Напоминание

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Спряжение глаголов"


Автор: Венера Саетовна Хакимова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чернышевская СОШ Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Высокогорский район, д. Чернышевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Спряжение глаголов"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Хакимова Венера Саетовна

Класс: 5

Тема: Спряжение глагола

УМК: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Москва: «Просвещение» , 2014 г.

Цели урока

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма,

наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о способах определения спряжения глагола

отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением

глагола

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит

возможность научиться планировать пути достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства

их достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; получит возможность научиться

оценивать свои возможности дотижения цели определенной сложности в различных сферах

самостоятельной деятельности.

Познавательные: научится давать определение понятию спряжение глаголов; устанавливать причинно-

следственные связи; основам изучающего чтения; получит возможность научиться самостоятельно

проводить исследование на основе применения метода наблюдения; делать умозаключения и выводы.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной

орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя

инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится осуществлять выбор наиболее эффективных способов определения

верного написания безударного личного окончания глагола; графически обозначать условия выбора

правильных написаний;

Предметно-образовательная

среда

Лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные

учебные действия)

1

2

3

4

1.Мотивация.

- Здравствуйте, ребята.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем

делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем

делать?

-Встаньте, те, кто мечтает о счастливом, стабильном

будущем для себя.

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без

ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у

доски

-Пожмите друг другу руки и скажите: «Спасибо, что ты

рядом..

- Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?

Выполняют поочередно

действия

Говорят друг другу :

«Спасибо, что ты рядом»

- Готовы

Личностные:

- сформированность потребности в

самовыражении а самореализации,

- сформированность позитивной

моральной самооценки и моральных

чувств.

Коммуникативные:

- умение передавать информацию

интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками

- умение выражать свои мысли в

соответствии с условиями

коммуникации,

2.Актуализац

ия знаний

- Проверим домашнее задание.

-Те, кто выполнял упражнение 654, сравните свои ответы с

эталоном, спроецированным на экране.

Эталон к упражнению 654

1.Уж тает (несов.в., наст. вр..) снег , бегут (несов.в., наст.

вр.) ручьи, в окно повеяло (сов. в., пр.вр.) весною .

Засвищут (сов. в., буд. вр) скоро соловьи и лес оденется

(сов. в., буд. вр.) листвою. 2. Песни жаворонков снова

зазвенели (сов.в., прош.вр.) в вышине. 3. Уж теплее солнце

Проверяют по эталону

Познавательные: выполнять учебно-

познавательные действия;

осуществлять для решения учебных

задач операции анализа, синтеза,

сравнения и классификации,

устанавливать причинно-следственные

связи

Коммуникативные: слушать; отвечать

на вопросы; высказывать и

обосновывать свою точку зрения

греет (несов.в., наст.вр.) Скоро всё зазеленеет (сов.в.,

будущ. вр.): степи, рощи и леса.

- Те, кто нашел в информационных источниках пословицы

и поговорки на тему «Дружба» и определил вид и время

глаголов, прочитайте их друг другу, выберите самые

интересные и запоминающиеся и продекламируйте их

вслух всему классу и мне. Проверьте, правильно ли вы

определили вид и время глаголов.

-

А те, кто написал сочинение – рассуждение о будущем

нашего села, нашей школы, подойдите ко мне с тетрадями.

Выберите самое лучшее сочинение, посоветуйтесь между

собой и решите, кто из вас будет читать …

- Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 654 без

ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при

выполнении этого упражнения?

- Поднимите руки те, кто правильно определил вид и время

глаголов в пословицах и поговорках. Какие трудности у

вас возникли при выполнении этого задания?

-. Ребята, а теперь давайте послушаем и оценим

сочинение-рассуждение «Моё село и моя школа через 20

лет» по требованиям, спроецированным на экране.

-. Оцените работу.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 6 класса по теме «___________________________

Домашнее задание

упражнение № 654 , пословицы и поговорки,

Читают друг другу

предложения, выбирают,

Зачитывают вслух

Обсуждают, выбирают

сочинения, читают

- Я допустил ошибку…

Потому что…

- Я допустил ошибку…

. Не смог определить….

потому, что не знал…

Одни дети читают

сочинения, другие

оценивают по

параметрам на экране

сочинение –рассуждение «Моё село и моя

школа через 20 лет»

Составление алгоритма

Карточка № 1

Карточка № 2

Самостоятельная работа

Составление рассказа

Упражнение №

Памятка

Оцените уровень освоения домашнего задания по

принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+»,

если были недочеты, ставьте «?»

На каком уровне вы усвоили пройденный материал?

.

- Не забываем оценивать свою познавательную

деятельность в течение урока. Продолжим.

Блиц-опрос (по группам)

- Как пишется не с глаголами?

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем

времени?

- Можно ли определить время, число лицо у глаголов

неопределенной формы.

- Объясните правописание -тся и -ться в глаголах.

- Удовлетворительно.

Нам необходимо

работать над ошибками

- Раздельно. Кроме слов

–исключений:

недоумевать, негодовать

….

- Нет.

- Если глагол отвечает на

вопросы что делать? что

сделать?, то пишется ь

знак. Если глагол

отвечает на вопрос что

делает? что сделает? то

ь не пишется.

- По вопросу. Глаголы

несовершенного вида

отвечают на вопрос что

делать? что делал? и т.д.

Глаголы совершенного

- Как определить вид глагола?

- Назовите времена глаголов.

вида отвечают на вопрос

что сделать? что сделал?

и т.д.

- Настоящее, прошедшее,

будущее.

3. Выявление

места и

причины

затруднения

- Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные

гласные,

Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т,

сто..шь, по..т, жд..м, вез..те

- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов?

Почему?

-А теперь с другой группой глаголов поработайте:

поставьте ударение, вставьте пропущенные гласные

Он ход…т

Ты игра…шь

Котёнок мурлыч…т

Они кле….т

Кто расскаж…т

Мы не скуча…м

Герои бор…тся

-Легко . Они стоят под

ударением.

Личностные: осознавать свои

трудности и стремиться к их

преодолению

Познавательные: устанавливать

причинно-следственные связи, делать

выводы

- Какие затруднения вы испытывали?

- Можете ли вы объяснить свои ошибки?

-- Почему возникли затруднения?

-Какова проблема?

- В какой части глаголов происходят изменения гласных?

- Я написал … .

- Нет. Мы не знаем

правила правописания

… в данных случаях.

-Мы не знаем правила

- Потому что гласные

находятся в безударном

положении

- В окончании.

1

3

4

6

- Как изменяются глаголы в данных примерах

( обратите внимание на местоимения и

существительные, к которым они относятся) ?

- Такое изменение называется спряжением.

- По лицам и числам

Регулятивные: осознать

недостаточность своих знаний

Коммуникативные: строить небольшие

монологические высказывания

4.

Целеполагание и

построение

проекта выхода

из затруднения

- Какова же цель нашей дальнейшей работы?

-Как сформулируем тему урока?

-

Какой метод вы предлагаете использовать для

решения данной проблемы?

. Уметь определять спряжение

глаголов; уметь выбирать

гласную в безударных личных

окончаниях глаголов.

- Уметь находить изученную

орфограмму в предложениях и

текстах

- Использовать изученные

орфограммы в своей речи.

- Спряжение глаголов

- Мы выбираем метод работы

с учебником

Познавательные: проводить

наблюдение под руководством

учителя, выдвигать гипотезы

Регулятивные: осуществлять выбор

наиболее эффективных способов

решения задач, устанавливать

причинно- следственные связи,

строить логическое рассуждение,

планировать в сотрудничестве с

учителем необходимые действия

Коммуникативные: строить

небольшие монологические

высказывания

5. Реализация

построения

проекта.

-Прочитайте правила параграфов 118 и 119

- Что можете сказать? Какие глаголы относятся к 1

спряжению, а какие – ко 2 спряжению?

-

Теперь объединитесь в группы и составьте

алгоритм.

-- 1 группа, представьте свой алгоритм

- 2 группа, теперь вы.

- Ко второму: все глаголы на

–ить ( кроме брить, стелить),

к первому: все остальные

глаголы ( а также 7 глаголов

на –еть: терпеть, вертеть,

обидеть, зависеть, ненавидеть,

видеть, смотреть- и 4 глагола

на –ать: дышать, держать,

гнать, слышать)

Каждая группа представляет

алгоритм

Познавательные: создавать и

преобразовывать модели и схемы для

решения задач, строить логическое

рассуждение, включающее

установление причинно- следственных

связей.

Коммуникативные: задавать вопросы ,

необходимые для организации

собственной деятельности,

осуществлять контроль, коррекцию,

оценку действий партнера, уметь

убеждать.

- Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм

лучший?

- Запишем его в тетрадь

-

Давайте закрепим алгоритм. Прочитайте,

записанные на доске предложения

Он ход…т-

Ты игра…шь

Котёнок мурлыч…т.

Они кле….т

Кто расскаж…т

Мы не скуча…м

Герои бор…тся

-Объясните, используя алгоритм.

- Можете ли вы теперь объяснить те ошибки,

которые допустили в начале урока?

- У 1 группы, потому что он

краткий и понятный.

а) поставить глагол в

неопределенную форму и

посмотреть на глагольный

суффикс.

б) Если глагольный суффикс и –

2-е спряжение. Все остальные

– а, – у, – е, – о – -ы- 1-е

спряжение.

Объясняют правописание

гласных, используя алгоритм.

- Можем.

- Я допустил ошибку…

1

2

3

4

6. Этап

первичного

закрепления

с

проговарива

нием во

внешней

речи.

Задание 1.(устно) (фронтально)

1. Прочитайте текст. Определите тему, основную

мысль, стиль.

2. Определите спряжение выделенных глаголов по

алгоритму.

Часть 1

Кто

незнаком

со

скворцами,

с

их

весенним

пением?

С незапамятных времён русские люди строят

для

скворцов

деревянные

домики-скворечники,

укрепляют их на стволах деревьев и высоких шестах.

Более проворной птичьей паре достанется скворечник

получше. Она завладеет домиком и проживёт в нём до

глубокой осени.

Хороша

и

бодра

весенняя

песня

скворцов!

Пение

небольшой

чёрной

птицы

необычайно

разнообразно и красиво. То вдруг скворец закрякает

дикой уткой, то пустит соловьиную звонкую трель.

Задание 2 (устно) (в группах)

Найдите

глаголы,

в

которых

правописание

безударных гласных вызывает затруднение

Часть 2

Скворец

никогда

не

остаётся

без

дела.

Он

оберегает наши поля, огороды, сады, является верным

другом человека. Хозяин сада всегда похвалит перед

своими детьми этого неутомимого труженика.

Формулируют собственные

мысли, высказывают и

обосновывают свою точку

зрения. В сотрудничестве с

учителем и одноклассниками

делают выводы

Соотносят поставленные

задачи с текстом, знакомятся с

материалом. Выделяют

главное, устанавливают

причинно-следственные связи

между отдельными языковыми

явлениями

Личностные: приобретать новые

знания, умения, совершенствовать

имеющиеся.

Познавательные: читать и слушать;

выполнять учебно-познавательные

действия; осуществлять для решения

учебных задач операции анализа,

синтеза, сравнения и классификации,

устанавливать причинно-следственные

связи

Регулятивные: контролировать

учебные действия; замечать

допущенные ошибки; осознать

правило контроля и использовать его

в решении учебной задачи

Коммуникативные: строить

небольшие монологические

высказывания, высказывать и

обосновывать свою точку зрения;

осуществлять совместную

деятельность

1

2

3

4

К

осени

скворцы

собираются

в

многочисленные

шумные стаи. Нередко они ссорятся, но никогда не

вступают в жестокие драки.

На тёплом юге скворцы не расстаются между

собою, держатся дружными стайками.

Весной

скворцы

неизменно

возвращаются

в

свои скворечни, безошибочно находят путь домой.

(По И. Соколову-Микитову)

- Проверьте по эталону, правильно ли вы

рассуждали.

3. Составьте рассказ по картинкам «Артем делает

скворечник» ( по упр. 673) (устно) (в парах)

-Прочитайте рассказ друг другу.

_ Проверьте, правильно ли вы составили рассказ

(План рассказа на экране: завязка действия, развитие

действия, кульминация, развязка)

Проверяют по эталону.

Проверяют , зачитывают

лучший рассказ

в парах и группах с учётом

конкретных учебно-познавательных

задач

1

2

3

4

Физкультминутка

Если учитель называет глагол 1 спряжения,

ученики делают хлопки над головой, если 2

спряжения – хлопки за спиной:

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут,

лежит, цветёт, растёт, говорим, кричишь

Выполняют упражнения

7.

Самостоятельна

я работа с

самопроверкой

по эталону

-Сможете ли вы самостоятельно выполнить

задание по карточке

3 л., мн. ч. 3 л., ед. ч.

они бор___тся он ход___т

они кле___т он кол___т

они стро___т он пил ___т

они ла___т он дремл___т

они ве___т он руб___т-

- Проверьте по эталону.

-Испытывали ли вы затруднение при выполнении

задания?

-Сможем

Выполняют задание,

проверяют по эталону

Ученик поднимает ручку, если

он готов

Проверяют по эталону

-Да. Я не смог..

Личностные: осваивать новые виды

деятельности; участвовать в творческом,

созидательном процессе.

Познавательные: выполнять учебно-

познавательные действия; осуществлять

для решения учебных задач операции

анализа, синтеза, сравнения и

классификации, устанавливать

причинно-следственные связи

Регулятивные: самостоятельно

планировать действия; адекватно

оценивать свои достижения, осознавать

возникающие ошибки

8. Включение в

систему знаний.

-Достаточно ли мы закрепили новое правило?

- От данных глаголов образуйте глаголы 3 лица

единственного и множественного числа

(письменно)

Вскакивать, объявлять, кричать, брать, крепнуть,

выглядеть, вымокнуть, победить, зависеть.

- Определите вид и время получившихся глаголов

- Проверьте по эталону

- Какие затруднения возникли?

- Оцените работу в карточке.

-Нет, мало практических

заданий

Выполняют 2 задания

Проверяют по эталону

-Я не смог….

Оценивают свою работу

Регулятивные: контролировать волевые

усилия

и преодолевать трудности и

препятствия на пути достижения целей,

получать возможность научиться

саморегуляции в учебной и

познавательной деятельности.

Познавательные: строить логические

рассуждения , включающие

установление причинно-следственных

связей

9. Рефлексия

учебной

деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Как мы достигли своей цели? Какую работу

выполнили?

-. Представьте, что вашего друга нет в школе.

Нарисуйте схематично изученное правило. И

передайте эту памятку другу.

- Оцените задание.

-Оцените свою работу на уроке.

-

- Мы узнали , что такое

спряжение. Узнали, что от

спряжения зависит

правописание гласной в

личных окончаниях глаголов.

Рисуют схему.

Оценивают работу.

Регулятивные: осуществлять

познавательную рефлексию в

отношении действий по решению

учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: осуществлять

коммуникативную рефлексию как

осознание оснований собственных

действий и действий партнера

10. Домашнее

задание

1. Упр. 671

2. Упр. 672

3. Составьте рассказ «Невыдуманная история» (о

случае, произошедшим лично с вами)



В раздел образования