Автор: Инна Анатольевна Смертина
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Гай Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование цифровых образовательных ресурсов в современном учкеном процессе
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Современные социально-экономические условия и информационно-
коммуникативные технологии выдвигают новые требования к школе, к выпускнику,
которые диктуют необходимость в квалифицированных педагогах и методиках нового
поколения. Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование»
является внедрение современных образовательных технологий посредством развития
современных методов обучения и воспитания на базе ИТ, оснащения
оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной
компетенции работников образования, использование возможностей
Интернет.
На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют
компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках (хотя зачастую и не
отвечающих, требованиям к ним).
Вслед за компьютерами в школу начали поступать цифровые образовательные
ресурсы (ЦОР) для совершенствования учебного процесса.
Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой
применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической
компетентности учителя.
У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности,
создающие условия для успешного решения дидактических задач.
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в
цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические
материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника,
“привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими
рекомендациями.
Простой ЦОР - используемый как единое целое, и не допускающий деления на
отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примерами
'простых' ЦОР являются: документы в форматах MS Office, HTML, PDF и др.,
иллюстрация в формате JPEG, аудиозапись, видеозапись, отдельный объект учебного
курса, выполненного на определенной технологической платформе.
Сложный ЦОР - состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно
как самостоятельные образовательные ресурсы.
Примерами 'сложных' ЦОР могут являться: электронный учебный курс по
определенному предмету (программе), система тестирования, тематический каталог.
Комплекты ЦОР предназначены для выполнения следующих задач: помощь учителю в
подготовке и проведении урока, а также помощь учащемуся в подготовке домашнего зада-
ния.
Помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; - большое ко-
личество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте ЦОР; - подготовка контрольных и
самостоятельных работ (возможно, по вариантам); - подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;- обмен результатами
деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
Помощь учителю при проведении урока :
1.
Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проек-
тор
2.
Использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей.
3.
Компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний.
4.
Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся на уроке.
Помощь учащемуся при подготовке домашнего задания:
1.
Повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления
материала.
2.
Автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время.
3.
Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презен-
таций и т.п..
4.
Возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопеди-
ческого характера.
5.
Развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.
6.
Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формиро-
вание потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
В свете всего вышесказанного к современным ЦОР выдвигаются следующие требования:
Цифровые образовательные ресурсы должны:
1. Соответствовать содержанию учебника
2. Ориентироваться на современные формы обучения.
3. Обеспечивать возможность дифференциации
4. Обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы.
5. Содержать варианты учебного планирования.
6. Основываться на достоверных материалах.
7. Превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, те-
матические разделы
Не должны: представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику,
дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и
т.д. информацию; - основываться на материалах, которые быстро теряют достовер-
ность (устаревают).
Практика показывает, что применение цифровых образовательных ресурсов имеет
свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны.
· обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные
формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности
школьников;
· обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации
обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и
интеллектуальных и общих умений);
· учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся и
существующие различия в культурном опыте учащихся;
· содержат материалы, ориентированные на работу с информацией,
представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные
тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
· содержат набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера)
ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;
· предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на
приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе
знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;
· обеспечивают организацию учебной деятельности, направленной на
использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской
деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.
Отрицательные стороны.
· полноценно и устойчиво не воспроизводятся на современном мультимедийном
компьютере;
· не воспроизводятся с помощью стандартных программ;
· часто не обеспечивают сохранение промежуточных результатов выполнения
задания (в частности – тестирования);
· не имеют встроенную помощь, дающую возможность получить полное
представление о возможностях набора ЦОР и работе с ним;
· учителя и учащиеся испытывают затруднения при их использовании.
· качество содержания многих попадающих в школу ЦОР невысоко.
Можно предложить следующие модели уроков с использованием новых
информационных технологий:
1 модель – урок с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM –
демонстрирует реальные возможности проведения урока с применением мультимедиа
технологий (учебных мультимедиа курсов).
2 модель – урок с применением Интернет технологий – позволяет привлечь для
участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной
области или вузовских преподавателей, обеспечить непосредственный диалог учащихся с
этими специалистами. Данная модель особенно эффективна для проведения
интегрированных уроков, построенных на пересечении или совмещении различных
предметных зон. К on-line урокам относятся музейные уроки, уроки с динамическими
иллюстрациями, уроки с применением экспериментальных установок.
3 модель – урок-диалог – позволяет организовать проектную деятельность
учащихся и обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся.
4 модель – урок с использованием баз данных удаленного доступа – позволяет
использовать удаленные ресурсы (вычислительные, имитационные модели, виртуальные
лаборатории и т.п.).
5 модель – урок с применением лабораторных комплексов удаленного доступа –
позволяет проводить лабораторные работы с уникальным оборудованием.
6 модель – урок с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-
line – дает возможность использовать ресурсы университета: физических и химических
кабинетов, биологических лабораторий, где можно в режиме on-line проводить натурные
эксперименты.
7 модель – урок с применением информационных ресурсов музеев. Музейные
коллекции используются для проведения уроков по различным темам.
В классе цифровые образовательные ресурсы возможно применять на различных
этапах урока:
•
при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-
энциклопедические программы, программа презентаций Power Point);
•
проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих
программ типа «Физикон», «Живая геометрия»;
•
закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие
программы, лабораторные работы);
•
система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие
программы);
•
при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом
которых будет создание Web – страниц, проведение телеконференций.
Формы проведения уроков:
1.
С использованием ПК. В этом случае одна из составляющих урока – работа на
компьютере (10-12 минут). Учащиеся из предложенной на слайдах новой
информации выбирают нужную, опираясь на вопросы, зафиксированные на
маршрутном листе;
2.
Использование ПК и проектора. Используя мультимедиа проектор учитель
показывает презентацию, которая позволяет учащимся вспомнить ранее изученный
материал, получить новую информацию по изучаемой теме. В качестве закрепления
и самостоятельной работы учащиеся на ЭВМ выполняют определенные задания с
последующей проверкой;
3.
Использование проектора. На заключительном уроке изучаемой по изучаемой теме
старшеклассники представляют и защищают свои проектные работы.
Во внеурочное время ЦОРы можно применять
•
при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа «Репетитор»,
энциклопедии, развивающие программы),
•
для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление
и т.д.)
Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с
ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся
интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов
представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий,
экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая,
требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится
творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном
формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с
другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным,
запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.
Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет
активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество
образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы
общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для
творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Список использованной литературы
.
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образо-
вании. М.: Полиграфический участок Института общеобразова-
тельной школы Российской академии образования, 1994. 216 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного про-
цесса: методические основы. М., 1982. 375 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11–40.
4. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубеж-
ного опыта для развития методической системы подготовки учи-
телей в области информационно-коммуникационных технологий
(теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.