Автор: Евдокимова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27 "Кораблик"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: «Логоритмика как средство развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Тема самообразования: «Логоритмика как средство развития
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи
у детей. Всё чаще мы замечаем, что малыши практически не говорят, всё
больше детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут
овладеть чётким произношением всех звуков.
Д л я
д е т е й
с
р е ч е в о й
патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них
зачастую
поверхностное.
Отставание
в
речевом
развитии
у
старших
дошкольников тревожит не только психологов, логопедов, воспитателей, но и
становится очевидным для родителей и всех окружающих.
Работая
с
детьми,
имеющими
нарушения
речевой
функции,
я
использую
различные
методы
и
приёмы.
Помимо
традиционных
логопедических
занятий
по
исправлению
звукопроизношения,
коррекции
нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания,
использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как
логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика, или логоритмика - это система упражнений,
заданий,
игр
на
основе
сочетания
музыки,
движения,
слова.
Целью логоритмического
воздействия является
преодоление
речевого
нарушения
путём
развития,
воспитания
и
коррекции
у
детей
с
речевой
патологией
двигательной
сферы.
Логопедическая
ритмика
очень
разнообразна. На занятиях я использовала некоторые элементы логоритмики,
которые направлены именно на развитие артикуляционной моторики.
Элементы логоритмики:
- логопедическая (артикуляционная) гимнастика – комплекс упражнений для
укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- артикуляционно-пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и
артикуляционной;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- упражнения для развития речевого дыхания (для изменения громкости речи,
учимся делать ее плавной и выразительной);
- упражнения на развитие мимических мышц, которые играют важную роль в
формировании правильного произношения.
Логоритмические
упражнения,
задания
или
игры
сопровождались
музыкой или под счет.
Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения
речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с этим
движения
должны
быть
автоматическими,
то
есть
такими,
которые
осуществлялись
бы
без
специальных
произвольных
усилий,
поэтому
необходимо
укреплять
мышцы
речевого
аппарата
и
развивать
артикуляционную
моторику.
На
этапе
подготовки
речевого
аппарата
к
постановке
звука
использовала
движения
рук
во
время
выполнения
артикуляционных упражнений и произнесения звуков.
Например:
- упражнения для языка «лопаточка» - «трубочка» или «лопаточка» -
«чашечка»:
ребенок
показывает
руками,
в
каком
положении
должен
находиться
язык.
Упражнения
выполняются
ритмично
(артикуляционно-
пальчиковая гимнастика).
Детям,
которые
имеют
такое
речевое
нарушение,
как
заикание,
в
первую очередь нужно развивать правильное речевое дыхание. На занятиях
под музыку мы учились правильно делать вдох и выдох.
Например:
- два коротких вдоха (рукой 2 раза дотрагиваемся до кончика носа),
задерживаем дыхание (в это время 2 раза делаем хлопки руками), потом
выдыхаем (делаем 4 коротких выдоха).
Также с детьми пропевали гласные звуки: А, О, У, И, Э, Ы. Сначала
звуки произносили шепотом, тихо, громче, потом их пели.
При автоматизации звуков под музыку проговаривали слоги или слова,
при этом кидая мячик друг другу. Использовали ортоковрики, по которым
дети ходили под музыку и проговаривали чистоговорки.
Использование
элементов
логоритмики
позволило
вызвать
у
детей
желание исправлять неправильное звукопроизношение, учиться слышать и
дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат
коррекции речи. Помогло развить у них способности творчески относиться к
речевой
деятельности,
самостоятельно
контролировать
произношение,
использовать полученные умения в общении и в работе со звучащим словом.
Во
время
автоматизации
и
дифференциации
звуков
быстрее
ввести
поставленные
звуки
в
связную
и
самостоятельную
речь,
способствовало
развитию коммуникативных способностей.
В 2019 году прошла курсы повышения квалификации «Логоритмика
как универсальный способ коррекции речевых нарушений у детей и взрослых
в соответствии с требованиями ФГОС».
В своей работе использовала литературу:
1. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2005.
2. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6
лет. М., 2005.
3. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7
лет. М., 2006.
4.
О.А.
Новиковская.
Логоритмика.
Игры
и
упражнения
для
дошкольников. СПб, 2005.
5. В.Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет.
Сборник упражнений. М., 2005.
6. Лукина Н.А, И.Ф Сарычева. Конспекты логоритмических занятий с
детьми
старшего возраста. Санкт - Петербург «Паритет»2008 г.
7. Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова. Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов.
М.,2005.