Автор: Федорова Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель коррекционной по зрению группы
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 47
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманской области
Наименование материала: Развитие тактильно-кикинестетических ощущений у дошкольников с нарушением зрения
Тема: Развитие тактильно-кинестетических ощущений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие тактильно-кинестетических ощущений у
дошкольников с нарушением зрения
Тактильная чувствительность представляет собой отражение целого
комплекса качеств объекта, воспринимаемых ребёнком посредством
прикосновения, и даёт возможность познать форму, величину, упругость,
плотность и шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета. От
синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности
движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий
зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
Дети с нарушением зрения, как правило, имеют низкий уровень развития
осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Мышцы рук
оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Овладение приёмами
осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические
действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с
нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и
пространство. Для развития тактильно-кинестетических ощущений у детей с
нарушением зрения на практике хорошо использовать игры с песком. Можно
применять обычный прокалённый песок, специальный цветной песок, а
также современный «живой песок».
«Живой песок» (кинетический) - это уникальный материал. Из него можно
строить разнообразные конструкции, которые будут крепкими и не
разрушатся, несмотря на рыхлую структуру материала. Живой песок течет
сквозь пальцы, но в то же время сухой и не пачкает руки. Его податливая,
мягкая и приятная на ощупь фактура позволяет детям легко вылепить мелкие
детали, что развивает мелкую моторику кистей рук детей, а также
положительно влияет на эмоциональное состояние дошкольников, на
формирование уверенности в собственных силах. Отличительная
особенность песка в том, что он не сохнет, легко собирается с любой
поверхности и ребенок сможет играть с ним снова и снова. Существуют
различные виды игр с обычным и живым песком (см. Приложение 1).
Игры и упражнения на прикосновение с поверхностью песка. Их цель -
формирование кинестетической основы двигательного процесса; снижение
психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения,
воображения. Например, «Здравствуй, песочек!», «Отпечатки рук»,
«Необыкновенные следы», «Кошечка», «Шалтай-Балтай», «Играем на
пианино», «Лабиринты». Игры и игровые упражнения на погружение рук в
песок для развития пространственных представлений, ориентировки на
«песочном листе»; закрепления сенсорных эталонов, активизации
познавательного интереса. Например, «Начерти пальчиком план группы»,
«Мы создаем мир», «Песочные прятки», «Молоточки», «Отгадай загадку»,
«Угадай, что спрятано в песке». Игры и упражнения на развитие
графомоторных навыков с целью формирования зрительно-моторных
координаций. Например, «Рисуем фигуры на песке», «Нарисуй
геометрические фигуры», «Узоры на песке», «Напиши букву, с которой
начинается твоё имя», «Солнышко». Игры и упражнения с песком со словом
и движениями рук для развития мелкой моторики, активизации
познавательного интереса: «Я пеку, пеку, пеку», «Козлик», «Поварёнок»,
«Следы на песке», «Река и ручеёк», «Песочный праздник». Для развития
сенсорного восприятия используются игры «Цветные заборчики», «Цветы на
клумбе», «Во саду ли, в огороде» и др. Для проведения игр с разными видами
песка необходимо использовать стимулирующий материал: миниатюрные
фигурки из киндер-сюрпризов, цветные счётные палочки, игрушечные овощи
и фрукты, искусственные маленькие цветы и деревья и т.д. Для рисования на
песке необходимо применять специальную ёмкость (контейнер) с подсветкой
дна. Рисование на песке открывает широкие возможности для развития
мелкой моторики, зрительной и кинетической памяти детей дошкольного
возраста с нарушением зрения, а также способствует формированию
элементарных навыков письма. Работа над рисунком на песке имеет
медитативный эффект – ребёнок погружается в себя, расслабляясь и
успокаиваясь. Это позволяет снять стресс, напряжение.
Аппликация из цветного песка также способствует развитию мелкой
моторики руки, помогает формированию цветовосприятия. Техника
выполнения такой аппликации заключается в высыпании песка
определённого цвета на клейкую поверхность специальной заготовки.
Ребёнок освобождает от бумаги определенные места на будущей картинке,
подбирает необходимый по цвету песок и тщательно посыпает открытую
клейкую часть заготовки. При выполнении работы у детей формируется
усидчивость, терпеливость, развивается внимание. Применение в практике
работы с детьми с нарушением зрения различных видов песка позволяет
добиться неплохих результатов в овладении детьми навыками тактильного
обследования и восприятия окружающих предметов.
Литература :
1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой. Пособие
для педагогов и родителей. - СПб, 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке (песочная
игротерапия). - СПб, 1998.
3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с
нарушением зрения. Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4
вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском
саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 173 с. 5. Сачкович
Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб: Речь, 2008.
Приложение 1
Игры и упражнения на прикосновение с поверхностью песка:
1. «Здравствуй, песочек!» Педагог просит «нежно», а потом «сильно
поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до
песка:
ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной руки,
затем второй руки, потом всеми пальцами одновременно;
ребёнок легко,
затем с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает
песок в ящик;
ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой -
внутренней, затем тыльной стороной;
ребёнок перетирает песок между
пальцами, ладонями. Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на
ваши пальчики «песочный дождь».
2. «Отпечатки рук». На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по
очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.
Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим
ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне
приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я
ощущаю маленькие песчинки. А что ты чувствуешь?» Теперь, когда ребёнок
получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам
рассказать о том, что чувствует.
3. «Кошечка» Положить кисти рук на поверхность песка ладонями вниз.
Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем
разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти отрываются от
поверхности песка и затем кулак или ладонь кладутся на песок.
4. «Шалтай-Балтай» Положить правую кисть на песок ладонью вверх, левую
ладонь вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с пересыпанием
песка.
5. «Молоточки», «Гости» Ударять подушечками пальцев по песку
последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под
счёт или стихотворение: Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук - стучались
в дверь. Только дверь им не открыли, Думали, что страшный зверь.
6. «Мы играем на пианино». Дети держат кисти рук над поверхностью песка
и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о песок, как будто играют на
пианино. Ножки вместе, ровно спину, Мы сидим за пианино. Мы разучиваем
гамму, Ножки вместе, спинку прямо.
7.Игровое упражнение на погружение рук в песок «Песочные прятки»
Ребёнок закрывает глаза, воспитатель прячет отобранную им игрушку.
«Открываются глаза, начинается игра» и только после этих слов ребёнок
должен пальчиком раскапывать песок в поисках игрушки.
Игры и упражнения на развитие графомоторных навыков:
1. «Солнышко» Рисуем пальчиком солнышко с лучиками и проговариваем
считалочку: Утром солнышко проснулось, Осторожно потянулось. Лучикам
пора вставать – Раз, два, три, четыре, пять. 2. «Узоры на песке» Рисуем
украшения для дома или забора, (можно придумать для чего), пальцем,
ребром ладони, кулачками, палочками различные геометрические фигуры,
простые/сложные узоры. Можно применить такой приём: педагог рисует
задание на магнитной доске, а ребёнок должен воспроизвести на песке.
3. «Занимательная геометрия»
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Задания: посчитай все треугольники, все квадраты, все круги и др. 4. «Точка,
точка, запятая» Прочитать стишок и предложить детям нарисовать на песке
смешного человечка. Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая, Ручки,
ножки, огуречик - получился человечек.
Игры и упражнения с песком со словом и движениями рук:
1. «Я пеку, пеку, пеку» Ребёнок «выпекает» из «живого песка» или влажного
песка разнообразные хлебобулочные изделия, затем «угощает» гостей.
2. «Козлик» Строим горы из песка, Над горами облака. Скачет козлик по
горам: Тут и там, тут и там! Горы бывают высокие и низкие. Козлик
(маленькая игрушка) прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и
там, тут и там». Отсыпаем горы высокие и низкие ладошками из сухого
песка.
3. «Речка и ручеёк» Вот большая река - широка, глубока. А вот малый ручеёк
- не широк, не глубок. Ребром ладони строим длинную канавку и широкую,
затем узкую и короткую. Пускаем маленькие лодочки из киндер-сюрпризов.
Игры и упражнения на развитие сенсорного восприятия:
1. «Цветные заборчики» На столе вперемешку лежат счётные палочки разных
цветов. Воспитатель просит выбрать из них синие палочки и построить
заборчик синего цвета. Можно предложить ребёнку построить забор, чередуя
палочки по цвету.
2. «Песочные строители» Жители песочной страны просят ребят помочь им
построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет
строиться тот или иной домик. Например, колобок любит только дома
круглой формы, жираф – высокие дома прямоугольной формы, а бегемотик
хочет жить в квадратном домике. Помоги обитателям песочной страны.