Автор: Мясникова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 437"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Мясникова Ирина Алексеевна
Роль нетрадиционной техники рисования в развитии
творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Возраст от 4-х до 5-ти лет можно назвать периодом относительного
затишья. Ребенок вышел из кризиса 3-х лет и в целом стал послушнее,
покладистее. Но вместе с тем, все более сильной становится потребность в
изучении и знакомстве с окружающим миром.
Вы
можете
замечать,
что
у
вашего
ребенка
стало
активно
проявляться стремление к самостоятельности. Ребенку важно очень много
делать
самому.
Развитие
воображения
входит
в
очень
активную
фазу.
Ребенок живет в мире своих сказок, фантазий, которые он передает в играх,
рисунках,
общении
со
сверстниками.
Развивается
любознательность,
которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они
видели или слышали. Но у детей среднего дошкольного возраста еще
недостаточно развита произвольность, т.е. способность заниматься тем, что
им
неинтересно,
и
поэтому
их
познавательный
интерес
лучше
всего
поддерживается
увлекательным
разговором,
занимательной
игрой
или
новыми игрушками.
В
первую
очередь,
познание
мира
у
ребенка
происходит
через
знакомство
со
свойствами
различных
предметов,
орудий
труда,
окружающих
детей
дома
и
на
улице.
Ребенок
активно
учится
ими
манипулировать, опытным путем решает возможность их использования в
различных видах деятельности. В том числе и в рисовании.
Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Малыши
с
удовольствием
водят
карандашом,
фломастером,
ручкой
по
бумаге,
получая
какие-то
линии,
кружки,
каракули.
Им
интересно
кисточкой
размазывать
краску,
ставить
пятна.
С
помощью
взрослых
в
своих
«рисунках» ребенок видит мячик, дорожку, солнышко и т.д. А вот к 4-м
годам ребенок уже осознанно хочет изобразить задуманное. Рисование
кистью, карандашом требуют уверенного владения этими предметами для
получения точной передачи контуров и деталей изображений. Техники же
традиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге
простыми
движениями
и
быстро,
что
доставляет
ребенку
радость
и
удовлетворение результатом своей работы.
У детей 4-5 лет часто наблюдается неуверенность при выполнении
заданий
по
рисованию,
лепке
или
аппликации.
Мы
только
начинаем
объяснять,
что
и
как
надо
сделать,
а
уже
со
всех
сторон
слышим:
«Помогите
мне,
пожалуйста.
У
меня
не
получается!».
Ребенок
боится
ошибиться,
«испортить»
работу,
а,
значит,
получить
неодобрение
со
стороны взрослых: воспитателя или родителей. На основных занятиях по
рисованию дети учатся правильно держать карандаш и кисть, проводить
ими разнообразные линии, круги, рисуют простые фигуры и отрабатывают
навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво,
они быстро устают и теряют интерес. Порыв к творчеству может легко
угаснуть, если оставить его без «пищи».
Рисование
нетрадиционными
способами
удивляет
детей,
активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи
пальчиков, ладошек, непривычных предметов и инструментов. Видя, как
воспитатель рисует при помощи зубной щетки или катушки от ниток, дети
испытывают восторг и желание попробовать сделать так же.
На
занятиях
рисованием
в
нетрадиционных
техниках
решаются
следующие развивающие и воспитательные задачи:
1) Развитие мелкой моторики рук.
Выполнение
действий
пальчиками,
различными
предметами
и
инструментами способствует разрабатыванию кисти ребенка. Дети учатся
2
правильно захватывать предметы разнообразной формы – комок бумаги,
картошку, палочку и т.д. На кончиках пальцев и поверхности ладоней
возбуждаются
нервные
окончания,
которые
посылают
импульс
в
кору
головного мозга. Таким образом, активизируются мыслительные и речевой
центры.
2) Идет
развитие
пространственного
мышления
и
зрительного
восприятия предметов.
Дети учатся находить в изображении предметов отдельные детали и
формы, определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
3) Развитие творчества.
Дети
используют
различный
материал
для
создания
творческих
работ, учатся свободно выражать свой замысел. Разнообразный материал,
который
используется
при
рисовании
нетрадиционной
техникой,
побуждает детей к творческим поискам и решениям.
4) Развитие уверенности в своих силах, что способствует снятию
напряжения
и
возникновения
детских
страхов
перед
работой,
т.к.
на
занятиях не звучит слово «Нельзя», ребенку предлагается рисовать чем
хочешь и как хочешь.
5) Создание рисунков на занятиях – это призыв решить возникшую
проблемную
ситуацию
у
кого-то.
После
занятия
ребенок
остается
с
ощущением,
что
он
справился
с
проблемой,
он
сильный,
у
него
получилось, он помог тому, кто нуждался в его помощи.
6) Во время работы дети испытывают эстетическое удовольствие.
7) Дети учатся работать в коллективе. Выполняют простые замыслы:
«запускают» рыбок в один большой аквариум, «сажают» цветы на лугу для
пчел и т.д.
Для
того,
чтобы
ребенку
было
интересно
на
занятиях,
при
организации окружающей среды я учитывала, чтобы содержание носило
развивающий
характер
и
было
направлено
на
развитие
творческих
3
способностей
каждого
ребенка
в
соответствии
с
его
возрастом
и
интересами.
В своей работе с детьми рисованием нетрадиционной техникой я
использовала различные предметы: ватные палочки, скомканную салфетку,
зубные
щетки,
пластилин,
сухие
листья,
катушки
от
ниток,
мыльные
пузыри и многое другое.
Творя
«необычными»
предметами,
дети
ощущают
незабываемые
положительные эмоции. А если работа выполнена в хорошем настроении,
то ребенку захочется вернуться к ней еще и еще раз.
Рассмотрев
рисунки
детей,
выполненные
традиционными
способами,
я
проанализировала
их
и
пришла
к
выводу,
что
они
все
однотипны,
в
них
нет
индивидуальности,
«яркости».
Линии
очень
неуверенные и слабые. Было очень много «грязных» работ, размытых,
нечетких
предметов.
Порой
ребенок
сам
не
понимал,
что
у
него
получилось, и от этого портилось настроение и пропадал интерес к работе.
Я решила на занятиях по рисованию использовать нетрадиционные
техники – это ново, интересно, увлекательно, удивительно и смешно! Вот
такое
настроение
и
требуется,
чтобы
творить
в
детском
возрасте
–
состояние раскрепощенности.
Существует
много
техник
нетрадиционного
рисования.
Задача
–
правильно
их
выбрать
для
детей
определенного
возраста.
Нам
нужен
только
эмоционально
положительный
результат
от
работы
и
самостоятельность выполнения действий.
С детьми средней группы я использовала следующие приемы:
– рисование пальчиками;
– отпечаток ладошек;
– рисование катушкой;
– использование мыльных пузырей;
– размазывание пластилина;
4
– рисование ватными палочками;
– использование овощей.
Просмотрев
работы
таких
авторов
как
Н.В.
Бородкина
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду»,
А.В.
Никитина
«Нетрадиционные
техники
рисования
в
детском
саду»,
Т.Н.
Доронова
«Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г. Казакова
и
др.
«Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста:
Нетрадиционные
т е х н и к и ,
п л а н и р о в а н и е ,
ко н с п е кт ы
з а н я т и й » ,
И . А . Лысова
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Средняя
группа»,
я
отметила много интересных идей и поставила перед собой следующие
задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками
рисования.
2. Сформировать у детей технические навыки рисования.
3. Побуждать детей создавать свой неповторимый образ, используя
различные техники и предметы нетрадиционного рисования.
4. Развивать
мелкую
моторику
пальцев
и
кистей
рук
через
использование на занятиях разнообразных предметов.
5. Развивать речь путем проговаривания своих замыслов и введения
новых предметов и действий в работу по рисованию.
Еще больший эффект от таких занятий получается, если в работу
вовлекаются
родители.
Здесь
роли
меняются:
дети
учат
родителей
разнообразной
технике
и
от
этого
испытывают
большое
удовольствие.
Ребенок приходит домой и продолжает учить старших или младших сестер
и братьев, бабушек и дедушек, тем самым он закрепляет полученный на
занятии материал и в итоге развивает мелкую моторику рук.
Сейчас
немного
поговорим
о
том,
как
же
проходят
занятия
по
рисованию с использованием различных нетрадиционных техник.
I. Рисование пальчиками
5
Для работы нужны баночки с краской разных цветов и с водой,
бумага различной фактуры, салфетки.
Способ действий: ребенок опускает кончик пальчика в баночку с
краской и делает отпечаток на листке бумаги в виде пятнышка, полоски,
мазка.
После работы ручки моются водой.
II. Рисование катушкой от ниток
Нам понадобятся катушки, краски в плоской тарелочке.
Ребенок берет катушку за серединку и прокатывает ее по краске,
затем прокатывает ее по бумаге – получается, например, дорожка. Или
ребенок
берет
катушку
за
один
конец,
а
другой
обмакивает
в
краску.
Получается или колесо, или баранка, или шарики и т.д.
При
такой
работе
ребенок
массажирует
пальчики
и
учится
захватывать круг всеми пальчиками.
III. Рисование ладошками
Для занятия понадобятся краски в плоской емкости, листы бумаги,
салфетки.
Ребенок погружает ладошку в краску, потом делает отпечаток на
листе бумаги. Дальше ребенок придумывает, на что отпечаток похож и
дорисовывает. Здесь необходима подсказка взрослого.
После занятия ручки моются с мылом.
IV. Мыльные пузыри
Для
выполнения
работ
с
использованием
мыльных
пузырей
нам
понадобятся: пластиковые стаканчики с мыльным раствором и краской,
коктейльные трубочки, листы бумаги.
Дети в стаканчиках надувают пузыри, затем прикладывают бумагу к
пузырям. На листе остаются отпечатки от пузырей. В зависимости от цвета
краски
это
может
быть
полянка,
море,
лес,
небо
и
облака.
Рисунок
дополняется деталями.
6
V. Пластилинография
Для
работы
необходимы
пластилин,
бумага
с
нарисованными
контурами предмета.
Дети
берут
небольшой
кусочек
пластилина
и
размазывают
его
пальчиками
внутри
контура,
не
заходя
за
него.
При
такой
технике
развивается
мелкая
моторика
пальчиков
обеих
рук,
усидчивость,
внимательность.
VI. Рисование ватными палочками
Нам понадобятся краски, вода, ватные палочки.
Способ
действия:
дети
обмакивают
палочку
в
краску
и
рисуют
точками, мазками, линиями (яблоки на яблонях, листочки на деревьях,
ягодки, снег, солнышко, цветы и т.д.).
VII. Рисование овощами
Дл работы нам понадобятся плоские тарелочки с краской, овощи
различного размера и формы. Овощи разрезаются.
Дети берут кусочки овощей, макают их в краску и делают отпечатки
на
листе
бумаги.
По
мере
необходимости
изображение
дополняется
деталями.
VIII. Рисование губкой
1) Использование поролона для выполнения работы способом тычка.
Кусок
поролона
наматывается
на
палочку
или
карандаш,
обмакивается в краску, и ребенок работает по трафарету. Далее делается
оживка изображения.
2) Берется
небольшая
губка,
обмакивается
в
краску
и
делается
отпечаток на листе бумаги (получаются вагончики, домики, забор, машина
и т.д.).
IX. Использование жесткой кисти или зубной щетки
7
Работа
выполняется
без
использования
воды
для
придания
предметам колкости (ели, ежи, трава) или пушистости (белочки, зайки,
лисята и т.д.).
Можно еще много перечислять с помощью чего мы добиваемся на
занятиях устойчивого интереса у ребенка к выполнению поставленной
задачи, развития у детей творческого подхода к работе, развития мелкой
моторики рук. Это зависит от творчества, фантазии и воображения самого
взрослого. «Искусство должно быть средством воспитания, но цель его –
удовольствие»
(Бертольд
Брехт).
Как
писал
великий
педагог
В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Литература:
1. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду.
Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет: Метод. пособие. – М.: Академия
развития, 2012. – 160 с.
2. Доронова
Т.Н.
Природа,
искусство
и
изобразительная
деятельность
детей: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 2007. –
160 с.
3. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.
– М.: ТЦ
Сфера, 2006. – 128 с.
4. Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Средняя группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»):
учебно-методическое
пособие
–
М.:
Издательский
дом
«Цветной мир», 2016. – 152 с.
8
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду.
Планирование,
конспекты
занятий:
Пособие
для
воспитателей
и
заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
9