Автор: Селифанова Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад №41
Населённый пункт: Воскресенск Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Обучение грамоте дошкольников. Моделтрование.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №41 «Сказка»
Консультация
для воспитателей
Тема:
«Обучение грамоте. Анализ предложения.
Моделирование.»
Подготовила: учитель-логопед
Селифанова Татьяна Николаевна
г. Воскресенск
2020г.
Цель:
повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к
обучению грамоте.
Задачи:
определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения
грамоте;
уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий
по обучению детей грамоте.
План:
1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи.
2. Основные термины.
3. Звуковой анализ слов.
4.Анализ предложения. Моделирование.
1. Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка
детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать
свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных
слов
и
предложений,
но
и
смысл
текста,
т.е. овладение
письменной
речью.
Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать и воссоздавать
по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к
обучению грамоте».
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают
гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова
на слоги, составляют схему слова из фишек и т.д. Позже дети научатся делить речевой
поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита,
составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания,
овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не
является
самоцелью.
Эта
задача
решается
в
широком
речевом
контексте,
дети
приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у
них закладывается фундамент будущей грамотности.
Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? Развитие
фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по
развитию речи, подготовка руки к письму.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно
сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового)
строения слова;
знакомить
детей
с
моделями
(схемами)
слов
и
предложений,
специальными
символами для обозначения звуков, слов.
учить
детей
называть
и
подбирать
слова,
обозначающие
названия
предметов,
действий, признаков предмета;
учить детей
сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные,
твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по
звуковому составу;
учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке
ударения в словах, определению ударного слога;
учить
различать в предложении слова на слух, определять их количество и
последовательность,
составлять
предложения,
в
том
числе
и
с
заданным
количеством слов.
Таким
образом,
готовность
ребенка
к
обучению
грамоте
складывается
из
многих
составляющих,
среди
которых
первостепенное
значение
уделяется
таким
речевым
характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии
и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное
проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с
буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что
особенно важно для овладения письмом).
2. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие
как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук»,
«мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.
- Чем отличается звук от буквы? Звук произносим и слышим, а букву видим и пишем
Звуки бывают гласными и согласными.
При
образовании
гласных
звуков
воздушная
струя
свободно
выходит
из
«звукового
домика», т.е. изо рта, воздух не встречает преграды, гласные звуки произносятся с разной
силой голоса.
При образовании согласных звуков воздушная струя встречает преграду: губы, зубы, губы
и зубы. Значит, согласные звуки бывают губные (Б, П, М), зубные (С, З, Ц, Д, Т), губно-
зубные (В, Ф).
Согласные звуки различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости.
Характеристика гласных звуков:
Характеристика согласных звуков:
3. На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть
навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО!
Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное.
Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в
понятиях звука и буквы.
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок
формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный, демонстрационный
материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их
произношением.
Анализируя слова, дается понятие «слог/часть слова».
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что
ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (утрированно произнеси) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Произнеси (утрированно) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов? (количество слогов определяется хлопками; по количеству гласных
звуков в слове).
- сколько согласных?
Для анализа слова используются фишки соответствующего цвета:
красного цвета - гласный звук;
синего цвета – согласный твердый звук;
зеленого цвета – согласный мягкий звук.
4. Кроме слов дети учатся анализировать и предложения.
Что такое предложение?
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Слова в
предложении всегда стоят в определенном порядке и связаны по смыслу между собой.
Овладение понятием «предложение» подготавливает детей к анализу словесного состава
предложения (предложение состоит из слов).
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих
из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений
используются наглядно-действенные методы и приемы:
рассматривание игрушек,
демонстрация действий с игрушками,
рассматривание картинок,
пространственное моделирование.
Одновременно ведется работа по составлению предложений.
В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи
абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, треугольники). Последнее помогает
ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность)
речи. Поэтому целесообразно использовать условные обозначения: длинная синяя полоска
– это предложение, короткая полоска красного цвета – большая буква в начале
предложения, точка ставится в конце предложения, короткие белые полоски – слова,
предлоги/ «маленькие слова» – красный треугольник, прилагательные обозначаются
желтым квадратом.
На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что о любой
игрушке можно сказать по-разному, составляя предложения (Кукла сидит. Кукла лежит.
Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют
предложения об игрушках. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после
каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе.
Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у
детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать
предложениями, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная
ориентировка в анализе предложения.
Одновременно с моделированием используются и схемы. Детям объясняют, что
предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Воспитатель
чертит на доске линии по количеству слов в анализируемом предложении.
Желательно иметь наборы карточек со схемами предложений. Этими наборами дети
пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают
предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством
формирования обобщенных представлений о строении предложения.
В течение всего срока обучения последовательно с постепенным усложнением развивается
умение анализировать предложение, т.е.:
определение количества слов;
определение последовательности слов в предложении;
составление графической схемы.
Таким образом, предложенная форма работы над предложением является составной
частью
подготовки
дошкольников
к
обучению
грамоте.
Она
помогает
не
только
преодолеть
трудности,
которые
дети
испытывают
при
вычленении
слов
из
состава
предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному
оперированию языком и его элементами. Формирование элементарных знаний о речи
оказывает
влияние
на
общее
речевое
развитие
детей,
повышает
речевую
культуру,
помогает дошкольникам в совершенствовании речевых умений и навыков.