Напоминание

«Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»


Автор: Шутова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 5
Населённый пункт: город Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: Консультация
Тема: «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Развитие познавательного интереса у ребенка посредством

сказки»

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности

базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь,

предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений,

психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают

психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего,

человека, который умеет мыслить. Познавательный интерес - это особая избирательная

направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той

или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть,

чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный

интерес выражен расположенностью ребенка к учению; к

педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных

предметов . Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех

значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением ее к избранной

области познания. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим

событиям - все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в

деятельности, в жизни. Вот почему познавательный интерес прямым образом причастен

к реализации функции воспитывающего обучения.

Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили

фантазировать,

чувствовать

себя

свободно,

раскованно.

И

именно

поэтому,

готовясь,

каждый

раз

к

занятию,

следует

чувствовать

в

себе

не

взрослого

воспитателя,

а

оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть

сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней

«дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку. Русская народная сказка

это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания,

поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая

сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые

представления

о

времени

и

пространстве,

природе,

предметном

окружающем

мире,

чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть

добро и зло ...

За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины

веков. Ребенку они более понятны, чем взрослому. Многолетняя привычка к логическому

мышлению вырвала взрослого из мира символов. Это – главная причина в различии

восприятия народных сказок взрослым и ребенком.

Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное

восприятие мира. Логика и рассуждения взрослых ребенку еще не понятны, а сказка и

не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок

наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказкевсегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а

этот – хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит.

Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить

в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям

детей. Это – источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования,

а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от

самостоятельной душевной деятельности.

Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с

помощью которого дети учатся понимать окружающий мир, наполнять его смыслом.

Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая

проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в

окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует

эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка,

мы обращаемся к его внутреннему – идеальному – миру, осознаем его чувства и

эмоциональные состояния.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям

действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во

внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более

понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Можно предложить родителя разные приемы работы со сказкой для развития

познавательного интереса у детей

Моделирование сказок

Использование моделей для составление сказки позволяет детям лучше усвоить

последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных

событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и

знаками; обогащает словарь, активизирует речь

Например: в сказке «Три медведя» - это три коричневых круга, разного размера.

В сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа:

лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.)

Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие

фантазии, воображения. Самое главное, чтобы взрослый делал это очень эмоционально,

передавал интонацию голосом.

Изменение содержания сказок. Переписывание и дописывание авторских и

народных сказок.

Предлагаем детям такое Упражнение, как «Действия героя».

Цель его перечислить все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Описание. Например, сказка «Колобок». Предлагаем детям назвать все действия

колобка,говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель

предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

Узнай сказку по песенке героев.

Предлагаем детям узнать сказку по песенке героя,например:

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят").

Покажи мимикой и жестами.

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать

воображение, наблюдательность.

Описание: предлагаем детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к

герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

Поможем герою.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Описание. Взрослый предлагает детям,поставить себя на место героя: Как бы вы

поступили в такой ситуации?

Встреча с героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Описание. Взрослый предлагает детям представить, что они встретились с

героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

Что было бы, если бы …

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Описание. Взрослый предлагает детям придумать и продолжить

предложение,например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?



В раздел образования