Если бы вам довелось увидеть
подобную картину, стали бы
помогать такой женщине?
Почему?
- А в произведении женщине кто
помогает?
- Рассказчик – молодой
человек, занимающийся
торговлей баварским
квасом.
- Куда приходит рассказчик с
женщиной?
- «Герой встал на пороге
черной ямы…запах теплой
гнили, скользкие ступени…
войлок…»
Работа с текстом:
-
В
п о д в а л е
р а с с к а з ч и к
- «лицо остроносое,
знакомится с мальчиком Ленькой.
Найдите описание его портрета,
что
особенного
подчёркивает
автор в нём?
серьёзное, с пухлыми
губами…»,
«личико, написанное
тонкой кистью и
поражающе неуместное в
этой тёмной сырой яме»,
- «бледненькая улыбка»,
«тихий голос»,
- «неописуемо выражение
его глаз – внимательных и
спокойных»,
- «он обаятельно улыбнулся
такой чарующей улыбкой…
- Его красивая головка
покачивалась на тонкой
шее, точно странный какой-
то цветок, а глаза всё более
разгорались
оживлением…»
- «широко открыл милые
глаза, - при дневном свете
они были ещё чудесней»
Беседа:
- Если женщина улыбается
отталкивающей улыбкой, то у
мальчика улыбка чарующая.
Какой прием использует автор в
рассказе?
Прием антитезы.
- Как вы думаете, почему автор
так трепетно описывает
мальчика, употребляет так много
эпитетов?
- Потому что он еще
маленький, Ленька -
инвалид, а еще автор хочет
подчеркнуть, что по
сравнению с матерью – он
с «чистой светлой душой»,
потому что мечтает выехать
«в поле чистое», собирает
зверильницу, нежно
разговаривает с букашками.
Он мог бы жить иначе,
если бы мама жила иначе.
- Винит ли Ленька маму в том,
что она так себя ведет?
- Нет, он жалеет ее, любит,
понимает. В семье Ленька
как старший, понимает, что
мама без него не проживет,
а сама женщина говорит:
«Кабы не он – утопилась
бы…»
- Как вы думаете, какой должна
быть мама?
- Доброй, любящей. Мама
поможет в любой ситуации,
выслушает.
- Могла ли Машка (так называет
автор героиню) жить иначе?
- Безусловно, могла, если
бы перестала выпивать,
прибралась бы в подвале,
почаще выносила Леньку
на улицу, на свежий воздух.
- А почему некоторые люди
живут так, как Машка?
- У этих людей слабая воля.
Возможно, чувство
одиночества, влияние
воспитания.
Вывод:
В данном рассказе мы можем отметить важное: в то время,
когда сторож говорит о том, что её убить мало, этот герой
вызывается
проводить
её
домой,
не смотря
на
е ё
обезображенный вид и пьяное состояние. Он не использует её,
как
это
делают
другие
мужчины.
А
впоследствии
даже
отмечает, что у неё «по-детски чистые», «дивные глаза», что
«говорила она, как ребёнок», «неотразимо по-человечьи, - так
ласково, с таким хорошим чувством».
Этому
герою
присущи
такие
качества, как
милосердие,
доброта, сострадание, мягкость по отношению к людям.
Беседа на
осмысление:
- Какова роль рассказчика в
жизни данной семьи?
- Разговаривает с Ленькой,
приносит сладости,
букашек, поддерживает.
5. Подведение
итогов:
- Почему же рассказ называется
«Страсти – мордасти»?
- Возможно, это что-то
страшное, неприятное.
Вывод:
Оборот "страсти - мордасти" служит собирательным
названием всякого рода ужасов, страхов, напастей…
Рассказчик видит ужасную картину, когда попадает в подвал,
когда видит ребенка.
Работа над
проблемой
произведения:
-
Какие
проблемы
поднимает
автор этого произведения?
- проблема пьянства;
-
п р о б л е м а
э г о и з м а
матерей;
-
п р о б л е м а
в ы б о р а
жизненного пути;
-
проблема
отказа
о т
выполнения
материнских
обязанностей;
- проблема милосердия.
Работа над идеей
произведения:
-
К а к о в а
и д е я
э т о г о
произведения?
- Взрослые ответственны за
судьбы детей, такой порок,
как пьянство, калечит душу
и взрослого, и ребенка,
зависящего от этого
взрослого.
Беседа на
осмысление
проблемы:
- Почему в конце рассказа М.
Горький пишет: «Я быстро
пошел со двора, скрипя зубами,
чтобы не зареветь…"?
- Какие примеры здорового
образа жизни вы могли бы
предложить героине?
6. Домашнее
задание:
Подготовить
сообщение «Интересные
факты
из
жизни
известных
людей,
которые
собственным
трудом
добились
успехов?»