Автор: Шутова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 5
Населённый пункт: город Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: Консультация
Тема: «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развитие познавательного интереса у ребенка посредством
сказки»
Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности
базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь,
предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений,
психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают
психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего,
человека, который умеет мыслить. Познавательный интерес - это особая избирательная
направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той
или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть,
чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный
интерес выражен расположенностью ребенка к учению; к
педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных
предметов . Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех
значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением ее к избранной
области познания. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим
событиям - все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в
деятельности, в жизни. Вот почему познавательный интерес прямым образом причастен
к реализации функции воспитывающего обучения.
Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили
фантазировать,
чувствовать
себя
свободно,
раскованно.
И
именно
поэтому,
готовясь,
каждый
раз
к
занятию,
следует
чувствовать
в
себе
не
взрослого
воспитателя,
а
оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.
Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть
сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней
«дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку. Русская народная сказка –
это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания,
поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.
Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая
сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые
представления
о
времени
и
пространстве,
природе,
предметном
окружающем
мире,
чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть
добро и зло ...
За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины
веков. Ребенку они более понятны, чем взрослому. Многолетняя привычка к логическому
мышлению вырвала взрослого из мира символов. Это – главная причина в различии
восприятия народных сказок взрослым и ребенком.
Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное
восприятие мира. Логика и рассуждения взрослых ребенку еще не понятны, а сказка и
не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок
наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказкевсегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а
этот – хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит.
Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить
в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям
детей. Это – источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования,
а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от
самостоятельной душевной деятельности.
Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с
помощью которого дети учатся понимать окружающий мир, наполнять его смыслом.
Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая
проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в
окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует
эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка,
мы обращаемся к его внутреннему – идеальному – миру, осознаем его чувства и
эмоциональные состояния.
Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям
действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во
внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более
понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Можно предложить родителя разные приемы работы со сказкой для развития
познавательного интереса у детей
Моделирование сказок
Использование моделей для составление сказки позволяет детям лучше усвоить
последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных
событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и
знаками; обогащает словарь, активизирует речь
Например: в сказке «Три медведя» - это три коричневых круга, разного размера.
В сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа:
лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.)
Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие
фантазии, воображения. Самое главное, чтобы взрослый делал это очень эмоционально,
передавал интонацию голосом.
Изменение содержания сказок. Переписывание и дописывание авторских и
народных сказок.
Предлагаем детям такое Упражнение, как «Действия героя».
Цель его перечислить все возможные действия какого-либо сказочного героя.
Описание. Например, сказка «Колобок». Предлагаем детям назвать все действия
колобка,говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель
предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
Узнай сказку по песенке героев.
Предлагаем детям узнать сказку по песенке героя,например:
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят").
Покажи мимикой и жестами.
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать
воображение, наблюдательность.
Описание: предлагаем детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к
герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
Поможем герою.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Взрослый предлагает детям,поставить себя на место героя: Как бы вы
поступили в такой ситуации?
Встреча с героем.
Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.
Описание. Взрослый предлагает детям представить, что они встретились с
героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Взрослый предлагает детям придумать и продолжить
предложение,например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?