Автор: Седова Марина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование математических представлений у дошкольников при помощи дидактических игр
Раздел: дошкольное образование
Формирование математических представлений у дошкольников при
помощи дидактических игр
Развитие элементарных математических представлений, это одна из
основополагающих частей интеллектуального и личностного развития детей
дошкольного возраста
Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к
ней - это, прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и,
таким образом, ее роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно
важна. Математика сегодня - это одна из наиболее важных областей знания
современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том
числе и компьютерной, требует от каждого, определенного минимума
математических знаний и представлений.
С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с
математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения
запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с
математикой еще в раннем детстве.(Белошистая А. В. Формирование и
развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и
практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб.заведений. —
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.)
И не для кого ни секрет, что именно для ребенка познание окружающей
действительности происходит через игровую деятельность. А обучение
математике, через игровую деятельность, детей дошкольного возраста
немыслимо без использования дидактических игр. Использование
дидактических игр помогает лучшему восприятию материала и поэтому
ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Игра - это
жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества.
( Сухомлинский В.А. 'О воспитании' – М.: Политическая литература, 1982 -
с.270) В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие
способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития.
В науке и практике утвердилось положение о том, что игра —
эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в
том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в
необходимых дозах».
Дидактическая игра требует внимательности, усидчивости, серьезный
настрой, использование мыслительного процесса.
Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря
обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел, игровым
действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую
«порцию» познавательного содержания.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные,
словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования
элементарных математических представлений у детей во всех возрастных
группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по
математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от
занятий время. Все они выполняют основные функции обучения -
образовательную, воспитательную и развивающую.
Несмотря на обилие игр, их главной задачей должно быть развитие
логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие
закономерности. Также важным условием, обеспечивающим успех в работе,
является творческое отношение педагога к математическим играм.
Дидактическая игра представляет собой интересную игру, которая в
занимательной форме позволяет знакомить детей с явлениями окружающего
мира. Дидактическая игра является средством формирования гармоничного,
всесторонне – развитого ребёнка.
Дидактические игры можно использовать не только в детском саду, но и
дома. На прогулке можно наблюдать и одновременно считать предметы,
определять величину предметов и др.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса
дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития
ребёнка дошкольного возраста. Оттого насколько будут развиты у ребёнка
познавательный интерес и познавательные способности зависит успех его
обучения в школе и успех его развития в целом.
Ребёнок, которому интересно узнавать что-то новое, у которого это,
получается, всегда будет стремиться узнать ещё больше – что, конечно,
самым положительным образом скажется на его умственном развитии.