Напоминание

«Воспитание самостоятельности у детей»


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание самостоятельности у детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Воспитание самостоятельности у детей»

Воспитатель: Овчинникова Т.С.

Человек как личность формируется в основном уже к 5-6 годам. Но

развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Главное-

желание.

Фундамент созидательного отношения к жизни закладывается в раннем

детстве. Родители могут помочь поверить в свои силы, расширить область их

реальной практической самостоятельности и ответственности, подтверждая

тем самым, что они способны быть успешным и счастливым.

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от

умения действовать самостоятельно. Однако именно развитие

самостоятельности меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в

детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный

зайка» отстает, где-то от сверстников. Родитель вместе с воспитателем

начинает предпринимать решительные действия.

Определенные качества и способности у детей появляются постепенно по

мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех или

иных желаемых качеств недостаточно говорить о них, необходимо

определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь

ребенка. Главное организовать его деятельность с самого раннего возраста.

Воспитывая ребенка, взрослый в своих требованиях к нему вынужден

«балансировать» между двумя полюсами: безоговорочное послушание или

неограниченная свобода.

Выбор крайних позиций будет большой ошибкой и приведет к негативному

результату .Необходима золотая середина, предполагающая некоторое

координирование свободы с некоторыми правилами и ограничениями.

Как ее найти?

Готовых рецептов нет. Вместе с тем неслучайно для развития тех или иных

способностей практикой воспитания выбраны общие подходы, закрепленные

опытом многих поколений. Подход к развитию самостоятельности такой же ,

как при формировании любой способности. Надо учитывать индивидуальные

качества и врожденные задатки ребенка. Даже такие, как особенности

нервной системы и конституции тела. В одинаковых условиях дети

действуют по разному.

Пример: ребенок медлительный и нет. Один ребенок одевается очень

быстро. От другого нужно требовать, чтобы он оделся сам, но не чтобы

первый.

Если самостоятельность тренируется в разных ситуациях, с разными

условиями, то в итоге она закрепляется как положительный личностный опыт

и становится качеством его личности. В отличие от развития музыкальных

или других способностей, для развития самостоятельности не важно, что

именно делает ребенок.

Главное- чтобы это делал сам ребенок. Необходимо предоставлять ему как

можно больше самостоятельности на всех этапах- от принятия решения до

исполнения задуманного результата.

Главное- положительный эмоциональный настрой и конечно успешный

результат. Ребенок должен пережить радость как от самого действия, так от

его результата.

Если за ребенка постоянно делать, то у него пропадает желание. И в

очередной раз он говорит: «сделай мама, я не могу». Бывает, что взрослый

стоит на своем. Ребенок начинает капризничать, плакать, любым способом

добиваться, чтобы за него сделал взрослый. Ребенок видит, что слезы что- не

действуют. И только он собирается сделать сам, но мама делает за него. Ей

надоело ждать, ей легче сделать самой, чем найти компромисс. Если ребенок

начал пытаться что- то делать сам, необходимо хвалить его. Не говорить:

«дай я сама сделаю, а то ты сейчас наделаешь».

Если давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то

он оставит попытки добиваться чего - либо самостоятельно. Но зато

привыкнет получать , а затем требовать от родителей( и не только от них)

исполнение своих возрастающих потребностей. Мамы, бабушки, которые

откликаются на все его нужды, растят весьма требовательное существо,

зависящих от «кормильцев».

Со временем их начинает тяготить выбранная роль, они мечтают видеть

своего взрослого ребенка самостоятельным и успешным, но продолжают

решать за него все жизненные проблемы, потому-то он сам мало что может.

Вот правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность

ребенка:

- Организуйте для ребенка деятельность, в которой он может добиться

успеха. Не требуйте выполнения пока еще трудно или непонятно ему

задание.

- Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя его и

поддерживая в трудные минуты и одновременно обучая необходимым

«правилам игры». (естественными ограничениями и запретами, которые

понятны ребенку).

-Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может

сделать сам.

-Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому- либо- защитить более

слабого, поделиться игрушкой, сладостями.

- Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или

запрещая нежелательные действия. (плох поступок, а не сам ребенок).

-В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный

источник сил ребенка, его успешного психического развития.

- Главное- постоянство. Если вы начали что- то заставлять ребенка делать

самостоятельно, то не надо менять решения и делать за него.



В раздел образования