Напоминание

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения через нетрадиционные изобразительные техники.


Автор: Виктория Ивановна Уварова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №17
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения через нетрадиционные изобразительные техники.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего

дошкольного возраста с нарушением зрения через нетрадиционные

изобразительные техники.

Актуальность: обоснование темы.

Ориентация на развитие творческой личности является мировоззренческой установкой

современного

воспитания

и

образования.

Совершенствование

личности

ребенка

предполагает развитие у него разнообразных способностей, разнообразных умений, которые

развиваются в продуктивной деятельности, положительного отношения к миру, к себе.

Старший

дошкольный

возраст

характеризуется

активизацией

функции

воображения.

Воображение тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, оказывает

влияние

на

становление

личности

в

целом.

Вся

творческая

деятельность

строится

при

активном

участии

воображения.

В данной

системе

работы

предлагаются

занятия,

способствующие развитию невербального воображения. На занятиях создается атмосфера

принятия и терпимости, которая позволяет каждому ребенку быть самим собой, выполнять

индивидуальную работу, отражающую его потребности и переживания. Дети выражают свою

индивидуальность и в то же время развиваются их социальные навыки. Ребенок на листе

разыгрывает разные жизненные ситуации. Дети используют изобразительный язык, как

знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на бумаге. С помощью

рисунка

ребенок

выделяет

значимые

объекты

и

фиксирует

отношения

между

ними,

одновременно приводя в порядок собственную систему представлений о мире. Умение что-

то изображать, творить - одна из форм независимости. Так как ребенок сам творец, то он

может

творить

снова

и

снова

и

перерабатывать

непонятный

материал.

Творческие

достижения детей являются вехами не только в становлении их личности, но и важнейшими

этапами их социализации. Творческая деятельность является мощным средством сближения

людей и механизмом адаптации ребенка к миру.

Дети с нарушенным зрением по ряду характеристик отличаются от нормально видящих

детей.

Изобразительная

деятельность

у

них

имеет

свои

особенности

как

в

области

психических

процессов,

обеспечивающих

развитие

этой

деятельности

(ощущение,

восприятие, представления), так и особенности, связанные с изобразительным характером

деятельности

(восприятие

формы,

цвета,

его

оттенков,

затрудняется

пространственная

ориентировка, задерживается формирование двигательных и графических навыков).

При низкой остроте зрения замедлен процесс восприятия, присутствует фрагментарность,

схематичность, страдает наблюдательность, что сказывается на формировании целостности

образа.

Развитие

же

творческих

способностей

строится

на

базе

четких

представлений,

развитого воображения, способности к мышлению и абстрагированию.

В данной ситуации ребенок оказывается скованным в своем творчестве из-за страха быть

непонятым, порой из-за давления взрослых. Следовательно, процесс развития творческих

способностей должен построен так, чтобы ребенок не чувствовал себя неуверенным.

К особенностям развития творческого потенциала детей с нарушением зрения относятся:

- репродуктивный характер творческого задания

- низкая степень оригинальности

- трудности переструктурирования объектов

- отсутствие многообразия изобразительных техник

- трудности владения изобразительными материалами

Поэтому для детей с нарушением зрения важна помощь в ознакомлении с разнообразными

изобразительными техниками как традиционными, так и нетрадиционными. Необходимо

предлагать им для выполнения задания не

одну технику, а предоставлять возможность

самостоятельного

выбора.

Тогда

дети

не

будут

скованны.

Нетрадиционные

техники

мотивируют

деятельность,

удерживают

внимание,

дают

необычный

опыт.

Если

опыт

необычен, следовательно, снижается контроль сознания и ослабевают защитные механизмы,

присутствует

больше

свободы

и

самовыражения,

что

будет

способствовать

раскрытию

творческих возможностей.

Диагностические

методики

тест

Торренса

(диагностика

творческих

способностей),

срезовый

тест

Е.Е.Туник

(дивергентное

мышление),

самооценка

Дембо-Рубинштейна,

цветовой тест М. Люшера, методика А.Д. Виноградовой, «Незаконченные предложения»,

невключенное

наблюдение,

опросник

АСВ

Э.Г.

Эйдемиллера,

подтверждают

положительную

динамику

в

работе

с

детьми.

Увеличивается

число

детей

со

сформированными важнейшими характеристиками личности:

- Положительным отношением к себе и окружающем миру

- Развивается умение находить нестандартные решения различных жизненных ситуаций

- Развивается дивергентное мышление

-

Развивается

умение

более

свободно

выражать

свои

мысли

и

чувства

вербальным

и

невербальным способом

- Развивается чувство уверенности в себе

-Повышается

уровень

эффективности

социального

взаимодействия

детей

группы

со

сверстниками и взрослыми.

Эта работа предполагает наличие большого набора изобразительных материалов. Приведу

примеры некоторых из них:

Художественные материалы.

1.

Разные виды карандашей:

- графитовые простые (разной твердости)

- цветные

- акварельные

- жирные

- угольные

2. Сангина

3. Гелевые ручки

4. Фломастеры

5. Восковые мелки, сухая и масляная пастель

6. Разные виды красок, гуашь

7. Свечки

8. Различные виды бумаги

9. Кисточки с разной щетиной, формой, разных размеров, губки, нитки и т.д.

Качество материалов по возможности должно быть высоким. Так как в противном случае

может снизиться ценность самой работы.

В зависимости от индивидуальных особенностей и ситуации дети могут демонстрировать

различную степень активности, выбирая тот или иной материал и способы работы с ним.

Ребенок может прибегать к следующим формам обращения с материалами:

1.Манипулировать с материалами с целью исследования его свойств.

2.Деструктивновзаимодействовать

с

материалом.

Например,

рвать

бумагу,

портить

карандаши, разливать воду, просто стучать кисочкой и т.д.

3.Стереотипно повторять одни и те же действия.

Техники для работы с детьми

Первый этап работы – это этап сенсорных, эмоциональных, сознательных переживаний в

свободном экспериментировании с

художественными материалам. Здесь ребенок может

прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя. На этом этапе

полезно использовать название цветов, описание проб и осознание чувств.

Свободная игра с использованием различных изобразительных материалов.

Цель:

ознакомить

детей

с

разнообразными

художественными

материалами,

разными

тактильными ощущениями, помочь проговорить свои чувства при работе с ними.

Оборудование и материалы:

Уголь, сангина, сухая, масляная пастель разных видов, восковые мелки, карандаши разных

видов, фломастеры. Бумага для рисования А3, А4.

Дети пробуют

рисовать разными материалами, выбирают для себя подходящий. Делятся

своими ощущениями, Объясняют, почему выбрали этот.

Рисование различных линий.

Цель:

развитие

воображения,

снятие

эмоциональной

напряженности,

создание

ситуации

успеха.

Музыка: П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Художественные материалы: сухая, масляная пастель, гуашь, акварельные краски. Бумага для

рисования А4, кисти разных размеров.

Дети называют и прорисовывают в воздухе разные линии (короткие, длинные, плавные,

извилистые, ломаные, прерывистые, петлеобразные, штрихи, широкие, узкие, жирные и

легкие мазки и др.). Затем рисуют их на бумаге, самостоятельно выбрав художественный

материал. По окончании дети делятся впечатлениями.

Передача настроения и ощущений линиями.

Цель: развитие воображения, снятие нервного напряжения, отреагирование агрессивных

тенденций, гармонизация эмоционального состояния.

Художественные материалы - по выбору детей.

Бумага для рисования А 4.

Психолог называет линию. Дети изображают ее движением тела или руки, затем рисуют.

Например:

злая,

добрая,

скучная,

веселая,

ленивая,

танцующая,

печальная,

радостная,

больная, активная, некрасивая, красивая, пушистая, стеклянная, легкая, тяжелая и т. д.

«Дорисуй предмет».

Цель: развитие воображения, уверенности в себе, создание ситуации успеха.

Художественные материалы: фломастеры, простые и цветные карандаши, восковые мелки,

разные виды пастели, уголь, сангина.

Незаконченные рисунки (у всех одинаковые).

По окончании, дети рассматривают работы и рассказывают о своем рисунке.

Рисование спиралеобразными линиями.

(обучение этой технике проходит индивидуально)

Цель: коррекция тревожности, развитие воображения.

Художественные материалы: фломастеры. Бумага для рисования А 4.

Записи музыкальных произведений Й. Штрауса: вальсы.

Дети рисуют на свободную тему спиралеобразными линиями.

Создание общего рисунка с помощью спиралеобразных линий.

Цель: коррекция тревожности, развитие воображения, уверенности в себе, коммуникативных

навыков.

Художественные материалы: фломастеры. Бумага для рисования А 2.

Сначала дети рисуют в паре. Усложнение - 4 ребенка. О теме договариваются.

Использование различных художественных материалов в одном рисунке

«Мороз рисует на окне».

Цель: развитие творческого воображения, чувство сочетания цветов, уверенности в себе.

Художественные

материалы:

акварельные

краски,

восковые

мелки,

простой

карандаш,

свечка, гелевые ручки серебряного и золотого цветов. Бумага для рисования А3, кисточки.

Предварительно рассматриваются иллюстрации окон разной формы.

Дети

рисуют

восковыми

мелками

раму

окна

и

пресечения

на

ней.

Затем

простым

карандашом - узоры на окне, снежинки, обводят их свечкой

и все окно раскрашивают

акварелью,

сочетая

разные

цвета.

За

рамой

по

желанию

могут

нарисовать

ночное

или

дневное небо. Гелевой ручкой рисуют звезды, месяц, или солнышко.

«Необычные кляксы».

(техника монотипия)

Цель: развитие невербального воображения, образного мышления, коррекция зависимости от

окружающих, стабилизация эмоционального состояния.

Художественные материалы: акварельные краски, кисточки, фломастеры. Бумага А4.

Дети капают краску на бумагу цвет на цвет. Краска растекается (лист можно наклонять из

стороны в сторону). После того бумага высохнет, дети находят разные образы и обводят их

фломастером. Рассматривают работы , делятся впечатлениями.

Рисование по влажному листу.

(техника акватипия)

Цель:

полисенсорная

стимуляция,

развитие

фантазии,

творческого

подхода,

понимания

чувства цвета, отреагирование эмоций.

Художественные материалы: акварельные краски, кисточки. Бумага А 4.

Ребенок должен выбрать цвет, поместить его на влажную бумагу, найти элементы образа и

дорисовать его.

Усложнение - может применяться групповой вариант работы (на одном листе рисуют 2-4

ребенка). Однако, этот вариант может быть связан с нарушением личностных границ и не

всегда подходит в работе с гиперактивными детьми.

Пуантилизм (пальчиковая живопись)

Цель: развитие воображения, получение наслаждения тактильного контакта с красками,

водой, бумагой. Помочь почувствовать свободу творчества. Развитие мелкой моторики.

Художественный материал: пальчиковые краски. Бумага А3.

Дети рисуют по собственным представлениям.

Обучение индивидуальное. Не все дети хотят сразу рисовать пальцами: неприятен контакт с

краской

(нужно

подбирать

пальчиковые

краски

высокого

качества

и

не

вызывающие

аллергическую реакцию), страх, что не получится, страх испачкаться.

Рисование ладошками.

Цель: развивать творческое воображение, координацию движения рук, чувство композиции,

цвета.

Художественный материал: пальчиковые краски. Бумага крафт.

Рисование на свободную тему.

«Обведи фигуры, нарисуй рассказ»

Цель: развитие невербального воображения, образного мышления, умения ориентироваться в

малом пространстве, коррекция зависимости от окружающих.

Художественные материалы: уголь, сангина, сухая пастель, масляная пастель разных видов,

восковые мелки, цветные и простые карандаш, фломастеры. Бумага А4.

Заготовки готовых фигур, природные материалы.

Дети выбирают фигурку, обводят ее, или выбирают природный материал (камушек, ракушка

и

т.д.)

располагают

его

на

листе

бумаге.

Затем

дорисовывают

сюжет.

По

окончании

рассказывают, свою историю.

«Графическая музыка»

Цель: развитие воображения, концентрации зрительного внимания, ориентировки в малом

пространстве, чувства ритма, уверенности, волевых процессов, коммуникативных навыков.

Художественные материалы: фломастеры. Бумага А4.

Дети под музыку проводят по всему листу линии в соответствии с восприятием мелодии

(рука «танцует»).

Затем, опираясь на предметные представления, ребенок выделяет из линий образы и обводит

их другим цветом.

Усложнение – образы могут накладываться друг на друга.

Следующее усложнение - дети ощупывают границы листа, затем закрывают глаза и рисуют

линии с закрытыми глазами. По окончании рассматривают работы, делятся впечатлениями.

Рисование на стекле.

Цель:

развитие

воображения,

большей

свободы

самовыражения,

снятие

напряжения,

отреагирование

эмоций,

умение

отстаивать

свое

мнение,

развитие

коммуникативных

навыков.

Художественные материалы: гуашь, кисти. Оргстекло. Бумага для рисования А4

Звучит музыка, например, произведения Ванессы Мэй, дети слушают секунд семь, затем

начинают рисовать, то, что им хочется. По окончании рассказывают, что нарисовали. Затем

смачивают в воде бумагу, прикладывают к стеклу и смазывают ею рисунок. Выкладывают все

работы на стол, ищут образы на своем

листе и листе товарищей. Затем каждый ребенок

обводит те образы, которые ему больше понравились.

Игра «Спор»

Цель: развитие воображения, волевых качеств, коммуникативных навыков.

Художественные материалы: фломастеры. Бумага А2.

Первый ребенок рисует в середине листа геометрическую фигуру, например, круг и говорит:

«Это луна», следующий подрисовывает что-то и говорит: «Нет, это не луна, а колесо»,

следующий изменяет рисунок: «Нет, это не колесо, а сковорода» и т.д. Если ребенок не может

придумать ничего, то берет помощь у товарищей. Когда весь лист занят, спор заканчивается,

последний рисунок обводится в рамку. Тот, кто заканчивает,

говорит (например): «Это

картина» или фотография, или планшет и т.д.

«Нарисуй, что тебя тревожит»

Художественный материал: разные виды в свободном доступе. Разные виды бумаги.

Цель: Снятие тревожности.

По окончании работы дети рассказывают о своем эмоциональном состоянии.

«Нарисуй то место, где тебе хорошо»

Художественный материал: разные виды в свободном доступе. Разные виды бумаги.

Цель:

развитие

воображения,

умения

опираться

на

ресурсы.

Которые

вызывают

положительные эмоции.

По окончании работы дети рассказывают о своих чувствах.

«Красивый рисунок»

Художественный материал: разные виды в свободном доступе. Разные виды бумаги.

Цель: развитие воображения, получение эстетического наслаждения от работы.

Дети рисуют, используя разные техники, их сочетание или, выбрав одну (по желанию), также

могут сочетать разные виды художественных материалов.

По окончании дети рассматривают работы, делятся впечатлениями.

Здесь представлены некоторые нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Они создают атмосферу непринужденной открытости, раскованности, развивают инициативу,

самооценку, формируют навыки общения, создают эмоционально-положительное отношение

к

себе

и

миру,

пониманию

произведений

искусства.

Освоение

большого

числа

нетрадиционных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Так же дети

получают

знания

и

умения

снятия

отрицательного

эмоционального

состояния.

Все

это

способствует формированию гармоничной личности.

Литература:

1.

Гретт М. Ферс Тайный мир рисунка, исцеление через искусство. СПб.: Деметра 2003.

2.

Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М. Книголюб, 2004.

3.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.

4.

Под редакцией Копытина А.И. Арт-терапия-новые горизонты. М.: Когитоцентр, 2006.

5.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО 2006.

6.

Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006.



В раздел образования