Автор: Домбровская Татьяна Владимировна
Должность: Учитель основ духовно - нравственной культуры народов России
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Населённый пункт: село Новозаведенное
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Изучение Основ духовно нравственной культуры народов России
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно -
нравственной
культуры
народов
России»
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования,
Основной
образовательной
программой
основного
общего образования МБОУ Инзенская СШ №2 на основе программы Н.Ф.
Виноградовой
Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России: 5
класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф,
2016. — 64 с.
Основной целью учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры
народов
России»
является
формирование
первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их
роли
в
культуре,
истории
и
современности
России.
Результатом
обучения
должно
стать
пробуждение
интереса
к
культуре
других
народов,
сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность
к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения учебного
предмета у обучающихся углубляется
осознание
идеи,
что общечеловеческие
ценности (добро,
справедливость,
милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных
сфер:
традиционной
культуры
каждого
народа
и различных
религиозных
культур, что духовность человека есть преобладание в нём нравственных,
интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой
социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому
народу изначально принадлежат.
Основной
формой
организации
обучения
является
совместная,
коллективная
деятельность
школьников
разных
вероисповеданий
по
ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в
духовную и материальную культуру общества.
Таким образом,
учебный
предмет «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России» обогащает процесс воспитания в школе не только
новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского
государства),
но
и
новым
пониманием
сущности
российской
культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Исходя
из
этого
особое
значение учебного
предмета «Основы
духовно
-
нравственной
культуры
народов
России»
заключается
в
раскрытии
общечеловеческих
ценностей,
которые объединяют (а
не
разъединяют)
светскость и религиозность.
Основными целями и задачами учебного предмета «Основы духовно-
нравственной культуры народов России» являются следующие:
совершенствование способности к восприятию накопленной
разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что
человеческое
общество
и
конкретный
индивид
может
благополучно
существовать
и
развиваться,
если
стремится
к
нравственному
самосовершенствованию,
проявляет
готовность
к
духовному
2
саморазвитию;
углубление
и
расширение
представлений
о
том,
что
общечеловеческие
ценности
родились,
хранятся
и
передаются
от
поколения
к
поколению
через
этнические,
культурные,
семейные
традиции,
общенациональные
и
межнациональные
отношения,
религиозные верования;
осознание
того,
что
духовно-нравственная
культура
современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном
эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
становление
внутренних
установок
личности,
ценностных
ориентаций,
убеждения
в
том,
что
отношение
к
члену
общества
определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его
религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и
деятельности,
чувством
любви
к
своей
родине,
уважения
к
народам,
населяющим её, к их культуре и традициям.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
не
решает
задачи
подробного
знакомства
с
разными
религиями.
Главное назначение предмета — развивать общую культуру
обучающегося,
формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к
народу,
национальности,
российской
общности;
воспитывать
уважение
к
представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого главной особенностью учебного предмета, как было
подчёркнуто выше, является представление культурообразующего содержания
духовно-нравственного
воспитания.
Именно
культурообразующее
«ядро»
отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания,
ориентированного
на
потребности
как
религиозной,
так
и
нерелигиозной
части
общества.
Подчеркнём
ещё
раз,
что
речь
идёт
о
формировании
у
обучающихся представлений о вкладе разных религий в становление культуры
общества,
о
роли
различных
конфессий
в
воспитании
у
подрастающего
поколения
нравственных
ценностей.
Индивидуальная
культура
человека
связывается
не
только
с
принадлежностью
к
определённому
этносу
и
конфессии,
но
и
с
пониманием
величия
накопленного
человечеством
культурного
наследия,
гордостью
перед
умом,
честностью,
порядочностью
предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на
протяжении истории разных народов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования
содержание
данного
предмета
должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает
изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
3
•
осознание
своей
принадлежности
к
народу,
национальности,
стране,
государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё
Отечество,
российский
народ
и
историю
России
(элементы
гражданской
идентичности);
• принятие норм нравственного поведения;
• проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия
в
совместной
деятельности,
независимо
от
возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
•
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к
родному краю, своей семье;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий
разного
типа
(познавательные,
коммуникативные,
рефлексивные,
информационные),
которые
успешно
формируются
средствами
данного
предмета. Среди них:
• владение
коммуникативной
деятельностью,
активное
и
адекватное
использование
речевых
средств
для
решения
задач
общения
с
учётом
особенностей
собеседников
и
ситуации
общения
(готовность
слушать
собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку
зрения,
оценивать
события,
изложенные
в
текстах
разных
видов
и
жанров);
•
овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей
и
жанров,
в
том
числе
религиозного
характера;
способность
работать
с
информацией, представленной в разной форме;
•
овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение
строить
совместную
деятельность
в
соответствии
с
учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего
образовательных задач:
•
осознание
целостности
окружающего
мира,
расширение
знаний
о
российской
многонациональной
культуре,
отдельных
особенностях
традиционных религий России;
• использование
полученных
знаний
в
продуктивной
и
преобразующей
деятельности;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
4
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий
разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г.
Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь
человека
невозможна.
Вклад
личности
в
культуру
зависит
от
ее
таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о
патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий
– патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими
предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники
на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.
Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные
семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные
ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения
членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие
материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на
Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная
5
музыка.
Богослужебное
песнопение.
Колокольный
звон.
Особенности
православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-
XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки.
Вклад мусульманской литературы
в
сокровищницу
мировой
культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога
–
молельный
дом иудеев.
Особенности
внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.
Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка.
Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота
государства
о
сохранении
духовных
ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление
памятников
духовной
культуры,
охрана
исторических
памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты
России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его
интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в
разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
урока
Наименование раздела и темы
урока
Количество
часов
Дата проведения
урока
по плану
по факту
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
1-2
Величие многонациональной
российской культуры.
2
02.09
09.09
3-4
Человек – творец и носитель
культуры.
2
16.09
23.09
6
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (15 часов)
5-6
«Береги землю родимую, как
мать любимую».
2
30.09
07.10
7-9
Жизнь ратными подвигами
полна.
3
14.10
21.10
11.11
10
В труде – красота человека.
1
18.11
11
«Плод добрых трудов
славен…».
1
25.11
12-13
Люди труда.
2
02.12
09.12
14
Бережное отношение к
природе.
1
16.12
15-19
Семья – хранитель духовных
ценностей.
5
23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
Раздел 3. Религия и культура (11 часов)
20
Роль религии в развитии
культуры.
1
03.02
21-23
Культурное наследие
христианской Руси.
3
10.02
17.02
24.02
24-26
Культура ислама.
3
02.03
09.03
16.03
27-28
Иудаизм и культура.
2
06.04
13.04
29-30
Культурные традиции
буддизма.
2
20.04.
27.04
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)
31
Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.
1
04.05
32
Хранить память предков.
1
11.05
Раздел 5. Твой духовный мир (3 часа)
33-35
Что составляет твой
духовный мир.
3
18.05
25.05
28.05
7