Авторы: Шадрова Евгения Владимировна, Бабенцева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель, методист
Учебное заведение: КОУ ХМАО -Югры
Населённый пункт: г. Сургута
Наименование материала: Статья
Тема: «Нравственное воспитание подростков с девиантным поведением через искусство»
Раздел: среднее образование
«Нравственное воспитание подростков с девиантным поведением через искусство»
Музыкальный руководитель
КОУ ХМАО-Югры «Специальная
учебно-воспитательная школа № 2»
Евгения Владимировна Шадрова
Нравственное
воспитание
молодёжи
является
неоспоримой
и
важнейшей
целью
всякого
общества.
В
педагогической литературе исследуемая нами проблематика
нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т.
Лихачёва,
Н.К.
Крупской,
А.С.
Макаренко,
И.Ф.
Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется
сущность
основных
понятий
теории
нравственного
воспитания,
указываются
пути
дальнейшего
развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы,
владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового
осмысления.
В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного
воспитания воспитанников в условиях специальных учебно-воспитательных школ. Например, его
содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки
зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается
возрастного
аспекта
содержания
нравственного
воспитания,
то
о
нем
во
многих
научно-
методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии
процессуальной
стороны
нравственного
воспитания
и
его
движущих
сил.
Наконец,
в
педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию
методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны
морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической
взаимосвязи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей
современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального
заказа для образования.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у
него
есть
общая
система
нравственных
ориентиров.
А
есть
эти
ориентиры
там,
где
хранят
уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к
памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Ценности
личности,
конечно,
в
первую
очередь
формируются
в
семье.
А
так
как
наши
воспитанники воспитывались в основном в неблагополучных семьях, то наиболее системно,
последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит сейчас в
стенах нашей школы. Поэтому именно в нашей школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь воспитанника.
Сегодняшний
подросток
современного
бурно
меняющегося
мира
совсем
иной,
чем
был
раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно
– нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному
здоровью детей. Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией:
ученые констатируют; что подростки в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное
мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование
творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные
проблемы
выживания
человечества.
Как
помочь
детям
избежать
этих
и
других
сетей
самоистребления,
которые
засасывают
человека
физически
и
духовно?
Во
все
времена
это
проповедовало высокое искусство. Наиболее выразительным и эффективным средством развития
эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих
способностей является искусство.
Наиболее гибкими и подвижными дисциплинами в освоении социокультурных компетенций
школьника можно считать предметы образовательной области «Искусство»: «Изобразительное
искусство», «Музыка», Мировая художественная культура (МХК), литература.
Изобразительное
искусство
как
комплексный
предмет
объединяет
познание
самих
художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности,
освоение
навыков
практического
изображения,
изобразительной
грамоты
и
творческого
самовыражения. Изобразительное искусство духовно обогащает ребенка, учит проникновению в
эстетическую сущность произведения искусства.
Музыка
как
интегративный
предмет
органически
вбирает
в
себя
изучение
собственно
музыкальных
произведений,
историю,
теорию
музыки,
а
также
простейшие
навыки
исполнительства в области пения. Музыкальное искусство – это один из средств, способствующих
формированию и развитию духовности, нравственности и гуманности у школьников. Музыка
направлена на познание внутреннего мира человека, его жизненных ценностей и ориентиров.
Музыка способна отражать мир целостно и привносить в него добро и красоту. Музыкальное
искусство
имеет
большое
значение
в
жизни
школьников.
Для
школьников
музыка
–
это
определение идей и идеалов.
Как музыка влияет на молодое поколение? И влияет ли вообще? Вот вопросы, которые
поставлены перед нами. Нынешнее поколение настолько увлечено музыкой, что живёт только ею.
Это своего рода зависимость, страсть. Ничего, кроме музыки, не интересует определенные слои
молодежи. Более 80 % детей начиная с 9 – летнего возраста ежедневно слушают музыку с
помощью наушников, телефонов, плееров.
Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к
музыкальной
культуре
осуществляется
стихийно,
неуправляемо.
Процесс
отбора
основополагающих музыкальных ценностей включает в себя оценочное познание, в ходе которого
сопоставляются и выбираются ценности, особо значимые для личности, поэтому актуальность
нашего исследования очевидна.
На уроках МХК учащихся знакомятся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у
детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает
перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство
должно воздействовать на чувства и мысли ученика.
Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о
литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.
Отталкиваясь от главной цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности
воспитанника,
и
ученика
нашей
школы,
формирования
ценностных
отношений
средствами
искусства.
Потому
что
нравственно-эстетический
опыт
человечества,
материализованный
в
художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.
Методика предметов по искусству направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на
развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение
с прекрасным.
В реализации поставленной цели помогают задачи:
– расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир
духовных понятий и представлений.
– приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из
жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.
–ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.
– содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к
ближним;
почтения
и
любви
к
родителям
и
другим
людям;
навыков
доброжелательного
и
добродетельного поведения, способности к сопереживанию.
– воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить
бережному отношению к окружающему миру.
- развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного,
прочувствованного
и
осознанного
восприятия
лучших
образцов
мировой
художественной
культуры прошлого и настоящего.
- накопление багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний,
необходимых для ориентации воспитанника в сложном мире искусства.
Духовно-нравственное воспитание подростков происходит главным образом и прежде
всего в процессе обучения и воспитания. На самом деле урок и воспитательное занятие –
место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных
взаимоотношений. На занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного
осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,
отстаивать
мнение,
помогать
и
принимать
помощь.
На
воспитательных
занятиях
могут
переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний,
огорчения от неудач, ошибок.
Обязательным элементом на воспитательных занятиях является обращение к личному
опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных
ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных
отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
На занятиях используются различные формы и виды деятельности. Например:
организационно-деятельностные
игры,
игровые
ситуации;
изобразительная
деятельность;
эмоциональное восприятие музыки; пение; коллективные творческие работы; инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; написание
воспитанниками рассказов, стихов, сказок, составление кроссвордов.
Большое
значение
уделяется
воспитательным
занятиям
по
духовно-нравственному
направлению, которые дают учащимся более широкое и яркое представление о мире в целом и
мире искусства в частности, и человеке, живущем в этом мире. Они развивают духовный
потенциал
учащихся,
побуждают
к
осмыслению
и
нахождению
причинно-следственных
связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Принципиально
значимым
на
занятиях
является
способ
воздействия
на
личность
ребенка посредством восприятия художественных произведений.
Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед воспитателем. В
музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности.
Подростки очень любят слушать музыку и петь. Песня открывает перед детьми красоту
мира.
Пение,
является
одним
из
основных
механизмов,
влияющих
на
формирование
общечеловеческих ценностей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости
подростка, творческому самовыражению воспитанника в сольном и ансамблевом пении.
Воспитание детей средствами искусства включает в себя также общешкольные, внеклассные
мероприятия, экскурсии, беседы, посещение и участие в выставках, конкурсах, подготовка
подарков для ветеранов, благотворительных мероприятиях в большем объеме, чем в школьной
программе.
Участие
учащихся
в
выставках,
конкурсах
тоже
имеет
воспитательную
направленность.
Подбирая
тематику
выставок
и
конкурсов,
которые
ориентированы
на
знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных
традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов
(творческих
и
вокальных)
в
учебном
и
воспитательном
процессе
значительна,
так
как,
участвуя в них, каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свою работу и
творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.
Организация
экскурсионной
деятельности,
посещение
выставок
помогает
способствовать приобщения детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира.
Особое
внимание
уделяется
национальной
культуре,
так
как
она
формирует
менталитет,
именно
через
нее
человек
воспринимает
значимые
национальные
ценности.
В
процессе
экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Для
более
чувственного
эмоционального
восприятия
воспитанникам
очень
важно
не
только
увидеть на картинках, но и самим побывать на выставках, увидеть главные святыни русского
народа, выдающиеся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это
способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей
среде. После проведения экскурсии полезно, чтобы ребенок смог закрепить сформированное
эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником
событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия, нарисовать рисунок. Кроме
того, детский рисунок – это и способ анализа восприятия увиденного ребенком.
К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для
наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и
содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее
говорить о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми,
запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить
потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у
подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и
нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать
правильный
выбор,
защищать
себя
от
отрицательного
и
разрушающего
воздействия
окружающей информационной и общественной среды.
Таким образом, занятия музыкальной направленности воздействует на внутренний мир
воспитанника,
через
раскрытие
программного
материала,
и
прежде
всего,
способствуют
личностному развитию подростка, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства
общения
между
людьми.
В
нем
раскрываются
наиболее
значимые
для
формирования
личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть,
жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных
образах. На основе освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий
формируются
эстетические
и
ценностно -
смысловые
ориентации
учащихся,
создающие
основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма,
потребности в творческом самовыражении.
Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и
иного
«культурного
поля»,
восприятия
мира
во
всем
его
художественном
разнообразии,
формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим
людям.
Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его
эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты».
Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его
художественно-эстетического
развития.
Искусство
приносит
удовольствие
и
наслаждение
только
человеку,
который
имеет
соответствующую
подготовку
и
в
достаточной
степени
эстетически образован.
Задача педагога - обеспечить необходимую эстетическую подготовку воспитанников,
ввести их в мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности,
развития мышления и нравственного совершенства. Непреходящие ценности отечественной и
мировой
художественной
культуры
и
искусства,
воплощая
вечную
истину
«прекрасное
пробуждает
доброе»,
как
никогда
нужны
современной
школе.
Воспитательные
занятия
призваны способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного
мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать
критерии
красоты
и
нравственных
приоритетов,
формирует
понимание
цели
жизни
и
предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.