Напоминание

Педагогическая ситуация как форма методической работы


Автор: Кирсанова Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 14
Населённый пункт: город Белово Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогическая ситуация как форма методической работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разбор педагогических ситуаций, как одна из форм методической работы

Тема «Взаимодействие с родителями»

Взаимодействие с семьями воспитанников – важная и сложная сторона деятельности

ДОУ. Одним из требований к условиям реализации Программы дошкольного образования

является «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и

укрепления

их

здоровья,

вовлечение

семей

в

непосредственно

образовательную

деятельность». Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является

«обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах

развития

и

образования,

охраны

и

укрепления здоровья детей».

В

повседневной

практике

общения

с

родителями

часто

возникают

разногласия,

различие

взглядов

на

некоторые

вопросы.

Это

мешает

созданию

партнерских

и

доверительных отношения между ДОУ и семьей.

Чтобы предотвратить возникновение недопонимания и разногласий, воспитатели

должны владеть необходимыми приемами общения с родителями. Например, разговор о

ребенке всегда надо начинать с положительных моментов, с акцента на хороших качествах

ребенка, а затем переходить к проблеме.

Большими возможностями в этом плане, обладает такая форма работы с педагогами

как разбор педагогических ситуаций.

Педагогические ситуации с комментариями.

Ситуация 1

«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен

возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем?

(ответы педагогов)

Комментарий

В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

-

показать

собеседнику

свое

уважение

к

нему,

отметив

вслух

факт

существования

раздражения и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их;

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе

предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с

собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и успокоиться) ;

- избегать скоропалительных выводов;

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день,

ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или

не пострадали.

Ситуация 2

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового

дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама

резко

ответила,

что

ей

некогда

заниматься

с

ребенком

дома,

что

это

обязанность

воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с

целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят

(или

не

могут)

заниматься

с

ребенком

сами.

Если

дошкольник

из

такой

семьи

воспитывается

в

вашей

группе,

необходимо

по

возможности

уделять

ему

больше

внимания.

Данный

конфликт

невозможно

решить

путем

конфронтации,

ведь

заставить

маму

заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это

поможет

сохранить

достоинство

воспитателя

как

профессионала.

Очень

важно

не

поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно

побудить

маму

к

занятиям

с

ребенком.

Можно

подготовить

совместно

со

старшим

воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр

дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 3

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень

грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает

родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий

Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из

данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напря -

жения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку

"наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского

сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей,

возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 4

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка

постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада

родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий

Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую

презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты,

фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно

подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные

интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше

использовать метод выражения своих чувств. Например: "Мне жалко, что Кати не было

утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра и т.д.)".



В раздел образования