Автор: Венера Саетовна Хакимова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чернышевская СОШ Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Высокогорский район, д. Чернышевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Спряжение глаголов"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Хакимова Венера Саетовна
Класс: 5
Тема: Спряжение глагола
УМК: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Москва: «Просвещение» , 2014 г.
Цели урока
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма,
наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование знаний о способах определения спряжения глагола
отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением
глагола
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит
возможность научиться планировать пути достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства
их достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; получит возможность научиться
оценивать свои возможности дотижения цели определенной сложности в различных сферах
самостоятельной деятельности.
Познавательные: научится давать определение понятию спряжение глаголов; устанавливать причинно-
следственные связи; основам изучающего чтения; получит возможность научиться самостоятельно
проводить исследование на основе применения метода наблюдения; делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной
орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя
инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится осуществлять выбор наиболее эффективных способов определения
верного написания безударного личного окончания глагола; графически обозначать условия выбора
правильных написаний;
Предметно-образовательная
среда
Лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения (универсальные
учебные действия)
1
2
3
4
1.Мотивация.
- Здравствуйте, ребята.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем
делать?
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем
делать?
-Встаньте, те, кто мечтает о счастливом, стабильном
будущем для себя.
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без
ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у
доски
-Пожмите друг другу руки и скажите: «Спасибо, что ты
рядом..
- Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?
Выполняют поочередно
действия
Говорят друг другу :
«Спасибо, что ты рядом»
- Готовы
Личностные:
- сформированность потребности в
самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной
моральной самооценки и моральных
чувств.
Коммуникативные:
- умение передавать информацию
интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками
- умение выражать свои мысли в
соответствии с условиями
коммуникации,
2.Актуализац
ия знаний
- Проверим домашнее задание.
-Те, кто выполнял упражнение 654, сравните свои ответы с
эталоном, спроецированным на экране.
Эталон к упражнению 654
1.Уж тает (несов.в., наст. вр..) снег , бегут (несов.в., наст.
вр.) ручьи, в окно повеяло (сов. в., пр.вр.) весною .
Засвищут (сов. в., буд. вр) скоро соловьи и лес оденется
(сов. в., буд. вр.) листвою. 2. Песни жаворонков снова
зазвенели (сов.в., прош.вр.) в вышине. 3. Уж теплее солнце
Проверяют по эталону
Познавательные: выполнять учебно-
познавательные действия;
осуществлять для решения учебных
задач операции анализа, синтеза,
сравнения и классификации,
устанавливать причинно-следственные
связи
Коммуникативные: слушать; отвечать
на вопросы; высказывать и
обосновывать свою точку зрения
греет (несов.в., наст.вр.) Скоро всё зазеленеет (сов.в.,
будущ. вр.): степи, рощи и леса.
- Те, кто нашел в информационных источниках пословицы
и поговорки на тему «Дружба» и определил вид и время
глаголов, прочитайте их друг другу, выберите самые
интересные и запоминающиеся и продекламируйте их
вслух всему классу и мне. Проверьте, правильно ли вы
определили вид и время глаголов.
-
А те, кто написал сочинение – рассуждение о будущем
нашего села, нашей школы, подойдите ко мне с тетрадями.
Выберите самое лучшее сочинение, посоветуйтесь между
собой и решите, кто из вас будет читать …
- Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 654 без
ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при
выполнении этого упражнения?
- Поднимите руки те, кто правильно определил вид и время
глаголов в пословицах и поговорках. Какие трудности у
вас возникли при выполнении этого задания?
-. Ребята, а теперь давайте послушаем и оценим
сочинение-рассуждение «Моё село и моя школа через 20
лет» по требованиям, спроецированным на экране.
-. Оцените работу.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Лист самооценки ученика (цы) 6 класса по теме «___________________________
Домашнее задание
упражнение № 654 , пословицы и поговорки,
Читают друг другу
предложения, выбирают,
Зачитывают вслух
Обсуждают, выбирают
сочинения, читают
- Я допустил ошибку…
Потому что…
- Я допустил ошибку…
. Не смог определить….
потому, что не знал…
Одни дети читают
сочинения, другие
оценивают по
параметрам на экране
сочинение –рассуждение «Моё село и моя
школа через 20 лет»
Составление алгоритма
Карточка № 1
Карточка № 2
Самостоятельная работа
Составление рассказа
Упражнение №
Памятка
Оцените уровень освоения домашнего задания по
принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+»,
если были недочеты, ставьте «?»
На каком уровне вы усвоили пройденный материал?
.
- Не забываем оценивать свою познавательную
деятельность в течение урока. Продолжим.
Блиц-опрос (по группам)
- Как пишется не с глаголами?
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем
времени?
- Можно ли определить время, число лицо у глаголов
неопределенной формы.
- Объясните правописание -тся и -ться в глаголах.
- Удовлетворительно.
Нам необходимо
работать над ошибками
- Раздельно. Кроме слов
–исключений:
недоумевать, негодовать
….
- Нет.
- Если глагол отвечает на
вопросы что делать? что
сделать?, то пишется ь
знак. Если глагол
отвечает на вопрос что
делает? что сделает? то
ь не пишется.
- По вопросу. Глаголы
несовершенного вида
отвечают на вопрос что
делать? что делал? и т.д.
Глаголы совершенного
- Как определить вид глагола?
- Назовите времена глаголов.
вида отвечают на вопрос
что сделать? что сделал?
и т.д.
- Настоящее, прошедшее,
будущее.
3. Выявление
места и
причины
затруднения
- Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные
гласные,
Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т,
сто..шь, по..т, жд..м, вез..те
- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов?
Почему?
-А теперь с другой группой глаголов поработайте:
поставьте ударение, вставьте пропущенные гласные
Он ход…т
Ты игра…шь
Котёнок мурлыч…т
Они кле….т
Кто расскаж…т
Мы не скуча…м
Герои бор…тся
-Легко . Они стоят под
ударением.
Личностные: осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи, делать
выводы
- Какие затруднения вы испытывали?
- Можете ли вы объяснить свои ошибки?
-- Почему возникли затруднения?
-Какова проблема?
- В какой части глаголов происходят изменения гласных?
- Я написал … .
- Нет. Мы не знаем
правила правописания
… в данных случаях.
-Мы не знаем правила
- Потому что гласные
находятся в безударном
положении
- В окончании.
1
3
4
6
- Как изменяются глаголы в данных примерах
( обратите внимание на местоимения и
существительные, к которым они относятся) ?
- Такое изменение называется спряжением.
- По лицам и числам
Регулятивные: осознать
недостаточность своих знаний
Коммуникативные: строить небольшие
монологические высказывания
4.
Целеполагание и
построение
проекта выхода
из затруднения
- Какова же цель нашей дальнейшей работы?
-Как сформулируем тему урока?
-
Какой метод вы предлагаете использовать для
решения данной проблемы?
. Уметь определять спряжение
глаголов; уметь выбирать
гласную в безударных личных
окончаниях глаголов.
- Уметь находить изученную
орфограмму в предложениях и
текстах
- Использовать изученные
орфограммы в своей речи.
- Спряжение глаголов
- Мы выбираем метод работы
с учебником
Познавательные: проводить
наблюдение под руководством
учителя, выдвигать гипотезы
Регулятивные: осуществлять выбор
наиболее эффективных способов
решения задач, устанавливать
причинно- следственные связи,
строить логическое рассуждение,
планировать в сотрудничестве с
учителем необходимые действия
Коммуникативные: строить
небольшие монологические
высказывания
5. Реализация
построения
проекта.
-Прочитайте правила параграфов 118 и 119
- Что можете сказать? Какие глаголы относятся к 1
спряжению, а какие – ко 2 спряжению?
-
Теперь объединитесь в группы и составьте
алгоритм.
-- 1 группа, представьте свой алгоритм
- 2 группа, теперь вы.
- Ко второму: все глаголы на
–ить ( кроме брить, стелить),
к первому: все остальные
глаголы ( а также 7 глаголов
на –еть: терпеть, вертеть,
обидеть, зависеть, ненавидеть,
видеть, смотреть- и 4 глагола
на –ать: дышать, держать,
гнать, слышать)
Каждая группа представляет
алгоритм
Познавательные: создавать и
преобразовывать модели и схемы для
решения задач, строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно- следственных
связей.
Коммуникативные: задавать вопросы ,
необходимые для организации
собственной деятельности,
осуществлять контроль, коррекцию,
оценку действий партнера, уметь
убеждать.
- Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм
лучший?
- Запишем его в тетрадь
-
Давайте закрепим алгоритм. Прочитайте,
записанные на доске предложения
Он ход…т-
Ты игра…шь
Котёнок мурлыч…т.
Они кле….т
Кто расскаж…т
Мы не скуча…м
Герои бор…тся
-Объясните, используя алгоритм.
- Можете ли вы теперь объяснить те ошибки,
которые допустили в начале урока?
- У 1 группы, потому что он
краткий и понятный.
а) поставить глагол в
неопределенную форму и
посмотреть на глагольный
суффикс.
б) Если глагольный суффикс и –
2-е спряжение. Все остальные
– а, – у, – е, – о – -ы- 1-е
спряжение.
Объясняют правописание
гласных, используя алгоритм.
- Можем.
- Я допустил ошибку…
1
2
3
4
6. Этап
первичного
закрепления
с
проговарива
нием во
внешней
речи.
Задание 1.(устно) (фронтально)
1. Прочитайте текст. Определите тему, основную
мысль, стиль.
2. Определите спряжение выделенных глаголов по
алгоритму.
Часть 1
Кто
незнаком
со
скворцами,
с
их
весенним
пением?
С незапамятных времён русские люди строят
для
скворцов
деревянные
домики-скворечники,
укрепляют их на стволах деревьев и высоких шестах.
Более проворной птичьей паре достанется скворечник
получше. Она завладеет домиком и проживёт в нём до
глубокой осени.
Хороша
и
бодра
весенняя
песня
скворцов!
Пение
небольшой
чёрной
птицы
необычайно
разнообразно и красиво. То вдруг скворец закрякает
дикой уткой, то пустит соловьиную звонкую трель.
Задание 2 (устно) (в группах)
Найдите
глаголы,
в
которых
правописание
безударных гласных вызывает затруднение
Часть 2
Скворец
никогда
не
остаётся
без
дела.
Он
оберегает наши поля, огороды, сады, является верным
другом человека. Хозяин сада всегда похвалит перед
своими детьми этого неутомимого труженика.
Формулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения. В сотрудничестве с
учителем и одноклассниками
делают выводы
Соотносят поставленные
задачи с текстом, знакомятся с
материалом. Выделяют
главное, устанавливают
причинно-следственные связи
между отдельными языковыми
явлениями
Личностные: приобретать новые
знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные: читать и слушать;
выполнять учебно-познавательные
действия; осуществлять для решения
учебных задач операции анализа,
синтеза, сравнения и классификации,
устанавливать причинно-следственные
связи
Регулятивные: контролировать
учебные действия; замечать
допущенные ошибки; осознать
правило контроля и использовать его
в решении учебной задачи
Коммуникативные: строить
небольшие монологические
высказывания, высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
осуществлять совместную
деятельность
1
2
3
4
К
осени
скворцы
собираются
в
многочисленные
шумные стаи. Нередко они ссорятся, но никогда не
вступают в жестокие драки.
На тёплом юге скворцы не расстаются между
собою, держатся дружными стайками.
Весной
скворцы
неизменно
возвращаются
в
свои скворечни, безошибочно находят путь домой.
(По И. Соколову-Микитову)
- Проверьте по эталону, правильно ли вы
рассуждали.
3. Составьте рассказ по картинкам «Артем делает
скворечник» ( по упр. 673) (устно) (в парах)
-Прочитайте рассказ друг другу.
_ Проверьте, правильно ли вы составили рассказ
(План рассказа на экране: завязка действия, развитие
действия, кульминация, развязка)
Проверяют по эталону.
Проверяют , зачитывают
лучший рассказ
в парах и группах с учётом
конкретных учебно-познавательных
задач
1
2
3
4
Физкультминутка
Если учитель называет глагол 1 спряжения,
ученики делают хлопки над головой, если 2
спряжения – хлопки за спиной:
Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут,
лежит, цветёт, растёт, говорим, кричишь
Выполняют упражнения
7.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
по эталону
-Сможете ли вы самостоятельно выполнить
задание по карточке
3 л., мн. ч. 3 л., ед. ч.
они бор___тся он ход___т
они кле___т он кол___т
они стро___т он пил ___т
они ла___т он дремл___т
они ве___т он руб___т-
- Проверьте по эталону.
-Испытывали ли вы затруднение при выполнении
задания?
-Сможем
Выполняют задание,
проверяют по эталону
Ученик поднимает ручку, если
он готов
Проверяют по эталону
-Да. Я не смог..
Личностные: осваивать новые виды
деятельности; участвовать в творческом,
созидательном процессе.
Познавательные: выполнять учебно-
познавательные действия; осуществлять
для решения учебных задач операции
анализа, синтеза, сравнения и
классификации, устанавливать
причинно-следственные связи
Регулятивные: самостоятельно
планировать действия; адекватно
оценивать свои достижения, осознавать
возникающие ошибки
8. Включение в
систему знаний.
-Достаточно ли мы закрепили новое правило?
- От данных глаголов образуйте глаголы 3 лица
единственного и множественного числа
(письменно)
Вскакивать, объявлять, кричать, брать, крепнуть,
выглядеть, вымокнуть, победить, зависеть.
- Определите вид и время получившихся глаголов
- Проверьте по эталону
- Какие затруднения возникли?
- Оцените работу в карточке.
-Нет, мало практических
заданий
Выполняют 2 задания
Проверяют по эталону
-Я не смог….
Оценивают свою работу
Регулятивные: контролировать волевые
усилия
и преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения целей,
получать возможность научиться
саморегуляции в учебной и
познавательной деятельности.
Познавательные: строить логические
рассуждения , включающие
установление причинно-следственных
связей
9. Рефлексия
учебной
деятельности
- Что нового узнали на уроке?
- Как мы достигли своей цели? Какую работу
выполнили?
-. Представьте, что вашего друга нет в школе.
Нарисуйте схематично изученное правило. И
передайте эту памятку другу.
- Оцените задание.
-Оцените свою работу на уроке.
-
- Мы узнали , что такое
спряжение. Узнали, что от
спряжения зависит
правописание гласной в
личных окончаниях глаголов.
Рисуют схему.
Оценивают работу.
Регулятивные: осуществлять
познавательную рефлексию в
отношении действий по решению
учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: осуществлять
коммуникативную рефлексию как
осознание оснований собственных
действий и действий партнера
10. Домашнее
задание
1. Упр. 671
2. Упр. 672
3. Составьте рассказ «Невыдуманная история» (о
случае, произошедшим лично с вами)