Напоминание

«Придут страсти - мордасти, приведут с собой напасти…» по рассказу М. Горького «Страсти - мордасти».


Автор: Сафронова Юлия Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 23 имени А.С. Пушкина
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: «Придут страсти - мордасти, приведут с собой напасти…» по рассказу М. Горького «Страсти - мордасти».
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка занятия в 10 классе

Тема: «Придут страсти - мордасти, приведут с собой напасти…»

по рассказу М. Горького «Страсти - мордасти».

«Болит грудишка у меня…»

М.Горький

«Всякий человек какой-нибудь, я ведь знаю…»

М.Горький

«Придут страсти- мордасти

Приведут с собой напасти

Изорвут сердце на части…»

М.Горький

Цели урока:

Обучающие:

раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе, сделав

акцент на профилактике ПАВ.

Развивающие:

уметь выдвинуть проблему;

обосновать свое мнение;

развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение,

давать оценочные характеристики.

Воспитывающие:

продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности

учащихся: доброты, милосердия, воспитывать любовь к людям, умение

принимать

их

такими,

какие

они

есть,

не

взирая

на

социальное

положение;

сделать выводы о том, как необходимо правильно поступать, чтобы не

нанести

вред

близким

тебе

людям,

быть

ответственным

за

свои

поступки.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2. Актуализация

знаний

Вступительное

слово:

-

Во

многих

произведениях

русской

литературы

авторы

ставят актуальную проблему –

п р о б л е м у

у п о т р е б л е н и я

с п и р т н ы х

н а п и т к о в .

В

художественных

произведениях

мы

находим

ответы

на

многие

вопросы: почему возникла такая

Внимательно слушают.

проблема в той или иной семье,

как ведут себя герои, употребляя

алкоголь,

способны

ли

они

достигать поставленных целей.

3. Изучение

нового материала

Сообщение темы:

Сегодня мы проводим занятие по

рассказу М. Горького «Страсти –

мордасти».

Записывают тему в тетрадь:

« П р и д у т

с т р а с т и

-

мордасти, приведут с собой

напасти…»

История написания

рассказа:

Рассказ «Страсти – мордасти»

а вто б и о гр а ф и ч е н :

М а кс и м

Горький

в

1889

году,

живя

в

Нижнем

Новгороде,

работал

на

пивном

складе

и

р а з во з и л

баварский квас…(Рассказчику 21

г о д ,

о н

т о р г у е т баварским

квасом). Горький считал рассказ

«Страсти

мордасти»

своей

творческой

удачей.

Рассказ

неоднократно

инсценировался.

Присутствовавший

на

одной

из

постановок Алексей Максимович

в

с е р е д и н е

с п е к т а к л я

неожиданно

поднялся

и

вышел

из

зрительного

зала.

Потом

он

объяснил:

«Не

могу

спокойно

смотреть, всё так ярко, как будто

происходило только вчера».

М. Горький написал этот рассказ

в

нача ле

20

века,

но

к а к

актуально

звучат

те

проблемы,

которые поднял писатель в своём

произведении.

Запишем тему занятия: «Придут

страсти - мордасти, приведут с

собой напасти…»

Чтение рассказа:

Учитель читает рассказ

Внимательное

прослушивание рассказа с

пометкой ключевых

моментов.

4. Осмысление

нового материала

Беседа на

осмысление

прочитанного:

- Какое настроение у вас

осталось после прочтения

рассказа? Почему?

- Какую картину рассказчик

наблюдает?

- «Душной летней ночью, в

глухом переулке окраины

города, я увидал странную

картину: женщина,

забравшись в середину

обширной лужи, топала

ногами, разбрызгивая

грязь, как это делают

ребятишки, — топала и

гнусаво пела скверненькую

песню, в которой имя

Фомка рифмовало со

словом емкая…»

- А почему картину автор

называет странной?

- Картина странная, потому

что взрослая женщина на

улице купается в луже.

- Увидев такую картину, каждый

ли захотел помочь женщине?

- Сторож на нее ругается,

но из лужи не вытаскивает,

причем автор подчеркивает,

что «старик крепкий».

- Как выглядела женщина?

- Она приподняла пьяную

голову, глядя на меня

темными пятнами глаз, и я

увидел, что переносье у нее

провалилось, остаток носа

торчит, пуговкой, верхняя

губа, обтянутая шрамом,

обнажает мелкие зубы…

улыбается отталкивающей

улыбкой.

Героиня

некрасивая,

даже

улыбка не привлекает.

- Если бы вам довелось увидеть

подобную картину, стали бы

помогать такой женщине?

Почему?

- А в произведении женщине кто

помогает?

- Рассказчик – молодой

человек, занимающийся

торговлей баварским

квасом.

- Куда приходит рассказчик с

женщиной?

- «Герой встал на пороге

черной ямы…запах теплой

гнили, скользкие ступени…

войлок…»

Работа с текстом:

-

В

п о д в а л е

р а с с к а з ч и к

- «лицо остроносое,

знакомится с мальчиком Ленькой.

Найдите описание его портрета,

что

особенного

подчёркивает

автор в нём?

серьёзное, с пухлыми

губами…»,

«личико, написанное

тонкой кистью и

поражающе неуместное в

этой тёмной сырой яме»,

- «бледненькая улыбка»,

«тихий голос»,

- «неописуемо выражение

его глаз – внимательных и

спокойных»,

- «он обаятельно улыбнулся

такой чарующей улыбкой…

- Его красивая головка

покачивалась на тонкой

шее, точно странный какой-

то цветок, а глаза всё более

разгорались

оживлением…»

- «широко открыл милые

глаза, - при дневном свете

они были ещё чудесней»

Беседа:

- Если женщина улыбается

отталкивающей улыбкой, то у

мальчика улыбка чарующая.

Какой прием использует автор в

рассказе?

Прием антитезы.

- Как вы думаете, почему автор

так трепетно описывает

мальчика, употребляет так много

эпитетов?

- Потому что он еще

маленький, Ленька -

инвалид, а еще автор хочет

подчеркнуть, что по

сравнению с матерью – он

с «чистой светлой душой»,

потому что мечтает выехать

«в поле чистое», собирает

зверильницу, нежно

разговаривает с букашками.

Он мог бы жить иначе,

если бы мама жила иначе.

- Винит ли Ленька маму в том,

что она так себя ведет?

- Нет, он жалеет ее, любит,

понимает. В семье Ленька

как старший, понимает, что

мама без него не проживет,

а сама женщина говорит:

«Кабы не он – утопилась

бы…»

- Как вы думаете, какой должна

быть мама?

- Доброй, любящей. Мама

поможет в любой ситуации,

выслушает.

- Могла ли Машка (так называет

автор героиню) жить иначе?

- Безусловно, могла, если

бы перестала выпивать,

прибралась бы в подвале,

почаще выносила Леньку

на улицу, на свежий воздух.

- А почему некоторые люди

живут так, как Машка?

- У этих людей слабая воля.

Возможно, чувство

одиночества, влияние

воспитания.

Вывод:

В данном рассказе мы можем отметить важное: в то время,

когда сторож говорит о том, что её убить мало, этот герой

вызывается

проводить

её

домой,

не смотря

на

е ё

обезображенный вид и пьяное состояние. Он не использует её,

как

это

делают

другие

мужчины.

А

впоследствии

даже

отмечает, что у неё «по-детски чистые», «дивные глаза», что

«говорила она, как ребёнок», «неотразимо по-человечьи, - так

ласково, с таким хорошим чувством».

Этому

герою

присущи

такие

качества, как

милосердие,

доброта, сострадание, мягкость по отношению к людям.

Беседа на

осмысление:

- Какова роль рассказчика в

жизни данной семьи?

- Разговаривает с Ленькой,

приносит сладости,

букашек, поддерживает.

5. Подведение

итогов:

- Почему же рассказ называется

«Страсти – мордасти»?

- Возможно, это что-то

страшное, неприятное.

Вывод:

Оборот "страсти - мордасти" служит собирательным

названием всякого рода ужасов, страхов, напастей…

Рассказчик видит ужасную картину, когда попадает в подвал,

когда видит ребенка.

Работа над

проблемой

произведения:

-

Какие

проблемы

поднимает

автор этого произведения?

- проблема пьянства;

-

п р о б л е м а

э г о и з м а

матерей;

-

п р о б л е м а

в ы б о р а

жизненного пути;

-

проблема

отказа

о т

выполнения

материнских

обязанностей;

- проблема милосердия.

Работа над идеей

произведения:

-

К а к о в а

и д е я

э т о г о

произведения?

- Взрослые ответственны за

судьбы детей, такой порок,

как пьянство, калечит душу

и взрослого, и ребенка,

зависящего от этого

взрослого.

Беседа на

осмысление

проблемы:

- Почему в конце рассказа М.

Горький пишет: «Я быстро

пошел со двора, скрипя зубами,

чтобы не зареветь…"?

- Какие примеры здорового

образа жизни вы могли бы

предложить героине?

6. Домашнее

задание:

Подготовить

сообщение «Интересные

факты

из

жизни

известных

людей,

которые

собственным

трудом

добились

успехов?»



В раздел образования