Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: « Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
Раздел: дошкольное образование
Тема: « Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
Вос-ль: Овчинникова Т.С.
Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью.
Первой формой речи первобытных людей- были жесты. Особенна, велика была роль
руки: указывающие, очерчивающие движения рук лежали в основе первичного
языка, с помощью которого общались.. прошли целые тысячелетия, прежде чем
появилась речь. О том, что движения пальцев связаны с речью, знали давно. Люди
это понимали бессознательно. В изучении взаимосвязи пальцев с головным мозгом
занимаются ученые и поныне. Как медиков, так и педагогов волнует
прогрессирующее ухудшение здоровья детей и всего поколения. Одной из форм
реабилитационной работы являются физические упражнения, считают медики.
Исследования лаборатории высшей нервной деятельности- института физиологии
детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в
прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты,
изучающие деятельность мозга, психику детей.
Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям. Они несут в речевой
центр в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующей его
формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а
значит мышление. В коре головного мозга речевая область расположена близко к
двигательной. Ученые выявили, что тренировка мелкой моторики рук, оказывает
большое влияние на развитие речи ребенка. Речевая область формируется под
влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. По мере совершенствования
мелкой моторики, идет речевое развитие.
Поэтому это должно использоваться в работе с детьми, у которых развитие речи
происходит своевременно и особенно с теми, у которых имеются различные
нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики- это
совершенствование речи.
Все родители хотят своим детям самого лучшего, чтобы они выросли физически и
умственно здоровыми, стали полезными членами общества. Каждый ребенок растет
с присущей ему скоростью и не надо его подталкивать, принуждать какими бы
добрыми не были ваши намерения. Большинство детей обучаются лучше тогда,
когда они заняты вещами , доступными и важными для них. Различные движения
пальцев очень нравятся детям. С помощью пальцев можно даже разговаривать с
детьми. Игры с пальчиками очень заразительны. Понаблюдав за ребенком, вы
увидите, что он получает удовольствие от игр с пальчиками. Игры для мелкой
моторики рук нужно проводить в соответствии с периодами возрастного развития.
При проведении игр важно последовательность – от простого к сложному.
*Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыков
вызывается многократным повторением.
*Упражнения, занятия с ребенком должны проводиться по желанию ребенка, на
положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, не зависимо от
возраста, значим результат. Поэтому любое изделие малыша должно показываться,
быть предметом игр.
*Если ребенок постоянно требует продолжение игры, постарайтесь переключить
внимание на выполнение другого задания.
* не рекомендуется начинать занятия или игру, если вы утомлены, раздражены или
озабочены, если ребенок себя неважно чувствует или увлечен другой игрой.
* недопустимо переутомление ребенка. Важно учитывать взаимосвязь функции
кисти руки и речи в логопедической практике.
У игр с пальчиками еще есть другие преимущества. Они помогают в обучении таких
понятий как «вниз», «вверх», а так же понятия числа. Игры помогают развивать
чувство ритма, воображение. Но главным образом игры вызывают смех и общий
разговор. Книги с движением пальцев ребенка очень популярны за рубежом, так как
движения направлены на возможное более раннее всестороннее и гармоничное
развитие малыша. Такие упражнения развивают свободу движений, чувства
пространства, образное мышление, память, внимание, речь. Одним словом
обогащают внутренний мир. Выучив стихотворение, ребенок смог бы воспроизвести
его пальчиками. Можно придумывать свои более выразительные игры, фантазируйте
вместе с детьми. Ведь взрослый для ребенка- неисчерпаемый источник
положительных эмоций.
Чтобы ребенок хорошо говорил, научите его играть с пальчиками, сопровождая игры
звукоподражанием , стихами, ласковыми словами. Чем выше развита координация,
активность руки, тем лучше развита речь.
Важно помнить:
-Речь взрослого должна быть четкой, эмоционально окрашена, нетороплива.
-Действовать нужно вместе с ребенком, направляя игру.
-Для детей 3-4 лет важен зрительный контакт. Это помогает понять сказанное. Если
вы работаете с книгой, рекомендуется рассмотреть картинки.
-Если ребенок не справился с игрой, возьмите руку ребенка в свою и сформируйте
нужный уклад. Проделайте это несколько раз, пока не научится ребенок. После этого
можно научить показывать пальчики, как птица открывает клюв, как пищит
цыпленок, как зайка шевелит ушками.
-Если возникнут затруднения, подвигайте пальчиками ребенка своей рукой. Тогда у
ребенка формируются нужные мышечные ощущения. Пусть пробует показывать
сначала правой, затем левой рукой. Затем одновременно.
- Все упражнения подбираются с учетом возраста. Если сначала дети катают
шарики, затем перебирают бусы, собирают пирамидки, перекладывают карандаши
из одной руки в другую.
И так: включайте всевозможные игры по развитию мелкой моторики рук. Это не
только пальчиковая гимнастика каждый день. Большое значение имеют
конструкторы, где чтобы что-то собрать, необходимо поработать пальцами,
приложить усилия. Хорошо развивают мелкую моторику рук мозаики. А так же весь
набор по сенсорному развитию: пирамидки, всевозможное завязывание шнурков,
застегивание замков. Дайте ребенку волю при игре с различными материалами, а
результат не заставит себя ждать.