Напоминание

Наблюдение как метод развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Батурина Анастасия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №102"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Наблюдение как метод развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наблюдение за природой как метод развития речи

детей дошкольного возраста.

Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих

сферах, в том числе и в развитии речи детей. Умение наблюдать,

вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать

выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. При

этом развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждое

знакомство с природой – это урок развития детского ума, речи, творчества,

чувства.

Речь – чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения.

По мнению К.Д. Ушинского, это плод долгих трудов человечества, усваивая

который, ребенок овладевает огромным богатством. Поэтому так важно,

чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически

правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время,

речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Задача

взрослых: родителей, педагогов — сделать все возможное, чтобы речь

ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления

ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в

правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить

свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный

опыт, приобретаемый им в процессе восприятия различных окружающих

предметов, мира природы, явлений общественной жизни, игры.

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для

интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим

многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей,

вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в

памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое

бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность,

любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов,

требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений,

логического мышления.

Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих

сферах, в том числе и в развитии речи детей. К.Д. Ушинский считал логику

природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы

совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу

полными, верными, яркими образами природы.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка,

практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет

на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают

навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Таким

образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у

ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная,

слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы.

Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания,

что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение

сложноподчиненным предложением.

Ежедневно педагоги с детьми проводят наблюдения в природе, и

обязательной частью прогулки является использование художественного

слова, чтение стихов о временах года. Наблюдательность рождает в ребёнке

привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

При этом развитие мышления и речи идет как единый процесс. Своей

необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально

воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать,

побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и

правильно определять словом причинную и временную зависимость,

последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится

элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает

предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как

достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок

учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует

пониманию и использованию в связной речи различных грамматических

категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих

анализировать предмет и явления со всех сторон.

В работе по развитию речи детей следует выделить следующие моменты:

-обогащение и активизация словаря;

-развитие диалогической речи;

-развитие монологической речи;

-индивидуальная работа с детьми.

Особое значение на прогулках придается развитию речи детей дошкольного

возраста. Выезды в лес, парк, к речке, прогулки к автомобильной дороге

положительно сказываются на развитии детей.

Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются

такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие,

воображение, логические способности.

Роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном

развитии речи ребенка является его общение со взрослым.

Познание природы будят “ детские мысли”, способствует развитию

творчества и самостоятельности, учит “вдумчивее” относиться к природе.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи,

творчества, чувства.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение,

особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или

растительным миром.

Дети дошкольного возраста в большинстве своем очень возбудимые, с

неустойчивым вниманием, им бывает трудно сосредоточиться на наблюдении

объекта или явления.

Поэтому за время прогулки проводятся не длительные наблюдения, не более

5-7 минут, объекты для наблюдения выбираю яркие, интересные,

содержательные.

В ДОУ созданы все необходимые условия для проведения прогулок.

У каждой группы есть свой участок для прогулок, рядом с участком

сотрудники ДОУ размещают сад или огород. Ежегодно весной на участке и на

всей территории дошкольного учреждения, разбиваются клумбы под цветы. В

окрестностях учреждения растут ели, березки, сосны, и другие растения.

Весной цветущие растения представляют собой удивительные пейзажи. В

виду невозможности постоянно проводить наблюдения за живыми

животными и птицами, мы используем для этой цели муляжи, которые

расположены на улице, на территории веранд.

Инвентарь для наблюдений и выполнения трудовых поручений хранится на

веранде, это ведерки для песка и воды, совочки к ним, грабли, венички,

лопатки для работы со снегом и т.д.

Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого,

развивается навык действовать по его сигналу и слову. Запоминание новых

слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие,

потешки или поговорки обостряют восприятие малыша, способствуют

воссозданию ярких образов.

В течение всего года также с детьми наблюдаем за явлениями неживой

природы. Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее свойствами: теплая или

холодная, журчит, льется. В емкость с водой выкладываем игрушки, после

чего дети ловят сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветные шарики.

После дождя наблюдаем за ручьями и лужами.

Во время наблюдений дети проговаривают существительные,

прилагательные, глаголы, учатся строить предложение.

Учимся подмечать сезонные изменения в природе.

Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым небом, за холодными дождями.

Предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она

“шуршит”, собираем разноцветные листья в осенний букет.

Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем

свойства льда и снега.

Весной обращаю внимание детей на то, что стало тепло, пригревает

солнышко.

В процессе наблюдений у детей обогащается словарный запас по теме, они

учатся вслушиваться в текст и повторять его по частям вслед за педагогом,

развиваются навыки связной речи, В процессе наблюдений дети знакомятся с

сезонными изменениями в природе. Для выработки хорошей дикции, чёткого

и правильного произношения отдельных слов и фраз используются

чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с

разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их

употреблению.

Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их

качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (овощи, деревья

…). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают

определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету.

При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) используется

наглядный материал (рисунки, иллюстрации).

В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся

сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки).

Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном

рассказывании, а после и самостоятельно. Для формирования навыков

повествовательной речи для детей старшего возраста даются схемы

составления совместного рассказывания (начало, середина, конец).

Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на

грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук

активизируют речевые зоны головного мозга.

Подвижные игры также оказывают влияние на речь.

Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор

стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц сделало работу более

интересной и содержательной.

Индивидуальная работа осуществляется во всех видах детской деятельности

(работу хорошо проводить в утренние и вечерние часы в игровой форме, в

обстановке естественного общения, на прогулке и др.) Её проведение

обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.

В проведенном мониторинге индивидуального развития детей в развитии

речи показало следующие результаты:

-речевое развитие соответствует программе,

- улучшилось развитие связной речи,

- активизировался словарь детей.

Наблюдая за поведением в самостоятельной деятельности детей,

результатами работы стали:

- повышение уровня развития речи каждого ребёнка

- повышение самостоятельной речевой активности детей

- увеличение числа задаваемых детьми вопросов

- повышение культуры общения.

Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи через

наблюдения за природой обогащает связную речь детей, способствует

развитию не только речи детей, но и общения как со взрослым, так и со

сверстниками, способствует любознательности и воспитания личности в

ребенке.



В раздел образования