Автор: Важенина Наталия Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ "Кировский медицинский колледж" филиал в г. Котельниче
Населённый пункт: Кировская область, г.Котельнич
Наименование материала: Методическая разработка для преподавателя
Тема: «Подготовка и проведение простейших физиотерапевтических процедур».
Раздел: среднее профессиональное
Кировское областное государственное профессиональное образовательное
бюджетное учреждение
«Кировский медицинский колледж» филиал в г. Котельниче
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Профессиональный модуль 04 (07) «Выполнение работ по
профессии младшая медицинская сестра по уходу
за больными»
Междисциплинарный курс 04 (07).03 «Технология
оказания медицинских услуг»
Тема: «Подготовка и проведение простейших
физиотерапевтических процедур».
Специальность:
31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
Количество часов: 6 часов
Составитель: Важенина Н.Г.
Методическая разработка
рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК ОПД
«___»___________ 2019 г.
Председатель ЦМК:
______________________
2019 год
Пояснительная записка.
Тема
«Подготовка
и
проведение
простейших
физиотерапевтических
процедур» изучается в профессиональном модуле 04(07) «Выполнение работ
по
профессии
младшая
медицинская
сестра
по
уходу
за
больными»
в
междисциплинарном
курсе
04(07).03
«Технология
оказания
медицинских
услуг».
Данная
методическая
разработка
предназначена
для
формирования
профессиональных знаний, умений и практических навыков в овладении
м а н и п ул я ц и о н н о й
т е х н и ко й
п р и
в ы п о л н е н и и
п р о с т е й ш и х
физиотерапевтических процедур.
Знания,
умения
и
практические
навыки,
полученные
при
изучении
темы, будут востребованы студентами в ходе освоения профессиональных
модулей
по
лечебной
и
диагностической
деятельности
медсестры
и
фельдшера.
Обоснование темы.
Данная методическая разработка включает в себя практическое занятие
по
теме
«Подготовка
и
проведение
простейших
физиотерапевтических
процедур».
Данная тема рассматривает понятие «простейшая физиотерапия», виды
и
цели
простейших
физиотерапевтических
процедур,
показания
и
противопоказания для их выполнения, возможные осложнения, возникающие
после их проведения и их профилактику, а также проведение дезинфекции
используемого оснащения и предметов ухода за пациентом.
Студентам предложены задания, способные развить профессиональное
мышление в процессе выполнения сестринских манипуляций при возможных
проблемах пациента.
Стандарты
выполнения
всех
манипуляций
подразумевают
наличие
знаний и умений по вопросам темы.
Формирование
профессиональных
и
общих
компетенций
в
ходе
изучения
темы
являются
одной
из
основных
целей
для
обучения
специалистов сестринского дела.
Технологическая карта занятия.
ПМ 04(07). «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными».
МДК 04(07).03 «Технология оказания медицинских услуг».
Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
Т е м а : «Подготовка
и
проведение
простейших
физиотерапевтических
процедур».
Форма проведения: практическое занятие.
Цели занятия:
Образовательные
сформировать знания о видах, целях простейших
физиотерапевтических процедур, показаниях, противопоказаниях,
возможных осложнениях при выполнении простейших
физиотерапевтических процедур и их профилактике;
выработать умения по подготовке пациента к проведению
простейших физиотерапевтических процедур и технике их
выполнения на муляжах.
Развивающие:
развивать профессиональное мышление;
развивать умение наблюдать, выявлять проблемы пациента, решать
их, обучать пациентов в ходе подготовки к манипуляциям;
развивать инициативу, настойчивость, умение применять знания на
практике.
Воспитательные
воспитание гуманности, чуткого, внимательного отношения к
пациенту;
воспитание дисциплинированности, ответственности за свое
поведение, труд;
воспитание уважения к правам и интересам пациентов.
Для этого студент должен
Знать:
виды и цели простейших физиотерапевтических процедур;
показания,
противопоказания
и
возможные
осложнения
при
выполнении простейших физиотерапевтических процедур;
области тела, разрешаемые для выполнения процедур;
определения терминов, употребляемые при проведении процедур.
Уметь:
объяснить пациенту сущность манипуляций и правила подготовки к
ней,
поставить банки (на фантоме);
поставить горчичники (на фантоме);
поставить компресс - холодный, горячий, согревающий - (на фантоме),
применить грелку (на фантоме);
применить пузырь со льдом (на фантоме).
Иметь практический опыт:
постановки банок, горчичников, применение грелки и пузыря со льдом,
холодного, горячего и согревающего компрессов;
соблюдения требований техники безопасности и инфекционной
безопасности пациента и медперсонала при выполнении манипуляций
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 4(7).1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 4(7).2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4(7).5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4(7).6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4(7).7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4(7).12. Осуществлять сестринский процесс.
Уровень освоения: 2
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
Методическое оснащение:
методические указания для самостоятельной работы студентов, мини-таблицы
«Места и техника выполнения простейших физиотерапевтических процедур»,
тесты, ситуационные задачи.
Оснащение:
мебель,
доска,
таблицы
и
микротаблицы
по
теме,
предметы
медицинского
назначения, предметы ухода за пациентами, лекарственные средства, муляжи
для выполнения простейших физиотерапевтических процедур
ТСО:
видеомагнитофон, видеофильм.
Используемая литература.
1.
Федеральный Государственный образовательный стандарт.
2.
Рабочая программа по профессиональному модулю 04 (07) «Выполнение
работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».
3.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела»: учеб. пособие/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская.
– 2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012.- 512 с.: ил.
4.
Учебный стандарт, доп. и перераб. – Киров. – 2011 г.
5.
Основы сестринского дела /Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. под
ред. В.Б. Каберухина. – Изд. 14-е, доп. и перераб. – Ростов н/д.: Феникс,
2009. – 792с. (Медицина для вас).
6.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.1.3.
2630-10 от 18.05.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
План занятия
№
п/п
Структурный элемент
занятия
Время
1.
2.
3.
4.
5.
Организационная часть
Мотивация и целевая установка
Входной контроль знаний
Вводный инструктаж
Самостоятельная работа
5 мин.
10 мин.
20 мин.
40 мин.
135 мин.
6.
7.
8.
9.
10.
Подведение итогов
самостоятельной работы
Оформление дневников
Выходной контроль
Подведение итогов занятия
Домашнее задание
15 мин.
10 мин.
25 мин.
5 мин.
5 мин.
Технологическая карта занятия
№
п/
п
Структурный
элемент
занятия
Описание
деятельности
преподавателя
Описание
деятельности
студентов
Цели
Время
Обеспечение
1.
2.
3.
Организационная
часть
Мотивация и
целевая установка
Входной контроль
знаний
Приветствует студентов,
проверяет
отсутствующих, внешний
вид студентов
Преподаватель сообщает
тему, проводит
мотивацию,
аргументирует важность
изучения данной темы
Преподаватель проводит
по теме тестовый опрос
(входной контроль)
(приложение № 1)
Приветствуют
преподавателя,
дежурный сообщает
об отсутствующих
Слушают,
записывают в
дневнике название
темы, нацеливаются
на овладение
знаниями и
умениями по данной
теме
Студенты отвечают
письменно, проводят
взаимоконтроль
тестов, выставляют
оценки за тесты друг
ругу и в оценочный
лист (прил. №13)
Настроить
студентов на
работу
Активизация
внимания
студентов.
Быстрое
включение в
деловой режим
работы
Проверка
уровня
подготовленнос
ти по
основным
вопросам темы
5 мин
10 мин
20 мин
Журнал
практических
занятий
Методическая
разработка для
преподавателя
Методические
указания для
студентов
Метод. разра-
ботка для
преподавателя,
оценочный
4.
Вводный
инструктаж.
Преподаватель
рассказывает о
проведении простейших
физиотерапевтических
процедур, демонстрирует
таблицы по теме,
микротаблицы (прил. №
2) , а также выполнение
манипуляций на муляжах:
- постановка горчичников;
- постановка банок;
- применение грелки;
- применение пузыря со
льдом;
- постановка компрессов
(холодного, горячего,
согревающего);
(прил. №4- 10).
Преподаватель просит
студентов обратить
внимание на таблицы,
демонстрирует
видеофильм по теме,
разбирает ситуационную
задачу, где указаны
возможные
проблемы пациента
и их решение (прил. №3)
Студенты слушают,
делают записи в
дневнике по ходу
рассказа
преподавателя,
просматривают
видеофильм,
разбирают
ситуационную задачу
(прил.№3).
Формирование
знаний о
показаниях,
противопоказан
иях и
возможных
осложнениях
простейших
физиопроцедур
, технике их
проведения, о
возможных
проблемах
пациента в ходе
подготовки и
проведения
этих процедур.
Подготовка
студентов к
самостоятельно
й работе.
40 мин
лист
Метод
разработка для
преподавате-
ля, метод
указания для
студентов,
видеофильм,
видеомагнитоф
он,
необходимое
оборудование
для
выполнения
манипуляций,
таблицы,
микротаблицы
5.
6.
Самостоятельная
работа
Подведение итогов
самостоятельной
работы
Преподаватель организует
самостоятельную работу
студентов, помогает
осваивать выполнение
манипуляций на муляжах.
Преподаватель предлагает
разбиться на пары,
распределить роли
«медсестра» и «пациент»,
провести инструктаж
пациента о подготовке к
простейшим
физиотерапевтическим
процедурам и технике их
проведения, обучая друг
друга в паре (прил. №4 -
10)
Преподаватель просит
студентов провести
самооценку проделанной
работы, выставить оценку
в оценочный лист (прил.
№13), анализирует
Студенты выполняют
на муляжах
следующие
манипуляции:
- постановка банок;
- постановка
горчичников;
- постановка
компрессов
(холодного, горячего,
согревающего);
- применение грелки;
- применение пузыря
со льдом (прил. №4-
10).
Разделившись на
пары, обучают друг
друга подготовке к
выполнению методов
простейшей
физиотерапии
Студенты проводят
самооценку по
просьбе
преподавателя,
выставляют ее в
Развитие
самостоятельно
сти студентов,
дисциплиниро-
ванности,
аккуратности,
ответственност
и при
выполнении
манипуляций,
освоения
техники
выполнения
процедур.
Обобщение и
систематизация
изученного
материала
135 мин
15 мин
Раздаточный
материал:
- алгоритмы
выполнения
манипуляций
- муляжи;
-о -оборудование
п для проведения
; манипуляции;
- метод.
указания для
студентов
Оценочный
лист
Методическая
разработка для
преподавателя
7.
8.
9.
Оформление
дневников
Выходной
контроль
Подведение итогов
занятия
работу каждого студента.
Преподаватель проверяет
дневники, выставляет
каждому студенту оценку
за ведение дневника
(прил. №13)
Преподаватель проводит
проверку знаний
студентов по изученной
теме, используя тестовый
контроль (прил.№11),
решение ситуационных
задач (прил. №12)
Отмечает типичные
ошибки при выполнении
манипуляций, оценивает
оценочный лист
(прил. №13), задают
вопросы
преподавателю по
теме, уточняют свои
действия при
выполнении
манипуляций.
Студенты отдают
преподавателю на
проверку дневники с
записями,
сделанными во время
практического
занятия.
Студенты отвечают
письменно,
индивидуально.
Проводят
взаимооценку
тестовых заданий и
задачи, выставляют
ее в оценочный лист
(прил.№13)
Студенты приводят в
порядок рабочие
Контроль
заполнения
дневников
Контроль
полученных
знаний
Оценка
полученных
10 мин
25 мин
5 мин
Метод.
указания для
студентов
Дневники
студентов,
оценочные
листы, журнал
практических
занятий.
Метод.
указания для
студентов,
тестовые
задания,
ситуационные
задачи,
оценочный
лист
Оценочный
лист
10.
Домашнее задание
самостоятельную работу
студентов
Преподаватель суммирует
оценки в оценочных
листах, выставляет в
журнал общую оценку,
аргументируя ее.
Преподаватель выдает на
дом информационный
блок новой темы для
самостоятельной работы
студентов, диктует
страницы учебника для
домашнего задания
места.
Студенты
записывают
домашнее задание
знаний и
умений
Подготовка
студентов к
следующему
занятию
5 мин
Информ. блок,
учебник
С.А.Мухина,
И.И.Тарнов
ская
«Практическое
руководство к
предмету
«Основы
сестринского
дела»
Приложение № 1
I. Дополнить:
1. Горчичники при высоком АД ставят на область………………………… .
2. После заполнения грелки завинчивают пробку и проверяют на………... .
3. Действие сухого холода (пузыря со льдом) обусловлено …………………
4. Спиртовые компрессы необходимо менять через каждые………….. часа.
5. При применении грелки происходит…………. гладкой мускулатуры.
6. Чтобы избежать быстрого высыхания каждый последующий слой
согревающего компресса должен быть…………………… , чем предыдущий.
II. Выберите правильный ответ:
7. Осложнения при постановке медицинских банок:
а) некроз,
б) кровотечение,
в) ожог,
г) инфильтрат.
8. Противопоказания для постановки горчичников:
а) воспаление бронхов,
б) воспаление мышц,
в) воспаление легких,
г) гнойничковые поражения кожных покровов.
9. При постановке медицинских банок исключить:
а) надлопаточную область,
б) подлопаточную область,
в) позвоночник,
г) боковые области грудной клетки.
10.При постановке банок для приготовления фитиля надо использовать:
а) ножницы,
б) металлический зонд,
в) деревянную палочку,
г) резиновый зонд.
11.Для постановки горчичников используется вода:
а) холодная 10 - 12
0
С,
б) теплая 36 - 37
0
С,
в) прохладная 18 - 20
0
С,
г) горячая 40 - 42
0
С.
12.Показания для постановки согревающего полуспиртового компресса:
а) гнойник на коже,
б) постинъекционный инфильтрат,
в) кровотечение,
г) первые часы ушиба.
13.Горчичники ставятся на:
а) 40-45 мин.
б) 30-35 мин.
в) 20-25 мин.
г) 10-15 мин.
14. Третий слой согревающего компресса:
а) действующий,
б) согревающий,
в) изолирующий,
г) фиксирующий.
15.Пузырь со льдом применяют:
а) в 1-ом периоде лихорадки,
б) во 2-ом периоде лихорадки,
в) в 3-ем периоде лихорадки,
г) во всех периодах лихорадки.
16.Для постановки горячего компресса используется вода:
а) холодная 10-12
0
С,
б) теплая 36-37
0
С,
в) горячая 60-70
0
С.
17.Место постановки горчичников при высоком АД (криз):
а) область затылка,
б) область икроножных мышц
в) область сердца,
г) височная область
18.Показания при постановке холодного компресса:
а) спастические боли в животе,
б) воспалительный процесс в мышцах,
в) бронхиальная астма,
г) носовое кровотечение.
III. Установите соответствие:
19. Процедура: Места применения:
1) грелки А. область лопатки
2) горчичники Б. область печенки
В. область затылка
Г. область поясницы
20. Процедура: Показания:
1) грелки А. высокое АД
2) горчичники Б. воспаление бронхов
В. воспаление среднего уха
Г. дуоденальное зондирование.
Эталон ответов
к тесту «Подготовка и проведение простейших физиотерапевтических
процедур»
(Приложение № 1)
1. Затылок
2. Герметичность
3. Сужением кровеносных сосудов
4. 4-6 часов
5. Расслабление
6. Больше
7.в
8.г
9.в
10.б
11. г
12.б
13. г
14.б
15.б
16.в
17.а
18.г
19.1-г 2-в
20.1-г 2-б
Приложение №2
Микротаблицы по теме
«Подготовка и проведение простейших физиотерапевтических
процедур»
Постановка горчичников
Области, куда можно ставить горчичники
Постановка (а-в) и снятие (г) горчичников
Постановка банок
Области, куда можно ставить банки
Предметы, необходимые для постановки банок (а); нанесение вазелина (б);
постановка банок (в,г); укрыть больного (д); снятие банок (е); вытереть спину
больного (ж); укрыть больного (з)
Применение грелки
Техника применения грелки
Применение пузыря со льдом
Подготовка пузыря к применению (а-в) и его постановка (г)
Применение холодного компресса
Постановка холодного компресса
Применение горячего компресса
Постановка горячего компресса
Применение согревающего компресса
Подготовка к постановке компресса (а,б); постановка компресса (в)
Приложение №3
Ситуационная задача
по теме:
«Подготовка и проведение простейших физиотерапевтических процедур»
Пациентка Н, 24 года, находится в терапевтическом отделении больницы
с
диагнозом:
острый
бронхит.
Врач
помимо
медикаментозной
терапии
назначил
для
лечения
пациентки
применение
методов
простейшей
физиотерапии – постановку горчичников.
Пациентка, узнав о назначении
процедуры, наотрез отказалась от нее, мотивируя тем , что по ее словам
«процедура болезненная, в прошлый раз у нее был ожог кожи и вообще
пользы от этой процедуры нет».
Задание:
Определите проблему пациентки;
Поставьте краткосрочные и долгосрочные цели для решения проблемы;
Составьте план сестринского вмешательства;
Осуществите реализацию плана сестринского вмешательства;
Проведите оценку достигнутых результатов.
Решение задачи
Проблема пациента:
отказ от процедуры «постановка горчичников».
Краткосрочная цель:
Пациентка,
после
доверительной
беседы
с
медсестрой,
согласится
на
постановку горчичников.
Долгосрочная цель:
Пациент
в
дальнейшем
не
будет
испытывать
страха
перед
процедурой
«постановка горчичников».
План сестринского вмешательства
1.
Представиться, установить с пациенткой доверительные отношения.
2.
Доходчиво
и
внятно
объяснить
цель,
ход,
необходимость
и
безопасность процедуры.
3.
Если есть возможность познакомить с пациентами, которые перенесли
постановку горчичников и могут благоприятно повлиять на пациентку.
4.
При
необходимости
привлечь
родственников,
объяснить
им
необходимость и безопасность процедуры.
5.
Получить согласие на процедуру.
Реализация плана сестринского вмешательства
1.
Знакомство с пациенткой, установлены доверительные отношения.
2.
В ходе беседы пациентке рассказана цель и необходимость процедуры.
Кратко изложен ход процедуры, важные моменты, их безопасность.
3.
Пациентка пообщалась с человеком, которому были ранее применены
горчичники. В ходе общения задавала вопросы, после беседы была
положительно настроена на процедуру.
4.
При посещении пациентки ее родственниками медсестра побеседовала
с матерью о необходимости и безопасности процедуры «постановки
горчичников» для ее дочери. Мать убедила дочь выполнять назначения
врача.
5.
Пациентка
согласилась
на
выполнение
процедуры
«постановка
горчичников».
Оценка
1.
Пациентка осознала необходимость выполнения процедуры, выразила
готовность к процедуре. Цель достигнута.
Приложение №4
Постановка горчичников
Оснащение: горчичники. пеленка (полотенце), часы, салфетка, лоток, вода
40-45
0
С, термометр для измерения температуры воды
Обязательное условие: перед применением следует проверить качество
горчичников, срок годности, пригодный горчичник имеет острый запах
горчичного мала и не осыпается
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и
хода предстоящей процедуры и получить
его согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в процедуре.
права пациента на информацию
Вымыть руки
Проверить пригодность горчичников:
горчица не должна осыпаться с бумаги и
иметь специфический (резкий) запах
При использовании горчичников, сделанных по другим
технологиям, например, пакетированная горчица, этот пункт
исключается
Обеспечение личной гигиены
Налить в лоток горячую воду 40-45
0
С
При более низкой
температуре эфирное масло не
выделяется, при более высокой
температуре разрушается
Помочь пациенту лечь на живот (при
постановке горчичников на спину) и
попросить его охватить руками подушку
(голова повернута в сторону)
Необходимое условие
проведения процедуры
Выполнение процедуры
Погрузить горчичник в горячую воду,
дать ей стечь.
Плотно приложить к коже стороной,
покрытой горчицей
Обеспечение действия
горчицы на кожу пациента,
активизируется эфирное масло
Разместить нужное количество
горчичников на спине (другой области
тела)
Укрыть пациента пеленкой, затем одеялом
Обеспечение сохранения тепла
Завершение процедуры
Снять горчичники через 5-15 мин и
положить в лоток для использованных
материалов
Создание условий для
обеспечения рефлекторного
действия горчичников
Смочить салфетку в теплой воде и снять с
кожи остатки горчицы
Устранить возможные остатки
на коже предупредить
возможные ожоги
Вытереть кожу насухо. помочь пациенту
надеть нижнее белье, укрыть одеялом,
которое нельзя снимать 20-30 мин
Сохранение тепла и
обеспечение отдыха
Вымыть руки
Соблюдение личной гигиены
Сделать отметку о выполнении процедуры
и реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного» или в
«Амбулаторной карте» (если процедура
выполняется в домашних условиях)
Обеспечение преемственности
в работе
Примечание: При более длительном воздействии горчичников возможен
ожог кожи с образованием пузырей
Приложение №5
Постановка банок
Оснащение: лоток с медицинскими банками, корнцанг (или металлический
стержень 12-15 см) , вата, спички, вазелин, салфетка, полотенце, емкость с
водой, часы, этиловый спирт 70
о
С (20 мл)
Обязательное условие: во время постановки банок недопустимы сквозняки
Подготовка к процедуре
обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Опустить изголовье кровати, помочь пациенту
лечь на живот (при постановке банок на
спину), предложить повернуть голову на бок,
руками обхватить подушку
Длинные волосы пациента (пациентки) на
голове прикрыть пеленкой
Нанести на кожу тонким слоем вазелин.
Остатки вазелина снять с рук салфеткой
Сделать плотный фитиль из ваты и надежно
закрепить его на корнцанге
Выполнение процедуры
Смочить фитиль спиртом, излишки отжать,
флакон закрыть крышкой и отставить в
сторону. Вытереть руки
Поджечь фитиль. Взять в одну руку 1-2 банки,
затем другой рукой быстрым движением
внести в банку горящий фитиль на 0,5-1 с
(банку следует держать недалеко от
поверхности тела) и энергичным движением
приложить ккоже
Создается отрицательное
давление внутри банки,
потому что сгорает
кислород. Банки легко
присасываются к
поверхности тела
Поставить таким образом необходимое
количество банок. Погасить фитиль в емкости
с водой
Обеспечение техники
безопасности
Прикрыть пациента пеленкой, одеялом и
попросить оставаться в постели в течение 10-
15 мин
Обеспечение сохранения
тепла
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены м/с
Завершение процедуры
Поочередно снять банки: одной рукой слегка
отклонить банку в сторону, а пальцем другой
руки придавить кожу (в банку проникает
воздух и она легко отделяется).
Использованные банки поместить в лоток
Обеспечение
рефлекторного влияния на
кровообращение
подлежащих тканей и
органов. Воздух поступает
внутрь банки,
уравновешивает давление
внутри и снаружи,
благодаря чему легко
снимается
Остатки вазелина и гари снять с кожи
салфеткой
Помочь пациенту одеться и предупредить, что
он должен оставаться в постели (или в кресле)
20-30 мин
Обеспечение сохранения
тепла
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Провести дезинфекцию медицинских банок
Обеспечение
инфекционной
безопасности согласно ОСТ
42-21-2-85
Сделать отметку о выполнении процедуры,
реакции пациента в («Медицинской карте
стационарного больного» или в
«Амбулаторной карте» (если процедура
выполнялась в домашних условиях)
Обеспечение
преемственности в работе
Приложение №6
Применение грелки
Оснащение: грелка, пеленка (полотенце)
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права
пациента на информацию
Налить горячую воду в грелку 60-70
0
С, слегка
сжать ее у горловины, выпустив воздух и
завинтить пробкой
Перевернуть грелку пробкой вниз: убедиться,
что она завинчена плотно, затем вернуть в
исходное положение и обернуть пеленкой
Обеспечение
герметичности грелки.
Обеспечивается
комфортное состояние
пациента
Выполнение процедуры
Положить грелку на нужную область тела. При
необходимости длительного применения
грелки (по назначению врача) каждые 20 минут
следует делать 15-20 минутный перерыв
Убрать грелку по истечении назначенного
врачом времени (или до остывания)
Сохранение эффекта
процедуры зависит от ее
длительности
Завершение процедуры
Осмотреть кожу пациента, помочь лечь в
удобное положение, укрыть
Профилактика ожога кожи.
Обеспечение сохранения
тепла
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать отметку О выполнении процедуры и
реакции пациента в «медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Обработать грелку (двукратно с интервалом 15
мин)
Обеспечение
инфекционной
безопасности согласно
ОСТ 42-21-2-85
Приложение №7
Применение пузыря со льдом
Оснащение: пузырь для льда, кусочки льда, полотенце (пеленка)
Обязательное условие: организация постоянного контроля процедуры
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Положить в пузырь подготовленные в
морозильной камере кусочки льда и залить
их холодной (14-16
0
С) водой
Достигается равномерное
заполнение пузыря со льдом
Положить пузырь на горизонтальную
поверхность и завернуть крышку
Вытесняется воздух из
пузыря
Выполнение процедуры
Обернуть пузырь пеленкой и положить на
нужный участок тела на 20 мин
Примечание:
Пузырь можно держать длительное время,
но каждые 20 мин делать перерыв на 10-15 мин (по мере
таяния льда воду можно сливать, а кусочки льда добавлять)
Профилактика местного
обморожения
Завершение процедуры
Убрать пузырь после процедуры
Необходимое условие для
завершения процедуры
Вымыть руки
Соблюдение личной гигиены
медсестры
Сделать отметку о выполнении процедуры и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Обработать пузырь для льда (двукратно с
интервалом 15 мин)
Обеспечение
инфекционной
безопасности согласно
ОСТ 42-21-2-85
Примечание:
При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере,
может возникнуть отморожение участка тела
Приложение №8
Применение холодного компресса
Оснащение: емкость с холодной водой, две пеленки (полотенце)
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. права пациента
на информацию
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены
Выполнение процедуры
Сложить каждую пеленку (полотенце) в
несколько слоев, положить их в холодную
воду. Отжать одну пеленку (полотенце)
Расправить ткань и положить на нужный
участок тела на 2-3 мин
Снять пленку через 2-3 мин и погрузить ее в
холодную воду
Отжать другую пеленку и положить на кожу
на 2-3 мин
Повторять процедуру в течение назначенного
врачом времени
Завершение процедуры
Осушить кожу
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать запись о выполненной процедуре и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Примечание: При выполнении этой манипуляции вы не должны отлучаться от пациента,
так как смена
салфеток осуществляется каждые 2-3 мин
Приложение №9
Применение согревающий компресса
Оснащение: бинт, марля сложенная в 8 слоев, компрессная (вощенная )
бумага, вата, спирт этиловый 45%, полотенце (пеленка), ножницы, емкость
для воды, часы
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Отрезать ножницами необходимый (в
зависимости от области применения) кусок
бинта для компресса и сложить его в 6-8
слоев. вырезать кусок компрессной бумаги –
на 2 см больше салфетки. Приготовить кусок
ваты в длину на 2 см больше, чем
компрессная бумага
Сложить слои: внизу- вата, затем-
компрессная бумага
Налить спирт в мензурку, развести его теплой
водой в соотношении 1:1, смочить в нем
салфетку, слегка отжать ее и положить сверху
компрессной бумаги
Примечание: при постановке компресса на ухо
салфетку и компрессную бумагу разрезать в центре
Обеспечение действия
раствора на кожу и
подлежащие кровеносные
сосуды в течение
регламентированного
времени
Выполнение процедуры
Все слои компресса положить на нужный
участок тела
Зафиксировать компресс бинтом в
соответствии с требованиями десмургии,
чтобы он плотно прилегал к коже, но не
стеснял движений
Напомнить пациенту, что компресс поставлен
на 6-8часов
Назначение врача
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсесты
Через 1,5-2 ч после наложения компресса
пальцем, не снимая повязки, проверить
степень влажности салфетки. Если салфетка
влажная, укрепить компресс бинтом
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Через 1,5-2 ч после наложения компресса
пальцем, не снимая повязки, проверить
степень влажности салфетки, если салфетка
влажная, укрепить компресс бинтом
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Завершение процедуры
Снять компресс через положенное время
Вытереть кожу и наложить сухую повязку
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать отметку о выполнении процедуры и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Примечание: лекарственные средства, применяемые для компресса, могут вызывать
раздражение, поэтому кожу необходимо смазать детским кремом или вазелиновым
маслом.
Для рассасывания воспалительных инфильтратов применяют полуспиртовый
согревающий компресс: внутренний слой смачивают разведенным водой (45
0
) этиловым
(салициловым или камфорным) спиртом.
Спиртовые компрессы быстро высыхают, их меняют при необходимости через каждые 4-6
ч.
Не следует накладывать компресс на кожу, смазанную йодом, что может вызвать глубокие
ожоги
Приложение №10
Горячий компресс
Оснащение: емкость с горячей водой (60-70
о
С), салфетка большая, клеенка,
полотенце (пеленка)
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие. В случае неинформированности
пациента уточнить у врача дальнейшую
тактику
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Выполнение процедуры
Положить на кровать под поврежденную
конечность клеенку, сверху нее – пеленку
(полотенце)
Сложить салфетку в восемь слоев, смочить ее
в воде (60-70
о
С), отжать и плотно приложить к
коже
Завернуть конечность в полотенце, обернуть
клеенкой
Обеспечение действия на
кожу и подлежащие
кровеносные сосуды тепла в
течение
регламентированного
времени
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Снять компресс (продолжительность
определяет врач)
Назначение врача
Завершение процедуры
Вытереть насухо кожу и сделать сухой
компресс
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать отметку о выполнении процедуры и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Приложение № 11
Тестовый контроль по теме: «Методы простейшей физиотерапии»
I. Дополнить:
1. Продолжительность применения банок составляет _________________
2. После заполнения грелки завинчивают пробку и проверяют на _______
3. Действие пузыря со льдом обусловлено _ _________________________
4. Полуспиртовые согревающие компрессы необходимо менять каждые _
часа.
5. Для ускорения рассасывания воспалительных инфильтратов применяют
_______ компресс.
6. Первый слой согревающего компресса называется ___________________
II. Выберите правильный ответ:
7. Показания для применения грелки:
а) 1-й период лихорадки
б) нагноение раны
в) первые часы ушиба
г) пролежни
8. При постановке медицинских банок следует исключить:
а) надлопаточную область
б) подлопаточную область
в) позвоночник
г) боковые поверхности грудной клетки
9. Пузырь со льдом применяют:
а) в 1-м периоде лихорадки
б) во 2-м периоде лихорадки
в) в 3-м периоде лихорадки
г) во всех периодах лихорадки.
10. Показание для постановки согревающего полуспиртового компресса:
а) гнойничковые заболевания кожи
б) постинъекционный инфильтрат
в) кровотечение местное
г) первые часы ушиба.
11. Противопоказание для постановки горчичников:
а) воспаление бронхов
б) воспаление мышц
в) гнойничковые заболевания кожи
г) инфильтрат.
12. Осложнение при постановке медицинских банок:
а) некроз кожи
б) кровотечение местное
в) инфильтрат
г) ожог кожи.
13. Третий слой согревающего компресса:
а) действующий
б) согревающий
в) изолирующий
г) фиксирующий.
14. Показания для постановки медицинских банок:
а) воспаление бронхов
б) активная форма туберкулеза легких
в) злокачественные новообразования
г) снижение свертываемости крови.
15. Правильность наложения согревающего компресса проверяют
следующим образом:
а) через 1-2 часа снять компресс, проверить его состояние
б) через 1 час просунуть палец под компресс и определить состояние его
внутреннего слоя
в) через 1 час спросить об ощущениях пациента
г) через 30 минут осмотреть наложенный компресс
16. Время, на которое ставят горчичники (в зависимости от чувствительности
кожи):
а) 3-10 мин.
б) 20-30 мин.
в) 30-60 мин.
г) 60-120 мин.
17. Процедура, которая вызывает расширение кровеносных сосудов,
расслабление гладкой мускулатуры:
а) пузырь со льдом
б) грелка
в) холодный компресс
г) банки.
18) Противопоказания для применения грелки:
а) постинъекционный инфильтрат
б) боли в животе неясной природы
в) дуоденальное зондирование
г) 1- й период лихорадки.
19) Время применения полуспиртового согревающего компресса:
а) 10-15 мин.
б) 4-б часов
в) 8-10 часов
г) 1-2 часа.
20.Процедура, действие которой основано на сильном раздражении кожи и
её рецепторов:
а) согревающий компресс
б) горчичники
в) грелка
г) холодный компресс.
21. Второй слой согревающего компресса носит название:
а) изолирующий
б) фиксирующий
в) согревающий
г) действующий.
22. В первые часы после ушиба следует местно применить:
а) горчичники
б) грелку
в) холодный компресс
г) согревающий компресс
23.Показания для применения пузыря со льдом:
а) при артритах (воспаление суставов)
б) при бронхитах
в) при кровотечении
г) инфильтрат в месте инъекции.
24.Для постановки горчичников используется вода при t
0
:
а) 10-12
о
С
б) 36-37
0
С
в) 18-20
о
С
г) 40-42
о
С.
III. Установите соответствие:
25. Показания: Процедуры:
1) 1-й период лихорадки а) банки
2) первые часы после ушиба б) грелка
в) согревающий компресс
г) пузырь со льдом
26.Показания: Процедуры:
1) горчичники а) воспаление среднего уха
2) холодный компресс б) 2-й период лихорадки
в) воспаление мышц
г) понижение свертываемости
крови
27. Показания: Места постановки горчичников
1) боли в сердце а) область сердца
2) повышение АД б) боковые отделы грудной клетки
в) подлопаточная область
г) затылок
28. Меры воздействия: Процедуры:
1) горчичники а) кровотечения, ушибы, высокая
лихорадка
2) пузырь со льдом б) аллергические заболевания
в) заболевания печени
г) воспалительные заболевания
дыхательных путей,
29. Установите последовательность при постановке согревающего компресса:
1) Закрепить компресс бинтом
2) Приложить на кожу марлю
3) Положить слой ваты
4) Положить компрессную бумагу
5) Смочить марлю в полуспиртовом растворе и слегка отжать её.
Эталон ответов
по тесту «Подготовка и проведение простейших физиотерапевтических
процедур»
(Приложение № 11)
1. 10-15 минут
2. Герметичность
3. Сужением кровеносных сосудов
4. 4-6 часов
5. Согревающий компресс
6. Действующий
7.а
8. в
9.б
10.б
11.в
12.г
13.б
14.а
15.б
16.а
17.б
18.б
19.б
20.б
21. а
22.в
23.в
24.г
25. 1 - 6 2 - г
26. 1 - в 2 - 6
27. 1 - а 2 - г
28. 1 - г 2-а
29. 5, 2, 4, 3, 1
Приложение № 12
Ситуационные задачи
Задача № 1.
При
снятии
согревающего
компресса
медсестра
обнаружила,
что
марля,
прилегающая к коже сухая. Как оценить эффективность процедуры?
Задача № 2.
Больному
К.
назначены
горчичники,
но
к
вечеру
у
него
повысилась
температура
до
39
ос.
Больной
уговаривает
медсестру
поставить
ему
горчичники. Как поступить?
Задача № 3.
Медсестра подала больному пузырь со льдом и сказала, чтобы он держал его,
пока не растает весь лед. Что следовало сказать больному?
Задача № 4.
У больного носовое кровотечение. Назначен холодный компресс. Как часто
медсестра должна менять компресс?
Задача № 5.
После наложения медсестрой согревающего компресса больной пожаловался
на чувство озноба. Ваши действия.
Задача № 6.
Больной поступил в отделение с острой болью в животе, для уменьшения
боли попросил у медсестры грелку. Как поступить?
Задача № 7.
При постановке горячего компресса медсестра отмечает на коже больного
гнойничковое воспаление. Ваши действия.
Задача № 8.
Для постановки горячего компресса медсестра приготовила лоток с водой
(температура воды 40 о С), марля 2 штуки, спирт 70 %, клеенка, вата, грелка,
бинт. Найдите ошибки медсестры. Какое оснащение нужно для постановки
горячего компресса?
Задача № 9.
Для постановки грелки медсестра подготовила всё необходимое оснащение,
заполнила
грелку
водой,
завинтила
пробку
и
подала
больному.
Найдите
ошибки в действиях медсестры. Ваши действия при постановке грелки.
Задача № 10.
При постановке банок медсестрой был допущен ряд ошибок, в результате
чего
больной
получил
ожог
кожных
покровов.
Что
медсестра
сделала
неверно?
Приложение №13
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№
п/
п
Фамилия, имя, отчество
Готовность студентов
(внешний вид)
Оценка за ответы теста для контроля домашнего задания
Оценка за самостоятельную работу
Оценка за ведение дневника
Итоговая оценка за занятие
Применение горчичников
Применение банок
Применение грелки
Применение пузыря со
льдом
Применение холодного
компресса
Применение согревающего
компресса
Применение горячего
компресса
Оценка за ответы итогового
теста по теме
Оценка за решение
ситуационной задачи
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Кировское областное государственное профессиональное образовательное
бюджетное учреждение
«Кировский медицинский колледж» филиал в г. Котельниче
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к самостоятельной работе студентов на практическом
занятии по теме: «Подготовка и проведение простейших
физиотерапевтических процедур».
Профессиональный модуль 04 (07) «Выполнение работ по
профессии младшая медицинская сестра по уходу за
больными»
Междисциплинарный курс 04 (07).03 «Технология
оказания медицинских услуг»
Специальность:
31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
Количество часов: 6 часов
Составитель: Важенина Н.Г..
Методическая разработка
рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК ОПД
«___»___________ 2019 г.
Председатель ЦМК:
______________________
2019 год
Тема занятия:
«Подготовка и проведение простейших физиотерапевтических процедур»
.
Студент должен
Знать:
виды и цели простейших физиотерапевтических процедур;
показания,
противопоказания
и
возможные
осложнения
при
выполнении простейших физиотерапевтических процедур;
области тела, разрешаемые для выполнения процедур;
определения терминов, употребляемые при проведении процедур.
Уметь:
объяснить пациенту сущность манипуляций и правила подготовки к
ней,
поставить банки (на фантоме);
поставить горчичники (на фантоме);
поставить компресс - холодный, горячий, согревающий - (на фантоме),
применить грелку (на фантоме);
применить пузырь со льдом (на фантоме).
Иметь практический опыт:
постановки банок, горчичников, применение грелки и пузыря со льдом,
холодного, горячего и согревающего компрессов;
соблюдения требований техники безопасности и инфекционной
безопасности пациента и медперсонала при выполнении манипуляций
Оснащение занятия
Методическое оснащение:
методические
указания
для
самостоятельной
работы
студентов,
мини-
таблицы «Места и техника выполнения простейших физиотерапевтических
процедур», тесты, ситуационные задачи.
Оснащение:
мебель, доска, таблицы и микротаблицы по теме, предметы медицинского
назначения, предметы ухода за пациентами, лекарственные средства, муляжи
для выполнения простейших физиотерапевтических процедур
ТСО:
видеомагнитофон, видеофильм.
Используемая литература.
1.
Федеральный Государственный образовательный стандарт.
2.
Рабочая программа по профессиональному модулю 04 (07) «Выполнение
работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».
3.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела»: учеб. пособие/ С.А. Мухина, И.И.
Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012.- 512 с.: ил.
4.
Учебный стандарт, доп. И перераб. – Киров. – 2011 г.
5.
Основы сестринского дела /Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В.
под ред. В.Б. Каберухина. – Изд. 14-е, доп. и перераб. – Ростов н/д.:
Феникс, 2009. – 792с. (Медицина для вас).
6.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.1.3.
2630-10 от 18.05.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Ход работы.
Задание № 1.
Выполнить задания входного контроля. Ответить на вопросы теста для
контроля домашнего задания. (Смотри приложение №1).
Задание № 2.
Рассмотри на таблицах и раскладушке анатомические области постановки
простейших физиопроцедур. (Смотри приложение № 2).
Задание № З.
Разобрать совместно с преподавателем ситуационную задачу по решению
проблемы пациента (Смотри приложение №3)
Прежде чем выполнять следующее задание, разделитесь на пары,
распределите роли «медсестра» и «пациент».
Роли выполняйте поочередно.
Задание № 4.
Приготовить все необходимое и выполнить на муляже постановку
горчичников. (Смотри приложение № 4).
Рассказать студенту в паре.
Задание № 5.
Приготовить все необходимое и выполнить на муляже постановку банок.
(Смотри приложение № 5).
Рассказать студенту в паре.
Задание № 6.
Приготовить все необходимое и выполнить на муляже постановку грелки.
(Смотри приложение № 6).
Рассказать студенту в паре.
Задание № 7.
Приготовить все необходимое и выполнить на муляже постановку пузыря
для льда. (Смотри приложение № 7).
Рассказать студенту в паре.
Задание № 8.
Приготовить все необходимое и выполнить на муляже постановку
холодного компресса. (Смотри приложение № 8).
Рассказать студенту в паре.
Задание № 9
Приготовить все необходимое и выполнить на муляже постановку
согревающего компресса. (Смотри приложение № 9).
Рассказать студенту в паре.
Задание № 10.
Приготовить все необходимое и выполнить на муляже постановку горячего
компресса. (Смотри приложение № 10).
Рассказать студенту в паре.
Задание № 11.
Реши тестовые задания для контроля своих знаний по теме. (Смотри
приложение № 11).
Задание № 12.
Реши ситуационную задачу для контроля своих знаний по теме. (Смотри
приложение № 12).
Задание № 13.
Заполнить дневник и манипуляционную тетрадь.
Задание № 14.
Приведи в порядок рабочее место.
Задание № 15.
Дома прочитай и законспектируй материал по новой теме.
Приложение № 1
I. Дополнить:
1. Горчичники при высоком АД ставят на область………………………… .
2. После заполнения грелки завинчивают пробку и проверяют на………... .
3. Действие сухого холода (пузыря со льдом) обусловлено …………………
4. Спиртовые компрессы необходимо менять через каждые………….. часа.
5. При применении грелки происходит…………. гладкой мускулатуры.
6. Чтобы избежать быстрого высыхания каждый последующий слой
согревающего компресса должен быть…………………… , чем предыдущий.
II. Выберите правильный ответ:
7. Осложнения при постановке медицинских банок:
а) некроз,
б) кровотечение,
в) ожог,
г) инфильтрат.
8. Противопоказания для постановки горчичников:
а) воспаление бронхов,
б) воспаление мышц,
в) воспаление легких,
г) гнойничковые поражения кожных покровов.
9. При постановке медицинских банок исключить:
а) надлопаточную область,
б) подлопаточную область,
в) позвоночник,
г) боковые области грудной клетки.
10.При постановке банок для приготовления фитиля надо использовать:
а) ножницы,
б) металлический зонд,
в) деревянную палочку,
г) резиновый зонд.
11.Для постановки горчичников используется вода:
а) холодная 10 - 12
0
С,
б) теплая 36 - 37
0
С,
в) прохладная 18 - 20
0
С,
г) горячая 40 - 42
0
С.
12.Показания для постановки согревающего полуспиртового компресса:
а) гнойник на коже,
б) постинъекционный инфильтрат,
в) кровотечение,
г) первые часы ушиба.
13.Горчичники ставятся на:
а) 40-45 мин.
б) 30-35 мин.
в) 20-25 мин.
г) 10-15 мин.
14. Третий слой согревающего компресса:
а) действующий,
б) согревающий,
в) изолирующий,
г) фиксирующий.
15.Пузырь со льдом применяют:
а) в 1-ом периоде лихорадки,
б) во 2-ом периоде лихорадки,
в) в 3-ем периоде лихорадки,
г) во всех периодах лихорадки.
16.Для постановки горячего компресса используется вода:
а) холодная 10-12
0
С,
б) теплая 36-37
0
С,
в) горячая 60-70
0
С.
17.Место постановки горчичников при высоком АД (криз):
а) область затылка,
б) область икроножных мышц
в) область сердца,
г) височная область
18.Показания при постановке холодного компресса:
а) спастические боли в животе,
б) воспалительный процесс в мышцах,
в) бронхиальная астма,
г) носовое кровотечение.
III. Установите соответствие:
19. Процедура: Места применения:
1) грелки А. область лопатки
2) горчичники Б. область печенки
В. область затылка
Г. область поясницы
20. Процедура: Показания:
1) грелки А. высокое АД
2) горчичники Б. воспаление бронхов
В. воспаление среднего уха
Г. дуоденальное зондирование.
Приложение №2
Микротаблицы по теме
«Методы простейшей физиотерапии»
Постановка горчичников
Области, куда можно ставить горчичники
Постановка (а-в) и снятие (г) горчичников
Постановка банок
Области, куда можно ставить банки
Предметы, необходимые для постановки банок (а); нанесение вазелина (б);
постановка банок (в,г); укрыть больного (д); снятие банок (е); вытереть спину
больного (ж); укрыть больного (з)
Применение грелки
Техника применения грелки
Применение пузыря со льдом
Подготовка пузыря к применению (а-в) и его постановка (г)
Применение холодного компресса
Постановка холодного компресса
Применение горячего компресса
Постановка горячего компресса
Применение согревающего компресса
Подготовка к постановке компресса (а,б); постановка компресса (в)
Приложение №3
Ситуационная задача
по теме:
«Подготовка и проведение простейших
физиотерапевтических процедур»
Пациентка Н, 24 года, находится в терапевтическом отделении больницы
с
диагнозом:
острый
бронхит.
Врач
помимо
медикаментозной
терапии
назначил
для
лечения
пациентки
применение
методов
простейшей
физиотерапии – постановку горчичников.
Пациентка, узнав о назначении
процедуры, наотрез отказалась от нее, мотивируя тем , что по ее словам
«процедура болезненная, в прошлый раз у нее был ожог кожи и вообще
пользы от этой процедуры нет».
Задание:
Определите проблему пациентки;
Поставьте краткосрочные и долгосрочные цели для решения проблемы;
Составьте план сестринского вмешательства;
Осуществите реализацию плана сестринского вмешательства;
Проведите оценку достигнутых результатов.
Решение задачи
Проблема пациента:
отказ от процедуры «постановка горчичников».
Краткосрочная цель:
Пациентка,
после
доверительной
беседы
с
медсестрой,
согласится
на
постановку горчичников.
Долгосрочная цель:
Пациент
в
дальнейшем
не
будет
испытывать
страха
перед
процедурой
«постановка горчичников».
План сестринского вмешательства
6.
Представиться, установить с пациенткой доверительные отношения.
7.
Доходчиво
и
внятно
объяснить
цель,
ход,
необходимость
и
безопасность процедуры.
8.
Если есть возможность познакомить с пациентами, которые перенесли
постановку горчичников и могут благоприятно повлиять на пациентку.
9.
При
необходимости
привлечь
родственников,
объяснить
им
необходимость и безопасность процедуры.
10.Получить согласие на процедуру.
Реализация плана сестринского вмешательства
6.
Знакомство с пациенткой, установлены доверительные отношения.
7.
В ходе беседы пациентке рассказана цель и необходимость процедуры.
Кратко изложен ход процедуры, важные моменты, их безопасность.
8.
Пациентка пообщалась с человеком, которому были ранее применены
горчичники. В ходе общения задавала вопросы, после беседы была
положительно настроена на процедуру.
9.
При посещении пациентки ее родственниками медсестра побеседовала
с матерью о необходимости и безопасности процедуры «постановки
горчичников» для ее дочери. Мать убедила дочь выполнять назначения
врача.
10.Пациентка
согласилась
на
выполнение
процедуры
«постановка
горчичников».
Оценка
2.
Пациентка осознала необходимость выполнения процедуры, выразила
готовность к процедуре. Цель достигнута.
Приложение №4
Постановка горчичников
Оснащение: горчичники. пеленка (полотенце), часы, салфетка, лоток, вода
40-45
0
С, термометр для измерения температуры воды
Обязательное условие: перед применением следует проверить качество
горчичников, срок годности, пригодный горчичник имеет острый запах
горчичного мала и не осыпается
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и
хода предстоящей процедуры и получить
его согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в процедуре.
права пациента на информацию
Вымыть руки
Проверить пригодность горчичников:
горчица не должна осыпаться с бумаги и
иметь специфический (резкий) запах
При использовании горчичников, сделанных по другим
технологиям, например, пакетированная горчица, этот пункт
исключается
Обеспечение личной гигиены
Налить в лоток горячую воду 40-45
0
С
При более низкой
температуре эфирное масло не
выделяется, при более высокой
температуре разрушается
Помочь пациенту лечь на живот (при
постановке горчичников на спину) и
попросить его охватить руками подушку
(голова повернута в сторону)
Необходимое условие
проведения процедуры
Выполнение процедуры
Погрузить горчичник в горячую воду,
дать ей стечь.
Плотно приложить к коже стороной,
покрытой горчицей
Обеспечение действия
горчицы на кожу пациента,
активизируется эфирное масло
Разместить нужное количество
горчичников на спине (другой области
тела)
Укрыть пациента пеленкой, затем одеялом
Обеспечение сохранения тепла
Завершение процедуры
Снять горчичники через 5-15 мин и
положить в лоток для использованных
материалов
Создание условий для
обеспечения рефлекторного
действия горчичников
Смочить салфетку в теплой воде и снять с
кожи остатки горчицы
Устранить возможные остатки
на коже предупредить
возможные ожоги
Вытереть кожу насухо. помочь пациенту
надеть нижнее белье, укрыть одеялом,
которое нельзя снимать 20-30 мин
Сохранение тепла и
обеспечение отдыха
Вымыть руки
Соблюдение личной гигиены
Сделать отметку о выполнении процедуры
и реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного» или в
«Амбулаторной карте» (если процедура
выполняется в домашних условиях)
Обеспечение преемственности
в работе
Примечание: При более длительном воздействии горчичников возможен
ожог кожи с образованием пузырей
Приложение №5
Постановка банок
Оснащение: лоток с медицинскими банками, корнцанг (или металлический
стержень 12-15 см) , вата, спички, вазелин, салфетка, полотенце, емкость с
водой, часы, этиловый спирт 70
о
С (20 мл)
Обязательное условие: во время постановки банок недопустимы сквозняки
Подготовка к процедуре
обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Опустить изголовье кровати, помочь пациенту
лечь на живот (при постановке банок на
спину), предложить повернуть голову на бок,
руками обхватить подушку
Длинные волосы пациента (пациентки) на
голове прикрыть пеленкой
Нанести на кожу тонким слоем вазелин.
Остатки вазелина снять с рук салфеткой
Сделать плотный фитиль из ваты и надежно
закрепить его на корнцанге
Выполнение процедуры
Смочить фитиль спиртом, излишки отжать,
флакон закрыть крышкой и отставить в
сторону. Вытереть руки
Поджечь фитиль. Взять в одну руку 1-2 банки,
затем другой рукой быстрым движением
внести в банку горящий фитиль на 0,5-1 с
(банку следует держать недалеко от
поверхности тела) и энергичным движением
приложить к коже
Создается отрицательное
давление внутри банки,
потому что сгорает
кислород. Банки легко
присасываются к
поверхности тела
Поставить таким образом необходимое
количество банок. Погасить фитиль в емкости
с водой
Обеспечение техники
безопасности
Прикрыть пациента пеленкой, одеялом и
попросить оставаться в постели в течение 10-
15 мин
Обеспечение сохранения
тепла
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены м/с
Завершение процедуры
Поочередно снять банки: одной рукой слегка
отклонить банку в сторону, а пальцем другой
руки придавить кожу (в банку проникает
воздух и она легко отделяется).
Использованные банки поместить в лоток
Обеспечение
рефлекторного влияния на
кровообращение
подлежащих тканей и
органов. Воздух поступает
внутрь банки,
уравновешивает давление
внутри и снаружи,
благодаря чему легко
снимается
Остатки вазелина и гари снять с кожи
салфеткой
Помочь пациенту одеться и предупредить, что
он должен оставаться в постели (или в кресле)
20-30 мин
Обеспечение сохранения
тепла
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Провести дезинфекцию медицинских банок
Обеспечение
инфекционной
безопасности согласно ОСТ
42-21-2-85
Сделать отметку о выполнении процедуры,
реакции пациента в («Медицинской карте
стационарного больного» или в
«Амбулаторной карте» (если процедура
выполнялась в домашних условиях)
Обеспечение
преемственности в работе
Приложение №6
Применение грелки
Оснащение: грелка, пеленка (полотенце)
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права
пациента на информацию
Налить горячую воду в грелку 60-70
0
С, слегка
сжать ее у горловины, выпустив воздух и
завинтить пробкой
Перевернуть грелку пробкой вниз: убедиться,
что она завинчена плотно, затем вернуть в
исходное положение и обернуть пеленкой
Обеспечение
герметичности грелки.
Обеспечивается
комфортное состояние
пациента
Выполнение процедуры
Положить грелку на нужную область тела. При
необходимости длительного применения
грелки (по назначению врача) каждые 20 минут
следует делать 15-20 минутный перерыв
Убрать грелку по истечении назначенного
врачом времени (или до остывания)
Сохранение эффекта
процедуры зависит от ее
длительности
Завершение процедуры
Осмотреть кожу пациента, помочь лечь в
удобное положение, укрыть
Профилактика ожога кожи.
Обеспечение сохранения
тепла
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать отметку О выполнении процедуры и
реакции пациента в «медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Обработать грелку (двукратно с интервалом 15
мин)
Обеспечение
инфекционной
безопасности согласно
ОСТ 42-21-2-85
Приложение №7
Применение пузыря со льдом
Оснащение: пузырь для льда, кусочки льда, полотенце (пеленка)
Обязательное условие: организация постоянного контроля процедуры
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Положить в пузырь подготовленные в
морозильной камере кусочки льда и залить
их холодной (14-16
0
С) водой
Достигается равномерное
заполнение пузыря со льдом
Положить пузырь на горизонтальную
поверхность и завернуть крышку
Вытесняется воздух из
пузыря
Выполнение процедуры
Обернуть пузырь пеленкой и положить на
нужный участок тела на 20 мин
Примечание:
Пузырь можно держать длительное время,
но каждые 20 мин делать перерыв на 10-15 мин (по мере
таяния льда воду можно сливать, а кусочки льда добавлять)
Профилактика местного
обморожения
Завершение процедуры
Убрать пузырь после процедуры
Необходимое условие для
завершения процедуры
Вымыть руки
Соблюдение личной гигиены
медсестры
Сделать отметку о выполнении процедуры и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Обработать пузырь для льда (двукратно с
интервалом 15 мин)
Обеспечение
инфекционной
безопасности согласно
ОСТ 42-21-2-85
Примечание:
При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере,
может возникнуть отморожение участка тела
Приложение №8
Применение холодного компресса
Оснащение: емкость с холодной водой, две пеленки (полотенце)
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. права пациента
на информацию
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены
Выполнение процедуры
Сложить каждую пеленку (полотенце) в
несколько слоев, положить их в холодную
воду. Отжать одну пеленку (полотенце)
Расправить ткань и положить на нужный
участок тела на 2-3 мин
Снять пленку через 2-3 мин и погрузить ее в
холодную воду
Отжать другую пеленку и положить на кожу
на 2-3 мин
Повторять процедуру в течение назначенного
врачом времени
Завершение процедуры
Осушить кожу
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать запись о выполненной процедуре и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Примечание: При выполнении этой манипуляции вы не должны отлучаться от пациента,
так как смена
салфеток осуществляется каждые 2-3 мин
Приложение №9
Применение согревающий компресса
Оснащение: бинт, марля сложенная в 8 слоев, компрессная (вощенная )
бумага, вата, спирт этиловый 45%, полотенце (пеленка), ножницы, емкость
для воды, часы
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Отрезать ножницами необходимый (в
зависимости от области применения) кусок
бинта для компресса и сложить его в 6-8
слоев. вырезать кусок компрессной бумаги –
на 2 см больше салфетки. Приготовить кусок
ваты в длину на 2 см больше, чем
компрессная бумага
Сложить слои: внизу- вата, затем-
компрессная бумага
Налить спирт в мензурку, развести его теплой
водой в соотношении 1:1, смочить в нем
салфетку, слегка отжать ее и положить сверху
компрессной бумаги
Примечание: при постановке компресса на ухо
салфетку и компрессную бумагу разрезать в центре
Обеспечение действия
раствора на кожу и
подлежащие кровеносные
сосуды в течение
регламентированного
времени
Выполнение процедуры
Все слои компресса положить на нужный
участок тела
Зафиксировать компресс бинтом в
соответствии с требованиями десмургии,
чтобы он плотно прилегал к коже, но не
стеснял движений
Напомнить пациенту, что компресс поставлен
на 6-8часов
Назначение врача
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсесты
Через 1,5-2 ч после наложения компресса
пальцем, не снимая повязки, проверить
степень влажности салфетки. Если салфетка
влажная, укрепить компресс бинтом
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Через 1,5-2 ч после наложения компресса
пальцем, не снимая повязки, проверить
степень влажности салфетки, если салфетка
влажная, укрепить компресс бинтом
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Завершение процедуры
Снять компресс через положенное время
Вытереть кожу и наложить сухую повязку
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать отметку о выполнении процедуры и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Примечание: лекарственные средства, применяемые для компресса, могут вызывать
раздражение, поэтому кожу необходимо смазать детским кремом или вазелиновым
маслом.
Для рассасывания воспалительных инфильтратов применяют полуспиртовый
согревающий компресс: внутренний слой смачивают разведенным водой (45
0
) этиловым
(салициловым или камфорным) спиртом.
Спиртовые компрессы быстро высыхают, их меняют при необходимости через каждые 4-6
ч.
Не следует накладывать компресс на кожу, смазанную йодом, что может вызвать глубокие
ожоги
Приложение №10
Горячий компресс
Оснащение: емкость с горячей водой (60-70
о
С), салфетка большая, клеенка,
полотенце (пеленка)
Подготовка к процедуре
Обоснование
Уточнить у пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры и получить его
согласие. В случае неинформированности
пациента уточнить у врача дальнейшую
тактику
Обеспечение осознанного
участия пациента в
процедуре. Права пациента
на информацию
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Выполнение процедуры
Положить на кровать под поврежденную
конечность клеенку, сверху нее – пеленку
(полотенце)
Сложить салфетку в восемь слоев, смочить ее
в воде (60-70
о
С), отжать и плотно приложить к
коже
Завернуть конечность в полотенце, обернуть
клеенкой
Обеспечение действия на
кожу и подлежащие
кровеносные сосуды тепла в
течение
регламентированного
времени
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Снять компресс (продолжительность
определяет врач)
Назначение врача
Завершение процедуры
Вытереть насухо кожу и сделать сухой
компресс
Вымыть руки
Соблюдение личной
гигиены медсестры
Сделать отметку о выполнении процедуры и
реакции пациента в «Медицинской карте
стационарного больного»
Обеспечение
преемственности в работе
Приложение № 11
Тестовый контроль
по теме: «Подготовка и проведение простейших физиотерапевтических
процедур»
I. Дополнить:
1. Продолжительность применения банок составляет _________________
2. После заполнения грелки завинчивают пробку и проверяют на _______
3. Действие пузыря со льдом обусловлено _ _________________________
4. Полуспиртовые согревающие компрессы необходимо менять каждые _
часа.
5. Для ускорения рассасывания воспалительных инфильтратов применяют
_______ компресс.
6. Первый слой согревающего компресса называется ___________________
II. Выберите правильный ответ:
7. Показания для применения грелки:
а) 1-й период лихорадки
б) нагноение раны
в) первые часы ушиба
г) пролежни
8. При постановке медицинских банок следует исключить:
а) надлопаточную область
б) подлопаточную область
в) позвоночник
г) боковые поверхности грудной клетки
9. Пузырь со льдом применяют:
а) в 1-м периоде лихорадки
б) во 2-м периоде лихорадки
в) в 3-м периоде лихорадки
г) во всех периодах лихорадки.
10. Показание для постановки согревающего полуспиртового компресса:
а) гнойничковые заболевания кожи
б) постинъекционный инфильтрат
в) кровотечение местное
г) первые часы ушиба.
11. Противопоказание для постановки горчичников:
а) воспаление бронхов
б) воспаление мышц
в) гнойничковые заболевания кожи
г) инфильтрат.
12. Осложнение при постановке медицинских банок:
а) некроз кожи
б) кровотечение местное
в) инфильтрат
г) ожог кожи.
13. Третий слой согревающего компресса:
а) действующий
б) согревающий
в) изолирующий
г) фиксирующий.
14. Показания для постановки медицинских банок:
а) воспаление бронхов
б) активная форма туберкулеза легких
в) злокачественные новообразования
г) снижение свертываемости крови.
15. Правильность наложения согревающего компресса проверяют
следующим образом:
а) через 1-2 часа снять компресс, проверить его состояние
б) через 1 час просунуть палец под компресс и определить состояние его
внутреннего слоя
в) через 1 час спросить об ощущениях пациента
г) через 30 минут осмотреть наложенный компресс
16. Время, на которое ставят горчичники (в зависимости от чувствительности
кожи):
а) 3-10 мин.
б) 20-30 мин.
в) 30-60 мин.
г) 60-120 мин.
17. Процедура, которая вызывает расширение кровеносных сосудов,
расслабление гладкой мускулатуры:
а) пузырь со льдом
б) грелка
в) холодный компресс г) банки
18) Противопоказания для применения грелки:
а) постинъекционный инфильтрат
б) боли в животе неясной природы
в) дуоденальное зондирование
г) 1- й период лихорадки.
19) Время применения полуспиртового согревающего компресса:
а) 10-15 мин.
б) 4-б часов
в) 8-10 часов
г) 1-2 часа.
20.Процедура, действие которой основано на сильном раздражении кожи и
её рецепторов:
а) согревающий компресс
б) горчичники
в) грелка
г) холодный компресс.
21. Второй слой согревающего компресса носит название:
а) изолирующий
б) фиксирующий
в) согревающий
г) действующий.
22. В первые часы после ушиба следует местно применить:
а) горчичники
б) грелку
в) холодный компресс
г) согревающий компресс
23.Показания для применения пузыря со льдом:
а) при артритах (воспаление суставов)
б) при бронхитах
в) при кровотечении
г) инфильтрат в месте инъекции.
24.Для постановки горчичников используется вода при t
0
:
а) 10-12
о
С
б) 36-37
0
С
в) 18-20
о
С
г) 40-42
о
С.
III. Установите соответствие:
25. Показания: Процедуры:
1) 1-й период лихорадки а) банки
2) первые часы после ушиба б) грелка
в) согревающий компресс
г) пузырь со льдом
26.Показания: Процедуры:
1) горчичники а) воспаление среднего уха
2) холодный компресс б) 2-й период лихорадки
в) воспаление мышц
г) понижение свертываемости
крови
27. Показания: Места постановки горчичников
1) боли в сердце а) область сердца
2) повышение АД б) боковые отделы грудной клетки
в) подлопаточная область
г) затылок
28. Меры воздействия: Процедуры:
1) горчичники а) кровотечения, ушибы, высокая
лихорадка
2) пузырь со льдом б) аллергические заболевания
в) заболевания печени
г) воспалительные заболевания
дыхательных путей,
29. Установите последовательность при постановке согревающего компресса:
1) Закрепить компресс бинтом
2) Приложить на кожу марлю
3) Положить слой ваты
4) Положить компрессную бумагу
5) Смочить марлю в полуспиртовом растворе и слегка отжать её.
Приложение № 12
Ситуационные задачи
Задача № 1.
При
снятии
согревающего
компресса
медсестра
обнаружила,
что
марля,
прилегающая к коже сухая. Как оценить эффективность процедуры?
Задача № 2.
Больному
К.
назначены
горчичники,
но
к
вечеру
у
него
повысилась
температура
до
39
ос.
Больной
уговаривает
медсестру
поставить
ему
горчичники. Как поступить?
Задача № 3.
Медсестра подала больному пузырь со льдом и сказала, чтобы он держал его,
пока не растает весь лед. Что следовало сказать больному?
Задача № 4.
У больного носовое кровотечение. Назначен холодный компресс. Как часто
медсестра должна менять компресс?
Задача № 5.
После наложения медсестрой согревающего компресса больной пожаловался
на чувство озноба. Ваши действия.
Задача № 6.
Больной поступил в отделение с острой болью в животе, для уменьшения
боли попросил у медсестры грелку. Как поступить?
Задача № 7.
При постановке горячего компресса медсестра отмечает на коже больного
гнойничковое воспаление. Ваши действия.
Задача № 8.
Для постановки горячего компресса медсестра приготовила лоток с водой
(температура воды 40 о С), марля 2 штуки, спирт 70 %, клеенка, вата, грелка,
бинт. Найдите ошибки медсестры. Какое оснащение нужно для постановки
горячего компресса?
Задача № 9.
Для постановки грелки медсестра подготовила всё необходимое оснащение,
заполнила
грелку
водой,
завинтила
пробку
и
подала
больному.
Найдите
ошибки в действиях медсестры. Ваши действия при постановке грелки.
Задача № 10.
При постановке банок медсестрой был допущен ряд ошибок, в результате
чего
больной
получил
ожог
кожных
покровов.
Что
медсестра
сделала
неверно?
Приложение №13
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№
п
/
п
Фамилия, имя, отчество
Готовность студентов
(внешний вид)
Оценка за ответы теста для
контроля домашнего задания
Оценка за самостоятельную работу
Оценка за ведение дневника
Итоговая оценка за занятие
Применение горчичников
Применение банок
Применение грелки
Применение пузыря со льдом
Применение холодного
компресса
Применение согревающего
компресса
Применение горячего
компресса
Оценка за ответы итогового
теста по теме
Оценка за решение
ситуационной задачи