Автор: Галиуллина Дарья Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №8
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка начинается в семье"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Музыка в семье дошкольника»
Очень часто родители считают, что не стоит приобщать ребёнка к музыке, если он
сам не проявляет к ней особого интереса. Это не так. Ребёнку необходимо слушать
музыку и именно первый опыт такой деятельности малыш получает в семье.
Особенность музыки заключается в воздействии на человека с самых первых дней
его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок успокаивается, затихает.
Но вот раздаётся бодрый марш, и выражение детского лица меняется, оживляется.
Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать
детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.
В настоящее время в семье малыши, как правило, слышат преимущественно
развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении
многих родителей, которые сами выросли без неё. Наукой доказано, что
классическая музыка благотворно влияет на психику человека. К сожалению,
родители вообще редко слушают музыку вместе с детьми, ссылаясь на свою
занятость или отсутствие интереса у самого ребёнка. А между тем, совместное
прослушивание музыкального произведения помогает установить контакт между
взрослым и малышом, почувствовать духовную близость. В процессе совместного
восприятия у ребёнка возникает желание поделиться своими чувствами с
взрослыми.
Если вы хотите научить ребёнка слушать музыку, то для начала прослушайте сами,
то музыкальное произведение, которое подобрали малышу, прочувствуйте его.
Поэтому лучше выбрать несложное произведение с ярким контрастным
характером. Для слушания музыки в дошкольном возрасте подойдёт репертуар из
«Детского альбома» Петра Чайковского («Камаринская», «Полька», «Болезнь
куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Вальс», «Баба Яга» и
т. д.). Не обязательно слушать классику в первичном исполнении. Маленькие дети
любят слушать классическую музыку в обработке, где музыкальные инструменты
заменяются инструментами с более игрушечным звучанием (ксилофон,
колокольчики и т. п.). Дети охотно слушают музыку в исполнении оркестра
народных инструментов, плясовые, колыбельные. После прослушивания заведите
разговор с ребёнком, обсудите характер музыкального произведения. Задайте
малышу вопрос, что бы он хотел нарисовать, слушая данное произведение, или
может быть ему захотелось потанцевать под музыку. Главное, чтобы прослушанное
произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.
Не нужно заводить большую фонотеку. Наблюдения показывают, что дети с
удовольствием слушают много раз одни и те же любимые музыкальные
произведения. Для прослушивания рекомендуются: «Прогулка», «Сказочка»
С. Прокофьева, «Серенада» Шуберта, «Маленькая ночная серенада», «Рондо»
Моцарта, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Времена года» Вивальди, «Детский
альбом», «Времена года», «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Марш Черномора»
М.Глинки и многие другие музыкальные произведения. Музыку можно
использовать перед сном, чтобы помочь ребёнку успокоиться и расслабиться
(колыбельные песни, звуки природы,). Можно организовывать музыкальные вечера
в форме концерта, заранее продумать номера. Например, дети могут спеть для
родителей или совместно исполнить танец. Также ребята старшего дошкольного
возраста любят рисовать под музыку. Нужно активизировать и поощрять фантазию
ребёнка. Также родители могут использовать несложные игры с детьми,
музыкальные викторины в которых используются знакомые музыкальные
произведения или музыкальные отрывки, имитирующие шум прибоя, стук копыт,
гром, часы и т. п. Попросить ребёнка узнать воспроизведённые в музыке явления.
Родители могут использовать песенки-упражнения для развития мелкой моторики у
детей (« Игры - песенки» Е. Железновой ).
«Для того, чтобы понимать музыку надо её слушать и слышать» (Д. Шостакович).
Дорогие родители, побольше слушайте с детьми хорошую музыку, сделав это
семейной традицией.