Напоминание

Изучение Основ духовно нравственной культуры народов России


Автор: Домбровская Татьяна Владимировна
Должность: Учитель основ духовно - нравственной культуры народов России
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Населённый пункт: село Новозаведенное
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Изучение Основ духовно нравственной культуры народов России
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно -

нравственной

культуры

народов

России»

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования,

Основной

образовательной

программой

основного

общего образования МБОУ Инзенская СШ №2 на основе программы Н.Ф.

Виноградовой

Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России: 5

класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф,

2016. — 64 с.

Основной целью учебного предмета «Основы духовно-нравственной

культуры

народов

России»

является

формирование

первоначальных

представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их

роли

в

культуре,

истории

и

современности

России.

Результатом

обучения

должно

стать

пробуждение

интереса

к

культуре

других

народов,

сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность

к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

В процессе изучения учебного

предмета у обучающихся углубляется

осознание

идеи,

что общечеловеческие

ценности (добро,

справедливость,

милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных

сфер:

традиционной

культуры

каждого

народа

и различных

религиозных

культур, что духовность человека есть преобладание в нём нравственных,

интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой

социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому

народу изначально принадлежат.

Основной

формой

организации

обучения

является

совместная,

коллективная

деятельность

школьников

разных

вероисповеданий

по

ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в

духовную и материальную культуру общества.

Таким образом,

учебный

предмет «Основы

духовно-нравственной

культуры народов России» обогащает процесс воспитания в школе не только

новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского

государства),

но

и

новым

пониманием

сущности

российской

культуры,

развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.

Исходя

из

этого

особое

значение учебного

предмета «Основы

духовно

-

нравственной

культуры

народов

России»

заключается

в

раскрытии

общечеловеческих

ценностей,

которые объединяют (а

не

разъединяют)

светскость и религиозность.

Основными целями и задачами учебного предмета «Основы духовно-

нравственной культуры народов России» являются следующие:

совершенствование способности к восприятию накопленной

разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что

человеческое

общество

и

конкретный

индивид

может

благополучно

существовать

и

развиваться,

если

стремится

к

нравственному

самосовершенствованию,

проявляет

готовность

к

духовному

2

саморазвитию;

углубление

и

расширение

представлений

о

том,

что

общечеловеческие

ценности

родились,

хранятся

и

передаются

от

поколения

к

поколению

через

этнические,

культурные,

семейные

традиции,

общенациональные

и

межнациональные

отношения,

религиозные верования;

осознание

того,

что

духовно-нравственная

культура

современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном

эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

становление

внутренних

установок

личности,

ценностных

ориентаций,

убеждения

в

том,

что

отношение

к

члену

общества

определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его

религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и

деятельности,

чувством

любви

к

своей

родине,

уважения

к

народам,

населяющим её, к их культуре и традициям.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов

России»

не

решает

задачи

подробного

знакомства

с

разными

религиями.

Главное назначение предмета — развивать общую культуру

обучающегося,

формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к

народу,

национальности,

российской

общности;

воспитывать

уважение

к

представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого главной особенностью учебного предмета, как было

подчёркнуто выше, является представление культурообразующего содержания

духовно-нравственного

воспитания.

Именно

культурообразующее

«ядро»

отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания,

ориентированного

на

потребности

как

религиозной,

так

и

нерелигиозной

части

общества.

Подчеркнём

ещё

раз,

что

речь

идёт

о

формировании

у

обучающихся представлений о вкладе разных религий в становление культуры

общества,

о

роли

различных

конфессий

в

воспитании

у

подрастающего

поколения

нравственных

ценностей.

Индивидуальная

культура

человека

связывается

не

только

с

принадлежностью

к

определённому

этносу

и

конфессии,

но

и

с

пониманием

величия

накопленного

человечеством

культурного

наследия,

гордостью

перед

умом,

честностью,

порядочностью

предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на

протяжении истории разных народов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования

содержание

данного

предмета

должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных

результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает

изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

3

осознание

своей

принадлежности

к

народу,

национальности,

стране,

государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё

Отечество,

российский

народ

и

историю

России

(элементы

гражданской

идентичности);

• принятие норм нравственного поведения;

• проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного

взаимодействия

в

совместной

деятельности,

независимо

от

возраста,

национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических

потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника,

сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

формирование ценностей многонационального российского общества;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к

родному краю, своей семье;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных

действий

разного

типа

(познавательные,

коммуникативные,

рефлексивные,

информационные),

которые

успешно

формируются

средствами

данного

предмета. Среди них:

• владение

коммуникативной

деятельностью,

активное

и

адекватное

использование

речевых

средств

для

решения

задач

общения

с

учётом

особенностей

собеседников

и

ситуации

общения

(готовность

слушать

собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою

точку

зрения,

оценивать

события,

изложенные

в

текстах

разных

видов

и

жанров);

овладение

навыками

смыслового

чтения

текстов

различных

стилей

и

жанров,

в

том

числе

религиозного

характера;

способность

работать

с

информацией, представленной в разной форме;

овладение методами познания, логическими действиями и операциями

(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• умение

строить

совместную

деятельность

в

соответствии

с

учебной

задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего

образовательных задач:

осознание

целостности

окружающего

мира,

расширение

знаний

о

российской

многонациональной

культуре,

отдельных

особенностях

традиционных религий России;

• использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей

деятельности;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование

4

умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий

разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных

национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г.

Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь

человека

невозможна.

Вклад

личности

в

культуру

зависит

от

ее

таланта,

способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.

Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о

патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных

народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения

патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма

Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий

– патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад

народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов

(сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о

труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной

национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,

колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими

предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники

на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.

Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные

семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные

ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения

членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.

Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие

материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на

Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.

Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.

Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная

5

музыка.

Богослужебное

песнопение.

Колокольный

звон.

Особенности

православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-

XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки.

Вклад мусульманской литературы

в

сокровищницу

мировой

культуры.

Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –

часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие

Моисея. Синагога

молельный

дом иудеев.

Особенности

внутреннего

убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.

Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России.

Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка.

Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота

государства

о

сохранении

духовных

ценностей.

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.

Восстановление

памятников

духовной

культуры,

охрана

исторических

памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.

Примеры благотворительности из российской истории. Известные

меценаты

России.

Раздел 5. Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его

интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –

составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в

разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

урока

Наименование раздела и темы

урока

Количество

часов

Дата проведения

урока

по плану

по факту

Раздел 1. В мире культуры (4 часа)

1-2

Величие многонациональной

российской культуры.

2

02.09

09.09

3-4

Человек – творец и носитель

культуры.

2

16.09

23.09

6

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (15 часов)

5-6

«Береги землю родимую, как

мать любимую».

2

30.09

07.10

7-9

Жизнь ратными подвигами

полна.

3

14.10

21.10

11.11

10

В труде – красота человека.

1

18.11

11

«Плод добрых трудов

славен…».

1

25.11

12-13

Люди труда.

2

02.12

09.12

14

Бережное отношение к

природе.

1

16.12

15-19

Семья – хранитель духовных

ценностей.

5

23.12

30.12

13.01

20.01

27.01

Раздел 3. Религия и культура (11 часов)

20

Роль религии в развитии

культуры.

1

03.02

21-23

Культурное наследие

христианской Руси.

3

10.02

17.02

24.02

24-26

Культура ислама.

3

02.03

09.03

16.03

27-28

Иудаизм и культура.

2

06.04

13.04

29-30

Культурные традиции

буддизма.

2

20.04.

27.04

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)

31

Забота государства о

сохранении духовных

ценностей.

1

04.05

32

Хранить память предков.

1

11.05

Раздел 5. Твой духовный мир (3 часа)

33-35

Что составляет твой

духовный мир.

3

18.05

25.05

28.05

7



В раздел образования