Напоминание

Оценка функционального состояния пациента. Технология измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки


Автор: Валентина Фёдоровна Дёмина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ "Кировский медицинский колледж" филиал в г. Котельниче
Населённый пункт: г. Котельнич
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оценка функционального состояния пациента. Технология измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский медицинский колледж» филиал в г. Котельниче

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Профессиональный модуль 04.(07) Выполнение работ по

профессии младшая медицинская сестра по уходу

за больными

Междисциплинарный курс 04.(07).03. Технология

оказания медицинских услуг

Тема: «Оценка функционального состояния пациента.

Технология измерения температуры тела. Сестринская

помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»

Специальность:

31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

Количество часов: 6 часов

Составитель: Демина В.Ф.

Методическая разработка

рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООП

«___»___________ 2020 г.

Председатель ЦМК:

______________________

2020 год

Пояснительная записка.

Тема

«Оценка

функционального

состояния

пациента.

Технология

измерения

температуры

тела.

Сестринская

помощь

пациенту

в

каждом

периоде

лихорадки»

изучается

в

профессиональном

модуле

04(07)

Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за

больными

в

междисциплинарном

курсе

04(07).03

Технология

оказания

медицинских услуг.

Данная

методическая

разработка

предназначена

для

формирования

профессиональных знаний, умений и навыков разного уровня сложности в

овладении манипуляционной техникой.

Знания,

умения,

навыки,

полученные

при

изучении

темы

«Оценка

функционального состояния пациента. Технология измерения температуры

тела.

Сестринская

помощь

пациенту

в

каждом

периоде

лихорадки»

необходимы в клинике для контроля за течением болезни и выздоровлением.

Обоснование темы.

Данная методическая разработка включает в себя практическое занятие

по

теме

«Оценка

функционального

состояния

пациента.

Технология

измерения

температуры

тела.

Сестринская

помощь

пациенту

в

каждом

периоде лихорадки».

Данная

тема

рассматривает

вопросы

физиологических

колебаний

температуры

тела

в

течении

дня,

устройства

термометра,

технологии

измерения

температуры

тела

в

различных

областях

тела,

уход

за

лихорадящими

больными

в

различных

периодах

лихорадки,

организации

мероприятий по демеркуризации согласно нормативных документов, а также

проведение дезинфекции используемого оснащения и предметов ухода за

пациентом.

Измерение

температуры

тела

и

наблюдение

за

ней

являются

повседневной обязанностью медицинской сестры.

Студентам предложены задания, способные развить профессиональное

мышление в процессе выполнения сестринских манипуляций при возможных

проблемах пациента, связанных с лихорадкой.

Стандарты

выполнения

всех

манипуляций

подразумевают

наличие

знаний и умений по вопросам темы.

Формирование

профессиональных

и

общих

компетенций

оценки

функционального состояния пациента

являются одной из основных целей

для обучения специалистов сестринского дела.

Технологическая карта занятия.

ПМ. 04 (07) Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными.

МДК. 04 (07).03. Технология оказания медицинских услуг.

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

Тема: «Оценка функционального состояния пациента. Технология измерения

температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде

лихорадки».

Форма проведения: практическое занятие.

Цели занятия:

Образовательные: способствовать освоению студентами правил

термометрии и ее регистрации; понятия лихорадки, периодов лихорадки;

техники безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами, их

дезинфекции и хранении.

Развивающие: способствовать развитию у студентов профессиональной

наблюдательности,

логического

и

клинического

мышления;

способности

самостоятельно

принимать

решения

при

организации

ухода

в

разные

периоды лихорадки.

Воспитывающие: стремиться воспитать умение управлять эмоциями,

чувство взаимопомощи, профессиональную ответственность.

Для этого студент должен

Иметь практический опыт:

измерения температуры тела в подмышечной области, регистрация

результатов измерений в документации;

техники дезинфекции и хранения термометров.

Уметь:

оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;

осуществить сестринский процесс при нарушении удовлетворения

потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела на

примере клинической ситуации.

Знать:

физиологические колебания температуры тела в течение дня;

устройство термометра;

механизм теплообразования и пути теплоотдачи;

способы измерения температуры тела; понятие лихорадки, ее виды и

периоды;

правила дезинфекции и хранения термометров.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее

достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности.

Профессиональные компетенции:

ПК 4(7).1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе

профессиональной деятельности.

ПК 4(7).2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4(7).5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4(7).6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4(7).7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4(7).12 Осуществлять сестринский процесс.

Уровень освоения: 2

С Х Е М А

межпредметных

и

внутрипредметных

связей

Анатомия.

Латинский язык.

Гигиена и экология человека.

ВБИ. Профилактика ВБИ.

Дезинфекция.

Сестринский процесс при нарушении

удовлетворения потребности в поддержании

нормальной температуры тела.

Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в

каждом периоде лихорадки.

Пропедевтика клинических дисциплин

Диагностика терапевтических

заболеваний

Диагностика в акушерстве и гинекологии

Диагностика детских болезней

Личная гигиена тяжелобольного пациента.

Методы простейшей физиотерапии.

Гирудотерапия. Оксигенотерапия.

Уход за тяжелобольным и неподвижным

пациентом.

Обеспечиваемые

Обеспечивающие

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.

Методическое оснащение:

методические

указания

для

самостоятельной

работы

студентов,

мини-

таблицы «Помощь в разные периоды лихорадки», тесты, температурный лист,

ситуационные задачи.

Оснащение:

медицинские

термометры,

емкости

с

дезинфицирующими

растворами,

температурные листы, перчатки, маска, респиратор, грушевидный резиновый

баллон, марганцево-кислый калий, стеклянная емкость, деревянная палочка,

марлевые

салфетки,

грелка,

пузырь

для

льда,

полотенце,

лотки,

фантом,

одноразовые шприцы, спирт этиловый 70 %, стерильный пинцет, ватные

шарики, лекарственные препараты: 10 % раствор кофеин - бензоат натрия,

0,1 % раствор адреналина, 1 % раствор мезатона.

ТСО:

ноутбук,

мультимедиопроектор,

экран,

презентация,

мультимедийный

материал.

Используемая литература.

1.

Федеральный Государственный образовательный стандарт III+.

2.

Рабочая программа по профессиональному модулю 04 (07) Выполнение

работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.

3.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»: учеб. пособие/ С.А. Мухина, И.И.

Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012.- 512 с.: ил.

4.

Учебный стандарт, доп. и перераб. – Киров. – 2019 г.

5.

Основы сестринского дела /Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В.

под ред. В.Б. Каберухина. – Изд. 14-е, доп. и перераб. – Ростов н/д.:

Феникс, 2014. – 792с. (Медицина для вас).

6.

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.1.3.

2630-10 от 18.05.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

ГРАФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМЫ.

Подмышечная

область

Прямая

кишка

Ртутный

термометр

Электро

термометр

Виды

термометрии

Жидкие

кристаллы

Тепловизор

По

длительности

Место измерения

температуры тела

Термометрия

Лихорадка

Ротовая

полость

Паховая

складка

Уход

за лихорадящими больными

Влагалище

По характеру

колебаний

По высоте

В первом

периоде

лихорадки

Во втором

периоде

лихорадки

В третьем

периоде

лихорадки

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

п/п

Название

этапа

Краткое описание

деятельности

преподавателя

Краткое описание

деятельности

студентов

Цели

Время

Оснащение

1

2

3

4

5

6

7

1

Организацион

ный момент

Приветствует студентов,

проверяет отсутствующих,

уточняет готовность

студентов к занятию.

Бригадир называет

причину отсутствия

студентов, проводится

взаимоконтроль

внешнего вида, рабочих

тетрадей.

Мобилизовать

студентов на работу.

5

мин.

Журнал

практических

занятий,

рабочие

тетради.

2

Формулировка

темы, ее

мотивация.

Определение

целей занятия.

Преподаватель сообщает

тему, акцентируя внимание на

ее значимости; сообщает

план занятия и цели занятия.

Записывают в тетради

тему и план занятия,

слушают обоснование

темы, участвуют в

обсуждении.

Раскрыть

теоретическую и

практическую

значимость темы.

Показать конечный

результат.

10

мин.

Методическая

разработка для

преподавателя.

3

Входной

контроль

знаний.

Преподаватель проводит

проверку знаний студентов по

основным вопросам темы,

используя задания разного

уровня сложности

(приложение № 1).

Фиксирует оценки в

оценочном листе бригады.

Отвечают на вопросы,

тесты, решают

ситуационные задачи.

Контроль

исходящего уровня

знаний, выявление

проблемных

моментов темы.

20

мин.

Методическая

разработка для

преподавателя

(приложение

№ 1).

Оценочный

лист.

4

Вводный

инструктаж.

Преподаватель излагает

новый материал в

Студенты слушают,

делают записи в

Формирование

знаний:

35

мин.

Методическая

разработка для

соответствии с планом:

Физиологические

колебания температуры

тела в течении дня;

Устройство термометра,

виды термометров;

Обработку и хранение

термометров;

Технология измерения

температуры тела в

подмышечной впадине;

Оформление результата

измерения температуры

тела в температурном

листе;

Оказание помощи

пациенту в зависимости от

периода лихорадки;

Правила техники

безопасности при работе с

медицинским термометром;

Организация мероприятий

по демеркуризации,

согласно требований

нормативных документов.

Преподаватель

демонстрирует схемы и

микротаблицы (приложение

дневнике по ходу

рассказа преподавателя,

просматривают

таблицы, схемы,

микротаблицы.

О Физиологичес-

ких колебаниях

температуры тела

в течении дня в

зависимости от

возраста и

условий

окружающей

среды;

О правилах

дезинфекции и

хранения

термометров;

О правилах

измерения

температуры тела

в подмышечной

впадине;

О сестринских

вмешательствах в

каждом периоде

лихорадки.

Подготовка сту-

дентов к самостоя-

тельной работе.

преподавателя,

информационн

ый блок

№ 2), приводит пример

использования сестринского

процесса (приложение № 3).

5

Самостоятель

ная работа

студентов.

Преподаватель организует

индивидуальную

самостоятельную работу

студентов, осуществляет

текущий инструктаж,

помогает осваивать

выполнение манипуляций,

контролирует правильность

выполнения. Фиксирует

результаты в оценочном

листе.

Студенты выполняют

задания разного уровня

сложности

(приложение № 4).

Развитие

самостоятельности

студентов,

дисциплинированно

сти, аккуратности,

ответственности

при выполнении

манипуляций,

развитие

профессионального

мышления.

135

мин.

Задания для

самостоятель

ной работы

(приложение

№ 4),

температурные

листы,

оборудование и

предметы

ухода, муляжи,

оценочный

лист.

6

Подведение

итогов

самостоятель

ной работы

Преподаватель просит

студентов провести

самооценку проделанной

работы, анализирует работу

каждого студента. Отмечает

ошибки при выполнении

студентами манипуляций.

Осуществляет показ

отдельных этапов

манипуляций сам или просит

сделать это студента,

усвоившего технику

выполнения манипуляции.

Студенты проводят

самооценку по просьбе

преподавателя,

выставляют ее в

оценочный лист, задают

вопросы преподавателю

по теме, уточняют свои

действия при

выполнении

манипуляций.

Углубление и

систематизация

знаний.

15

мин.

Оценочный

лист.

Оценивает самостоятельную

работу студентов.

7

Оформление

дневников.

Преподаватель проверяет

дневники, выставляет

каждому студенту оценку за

ведение дневника.

Студенты документи-

руют сестринский

процесс, записывают в

дневниках стандарты

деятельности

медсестры.

Контроль

заполнения

дневников.

10

мин.

Оценочный

лист.

8

Выходной

контроль.

Преподаватель проводит

проверку знаний студентов по

изученной теме, используя

задания разного уровня

сложности (приложение №

5). Результаты опроса фикси-

рует в оценочном листе.

Студенты

самостоятельно

выбирают задания

разного уровня

сложности. Отвечают

письменно,

индивидуально.

Углубление и

систематизация

знаний, развитие

памяти, логического

мышления.

30

мин.

Методическая

разработка для

преподавателя

(приложение

№ 5);

оценочный

лист.

9

Подведение

итогов

занятия.

Преподаватель делает

заключение; оценивает

достижение целей занятия.

Суммирует оценки в оценоч-

ных листах, выставляет в

бригадный журнал общую

оценку, аргументирует ее.

Студенты приводят в

порядок рабочие места.

Анализ достижения

целей. Оценка

полученных знаний,

умений.

5

мин.

Дневники

студентов,

оценочные

листы, журнал

по практике.

10

Домашнее

задание.

Преподаватель выдает на дом

информационный блок новой

темы и задания для внеауди-

торной самостоятельной

работы студентов.

Студенты записывают

домашнее задание.

Подготовка

студентов к

следующему

занятию.

5

мин.

Информационн

ый блок.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Тема: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1. Физиологические колебания температуры тела в течении дня.

В норме температура тела человека, измеренная в подмышечной

впадине, колеблется в пределах 36

0

– 37

0

С. Она на 0,5 – 0,8

0

С ниже

температуры

слизистых

оболочек.

Температура

тела

43

0

С

является

максимальной (летальной), при ней происходят необратимые изменения на

клеточном

уровне,

нарушается

обмен

веществ

и

наступает

смерть.

Минимальная

температура

тела,

при

которой

также

наблюдаются

необратимые процессы – 23

0

– 15

0

С.

Температура

тела

это

не

постоянная

величина.

Известны

физиологические колебания температуры тела в течении дня.

Значение температуры зависит от:

Времени суток

Минимальная температура бывает утром (3 – 6 часов), максимальная – во

второй половине дня (14 – 16 и 18 – 22 часа). У работающих в ночное время

могут

быть

обратные

отношения.

Разница

между

утренней

и

вечерней

температурой у здоровых людей не превышает 1

0

С.

Двигательной активности

Покой и сон способствуют снижению температуры. Сразу после еды также

наблюдается

небольшое

повышение

температуры

тела.

Значительное

физическое

и

эмоциональное

напряжение

может

вызвать

повышение

температуры на 1

0

С.

Гормонального фона

У женщины в период беременности и менструальном периоде температура

тела несколько повышается.

Возраста

У детей она выше в среднем чем у взрослых на 0,3 – 0,4

0

С, в преклонном

возрасте может быть несколько ниже.

Возможны

также

различия

температуры

при

измерении

в

левой

и

правой подмышечных областях.

2. Виды и устройство термометров.

Термометрия.

Своевременное

и

правильное

лечение

невозможно

без

контроля

температуры

тела.

Температура

тела

один

из

важнейших

показателей

состояния

организма.

Регулярный

контроль

показаний

температуры

позволяет оперативно отреагировать на внезапное изменение самочувствия и

своевременно применить необходимую терапию.

Термометрия

(греч.

«therme»

-

теплота,

и

«metreo»

-

измерять)

совокупность

методов

и

способов

измерения

температуры,

в

том

числе,

температуры тела человека.

Все

методы

измерения

температуры

делят

на контактные,

основанные на передаче тепла прибору, измеряющему температуру путем

непосредственного

контакта,

и бесконтактные,

когда

передача

тепла

прибору

осуществляется

путем

излучения

через

промежуточную

среду,

обычно через воздух. Соответственно приборы для измерения температуры

(термометры) подразделяются на контактные и бесконтактные. Главное место

в

медицинской

практике

занимает

контактная

термометрия,

основным

достоинством

которой

является

надежность

передачи

тепла

от

объекта

термочувствительному звену термометра. Для измерения температуры тела

существует несколько моделей термометров. Наибольшее распространение

получили следующие виды термометров:

1.

Ртутные

2.

Электронные

3.

Жидкокристаллические.

Для

измерения

температуры

тела

используют,

главным

образом,

медицинский

ртутный

(максимальный)

термометр,

относящийся

к

жидкостным термометрам, принцип действия которых основан на тепловом

расширении жидкостей.

Ртутный

термометр

представляет

собой

прозрачный

стеклянный

резервуар с впаянной шкалой и капилляром, имеющим на конце расширение,

заполненное

ртутью.

Температурный

коэффициент

расширения

ртути

приблизительно в 500 раз больше температурного коэффициента расширения

стекла, что обеспечивает заметное перемещение ртутного столба в капилляре

при

относительной

неизменности

последнего.

Диапазон

измерения

температуры

составляет

34

0

42

0

С,

цена

деления

0,1

0

С.

Термометр

называют максимальным в связи с тем, что после измерения температуры

тела он продолжает показывать ту температуру, которая была обнаружена у

человека

при

измерении

(максимальную),

так

как

ртуть

не

может

самостоятельно опуститься в резервуар термометра без его дополнительного

встряхивания.

Это

обусловлено

особым

устройством

капилляра

медицинского

термометра,

имеющего

сужение,

препятствующее

обратному

движению

ртути в резервуар после измерения температуры тела. Чтобы ртуть вернулась

в резервуар, термометр необходимо встряхнуть.

Электронные цифровые термометры альтернативное решение для

измерения температуры тела, как в домашних условиях, так и в условиях

ЛПУ.

Для

измерения

температуры

у

самых

маленьких

детей

разработан

электронный термометр – соска.

Покрытие соски абсолютно безопасное для здоровья малыша. Если

ребенок плачет или дышит через рот, то показания электронного термометра

будут

занижены

из-за

притока

воздуха

в

ротовую

полость.

Быстрота

определения температуры в течении 1 минуты.

Еще

одна

модель

электронных

термометров

инфракрасный

цифровой

термометр,

который

измеряет

температуру

в

ушной

полости

(контактный)

и

в

области

височной

артерии

(бесконтактный).

Быстрота

определения температуры в течении 1 секунды.

Следующий вид контактных термометров – жидкокристаллические

(термоиндикаторы), в основе которых лежит свойство жидких кристаллов

менять цвет при изменении температуры контактирующей среды. Полоска –

индикатор с теплочувствительными квадратиками прикладывается ко лбу.

Быстрота определения температуры за 15 секунд.

Бесконтактную

термометрию

(радиационную

термометрию

или

тепловидение)

применяют

для

получения

термотопографической

картины

отдельных

областей

тела,

основанную

на

восприятии

специальными

датчиками инфракрасного излучения с поверхности тела.

В

норме

каждая

область

поверхности

человеческого

тела

имеет

характерную

термографическую

картину.

Изменение

в

нормальном

распределении температур является признаком патологического процесса.

Увеличение интенсивности инфракрасного излучения над патологическими

очагами

связано

с

усилением

в

них

кровоснабжения

и

метаболических

процессов,

уменьшение

его

интенсивности

наблюдается

в

области

с

уменьшенным регионарным

кровотоком и сопутствующими изменениями в

тканях

и

органах.

Успешно

применяют

ее,

например,

для

выявления

злокачественных

опухолей

молочных,

слюнных

и

щитовидных

желез.

Противопоказаний

к

термографии

нет.

Исследования

можно

повторять

многократно.

3. Основные способы измерения температуры тела.

Технология измерения температуры.

Измерение температуры тела должно проводиться у каждого впервые

обратившегося больного независимо от предполагаемого диагноза.

Температуру, как правило, измеряют 2 раза в день (7 – 8 часов утра и в

17

19

часов

вечера).

В

отдельных

случаях

(по

назначению

врача)

температуру

тела

измеряют

чаще

через

каждые

2

3

часа (профиль

температуры).

Температуру тела можно измерять разными способами:

в подмышечной впадине,

в паховой складке,

в ротовой полости,

в прямой кишке,

во влагалище,

в ушном канале,

в области височной артерии,

в области лба.

Чаще всего термометр помещают в подмышечной области. Температура

может быть неодинаковой в левой и правой подмышечных впадинах, чаще

слева на 0,1 – 0,3

0

С выше.

Цель: определить температуру тела взрослого пациента.

Показания: наблюдение за функциональным состоянием организма,

профилактика внутрибольничной инфекции.

Противопоказания: опрелости, воспалительные процессы в подмышечной

области (покраснение, гиперемия, ссадины, раны и т.д.).

Оснащение:

• Медицинский термометр

• Индивидуальная салфетка

• Емкость с дез. раствором

• Температурный лист

• Температурный журнал

• Часы

• Ручка с черным стержнем

Порядок выполнения процедуры:

1. Объяснить пациенту, что ему предстоит термометрия, получить его

согласие.

2. Извлечь термометр из футляра, убедиться в отсутствии повреждений

термометра.

3. Убедится, что показания на шкале не превышают 35 гр. С. В противном

случае его встряхнуть, пока показания столбика ртути не окажутся ниже

35

0

С.

4. Осмотреть подмышечную область.

5. Убедится, что кожа в подмышечной впадине пациента сухая. Если

нужно, вытереть ее чистой марлевой салфеткой.

6. Поместить термометр так, чтобы резервуар с ртутью находился в центре

подмышечной впадины пациента (полностью соприкасался с кожей).

7. Попросить пациента прижать руку к грудной клетке.

8. Удалить термометр из подмышечной впадины через 10 минут и

определить его показания.

9. Сообщить пациенту результат термометрии.

10. 3аписать результаты в палатный и индивидуальный температурные

листы ( в условиях стационарного лечебного учреждения) или в карту

сестринского наблюдения.

11. Погрузить термометр в емкость с дезинфицирующим средством ( в

условиях ЛПУ).

12. Вымыть руки.

13. Промыть термометр под холодной проточной водой после необходимой

дезинфекционной выдержки, натереть насухо, убрать в чистую емкость.

14. Вымыть руки.

4.

Оформление результата измерения температуры тела (цифровая

и графическая запись показателей).

В

стационарных

условиях

результаты

измерения

температуры

фиксируются в постовом температурном листе, где указывают фамилии всех

пациентов (по палатам), дату и время измерения температуры (утро, вечер).

Результаты измерения температуры переносят из постового температурного

листа в индивидуальный температурный лист.

Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на

каждого

пациента,

поступающего

в

стационар.

Помимо

графической

регистрации данных измерения температуры (шкала «Т»), в температурном

листе строят кривые частоты пульса (шкала «П») и артериального давления

(шкала «АД»). В нижней части температурного листа записывают данные

подсчета частоты дыхания в 1 мин., массу тела, а также количество выпитой

за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл). Данные о дефекации («стул») и

проведенной санитарной обработке обозначают знаком «+».

По оси абсцисс температурного листа отмечают дни болезни. Каждый

день болезни рассчитан на двукратное измерение температуры тела. По оси

ординат

расположена

температурная

сетка,

каждое

деление

которой

составляет

0,2

0

С.

Соответствующими

точками

наносят

результаты

ежедневной двухразовой термометрии. Утренняя температура регистрируется

синей или черной точкой в графе «у», вечерняя – в графе «в». Эти точки

соединяют между собой, образуя так называемые температурные кривые,

отражающие при наличии лихорадки тот или иной ее тип.

5. Проведение дезинфекции и хранение термометров.

1.

После

использования

ртутный

термометр

подвергается

дезинфекции

(Никогда ртутный термометр не моют горячей водой !).

2.

Подготовить емкость из темного стекла (на свету дез. раствор быстро

теряет свои свойства), уложив на дно вату (чтобы не разбился резервуар с

ртутью) и налить дезинфицирующий раствор.

3.

Уложить термометры в подготовленную емкость, полностью погрузив их

в дез. раствор на время, указанное в инструкции к дез. раствору (1 % р-р

хлорамина на 30 мин., 3 % р-р перекиси водорода на 80 мин.).

4.

После экспозиционной выдержки в дезинфицирующем растворе вынуть

термометры, ополоснуть проточной водой, вытереть насухо.

5.

Уложить обработанные термометры в другую емкость с маркировкой

«Чистые термометры».

6. Периоды лихорадки. Симптомы и

первая помощь в различных периодах лихорадки.

Лихорадка в своем развитии проходит три периода:

I – период подъема температуры тела;

II – период относительного постоянства температуры тела на повышенном

уровне;

III – период снижения температуры тела.

В

период

подъема

температуры

теплопродукция

преобладает

над

теплоотдачей. Последняя оказывается резко сниженной за счет выраженного

спазма

кожных

кровеносных

сосудов.

Несмотря

на

постепенный

подъем

температуры

тела,

кожа

становится

холодной

на

ощупь,

уменьшается

потоотделение. Продолжительность этого периода от нескольких часов до

нескольких дней. Быстрое повышение температуры тела и резкий спазм

периферических

сосудов

вызывают

у

больного

ощущение

холода,

озноб,

больной не может согреться, даже укрывшись несколькими одеялами. Этот

период лихорадки нередко сопровождается недомоганием, головной болью,

чувством ломоты в костях, тянущими болями в мышцах.

В

этот

период

необходимо

обеспечить

постельный

режим,

тепло

укрыть пациента, к ногам положить теплые грелки, обеспечить обильное

горячее

питье

(чай,

настой

шиповника

и

др.),

контролировать

физиологические отправления.

Период относительного постоянства температуры на повышенном

уровне

может

продолжаться

от

нескольких

часов

до

нескольких

недель.

Сосуды

кожи

в

этот

период

расширяются,

усиливается

потоотделение,

теплоотдача

возрастает

и

уравновешивает

все

еще

повышенную

теплопродукцию.

В

результате

дальнейшее

повышение

температуры

прекращается, она стабилизируется на этом высоком уровне

В

этот

период

больному

жарко,

его

беспокоят

усиленное

потоотделение, слабость, сухость во рту, снижение аппетита, головная боль.

При температуре 39 – 41

0

С возможно нарушение сознания.

Для улучшения теплоотдачи не следует тепло укрывать больного. Давая

больному

(как

можно

чаще!)

витаминизированное

питье

(ягодные

и

фруктовые соки и морсы, настой шиповника, негорячий чай, минеральные

воды), можно уменьшить сухость во рту и жажду.

Функция пищеварительных желез в этот период снижается. Поэтому

кормить больного следует 6 – 7 раз в сутки небольшими порциями жидкой

или полужидкой легкоусвояемой пищи (диета № 13).

При

выраженной

сухости

слизистых

оболочек

рта

и

образования

трещин на губах полость рта обязательно протирают или орошают водой.

Трещины необходимо смазывать вазелиновым маслом, 20 % раствором буры

в глицерине или детским кремом.

При

чрезмерной

(гиперпиретической)

лихорадке,

когда

температура

тела выше 41

0

С, у больного могут появиться бред и галлюцинации, он может

травмировать себя и окружающих. К такому больному нужно быть особенно

внимательным, следует находиться около него постоянно, не отлучаясь. По

возможности

около

такого

больного

устраивают

индивидуальный

сестринский пост. Об ухудшении состояния больного (учащение дыхания,

пульса, снижение артериального давления) следует немедленно сообщить

врачу.

В этот период лихорадки необходимо тщательно проводить туалет кожи

больного (обтирание, обмывание), так как обильное потоотделение снижает

выделительную функцию кожи, чаще менять нательное и постельное белье.

Проветривая палату, нельзя устраивать сквозняков (больного нужно тепло

укрыть, а голову прикрыть полотенцем).

При нарушении сознания, а также при выраженной головной боли

нужно положить больному на лоб пузырь со льдом (через полотенце!) или

холодный компресс.

В

течение

всего

периода

высокой

температуры

больной

должен

соблюдать

строгий

постельный

режим,

так

как

в

любую

минуту

может

начаться резкое снижение температуры тела.

В

период

снижения

температуры

теплоотдача

резко

усиливается,

повышая теплопродукцию. Снижение температуры тела может быть резким,

в течение часа. Такое снижение называется критическим (кризис). При этом

происходит значительное расширение кожных сосудов, приводящее иногда к

резкому

падению

артериального

давления,

пульс

становится

нитевидным

(слабого

наполнения

и

напряжения,

частый).

Критическое

снижение

температуры

тела

больные

переносят

тяжело:

возникает

значительная

слабость,

наблюдается

обильное

потоотделение,

кожа

бледнеет,

покрыта

липким холодным потом, конечности холодеют. В этом случае больному

необходима экстренная помощь:

1.

Вызвать врача.

2.

Приподнять ножной конец кровати на 30 – 40 см., убрать подушку

из-под головы.

3.

Контролировать АД, пульс.

4.

Приготовить

для

п/к

введения

10

%

кофеин-бензоат

натрия,

кордиамин, 0,1 % адреналина, 1 % раствор мезатона.

5.

Дать крепкий сладкий чай.

6.

Укрыть пациента одеялами, к рукам и ногам пациента приложить

грелки.

7.

Следить за состоянием его нательного и постельного белья (по мере

необходимости белье нужно менять, иногда часто).

Если

температура

тела

снижается

в

течение

нескольких

дней,

то

говорят о литическом снижении (лизис). Такое снижение сопровождается, как

правило, постепенным улучшением общего состояния больного.

Ему назначают диету № 15, продолжают тщательный туалет кожи,

производят

смену

нательного

и

постельного

белья,

контролируют

температуру, АД, ЧДД, пульс и постепенно расширяют режим двигательной

активности.

7. Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащими

термометрами. Демеркуризация.

Ртуть - это жидкость с серебристо – металлическим блеском, которая

начинает

испаряться

при

температуре

+

18

0

С

и

выше.

Если

разбился

градусник, то ртуть при ударе разбивается на мелкие капли и рассеиваются

по помещению, легко проникая в трещины полов, в щели под плинтусами,

застревая

в

ворсе

ковров.

Постепенно

испаряясь

она

отравляет

воздух

помещений. Длительное поступление малых количеств ртути приводит к

хронической ртутной интоксикации, которая может проявлять дерматитом,

стоматитом, саливацией, металлическим вкусом во рту, поносом, анемией,

головными болями, тремором конечностей, поражением почек.

Согласно

нормативной

документации

ГОСТ

ССБТ

12.3.031

83

«Работа с ртутью. Требования безопасности», МР.45.45–87 от 31.12.87 г. «По

контролю за организацией текущей и заключительной демеркуризации и

оценке

ее

эффективности»

алгоритм

действий

по

выполнению

текущей

демеркуризации:

1.

Переодеться

в

специальную

одежду

(резиновые

перчатки,

резиновый фартук, маску, экран);

2.

Собрать ртуть с загрязненной поверхности резиновой грушей с

тонким наконечником от периферии загрязненного участка к его центру, в

толстостенный сосуд с притертой крышкой, после чего емкость заполнить

демеркуризатором.

3.

Р е з и н о в а я

г р у ш а

п о с л е

с б о р а

р т у т и

з а п о л н я е т с я

демеркуризатором

и

через

1,5

2

суток

опорожняется

в

емкость

с

демеркуризатором.

Спецодежда

двукратно

обрабатывается

раствором

демеркуризатора

и

вместе

с

грушей

хранится

в

отдельной

емкости

до

следующего случая аварийной ситуации.

4.

Загрязненную

поверхность

после

сбора

ртути

обработать

демеркуризатором, а емкость с продемеркуризированной ртутью сдается по

акту лицу, ответственному за утилизацию отходов класса «Г».

Демеркуризаторы:

- мыльно – содовый раствор (4 % раствор мыла в 5 % водном растворе соды);

- 0,2 % водный раствор перманганата калия, подкисленного соляной кислотой

(5 мл кислоты, удельный вес 1,19 на 1 л раствора перманганата калия);

- 5 % растор хлорамина;

- 20 % хлорно – известковая мочалка.

8.

Дезинфекция предметов ухода за пациентами.

Резиновые грелки, пузыри для льда:

хлорамин 1 % протирание двукратное

перекись водорода 3 % через 15 мин.

клорсепт–25 – 0,1 % однократное протирание,

аламинол – 5 % экспозиция после протирания 1 час

Перчатки после использования:

хлорамин – 3 % - 60

перекись водорода полное погружение в раствор,

+ 0,5 % моющее средство – 4 % - 90 затем ПСО,

клорсепт-25 – 0,1 % - 60 стерилизация

самаровка – 3 % - 60 паровым методом

аламинол – 8 % -60

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский медицинский колледж» филиал в г. Котельниче

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к самостоятельной работе студентов на практическом

занятии по теме: «Оценка функционального состояния

пациента. Технология измерения температуры тела.

Сестринская помощь пациенту в каждом периоде

лихорадки»

Профессиональный модуль 04.(07) Выполнение работ по

профессии младшая медицинская сестра по уходу за

больными

Междисциплинарный курс 04.(07).03. Технология

оказания медицинских услуг

Специальность:

31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

Количество часов: 6 часов

Составитель: Демина В.Ф.

Методическая разработка

рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООП

«___»___________ 2020 г.

Председатель ЦМК:

______________________

2020 год

Тема занятия:

«Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь

пациенту в каждом периоде лихорадки»

Студент должен

Иметь практический опыт:

измерения температуры тела в подмышечной области, регистрация

результатов измерений в документации;

техники дезинфекции и хранения термометров.

Уметь:

оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;

осуществить сестринский процесс при нарушении удовлетворения

потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела на

примере клинической ситуации.

Знать:

физиологические колебания температуры тела в течение дня;

устройство термометра;

механизм теплообразования и пути теплоотдачи;

способы измерения температуры тела; понятие лихорадки, ее виды и

периоды;

правила дезинфекции и хранения термометров.

Оснащение занятия

Методическое оснащение:

методические

указания

для

самостоятельной

работы

студентов,

мини-

таблицы «Помощь в разные периоды лихорадки», тесты, температурный лист,

ситуационные задачи.

Оснащение:

медицинские

термометры,

емкости

с

дезинфицирующими

растворами,

температурные листы, перчатки, маска, респиратор, грушевидный резиновый

баллон, марганцево-кислый калий, стеклянная емкость, деревянная палочка,

марлевые

салфетки,

грелка,

пузырь

для

льда,

полотенце,

лотки,

фантом,

одноразовые шприцы, спирт этиловый 70 %, стерильный пинцет, ватные

шарики, лекарственные препараты: 10 % раствор кофеин - бензоат натрия,

0,1 % раствор адреналина, 1 % раствор мезатона.

ТСО:

ноутбук,

мультимедиопроектор,

экран,

презентация,

мультимедийный

материал.

Используемая литература.

1.

Федеральный Государственный образовательный стандарт III+.

2.

Рабочая программа по профессиональному модулю 04. (07) «Выполнение

работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

3.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»: учеб. пособие/ С.А. Мухина, И.И.

Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012.- 512 с.: ил.

4.

Учебный стандарт, доп. и перераб. – Киров. – 2019 г.

5.

Основы сестринского дела /Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В.

под ред. В.Б. Каберухина. – Изд. 14-е, доп. и перераб. – Ростов н/д.:

Феникс, 2014. – 792с. (Медицина для вас).

6.

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.1.3.

2630-10 от 18.05.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Ход работы.

Задание № 1

Ответьте на устные вопросы, вопросы теста и решите ситуационные

задачи для контроля домашнего задания (по выбору). См. приложение № 1.

Задание № 2

Рассмотрите схемы:

«Терморегуляция»

«Виды лихорадки»

Мини-таблицу: «Индивидуальный температурный лист»

См. приложение № 2

Задание № 3

Прочитайте ситуационную задачу. Обратите внимание на возможные

проблемы пациента и действия медсестры по решению данных проблем.

См. приложение № 3.

Задание № 4

См. приложение № 4.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Приготовьте все необходимое и :

1.

Измерьте температуру тела в подмышечной области (приложение № 4а).

2.

По условию задачи вычертите температурную кривую и определите вид

лихорадки (приложение № 4б).

3.

Продемонстрируйте элементы ухода за пациентом: в первом, во втором и

третьем периодах лихорадки (приложение № 4в).

4.

Продемонстрируйте способы охлаждения пациента при высокой

температуре.

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

5.

Составьте схему «Терморегуляция». Ответьте на вопрос: почему

способность организма изменять уровень теплоотдачи зависит главным

образом от богатой сети кожных кровеносных сосудов ?

6.

Классифицируйте лихорадки и составьте схему «Виды лихорадок».

Ответьте на вопросы:

На сколько градусов отличается гиперпиретическая лихорадка от

субфебрильной?

Чем отличается волнообразная лихорадка от перемежающей ?

Чем отличается подострая лихорадка от мимолетной ?

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ

7.

Проведите сравнительную характеристику процессов терморегуляции по

периодам лихорадки и составьте таблицу:

Признаки

Название периода

Тепло

продукция

Тепло

отдача

Состояние кожных

кровеносных

сосудов

Симптомы

1.

2.

3.

а) Почему, несмотря на постепенный подъем температуры тела, в первом

периоде кожа становится холодной на ощупь ?

б) Почему во втором периоде лихорадка стабилизируется на высоком

уровне и прекращается ее дальнейшее повышение ?

в) Почему в третьем периоде лихорадки резко усиливается теплоотдача ?

г) Сравните периоды лихорадки и сделайте вывод об изменениях,

происходящих в организме в каждом периоде.

8. Составьте алгоритм «Измерение температуры тела в подмышечной

области». Проведите обоснование каждого этапа алгоритма.

Задание № 5

Проверьте свои знания, ответив на вопросы тестового контроля.

См.приложение № 5.

Задание № 6

Заполните дневник и манипуляционную тетрадь.

Задание № 7

Приведите в порядок рабочее место.

Задание № 8

Дома прочитайте и законспектируйте материал по новой теме.

(Информационный блок).

Выполните задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Приложение № 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА.

1. Что представляет собой медицинский термометр?

2. Какой обработке подвергаются медицинские термометры после

их использования?

З. Когда измеряют температуру пациентам в стационаре?

4. Где измеряют температуру у пациентов?

5. Какова продолжительность измерения температуры тела в подмышечной

области?

6. Где регистрируют результаты термометрии?

7. Где в отделении должны хранится медицинские термометры?

8. Что такое профиль температуры?

9. Что такое лихорадка?

10. Сколько периодов и какие различают в развитии лихорадки?

11. Что такое лизис?

12. Что такое кризис?

1З. Почему необходимо вытереть насухо кожу в подмышечной

впадине при измерении температуры тела?

14. Почему не рекомендуется измерять температуру тела после приема пищи?

Приложение № 1

ТЕСТ- КОНТРОЛЬ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

Дополни:

1. При охлаждении организма рефлекторно происходит __________ сосудов.

2. При избытке тепла наблюдается рефлекторное ___________ сосудов кожи.

3. В пожилом и старческом возрасте температура тела _______, чем у людей

среднего возраста.

4. Измерение температуры тела чаще всего проводится _____________ (где)?

5. Температура тела в подмышечной области в норме ___________ градусов.

6. Измерение температуры тела должно длится ___________________ минут.

7. При измерении температуры тела в прямой кишке резервуар термометра

необходимо_____________________________________________________

8. Измерение температуры тела через каждые три часа называется _________

9. Лихорадка по латыни называется ___________________________________

10. В течении лихорадки различают ___________________________ периода.

11. Первый период в развитии лихорадки называется_____________________

12. Второй период в развитии лихорадки называется _____________________

13. Третий период в развитии лихорадки называется _____________________

14. Резкое снижение температуры в третьем периоде называется ___________

15. После проведения манипуляции термометр необходимо подвергнуть

дезинфекции в ________ растворе хлорамина в течение _________ минут.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ТЕСТ - КОНТРОЛЮ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1. Сужение.

2. Расширение.

3. Ниже.

4. В подмышечной впадине.

5. 36-37 гр. С.

6. 10 минут.

7. Смазать вазелином.

8. Профилем температуры.

9. Febris.

10. 3.

11. Период подъема температуры.

12. Период постоянства температуры.

13. Период спада температуры.

14. Кризис.

15. 1 % растворе - 30 минут.

Приложение № 1

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1. Выполняя манипуляцию «измерение температуры» медсестра при осмотре

подмышечной области обнаружила наличие гиперемии. Протерев насухо

подмышечную область пациента она поместила резервуар термометра в

подмышечную впадину так, чтобы он полностью соприкасался с кожей.

Оцените действия медсестры.

2. Дежурная медсестра была занята днем с тяжелобольным пациентом и не

провела термометрию пациентам с 17-00 до 19 -00 часов. Она решила

исправить положение и после ужина провела измерение температуры.

Как Вы оцениваете данную ситуацию?

3. Для дезинфекции термометров медсестра погрузила их в 1 % раствор

хлорамина на 30 минут. После этого она их вытерла насухо и поставила на

хранение в сухой стакан.

Оцените действия медсестры?

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1. Измерять температуру при изменениях кожи в подмышечной области

(покраснение) нельзя. Необходимо измерить температуру в другом месте.

2. Температура тела измеряется после отдыха и перед едой. Если нарушать

эти условия, то показания термометра будут другие.

3. Учитывая, что хлорамин часто дает аллергические реакции, необходимо

после дезинфекции градусник промыть проточной водой и насухо

вытереть.

Приложение № 2

СХЕМА «ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

ПОСТОЯНСТВО

ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

ТЕПЛОПРОДУКЦИЯ

ТЕПЛООТДАЧА

ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

В МЫШЦАХ

ТЕПЛОПРОВЕДЕНИЕ

ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

ВО ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ

ТЕПЛОИЗЛУЧЕНИЕ

ИСПАРЕНИЕ

Приложение № 2

СХЕМА «ВИДЫ ЛИХОРАДКИ»

Т Е М П Е Р А Т У Р А

СУБНОРМАЛЬНАЯ

35

0

– 35,9

0

С

НОРМАЛЬНАЯ

36

0

– 37

0

С

ГИПЕРТЕРМИЯ

СВЫШЕ 37,1

0

С

ПО ВЫСОТЕ

ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ

ПО ХАРАКТЕРУ КОЛЕБАНИЙ

СУБФЕБРИЛЬНАЯ 37,1

0

– 38

0

С

УМЕРЕННАЯ ИЛИ ФЕБРИЛЬНАЯ

38,1

0

– 39

0

С

ВЫСОКАЯ ИЛИ ПИРЕТИЧЕСКАЯ

39,1

0

– 40,0

0

С

ЧРЕЗМЕРНАЯ ИЛИ

ГИПЕРПИРЕТИЧЕСКАЯ БОЛЕЕ 41

0

С

МИМОЛЕТНА 2 ЧАСА

ОСТРАЯ 15 ДНЕЙ

ПОДОСТРАЯ ДО 45 ДНЕЙ

ХРОНИЧЕСКАЯ

БОЛЕЕ 45 ДНЕЙ

ПОСТОЯННАЯ

РЕМИТТИРУЮЩАЯ

ГЕКТИЧЕСКАЯ

ИЗВРАЩЕННАЯ

ПЕРЕМЕЖАЮЩАЯСЯ

НЕПРАВИЛЬНАЯ ИЛИ

НЕРЕГУЛЯРНАЯ

ВОЛНООБРАЗНАЯ

ВОЗВРАТНАЯ

Приложение № 2

Индивидуальный температурный лист.

Приложение № 3

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

Ситуация: Медицинскую сестру срочно вызвали в палату к пациенту,

больному крупозной пневмонией.

1 этап: сбор информации

Беспокоит сильная слабость, головокружение. Пациент бледен, покрыт

липким холодным потом, конечности холодные, пульс слабого наполнения и

напряжения. Пациент выражает сильное беспокойство по поводу своего

состояния. В момент осмотра температура тела 35,6

0

С, АД 80/60 мм.рт.ст.

Нарушено удовлетворение потребностей поддерживать температуру тела и

быть здоровым.

II этап- постановка сестринских проблем

• лихорадка - 3 период, кризис,

• беспокойство за свое состояние.

Приоритетная проблема: лихорадка - 3 период, кризис.

III этап - планирование

Цель: АД и пульс нормализуется в течение 20 минут, самочувствие

улучшится.

План:

1. Медсестра приподнимет ножной конец кровати на 30-40 см и уберет

подушку из- под головы.

2. Медсестра вызовет врача.

3. Медсестра обложит пациента грелками, укроет дополнительным одеялом.

4. Медсестра напоит пациента крепким горячим чаем.

5. Медсестра приготовит все необходимое для выполнения назначений врача

- 10 % раствор кофеина-бензоата натрия, 0,1 % раствор адреналина, 1%

раствор мезатона.

6. При улучшении состояния пациента медсестра переоденет его в сухое

белье.

IV этап- реализация

Медсестра реализует запланированные мероприятия в течение 20 минут.

V этап- оценка

Через 20 - 30 минут пульс и АД нормализовались. Самочувствие

удовлетворительное.

Цель достигнута.

Приложение № 4

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Отработайте на муляжах по алгоритмам манипуляции:

1. Измерение температуры тела в подмышечной области (приложение № 4а).

2. По условию задачи вычертите температурную кривую и определите вид

лихорадки (приложение № 4б).

3. Приготовьте оборудование и продемонстрируйте элементы ухода за

пациентом: в первом периоде лихорадки (приложение № 4в), во втором

периоде лихорадки, в третьем периоде лихорадки.

4. Продемонстрируйте способы охлаждения пациента при высокой

температуре.

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

5. Составьте схему «Терморегуляция». Ответьте на вопрос: Почему

способность организма изменять уровень теплоотдачи зависит главным

образом от богатой сети кожных кровеносных сосудов ?

6. Классифицируйте лихорадки и составьте схему «Виды лихорадок».

Ответьте на вопросы:

На сколько градусов отличается гиперпиретическая лихорадка от

субфебрильной ?

Чем отличается волнообразная лихорадка от перемежающей ?

Чем отличается подострая лихорадка от мимолетной ?

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ

7.

Проведите сравнительную характеристику процессов терморегуляции по

периодам лихорадки и составьте таблицу:

Признаки

Название периода

Тепло

продукция

Тепло

отдача

Состояние кожных

кровеносных

сосудов

Симптомы

1.

2.

3.

а) Почему, несмотря на постепенный подъем температуры тела, в первом

периоде кожа становится холодной на ощупь ?

б) Почему во втором периоде лихорадка стабилизируется на высоком

уровне и прекращается ее дальнейшее повышение ?

в) Почему в третьем периоде лихорадки резко усиливается теплоотдача ?

г) Сравните периоды лихорадки и сделайте вывод об изменениях,

происходящих в организме в каждом периоде.

8. Составьте алгоритм «Измерение температуры тела в подмышечной

области». Проведите обоснование каждого этапа алгоритма.

Приложение № 4 а

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ.

Цель: Определить температуру тела взрослого пациента.

Показания:

• Наблюдение за функциональным состоянием организма

• Профилактика внутрибольничной инфекции

Противопоказания:

• Опрелости

• Воспалительные процессы в подмышечной области (покраснение,

гиперемия, ссадины, раны и т.д.)

Оснащение:

• Медицинский термометр

• Индивидуальная салфетка

• Емкость с дез. раствором

• Температурный лист

• Температурный журнал

• Часы

• Ручка с черным стержнем

I. Подготовка к процедуре:

1. Объяснить пациенту, что ему предстоит термометрия, получить его

согласие.

2. Извлечь термометр из футляра, убедиться в отсутствии повреждений

термометра.

3. Убедится, что показания на шкале не превышают 35 гр. С. В противном

случае его встряхнуть, пока показания столбика ртути не окажутся ниже

35

0

С.

4. Осмотреть подмышечную область.

5. Убедится, что кожа в подмышечной впадине пациента сухая. Если

нужно, вытереть ее чистой марлевой салфеткой.

II. Выполнение процедуры:

6. Поместить термометр так, чтобы резервуар с ртутью находился в

центре подмышечной впадины пациента (полностью соприкасался с

кожей).

7. Попросить пациента прижать руку к грудной клетке.

8. Удалить термометр из подмышечной впадины через 10 минут и

определить его показания.

III. Окончание процедуры.

9. Сообщит пациенту результат термометрии.

10. 3аписать результаты в палатный и индивидуальный температурные

листы ( в условиях стационарного лечебного учреждения) или в карту

сестринского наблюдения.

11. Погрузить термометр в емкость с дезинфицирующим средством ( в

условиях ЛПУ).

12. Вымыть руки.

13. Промыть термометр под холодной проточной водой после необходимой

дезинфекционной выдержки, натереть насухо, убрать в чистую емкость.

14. Вымыть руки.

Приложение № 4 б

Задача № 1.

Больной В. поступил на стационарное лечение с диагнозом: флегмона

левого бедра. Сепсис. У больного 12 дней держалась температура. Вычертить

температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 37,3 40,5

2-й день 37,1 41,0

3-й день 36,4 40,6

4-й день 36,6 40,8

5-й день 37,0 40,4

6-й день 37,0 40,0

7-й день 36,4 40,0

8-й день 36,4 38,5

9-й день 36,7 38,3

10-й день 36,5 37,3

11-й день 36,5 37,5

12-й день 36,3 37,0

13-й день 36,4 36,9

14-й день 36,5 36,9

Задача № 2.

В противотуберкулезный диспансер поступил больной с диагнозом

кавернозного туберкулеза легких. В течение 40 дней держалась температура.

По следующим данным дать характеристику температурной кривой,

предварительно ее вычертив.

Утро Вечер

1-й день 40,4 37,3

2-й день 41,5 37,3

3-й день 40,7 36,8

4-й день 40,5 36,5

5-й день 40,3 36,9

6-й день 41,1 37,1

7-й день 40,7 36,8

8-й день 40,5 37,3

Задача № 3.

Вычертить температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 39,5 39,6

2-й день 39,3 39,7

3-й день 39,6 39,9

4-й день 39,3 40,1

5-й день 36,3 36,9

6-й день 36,4 36,6

7-й день 36,3 36,7

8-й день 36,3 36,8

9-й день 36,3 40,7

10-й день 40,0 40,5

11-й день 40,1 40,6

12-й день 40,2 40,4

13-й день 40,1 40,5

14-й день 36,7 36,8

Задача № 4.

Вычертить температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 36,1 36,4

2-й день 36,2 36,5

3-й день 36,5 40,1

4-й день 38,1 38,3

5-й день 38,0 38,0

6-й день 36,5 38,3

7-й день 38,0 38,5

8-й день 36,4 39,3

9-й день 38,3 38,7

10-й день 38,0 38,1

11-й день 37,5 37,8

12-й день 37,3 36,9

Задача № 5.

В противотуберкулезный диспансер поступил больной с диагнозом

кавернозного туберкулеза легких. В течение 40 дней держалась температура.

По следующим данным дать характеристику температурной кривой,

предварительно ее вычертив.

Утро Вечер

1-й день 40,4 37,3

2-й день 41,5 37,3

3-й день 40,7 36,8

4-й день 40,5 36,5

5-й день 40,3 36,9

6-й день 41,1 37,1

7-й день 40,7 36,8

8-й день 40,5 37,3

Задача № 6.

Вычертить температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 39,9 40,2

2-й день 39,8 40,0

3-й день 39,6 40,5

4-й день 39,8 40,3

5-й день 39,5 39,9

6-й день 36,7 40,0

7-й день 39,7 40,1

8-й день 39,8 40,4

Задача № 7.

Вычертить температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 36,5 39,5

2-й день 36,0 36,5

3-й день 36,3 41,3

4-й день 36,1 36,8

5-й день 36,3 40,5

6-й день 36,4 36,7

7-й день 36,3 40,0

Задача № 8.

Вычертить температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 36,5 39,5

2-й день 36,0 36,5

3-й день 36,3 40,3

4-й день 36,1 36,8

5-й день 36,3 40,5

6-й день 36,4 36,7

7-й день 36,3 40,0

8-й день 36,4 36,7

Задача № 9.

Вычертить температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 38,6 39,0

2-й день 38,3 38,9

3-й день 38,2 38,7

4-й день 38,0 38,3

5-й день 37,6 37,9

6-й день 36,9 37,3

7-й день 36,6 37,1

8-й день 36,6 37,1

9-й день 36,4 37,0

10-й день 36,8 37,2

11-й день 36,9 37,3

12-й день 37,0 37,5

13-й день 37,1 37,7

14-й день 37,3 37,9

15-й день 37,7 38,3

16-й день 37,9 38,7

Задача № 10.

Вычертить температурную кривую, дать характеристику лихорадке.

Утро Вечер

1-й день 37,3 40,5

2-й день 37,1 41,0

3-й день 36,4 40,6

4-й день 36,6 40,8

5-й день 37,0 40,4

6-й день 37,0 40,0

7-й день 36,4 40,0

8-й день 36,4 39,5

9-й день 36,7 39,0

10-й день 36,2 38,0

11-й день 36,5 37,5

12-й день 36,3 37,0

13-й день 36,4 36,9

14-й день 36,5 36,7

Приложение № 4 в

СТАНДАРТ УХОДА ЗА ЛИХОРАДЯЩИМ БОЛЬНЫМ.

I период – период подъема температуры.

Медицинская сестра должна:

1.

Обеспечить пациенту постельный режим.

2.

Укрыть пациента одеялами.

3.

К ногам положить грелку.

4.

Обеспечить обильное горячее питье (чай, настой шиповника и др.).

5.

Контролировать физиологические отправления.

6.

Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом.

II период – период относительного постоянства температуры на

повышенном уровне.

Медицинская сестра должна:

1.

Следить за строгим соблюдением пациентом постельного режима.

2.

Убрать грелки, заменить теплое одеяло на легкую простыню.

3.

Давать пациенту (как можно чаще!) витаминизированное питье (морс,

настой шиповника и др.).

4.

Кормить 6-7 раз в сутки, небольшими порциями жидкой или полужидкой

пищей (диета № 13).

5.

Периодически протирать слабым раствором соды ротовую полость, а

губы смазывать вазелиновым маслом.

6.

Проводить уход за кожей, обтирание кожи, смену нательного и

постельного белья, профилактику пролежней.

7.

На лоб пациента положить пузырь со льдом или холодный компресс,

смоченный в растворе уксуса (2 столовые ложки на 0,5 литров воды) –

при выраженной головной боли и для предупреждения нарушения

сознания.

8.

Обеспечить постоянное наблюдение за лихорадящим пациентом

(контроль АД, пульса, температуры тела, за общим состоянием).

9.

Следить за физиологическими отправлениями.

III период – период снижения температуры.

При критическом снижении температуры тела

медицинская сестра должна:

1.

Вызвать врача.

2.

Приподнять ножной конец кровати на 30 – 40 см., убрать подушки из-под

головы.

3.

Провести контроль пульса и АД.

4.

Обложить пациента грелками, укрыть одеялами, дать крепкий горячий

чай.

5.

Приготовить для п/к введения 10 % раствор кофеин-бензоата натрия,

кордиамин, 0,1 % раствор адреналина, 1 % раствор мезатона.

6.

Провести уход за кожей.

7.

Следить за состоянием его нательного и постельного белья (по мере

необходимости белье нужно менять).

При литическом снижении температуры тела

медицинская сестра должна:

1.

Создать пациенту покой.

2.

Обеспечить постоянное наблюдение за состоянием пациента (ЧДД,

внешний вид, пульс, АД).

3.

Производить смену нательного и постельного белья.

4.

Осуществлять уход за кожей.

5.

Перевести пациента на диету № 15.

6.

Постепенно расширять режим двигательной активности.

Уход за пациентом в разные периоды лихорадок.

Приложение № 5

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ

по теме : «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

I.

Выберите правильный ответ:

1.

Температура тела в норме составляет:

а) 36,0 – 36,7 гр. С

б) 35,8 – 36,5 гр. С

в) 36,0 – 37,0 гр. С

г) 36,6 – 37,0 гр. С

2. Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляют:

а) 1 гр. С

б) 0,3 - 0,5 гр. С

в) 0 гр. С

г) 1,5 гр. С

3. Термометры хранят в:

а) 3 % р-ре хлорамина

б) 3 % р-ре перекиси водорода

в) в тройном растворе

г) в сухом виде

4. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры

необходим препарат:

а) дибазол 1 %

б) папаверин 2 %

в) кофеин-бензоат натрия 10 %

г) хлористый кальций 10 %

5. Температура тела здорового человека, измеряемая в прямой кишке,

составляет:

а) 36 – 37 гр. С

б) 37 – 37,8 гр. С

в) 35 – 36 гр. С

г.) 38 – 39 гр. С

6. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры

необходим препарат:

а) сульфат магния 25 %

б) хлористый кальций 10%

в) мезатон 1 %

г) анальгин 50 %.

7. К физиологическому повышению температуры тела могут приводить:

а) мышечные усилия

б) сон

в) прием пищи

г) инфекционные заболевания

II. Дополните.

8. Повышение температуры тела выше нормальной называется ___________

9. Цена деления шкалы медицинского термометра составляет ____________

10. В пожилом и старческом возрасте температура тела __________________,

чем у людей среднего возраста.

11. При перегревании организма происходит рефлекторно ________________

сосудов кожи.

12. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека

от ___________________________ до _________________________ гр.С.

13. Температура кожи _____________, чем температура слизистых.

14. Измерение температуры тела должно длиться _________________ минут.

15. Второй период в развитии лихорадки называется_____________________

16. В период подъема температуры теплопродукция _____________________,

чем теплоотдача.

17. В первый период лихорадки кожа часто приобретает вид ______________

18. При критическом снижении температуры тела необходимо приподнять

__________________________________________________ конец кровати.

19. В период падения температуры теплопродукция _____________________,

чем теплоотдача.

20. Во второй период лихорадки выражена ____________________ слизистых

оболочек полости рта.

III. Установите соответствие.

21.

Характер измерения Время измерения

1. Измерение температуры тела а) Через каждые 3 часа.

в стационаре б) Утром после сна

2. Измерение профиля температуры в) Утром натощак и вечером

перед ужином.

22.

Погружение в раствор Экспозиция

1. 1 % р-р хлорамина а) 80 минут

2. 3 % р- перекиси водорода б) 60 минут

в) 30 минут

23.

Период лихорадки Клинические проявления

1. Первый период а) Озноб

2. Второй период б) Чувство жара

в) Обильный холодный

липкий пот

24.

Вид снижения температуры Клинические проявления

1.

Критическое а) АД падает,

2.

Литическое пульс без изменения

б) АД падает,

пульс нитевидный

в) Пульс и АД не изменены

25.

Период лихорадки Клинические проявления

1.

Первый а) Ломота в костях, озноб

2.

Второй б) Бред, галлюцинация

в) Значительная бледность

кожных покровов, слабость

26.

Период лихорадки Характер питья

1.

Второй а) Прохладное,

2.

Третий витаминизированное

б) Горячий сладкий чай

в) Крепкий сладкий чай

27.

Период лихорадки Состояние кожных покровов

1.

Первый а) Кожа сухая, горячая

2.

Третий б) Кожа влажная, липкая

в) «Гусиная» кожа

28.

Период лихорадки Мероприятия по уходу

1.

Первый а) Согреть

2.

Второй б) Охладить

в) Напоить крепким чаем

29.

Период лихорадки Клинические проявления

1.

Второй а) Сильная головная боль,

2.

Третий (кризис) возбуждение

б) Ломота в теле, головная

боль, озноб

в) Головокружение,

сильная слабость

30.

Период лихорадки Характер питья

1.

Первый а) Прохладное,

2.

Второй витаминизированное

б) Горячий сладкий чай

в) Горячий крепкий чай

или кофе

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ТЕСТ - КОНТРОЛЮ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1.

3

2.

2

3.

4

4.

3

5.

2

6.

3

7.

1,3

8.

Лихорадкой

9.

0,1 гр. С

10. Ниже

11. Расширение

12. 34 гр. С до 42 гр. С

13. Ниже

14. 10 минут

15. Постоянства температуры

16. Выше

17. «Гусиной» кожей

18. Ножной

19. Меньше

20. Сухость

21. 1в, 2а

22. 1в, 2а

23. 1а, 2б

24. 1б, 2в

25. 1а, 2б

26. 1а, 2в

27. 1в, 2б

28. 1а, 2б

29. 1а, 2в

30. 1б, 2а

Приложение № 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

Вариант 1

I. Теоретический вопрос:

Дайте понятие лихорадки. Каковы клинические проявления третьего

периода лихорадки.

II. Ситуационная задача:

У пациента температура тела 41 гр. С, он возбужден, бредит, на щеках

румянец, на губах трещины.

В каком периоде лихорадки он находится?

Составьте алгоритм ухода за данным пациентом.

III. Тестирование.

Дополните:

1. Шкала термометра имеет «цену» деления____________________________

2. Для дезинфекции термометров используют дезрастворы _______________

3. Измерение температуры тела должно длится _________________________

4. В индивидуальном температурном листе температурная кривая

чертится _________________________________________________ цветом.

5. Во втором периоде лихорадки кожа на ощупь по __________ температуре .

6. При резком снижении АД в момент критического снижения температуры

необходимо приподнять ______________________________ конец кровати.

7. Крепкий горячий чай дают пациенту в _____________ периоде лихорадки.

Установите соответствие:

8.

Характер манипуляций Время измерения

1. Измерение температуры тела в стационаре а) Через каждые 3 часа

2. Измерение профиля температуры б) 2 раза утром и вечером

9.

Периоды лихорадки Состояние кожи

1. Период постоянства высокой температуры а) Кожные покровы сухие

2. Период подъема температуры б) Кожные покровы

Влажные

в) обильное потоотделение

10.

Периоды лихорадки Мероприятия ухода

1. Первый а) Согреть пациента

2. Второй б) Положить холодный

Компресс

в) Напоить крепким чаем

или кофе

Приложение № 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

Вариант 2

I. Теоретический вопрос:

Какие периоды лихорадки Вы знаете.

Каковы клинические проявления второго периода лихорадки?

II. Ситуационная задача:

Пациенту при температуре тела 41,3 гр. С были введены

жаропонижающие препараты. Через 20 минут температура снизилась до

нормы, но состояние пациента ухудшилось: появилась резкая бледность,

пульс нитевидный, конечности холодные, белье мокрое от пота.

В каком периоде лихорадки находится пациент?

Какая помощь ему необходима?

III.Тестирование.

Дополните:

1. Температуру тела, измеряемую пациенту утром и вечером, палатная

медсестра фиксирует в _________________________________________

2. Медицинские термометры для дезинфекции погружают в 3 % раствор

перекиси водорода на __________________________________________

3. Температуру тела пациентам стационара измеряют ________ раз в день.

4. В первый период лихорадки кожа на ощупь по температуре _________

5. Во втором периоде лихорадки выражена _________ слизистых оболочек

полости рта.

6. В период снижения температуры теплопродукция ___________________

чем теплоотдача.

Выбери правильный ответ.

7. В температурном листе кроме температурной кривой еще графически

изображают:

1. Кривую частоты пульса.

2. Рост и вес пациента.

3. Стул пациента.

4. Физиопроцедуры.

Установите соответствие.

8.

Показатели Цвет карандаша

1. Температура а) Красный цвет в темп. листе

2. Пульс б) Черный цвет в темп. листе

в) Зеленый цвет в темп. листе

9.

Периоды лихорадки Клинические проявления

1. Первый а) Озноб

2. Второй б) Чувство жара

в) Обильное потоотделение

10.

Периоды лихорадки Характер питья

1. Первый а) Прохладное

2. Третий (кризис) витаминизированное питье

б) Крепкий горячий чай, кофе

в) Горячий чай

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

Вариант 1

II. Задача:

Пациент находится во втором периоде лихорадки.

Алгоритм ухода:

1. Наблюдение за пациентом - индивидуальный пост (контроль пульса и

АД).

2. Охладить пациента: холодный компресс, пузырь со льдом.

3. Обильное прохладное витаминизированное питье, дробное кормление.

4. Уход за слизистой полости рта: орошение, смазывание губ вазелиновым

маслом.

5. Уход за кожей, смена постельного и нательного белья, профилактика

пролежней.

III. Тесты.

1. 0,1 гр. C.

2. 1% р-р хлорамина, 3 % р-р перекиси водорода.

3. 10 минут.

4. Черным.

5. Горячая.

6. Ножной.

7. III - ем периоде лихорадки.

8. 1- б, 2- а.

9. 1- в, 2- а.

10. 1- а, 2- б.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

Вариант 2

II. ЗАДАЧА:

Больной находится в III периоде лихорадки в момент критического

снижения температуры.

Помощь:

1. Приподнять ножной конец кровати, убрать подушку из-под головы.

2. Вызвать врача.

З. Напоить горячим чаем или кофе.

4. Укрыть больного.

5. Измерить АД, пульс.

6. Уход за кожей, переодеть больного в сухое белье.

III.TECTЫ.

1. Температурном листе.

2. 80 минут.

З. 2 раза.

4. Холодная.

5. Сухость.

6. Меньше.

7. а

8. 1 - б, 2 - а.

9. 1 - а, 2 - б, в.

10. 1- в, 2 - б.

Приложение № 5

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1. У больного температура тела 41 гр. С, он возбужден, бредит, на щеках

румянец. В каком периоде лихорадки находится больной? В какой помощи

он нуждается?

2. Больной жалуется на плохое самочувствие, «ломоту» во всем теле,

головную боль, ему холодно, никак не может согреться. Температура тела

40,3 гр. С. В каком периоде лихорадки находится больной? Какая помощь

ему необходима?

3. Больному при температуре тела 41,3 гр. С были введены жаропонижающие

препараты. Через 20 минут температура снизилась до нормы, но состояние

больного ухудшилось: появилась резкая слабость, пульс нитевидный,

конечности холодные, белье (постельное и нательное) мокрое от пота.

В каком периоде лихорадки находится больной ?

Какая помощь ему необходима?

4. Суточные колебания температуры тела у больного в 4-5 гр. С

сопровождаются резким потоотделением и слабостью.

Определите вид лихорадки.

5. Выполняя манипуляцию «измерение· температуры» медсестра при осмотре

подмышечной области пациента обнаружила наличие гиперемии. Протерев

насухо подмышечную область пациента она поместила резервуар

термометра в подмышечную впадину так, чтобы он полностью

соприкасался с кожей Оцените действия медсестры?

6. Дежурная медсестра была занята днем с тяжелым пациентом и не провела

термометрию пациентам с 17-00 до 19-00. Она решила исправить

положение и после ужина провела измерение температуры.

Как Вы оцените данную ситуацию?

7. Для дезинфекции мед. термометров медсестра погрузила их в 1 % раствор

хлорамина на 30 минут. После этого она их вытерла насухо и поставила на

хранение в сухой стакан. Оцените действия медсестры?

8. Медсестра измерила пациенту температуру тела. Она равнялась 38,6 гр. С.

Охарактеризуйте данную температуру.

9. При измерении температуры Вы заподозрили, что пациент изменил

показания термометра. Ваша тактика?

10. У пациента постепенное нарастание температуры изо дня в день,

достигающее высоких цифр, сменяющееся затем постепенным

снижением ее до субфебрильной и нормальной.

Какое название носит данная лихорадка?

11. У пациента длительная температура (в течении 7-9 дней) в пределах

38- 39 гр. С (с колебаниями в 1 гр). Определите тип лихорадки.

12. Палатная медсестра получила назначение врача провести пациенту

измерение профиля температуры.

Как медсестра должна зарегистрировать результаты измерения?

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1. Второй период - период относительного постоянства температуры.

Помощь:

1. Организовать индивидуальный пост.

2. Охладить пациента.

З. Поить прохладным витаминизированным питьем.

4. Орошать слизистую полости рта.

5. Смазать вазелином губы.

6. Осуществлять уход при физиологических отправлениях.

7. Кормить пациента.

2. Первый период- период подъема температуры.

Помощь:

1. Уложить пациента.

2. Согреть пациента:

а) укрыть теплым одеялом.

б) к ногам грелку.

в) напоить горячим сладким чаем.

З. Третий период- период снижения температуры - кризис.

Помощь:

1. Приподнять ножной конец кровати, убрать подушку.

2. Вызвать врача.

З. Напоить горячим чаем или кофе

4. Укрыть пациента.

5. Приготовить 10 % р-р кофеина - натрия бензоата или

0,1 % р-р адреналина, 1 % р-р мезатона

6. Переодеть пациента.

4. Истощающая лихорадка.

5. Измерять температуру при изменениях кожи в подмышечной впадине

(покраснение) нельзя. Необходимо измерить температуру в другом месте.

6. Температура измеряется после отдыха и перед едой. Если нарушить эти

условия, то показания термометра будут другие.

7. Учитывая, что хлорамин часто дает аллергические реакции, необходимо

после дезинфекции градусник промыть проточной водой.

8. У пациента фебрильная лихорадка.

9. Необходимо перемерять температуру в присутствии медсестры под

обеими подмышечными впадинами.

10. У пациента волнообразная лихорадка.

11. У пациента постоянная лихорадка

12. Необходимо пациенту дать лист бумаги с указанием ФИО, номер палаты и

время, когда необходимо проводить измерение температуры (через

каждые 3 часа). Листок с результатами измерения подклеивают в историю

болезни.

З А Д А Н И Я

ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по теме: «Оценка функционального состояния пациента. Технология

измерения температуры тела. Сестринская помощь пациенту в каждом

периоде лихорадки».

1.

Подготовить реферативное сообщение по одной из тем:

- «Физиологические основы термометрии»

- «Механизмы термометрии»

2. Подготовить алгоритмы измерения температуры тела:

- в прямой кишке,

- в ротовой полости.

Обосновать каждый этап алгоритма манипуляций.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

п/п

Фамилия,

имя, отчество

студента

Самооценка

Готовность

студентов,

внешний вид

Оценка за

входной

контроль

Оценка за

самостоятельну

ю работу

Оценка за выходной

контроль

Оценка

за

дневник

Общая

оценка

Тест

Ситуационны

е задачи



В раздел образования