Напоминание

Обучение грамоте дошкольников. Моделтрование.


Автор: Селифанова Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад №41
Населённый пункт: Воскресенск Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Обучение грамоте дошкольников. Моделтрование.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №41 «Сказка»

Консультация

для воспитателей

Тема:

«Обучение грамоте. Анализ предложения.

Моделирование.»

Подготовила: учитель-логопед

Селифанова Татьяна Николаевна

г. Воскресенск

2020г.

Цель:

повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к

обучению грамоте.

Задачи:

определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения

грамоте;

уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий

по обучению детей грамоте.

План:

1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи.

2. Основные термины.

3. Звуковой анализ слов.

4.Анализ предложения. Моделирование.

1. Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка

детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать

свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных

слов

и

предложений,

но

и

смысл

текста,

т.е. овладение

письменной

речью.

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать и воссоздавать

по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к

обучению грамоте».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают

гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова

на слоги, составляют схему слова из фишек и т.д. Позже дети научатся делить речевой

поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита,

составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания,

овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не

является

самоцелью.

Эта

задача

решается

в

широком

речевом

контексте,

дети

приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у

них закладывается фундамент будущей грамотности.

Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? Развитие

фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по

развитию речи, подготовка руки к письму.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно

сформулировать следующим образом:

знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового)

строения слова;

знакомить

детей

с

моделями

(схемами)

слов

и

предложений,

специальными

символами для обозначения звуков, слов.

учить

детей

называть

и

подбирать

слова,

обозначающие

названия

предметов,

действий, признаков предмета;

учить детей

сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные,

твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по

звуковому составу;

учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке

ударения в словах, определению ударного слога;

учить

различать в предложении слова на слух, определять их количество и

последовательность,

составлять

предложения,

в

том

числе

и

с

заданным

количеством слов.

Таким

образом,

готовность

ребенка

к

обучению

грамоте

складывается

из

многих

составляющих,

среди

которых

первостепенное

значение

уделяется

таким

речевым

характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии

и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное

проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с

буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что

особенно важно для овладения письмом).

2. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие

как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук»,

«мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

- Чем отличается звук от буквы? Звук произносим и слышим, а букву видим и пишем

Звуки бывают гласными и согласными.

При

образовании

гласных

звуков

воздушная

струя

свободно

выходит

из

«звукового

домика», т.е. изо рта, воздух не встречает преграды, гласные звуки произносятся с разной

силой голоса.

При образовании согласных звуков воздушная струя встречает преграду: губы, зубы, губы

и зубы. Значит, согласные звуки бывают губные (Б, П, М), зубные (С, З, Ц, Д, Т), губно-

зубные (В, Ф).

Согласные звуки различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости.

Характеристика гласных звуков:

Характеристика согласных звуков:

3. На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть

навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО!

Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное.

Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в

понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок

формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный, демонстрационный

материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их

произношением.

Анализируя слова, дается понятие «слог/часть слова».

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что

ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (утрированно произнеси) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Произнеси (утрированно) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов? (количество слогов определяется хлопками; по количеству гласных

звуков в слове).

- сколько согласных?

Для анализа слова используются фишки соответствующего цвета:

красного цвета - гласный звук;

синего цвета – согласный твердый звук;

зеленого цвета – согласный мягкий звук.

4. Кроме слов дети учатся анализировать и предложения.

Что такое предложение?

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Слова в

предложении всегда стоят в определенном порядке и связаны по смыслу между собой.

Овладение понятием «предложение» подготавливает детей к анализу словесного состава

предложения (предложение состоит из слов).

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих

из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений

используются наглядно-действенные методы и приемы:

рассматривание игрушек,

демонстрация действий с игрушками,

рассматривание картинок,

пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений.

В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи

абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, треугольники). Последнее помогает

ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность)

речи. Поэтому целесообразно использовать условные обозначения: длинная синяя полоска

– это предложение, короткая полоска красного цвета – большая буква в начале

предложения, точка ставится в конце предложения, короткие белые полоски – слова,

предлоги/ «маленькие слова» – красный треугольник, прилагательные обозначаются

желтым квадратом.

На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что о любой

игрушке можно сказать по-разному, составляя предложения (Кукла сидит. Кукла лежит.

Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют

предложения об игрушках. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после

каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе.

Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у

детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать

предложениями, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная

ориентировка в анализе предложения.

Одновременно с моделированием используются и схемы. Детям объясняют, что

предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Воспитатель

чертит на доске линии по количеству слов в анализируемом предложении.

Желательно иметь наборы карточек со схемами предложений. Этими наборами дети

пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают

предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством

формирования обобщенных представлений о строении предложения.

В течение всего срока обучения последовательно с постепенным усложнением развивается

умение анализировать предложение, т.е.:

определение количества слов;

определение последовательности слов в предложении;

составление графической схемы.

Таким образом, предложенная форма работы над предложением является составной

частью

подготовки

дошкольников

к

обучению

грамоте.

Она

помогает

не

только

преодолеть

трудности,

которые

дети

испытывают

при

вычленении

слов

из

состава

предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному

оперированию языком и его элементами. Формирование элементарных знаний о речи

оказывает

влияние

на

общее

речевое

развитие

детей,

повышает

речевую

культуру,

помогает дошкольникам в совершенствовании речевых умений и навыков.



В раздел образования