Автор: Караваева Лариса Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №249"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Весёлые нотки" программа дополнительного образования
Раздел: дошкольное образование
«Весёлые нотки»
программа дополнительного образования
по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста
в певческой деятельности
Автор-составитель:
музыкальный руководитель
первой квалификационной
категории
Караваева Л.А.
Новокузнецкий городской округ, 2019г
Содержание
1.1.
Пояснительная записка 2
1.2.
Актуальность и новизна программы 3
1.3.
Основные направления программы 5
1.4.
Цели и задачи 5
1.5.
Основные принципы обучения детей пению 6
1.6.
Целевые ориентиры освоения программы 7
1.7.
Организация и проведение занятий 7
2.1. Содержание программы 10
2.2. Приёмы обучения 11
2.3. Формы и методы реализации основных задач программы 11
2.4. Учебно-методический план 11
2.5. Структура занятия 15
2.6. Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного
возраста 16
2.7. Задачи в области пения воспитанников 17
2.8. Методические рекомендации по развитию воспитанников в певческой
деятельности 17
2.9. Этапы работы над песней 18
2.10. Работа с родителями 19
3.1. Диагностика музыкальных способностей 20
3.2. Методическое обеспечение программы 22
1.1.
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,
обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального,
познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается
эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:
интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность
просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное
мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие,
формируются высшие психические функции, обогащаются представления об
окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и
других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно
организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с
удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают
оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных
процессов.
Пение один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем
любой другой вид музыкального жанра. Дети, воспринимая характер
музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее
подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои
чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:
музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию
речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому
произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и
укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей
формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается
детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с
формированием личности ребенка.
1.2.Актуальность и новизна программы.
Актуальность
Музыка в нашей жизни занимает большое место. Ни один праздник, ни одно
важное мероприятие, торжественное событие не обходится без неё. Общество
не стоит на месте. Оно постоянно развивается, поэтому большое внимание
уделяется разностороннему развитию дошкольников. Новые образовательные
стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса высокие
требования. Одной из важнейших педагогических задач становится
повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование
потребности в духовной культуре.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого
потенциала формирующейся личности, а в этом смысле вокальная группа
является средством художественно - творческого развития дошкольников,
вовлечения их в активную эстетическую деятельность. В вокальном
коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи,
ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера
способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в
свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов.
Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на развитие не
только природного голоса, но и на выявление тех необнаруженных голосовых
возможностей и их развитие, которое всецело зависит от правильного
взаимодействия педагога и воспитанника.
Дополнительная образовательная программа «Я умею петь» по развитию
музыкальных способностей воспитанников дошкольного возраста в
певческой деятельности разработана в соответствии с ФГОС ДО и
обеспечивает информационно-методическую поддержку его реализации в
дошкольном образовательном учреждении. Программа направлена на
удовлетворение социального заказа родителей и потребностей воспитанников
в этом виде деятельности, способствующего творческому развитию
воспитанника, его социальной адаптации в обществе.
В основу программы положен принцип интеграции образовательных
областей и видов искусств, т.к. это является обязательным условием ФГОС.
На наш взгляд, освоение воспитанниками области «Музыка» невозможно без
взаимосвязи с такими образовательными областями, как «Социально-
коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Дошкольники в одинаковой мере чувствительны и к родному слову, и к
красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый
воспитанник - прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он
способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.
Интеграция в системе специально организованной деятельности, объединяет
эти средства и поэтому очень актуальна сегодня. Интегрированная
деятельность:
способствуют глубокому проникновению воспитанников в смысл слова, в
мир красок и звуков;
развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения
искусства, музыки, живописи;
воздействуют на психические процессы, которые являются основой
формирования художественно-творческих и музыкальных способностей
воспитанника.
Поэтому в практике дошкольных образовательных учреждений необходимо
уделять большое внимание интегрированной деятельности, в которых
развитие вокально-творческих способностей реализуется интеграцией
образовательных областей.
Это связано с тем, что:
одним из основных требований к содержанию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования является:
«…совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-
эстетическому. Программа должна строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей…».
разделы в образовательной области «Музыка»: «Слушание музыки»,
«Пение», «Музыкально- ритмические движения», «Игра на детских
музыкальных инструментах», «Детское музыкальное творчество», совместно
с другими образовательными областями «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», –
являются наиболее благоприятными условиями для развития музыкально-
творческих способностей. И, конечно, действенным средством для
преодоления перегрузки воспитанников при сохранении качества
воспитательно-образовательной работы.
1.3.Основные направления программы:
поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной культуре;
обеспечение эстетического, физического, нравственного и
интеллектуального развития;
вовлечение воспитанников в певческую деятельность, которая выступает в
качестве инструмента, осуществляющего переход к серьезной творческой
деятельности;
познание окружающего мира и заявление собственного «Я» в общем
культурном пространстве.
1.4. Цели и задачи
Цель:
Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного
образования детей в ДОУ, развитие интереса к эстетической стороне
действительности, потребности детей в творческом самовыражении,
инициативность и самостоятельность в воплощении художественного
замысла в процессе занятий пением в вокальной группе.
Задачи:
Обучающие:
сформировать навыки певческой установки;
использовать при пении мягкую атаку;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, петь в
ансамбле слитно, согласованно;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить преодоление мышечных зажимов;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность, творчество;
развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
воспитать эстетический вкус;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
способствовать формированию воли, дисциплинированности,
взаимодействию с партнёрами;
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –
высокие нравственные качества;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Оздоровительные:
создавать психологический комфорт и эмоциональное благополучие
каждого воспитанника;
формировать привычку к здоровому образу жизни;
укреплять голосовой аппарат;
формировать правильную осанку
1.5. Основные принципы обучения детей пению.
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе
обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к
прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к
дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание,
воображение, мышление и речь.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем
вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют
возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале
года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от
усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так
называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие
различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное
чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием
наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной,
волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным
репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей
имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение
песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы
нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто
механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
1.6.Целевые ориентиры освоения программы
Программа ориентирована на развитие музыкальных способностей
воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет), рассчитана на 2
года обучения, содержит теоретический и практический курсы:
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-
выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности воспитанников являются
кружковые занятия. Набор в группы осуществляется независимо от уровня
музыкальных способностей воспитанника, его вокальных данных (по
принципу – любой воспитанник может научиться петь, только с разной
скоростью)
1.7.Организация и проведение занятий
Занятия:
имеют здоровьесберегающий смысл – упражнения на развитие дыхания по
методикам В. Емельянова, М. Картушиной и А. Стрельниковой.
содержат комплексы упражнений для выработки основных элементов
вокальной техники (упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика,
фонопедические упражнения, песни – повторялки и песенки – распевки).
в занятия включены игровые задания, направленные на повышение
мотивации воспитанников к действию, развитие их познавательной
активности.
Формы и режим занятий
Год
обучения
Кол-во
заняти
й в
неделю
Кол-во
заняти
й в год
Продолжи-
тельность
занятия
Форма
занятия
Возраст
воспитанни
ков
Кол-во
восп-
ков
Первый год обучения
наличие интереса к пению; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение сольно и в ансамбле);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать
паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно
произносить слова – артикулировать при исполнении);
умение свободно двигаться под музыку, культура поведения на сцене.
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: усложнение
репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые
произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое
мастерство.
Второй год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять
более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в
связи с его принадлежностью к лирике, драме;
импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки
ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать
сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и
пропагандистской деятельности;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения
исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Виды контроля:
предварительный – диагностика музыкальных способностей;
текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися
вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
итоговый – анализ результатов выступления обучающихся в рамках
образовательного учреждения, районных и городских мероприятий.
Ожидаемые результаты, уровень подготовки воспитанников
воспитанник имеет опыт восприятия песен разного характера, проявляет
устойчивый интерес к вокальному искусству;
воспитанник проявляет активность в песенном творчестве;
воспитанник владеет определенными способами певческих умений:
звуковедение, точность интонирования, певческое дыхание, дикция.
воспитанник может эмоционально передавать в пении общий характер
песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия
различных музыкальных образов, используя отдельные средства
выразительности (в том числе – двигательные)
воспитанник может исполнить самостоятельно и довольно качественно
выученные песни.
воспитанник умеет петь в ансамбле, слушать других воспитанников в
процессе пения, дает оценку своему пению.
воспитанник эмоционально высказывает эстетические суждения о
содержании и характере песни, выражает свои впечатления в творческой
исполнительской деятельности.
Занятия по данной программе проводятся во второй половине дня и
требуют соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений;
активная концертная деятельность воспитанников;
доступный и интересный песенный и литературный репертуар, который
воспитанники будут с удовольствием петь и декламировать не только на
занятиях и концертах, но и дома.
В основу непосредственно образовательной деятельности положены
музыкально-творческие ситуации, позволяющие перейти от репродуктивной
деятельности к вокально - творческой. Данная форма работы способствует
активному участию в сфере эмоционального восприятия музыки и
литературных произведений. При разработке приемов музыкально-
творческих ситуаций мы обращали внимание на систематизацию
отобранного музыкального и литературного материала по признаку его
эмоциональной насыщенности, доступности содержания, и возможности
участиях всех воспитанников в музыкально-творческой деятельности.
В процессе организации музыкально-творческих ситуаций решаются
задачи на формирование у дошкольников навыка интегрировать
выразительные средства музыки и литературы в процессе передачи образа с
помощью вокальных импровизаций, ритмопластических этюдов, игровых
ситуаций и т.д.
При подборе заданий учитываются определенные требования:
соответствие тематики определенного этапа; включение различных
поисковых ситуаций направленных на формирование музыкально-творческих
способностей; возможность применения приемов, стимулирующих процесс
формирования музыкально-творческих способностей, основанных на более
глубоком погружении в музыкальный и литературный материал, в
определенный образ; создание условий для эмоционального воздействия на
каждого воспитанника.
2.1. Содержание программы
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают
свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение
товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного
мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более
устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые
мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование
происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение
следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно
влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не
напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них
разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность,
он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем
легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу
использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У
детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать
мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа
позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы). Два
наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие
музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления
своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между
слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит
вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в
том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не
умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
2.2.Приемы обучения пению
Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется
не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность
детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные
на предыдущих занятиях.
Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на
вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от
того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста
детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать
и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них
уверенность, но делать это деликатно.
2.3.
Формы и методы реализации основных задач программы
Решение поставленных задач предполагается через следующие виды
деятельности:
Диагностика;
Игровая развивающая работа;
Вокальная деятельность;
Просвещение и консультирование;
Работа над номерами.
Коллективная работа;
Индивидуальная работа ;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная звуковая гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкально-дидактические игры и упражнения;
Концертные выступления;
Участие в творческих районных и республиканских конкурсах
Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным
направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация
художественно – эстетической творчески развивающей среды.
В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:
1. основы вокальной культуры;
2. культура и техника речи;
3. участие в проведении праздников, досугов и развлечений.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных
видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов
пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности
звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования
мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту
или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно
соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в
гостях
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические
игры, пособия), звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук, музыкальный
центр, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа.
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-
выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному,
пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
пение песни с полузакрытым ртом;
пение песни на определенный слог;
проговаривание согласных в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
анализ направления мелодии;
использование элементов дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
оценка качества исполнение песни.
2.4. Учебно-тематический план
п/п
Тема
количество часов
1год
2год
Вводное занятие
Организационное занятие.
Объяснение целей и задач работы вокального
кружка.
Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных
произведений.
2
1
«Музыкальная подготовка»
1.
Развитие музыкального слуха и голоса
Использование упражнений по выработке
точного восприятия мелодии.
Работа с детскими музыкальными
инструментами (бубен, ложки).
Форма: практические задания, дидактические
игры.
2
2
2.
Развитие музыкальной памяти
Использование упражнений по выработке
точного восприятия мелодий. Работа с детскими
музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма: практические задания, дидактические
игры.
5
5
3.
Развитие чувства ритма
Знакомство с понятием «метр», «темп».
Игра на ударных музыкальных инструментах
(барабан, бубен, ложки).
Форма: практические задания, дидактические
игры.
5
5
«Вокальная работа»
1.
Прослушивание голосов
Прослушивание голосов воспитанников с
музыкальным сопровождением и без него.
Определить диапазон голосов, провести учет
музыкально-вокальных данных каждого
воспитанника.
Форма: индивидуальная работа.
2
2
2.
Певческая установка. Дыхание.
Работа над выработкой умений, правильного
поведения воспитанника во время занятия.
Знакомство с основным положением корпуса и
головы.
Знакомство с основами плавного экономичного
дыхания во время пения.
Форма: фронтальная, индивидуальная,
практическая, игровая.
10
10
3.
Распевание
Разогревание и настройка голосового аппарата
обучающихся.
Упражнения на дыхание: считалки, попевки,
дразнилки, песни-повторялки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
10
10
4.
Дикция
Отчетливое произношение слов, внимание на
ударные слоги.
Работа с артикуляционным аппаратом.
Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия, игровая
деятельность.
7
9
5.
Ансамбль, выразительное исполнение
Работа по развитию сценических навыков.
Осмысленное исполнение музыкального
материала.
Форма. Коллективная. Знакомство с детскими
вокальными коллективами, исполнителями
детской песни.
7
8
6.
Подведение итогов работы
Участие в детских праздниках, развлечениях.
Конкурсные мероприятия
Концертная деятельность
4
4
Итого часов
56
56
2.5. Структура занятия
Вводная часть:
приветствие;
упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата к пению
(дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика); на развитие
музыкального слуха, чувства ритма (метроритмические, звуковысотные); на
расширение певческого диапазона (распевки, вокально-хоровые упражнения);
физминутка для отдыха голосового аппарата после распевания.
продолжительностью 1-2 минуты.
Основная часть:
знакомство и исполнение песенного репертуара;
привлечение детей к музыкально-песенному творчеству (досочинение
(допевание) музыкальных фраз в попевках, сочинение и исполнение мелодии
на заданный текст.
Заключительная часть:
пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его
более эмоциональным и запоминающимся, работа над выразительным
артистичным исполнением музыкального репертуара;
итог занятия.
2.6. Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного
возраста
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают
свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение
товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного
мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более
устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые
мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование
происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение
следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно
влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не
напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них
разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность,
он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем
легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу
использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У
детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать
мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа
позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы). Два
наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие
музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления
своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между
слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит
вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в
том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не
умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
2.7. Задачи в области пения воспитанников
При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика
и напряжения.Развивать протяжное звукообразование через пение песен,
написанных в умеренном и медленном темпах.
Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и
между музыкальными фразами.
Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно,
выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных
оборотов, включающих различные виды мелодического движения и
различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса;
выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и
наоборот.
Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.
2.8. Методические рекомендации по развитию воспитанников в
певческой деятельности
Главным условием формирования певческих навыков является развитие
основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости,
музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, - поскольку освоить
певческую азбуку без сформированности у воспитанника этих музыкальных
способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий
голос.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором
следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты воспитанник
усваивает в дошкольном возрасте, то надежный фундамент певческой
культуры заложен.
Для того, чтобы научить воспитанников правильно петь (слушать,
анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и
голоса) следует создать необходимые комфортные условия:
игровой характер заданий и упражнений,
доступный и интересный песенный репертуар, который воспитанники
будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома,
на улице, в гостях
атрибуты для занятий, шумовые инструменты;
музыкально – дидактические игры и пособия.
Работая над вокально-хоровыми навыками, необходимо предварительно
«распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать
распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном
диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для
этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть увеличено, но
не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка
голосового аппарата воспитанника к разучиванию и исполнению вокальных
произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом
работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного
результата.
Основная часть занятия направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыханием по фразам, динамическими оттенками.
В работе с воспитанниками дошкольного возраста следует учитывать не
только психические, но и физические особенности развития воспитанника.
Голосовые мышцы у воспитанников еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр
голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить
воспитанников петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в
этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе
появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу. Поэтому, следует
проводить работу с воспитанниками, родителями и воспитателями, разъясняя
им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы
для развития слуха и голоса воспитанника. При работе над песнями
необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Прежде чем приступить к работе с воспитанниками, необходимо выявить
особенности певческого звучания каждого воспитанника и чистоту
интонирования мелодии, и в соответствии с природным типом голоса
определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
2.9. Этапы работы над песней
Разучивание песни:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
работа над выразительным исполнением песни
проверка знаний у детей усвоения песни.
Методические приемы работы над звуковедением:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
оценка качества исполнение песни
Методические приемы разучивания одной песни:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения, вопросы;
петь песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность;
оценка качества исполнение песни.
Подведением итогов реализации программы являются педагогические
наблюдения и концертные выступления воспитанников:
Участие в праздничных утренниках и развлечениях
Соревнования – конкурсы обучающихся по данной программе
Концерты для малышей
Концерт для сотрудников детского сада
Отчетный концерт для родителей на родительском собрании
Участие в фестивале детской песни.
2.10. Работа с родителями
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
1. Консультации по вопросам вокально – эстетического воспитания детей;
2. Домашние задания;
3. Совместные праздники, досуги и развлечения;
4. Информация достижений ( фотографии, дипломы, грамоты, видео).
План работы с родителями:
Дата
Мероприятия
сентябрь
Анкетирование с целью выявления уровня
осведомления родителей о вокальном кружке
«Весёлые нотки »
октябрь
Родительские собрания по ознакомлению родителей с
работой вокального кружка цели и задачи
В течение года
Распространение информационных материалов:
папки- передвижки , памятки, буклеты на
информационных стендах в МБДОУ, работа в СМИ
Консультации в рамках консультационного пункта:
В течение года
1.Оказание информационной поддержки родителям и
заинтересованность в проявлении таланта детей
2.Помощь родителям по созданию предметно-
развивающей среды в семье и соблюдение охраны
детского голоса
3. Участие в совместных праздниках, выступлениях и
конкурсах
4. Совместное подпевание, инсценирование и
исполнение знакомых песен, просмотр презентаций и
видеороликов к песням вместе с родителями
В течение года
Привлекать родителей к изготовлению костюмов к
выступлениям
В течение года
Отчетный концерт вокального кружка « Весёлые
нотки»
3.1. Диагностика музыкальных способностей
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей
пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка,
способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на
общее развитие ребенка.
Обследования детей проводятся 2 раза в год- в сентябре, и в мае .
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком дополнительной Программы и влияние
непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном
учреждении, на развитие ребенка.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение
ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников,
развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения,
способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной
образовательной программы будут проходить в основной форме подведения
итогов работы вокального кружка - концертные выступления в ДОУ, на
районном и республиканском уровнях.
№ п/п
Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
н
с
в
1.
Качественное исполнение знакомых песен.
2.
Наличие певческого слуха, вокально-
слуховой координации
3.
Умение импровизировать
4.
Чисто интонировать на кварту вверх и
вниз, квинту и сексту
5.
Навыки выразительной дикции
Критерии оценки:
низкий уровень - выбор лишь развлекательных образцов музыкального
искусства;
средний уровень - выбор двух образцов различных направлений
музыкального творчества;
высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным
музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических
произведений.
Ожидаемые результаты:
Увлечённо и заинтересованно слушать музыку, определять характер, жанр и
содержание музыкального произведения;
Познакомиться с начальными исполнительскими навыками (спокойный
короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке,
выработка кантилены и округление гласных, выразительная чистая
интонация, правильная артикуляция, орфоэпические навыки, чувство ритма);
Освоить необходимый объём музыкально-теоретических знаний (понятия:
высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, пауза, темп,
сольное и хоровое исполнение);
Приобрести навык концертного выступления (умение передавать в пении
музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки - средства
музыкальной выразительности, так и жесты, мимику, выражение глаз и др.);
Использовать театрализованные навыки, для более яркой передачи
вокального образа (инсценирование, вокальные постановки и пр.).
3.2. Методическое обеспечение программы
Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при
разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных
инструментах.
Комплекс дыхательной гимнастики – при работе над песней.
Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться,
укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских
музыкальных инструментах.
Артикуляционная гимнастика.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях,
концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с
песнями.
Подбор аудиозаписей и мультимедийных презентаций с выступлением
хоровых коллективов.
Для успешной реализации программы необходимо:
Музыкальный инструмент (рояль, аккордеон, синтезатор)
Атрибуты (шумовые инструменты, вспомогательный материал – платочки,
ленточки и т.д.)
Звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, ноутбук, колонки,
усилитель, микрофоны, мультимедийная установка)
Сценические костюмы, шапочки, маски, ростовые куклы - необходимые
для создания образа и становления юных артистов
Демонстрационный материал (картинки, репродукции, игрушки и т.д.)