Автор: Стукалова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Боровичи Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В поисках невидимки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной исследовательской деятельности
для старшего дошкольного возраста
СТУКАЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ
воспитателя МАОУ СОШ №4,
высшей категории
Тема: «В споисках невидимки»
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-
коммуникативная, художественно-эстетическая.
Цель: привлечь внимание детей к исследовательской и познавательной
деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира,
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха;
- учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и
предметов;
- расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека,
животных, растений;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом —
кляксографией.
Развивающие:
- развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять
«чудеса» с научной точки зрения;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи
на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Воспитывающие:
- дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность,
пытливость ума, познавательный интерес;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование для занятия: прозрачные полиэтиленовые пакеты по
количеству детей, коктейльные соломинки и стаканы с водой в количестве,
соответствующем числу детей. Два одинаковых сдутых воздушных шарика,
весы с двумя чашами. Таз с водой, бумажные салфетки – 2 штуки, маленький
кусочек пластилина, стакан. Киндеры для игры «Угадай по запаху». Гуашь,
листы бумаги и коктейльные трубочки по количеству детей, для рисования.
Карточки
«Правила
поведения
в
лаборатории».
Мультимедийное
оборудование, видео фрагмент фильма, мешок с сюрпризным моментом.
Составляющие части модели занятия: Мотивация.
Введение в игровую
ситуацию. Выявление проблемы. Уточнение проблемы и постановка задач.
Решение
проблемы
(практическая
деятельность
по
решению
проблемы).
Подведение итогов. Просмотр фильма о воздухе. Организация занятия:
55
1 - экран, 2- ковер-самолёт, 3-проектор, 4- стол воспитателя, 5 – столы для
детей.
Ход занятия:
- Раздается голос. (Дети подходят к экрану). На экране появляется
крупным планом Нолик, звучит его голос. Появляется Нолик.
- Дорогие ребята! Я совсем запутался! Симка мне сказал, что вокруг нас
есть воздух и он везде. А я его не вижу! Где он? Где?
- Ребята, а вы его видите? А может, его и нет? Помогите мне найти этот
воздух! Я надеюсь на вашу помощь!
-Как же мы можем помочь фиксику найти воздух?(выслушать варианты
ответов и подвести к тому, чтобы попробовать провести опыты)
3
5
4
1
2
-Мы должны Нолику показать, что воздух есть вокруг нас. А для этого надо
провести опыты.
- Чтобы проводить опыты , я вас превращу в настоящих ученых-
исследователей. Все крепко закрыли глаза и шёпотом произносим 3 раза
волшебное заклинание «Мурики, чурики, фурики!» (в это время появляются
халаты, одеваемся). Вот мы с вами и превратились в фиксо учёных-
исследователей.
-Ребята, учёные работают в помещении, где много разных приборов для
опытов и это помещение называется? – лаборатория. Я вам предлагаю туда
отправиться. Но, как же мы туда попадём? (выслушать варианты и
предложить сказочный ковёр-самолёт) на ковре-самолёте. Садитесь на ковёр
и возьмитесь крепко за руки, чтобы не свалиться в полёте.(звучит
таинственная музыка, изображение неба на экране).
Во время полёта веду разговор с детьми:
-В лаборатории
надо
соблюдать
строгие
правила.
Какие
правила
надо
соблюдать в лаборатории? Предлагайте!(выслушать детей). Я вам немного
подскажу (показ карточки «Правила поведения в лаборатории». Вместе с
д ет ь м и
р а з б и р а ем :
собл ю д а т ь
т и ш и н у,
н е перебивать
друг
друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).
(Музыка заканчивается, прилетели, встаем с ковра)
- Вот мы и прилетели. Подойдите все ко мне.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Найдите себе
удобное место для работы, присаживайтесь (дети садятся).
- Мы опыты начинаем,
Интересно здесь бывает,
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать.
- А наши опыты мы будем записывать на видеокамеру, потом отправим
видео через интернет Нолику. Давайте решим, кто будет у нас оператором?
(выбираем оператора, объясняю, что ему нужно делать, как «пользоваться»
видеокамерой).
- Итак, начнем наши опыты, чтобы показать и доказать Нолику, что о воздух
есть везде:
Приходим в лабораторию, подходим к столам, где лежат целлофановые
пакеты.
- Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Если воздух вокруг, значит,
его можно поймать? Подумайте (ответы детей), (пробуем варианты детей)
-Давайте попробуем! Получилось? Почему?
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
- Я вам немного помогу. У вас на столе есть целлофановые пакеты. Можно
ли с помощью пакета поймать воздух? Попробуйте.
- Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой
он? Вы его видите?
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно
проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что
вы чувствуете?
Вывод: значит, воздух можно почувствовать.
- Ребята, мы с вами поймали воздух, а вы его увидили?
А хотите, я вам покажу фокус, с помощью которого мы можем увидеть
воздух?
Подойдите к столу.
Провожу опыт, дети стоят вокруг.
Эксперимент №2
«
Способ обнаружения воздуха, воздух невидим»
(На столе лежит: пустой стеклянный стакан, бумажные салфетки, кусочек
пластилина, таз с водой).
- Давайте попробуем опустить в чашку с водой бумажную салфетку. Что с
ней произошло? Ответы детей.
- Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно
такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз
и аккуратно опустим в чашку с водой на самое дно. Вода полностью закрыла
банку. Аккуратно вынимаем ее из воды.
- Ребята, почему же салфетка осталась сухой, как вы думаете? Ответы детей.
-Молодцы, это потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно
увидеть. Теперь опять таким же образом опускаем банку на дно таза и
медленно наклоняем ее. Что у нас происходит, как вы думаете?
Ответы детей.
-Молодцы, воздух вылетает из банки пузырем.
Какой же мы сделаем вывод?
Вывод: банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух
невидимый.
- Молодцы! А я знаю ещё один способ, с помощью которого можно увидеть
воздух. Хотите попробовать сами? Подходите к столам, присаживайтесь.
Дети садятся за столы, быстро расставляю стаканы с водой и трубочки.
- Что стоит на столе? Как с помощью этих предметов мы можем увидеть
воздух?(выслушиваю ответы детей)
.
(Ребята, а хотите, я покажу вам один фокус с воздухом и мыльными
пузырями? Надуваю пузырь, внутри которого цветок.
- откуда взялся воздух в пузыре?
Вывод:внутри чкловека тоже есть воздух. )
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости
с водой»
- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь
слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет)
Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда
поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки
и ёмкости с водой мы увидели воздух.
-А кто знает, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
(ответы детей).
-Давайте поищем у нас в группе предметы, с помощью которых можно
услышать воздух. (Перемещаемся с детьми по группе. Вместе все идём в
одном направлении. Если дети разошлись, то предлагаю всем собраться на
ковре и посмотреть, какие предметы нашли).
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под
баночек, или сдуть шарик.
- Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук,
воздух.
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно
сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?( Нужно растянуть
отверстие шарика и потихоньку спускать воздух,) Что мы слышим? Писк,
воздух.
- С помощью каких предметов мы услышали воздух? (Нам помогли баночки,
бутылочки и т. д).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер,
он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист,
вой).
- Молодцы! Вот мы с вами узнали, что воздух можно почувствовать, с
помощью трубочки и ёмкости с водой можно увидеть воздух. Воздух можно
услышать разными способами.
-Скажите ребята, а может ли воздух пахнуть? (или а можно почувствовать
запах воздуха?) Как? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
- Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху». (Предлагаю детям сесть
поудобнее на ковре. Даю понюхать киндеры с различными «запахами»).
- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы
(апельсин, лук, яблоко и др.). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху,
перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
(Повторяю вместе с детьми выводы опытов).
Эксперимент № 6 «Имеет ли воздух вес? »
- Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. (Предлагаю
детям пройти в лабораторию. Подходим к весам с шариками. Дети стоят
вокруг стола).
- Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её
середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два
одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в
горизонтальном положении.
- Подумайте, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым
предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров.
- Что произошло? (Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он
привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче.)
- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? У нас опять
восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как
и надутые.
Вывод: воздух имеет вес. (Повторяем с детьми все выводы о воздухе).
Ребята, а хотите я вам раскрою ещё одну тайну о воздухе?
Обращаю внимание на рисунки, которые весят.
-Посмотрите на мои рисунки. Как вы думаете, чем я их нарисовала?
- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта
техника называется кляксография. Скажите, какая у нас сегодня погода?
Давайте, покажем, как колышутся ветки деревьев на ветру «Дует ветер нам в
лицо»…..
- Хотите попробовать нарисовать воздухом картину?
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки
рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели
на бумагу - Ой, что это у меня получилось?(клякса)Отсюда и пошло название
нашей техники рисования «Кляксография» и раздуть ее при помощи
трубочки для коктейля в разные стороны. (дети пробуют рисовать).
- Посмотрите, какие у нас получились чудесные рисунки! Пусть наши
рисунки сохнут.
-Ребята, скажите, какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования
воздухом?
Незнайка, скажи, ты убедился, что воздух везде вокруг нас?
Ой, а ведь нам пора с вами отправляться обратно в группу.
Я приглашаю вас на ковёр-самолёт (дети садятся и берутся за руки)
Звучит музыка, на экране картинки неба.
- Ну вот, мы снова в нашей группе (на экране появляется мультфильм про
воздух, в конце Симка с подарком)