Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Дети познают мир в игре».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Дети познают мир в игре».
Нужны ли современным детям забавы- «дочки- матери», игры в «доктора» и
«продавца» и другие не менее любимые игры?
Многие родители считают детские игры бесполезной тратой времени и сил. В ход
идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьеныша, уникуб Никитиных.
Примерно 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка- игровая. В этот период
наилучший способ познания мира- игра. Как легче всего объяснить малышу «что
такое хорошо и что такое плохо»? как развивать воображение и тягу к познанию
нового неизведанного? Как научить ребенка не прибегая к нудным увещаниям,
выражать свои симпатии и антипатии. Научить его находить общий язык с другими
людьми? Конечно в игре.
Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни
пользы ни радости. Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой.
Мол сам разберется, поймет но это не так.
«Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженого, не смотрят мультик,
а только спят и работают»- это мнение 5 летнего Никиты не редкость среди его
сверстников. У взрослых на этот счет своя правда : «Я не умею играть. Мне не
интересно. Я прихожу усталая, мне бы лечь, а не мечем махать или со скакалкой
прыгать». Ребенку достаточно хоть капельки внимания со стороны мамы, папы
каждый день.
Распределение ролей. Ролевые забавы- известные всем «дочки- матери» и другие
– с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило ребенок не охотно
берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный,
главный- папа или мама. Вот когда вам предоставляется прекрасная возможность
взглянуть на себя со стороны, ведь малыш копирует ваше поведение, интонации и
жесты.
Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и
ребенком, поможет понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя
скорректировать ситуацию. В игре мамы и папы могут подсказать и показать более
сложную модель поведения, чем пришла бы в голову шестилетнему ребенку. В
игре ребенок многому учится, развивается интеллект и речь. Одно дело придумать
игру самому и в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что- то
взрослым. И совсем другое дело, когда маме нужно объяснить основную идею,
распределить роли, согласовывать сюжеты. Это куда интереснее.
Ролевая игра с родителями развивает и обогащает внутренний мир и речь. При
обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса, что поможет, не заостряя
внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам
хотелось бы с ним обсудить.
Старое- не значит плохое.
Каким играм нашего детства научить малыша? Незаслуженно ныне забытые
«ходилки» (бросаешь кубик и передвигаешь фишку от старта к финишу). Эти игры
научат соблюдать очередность, случайность выигрыша и проигрыша. Игра
поможет легче принять поражение и надеяться на победу в следующий раз.
«морской бой» тренирует память и внимание. Очень сложно держать в уме
большое игровое поле, запоминать и планировать ходы.
«лото» послужит развитию памяти, внимания и быстроты. В него можно играть не
только с ребенком, но и всей семьей. Конечно в эти игры ребенок может со
сверстниками. Но научить понимать правила, показать как достойно проигрывать и
выигрывать, могут только родители. Задача родителей- делать это тактично и
терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны
слезы и огорчения. Избежать ситуации соревнования и в школьные годы и в
дальнейшей жизни не удастся, поэтому родителям лучше развивать эти умения у
ребенка в раннем возрасте, чем корректировать их у более взрослого человека.
Играя с ребенком нельзя постоянно поддаваться. Играя с другими детьми и
проигрывая, ребенок будит сильно переживать, расстраиваться.
Играя в группе в игры с правилами, дети часто утешают друг друга: «ничего, ты в
следующий раз выиграешь». У каждой игры своя задача, своя цель. У одной чисто
познавательная, у другой- обучающая, у третьей- социализирующая.
Доказано, что «недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к
окружающему миру. Ведь то, что его ровесники прошли в игре с родителями в
благоприятной для развития период, ему приходится осваивать самому. Причем
сразу в условиях, сильно приближенным к «боевым», зачастую не имея права на
ошибку.
Даже когда вы заняты можно с ребенком поиграть.
1. «Игры превращалки».
Жили были разные слова. Однажды они так веселились, играли, бегали,
танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведите порядок в словах:
Босака( собака).
Ловосы (волосы)
Лекосо (колесо)
Посаги (сапоги)
2. замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ». назови свое слово.
Был кит а стал? Щит.
Тучка- щучка.
Река- щека.
Венок- щенок.
Мель- щель.
3. вместе с ребенком искать слова на кухне.
Какие слова можно вынуть из борща? (капуста, лук, бульон, мясо, морковь).
Какие слова можно вынуть из винегрета? (свекла, капуста, огурцы, горошек,
картофель, морковь).
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке
На носу и на руке
Вы не слышали такого?
Не беда играем в слово.
4. «Угостим друг друга вкусными словами».
Ребенок называет «вкусное» слово и кладет его вам в ладошку, а затем вы ему.
Игра продолжается до тех пор, пока не съедите все.
Можно играть в «сладкие», «соленые», «кислые» слова.
Наши помощники.
Как можно одним словом назвать прибор,
Который варит кофе? (кофеварка)
Режет овощи? (овощерезка).
Мелет кофе? (кофемолка).
Выжимает сок? (соковыжималка)
Чистит картофель? (картофелечистка)
Приготовим сок.
Какой сок получится из яблок?
Из груш?
Из слив?
Из вишни?
Из моркови?
Лимонов?
Апельсинов?
Можно спросить наоборот: «из чего получается апельсиновый сок?»
Игр очень много. Можно дать ребенку тесто, пусть он слепит с вами пельмень, а
может печенюшку. Тогда вам с ребенком будит общаться очень легко.