Напоминание

Основы речевого развития воспитанников дошкольного возраста


Автор: Зырянова Ирина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Основы речевого развития воспитанников дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основы речевого развития воспитанников дошкольного возраста

Зырянова Ирина Алексеевна, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №219», город

Новокузнецк, Кемеровская область.

1.

Речевое развитие детей дошкольного возраста.

2.

Психолого-педагогические основы речевого развития детей раннего

возраста

3.

Психолого-педагогические основы речевого развития детей

дошкольного возраста

4.

Организация предметно-пространственной развивающей среды для

речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

5.

Взаимодействие со специалистами по вопросу речевого развития.

6.

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу речевого

развития детей.

Речевое развитие детей дошкольного возраста.

Общие понятия.

Итак, начнем наш разговор с основ.

На какие нормативные документы в первую очередь мы будем опираться

при организации условий для речевого развития дошкольников?

Конечно ФГОС ДО, пункт 2.6

Какая область отвечает за речевое развитие?

Откройте пункт 2.6, найдите, что сказано о речевом развитии, какие задачи

речевого развития нам надо с вами решить?

Давайте выделим с вами задачи речевого общения: (по слайдам)

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

На основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей

выделяются следующие методические принципы развития речи и обучения

родному языку.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, АН.

Гвоздев, ВВ. Виноградов идр.

Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и

развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на

сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве

с мышлением.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Понимается речь, как деятельность. Использование языка для коммуникации.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей

работы по развитию речи.

Психологи пришли к выводу, что речь является своеобразной деятельностью человека,

речевой деятельностью. Что же понимается под речевой деятельностью?

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно,

поэтому речевое развитие дошкольника тесно связано с познавательным развитием и

внутренним миром ребенка.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа,

предполагающая

использование

арсенала

специальных

педагогических

методов

и

собственные речевые упражнения ребенка.

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).

Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе

многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях

сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем

он усваивает и закономерности. Данную способность следует развивать.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Простого механического повторения и накопления отдельных языковых форм

недостаточно для их усвоения.

Построение работы по развитию речи дошкольников осуществляется в тесной

взаимосвязи всех компонентов речи. То есть осознанное освоение норм и законов

образования русской речью на практическом опыте

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и

произносительных навыков, диалогической и монологической речи, то есть овладение

системой языка.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит

качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения.

В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями

ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

«Речевая деятельность представляет собой процесс активного приема или выдачи

речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)».

А между тем, «Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность»

(А.Н. Леонтьев).

Значит, мы делаем вывод, для того, чтобы вызвать речевую деятельность у ребенка,

необходимо ЧТО? создать ситуацию потребности в общении…

создание мотивации на общение;

обеспечение богатой языковой практики.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи.

Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Таким образом, ориентируясь на ФГОС ДО, выделите основные направления

работы с детьми-дошкольниками по развитию речи.

Развитие словаря

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

Формирование элементарного осознания

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в

соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение.

Воспитание звуковой культуры речи: развитие воспитания звуков родной речи,

произношения.

Формирование грамматического строя речи: морфология (изучение слова, как

части речи, изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение

различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.

Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь

(рассказывание)

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука

и слова, нахождение места звука в слове.

ВАЖНЫМ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕНИЕ

МЕТОДИКОЙ

Методика развития речи – это не гора хаотично отобранных считалок, стихотворений

или скороговорок и игр, а это конкретные этапы решения конкретных задач в их

системе.

Обоснованные, проверенные этапы!

Так как каждая чистоговорка или скороговорка или другой прием существуют не сами

по себе, а «вписываются» в систему развития речи, и вписываются не просто так, а в

конкретное направление и на конкретном этапе обучения детей.

Что же такое на самом деле методика развития речи детей?

Методика развития речи детей отвечает на вопросы:

1) чему учить в развитии речи детей,

2) как учить,

3) зачем и почему именно так учить.

Овладение речью не является изолированным

процессом, оно происходит естественным образом

в течение жизни ребенка.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ.

Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом:

в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со

свойствами и качествами предметов);

занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра

«Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род.

падежа);

занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному

звукопроизношению);

занятия по развитию связной речи (беседы, все виды рассказывания),

занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению

грамоте),

занятия по ознакомлению с художественной литературой.

По дидактическим целям.

занятия по сообщению нового материала;

занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

занятия по обобщению и систематизации знаний;

итоговые занятия

комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

В зависимости от применения наглядного материала:

занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения

явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за

животными и растениями, экскурсии);

занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками

(рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы,

рассказывание, дидактические игры);

занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы,

художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

Занятия по развитию речи должны отвечать дидактическим требованиям,

обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим

разделам программы детского сада.

Рассмотрим эти требования:

1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части –

вводную, основную и заключительную.

2. Правильная организация занятий.

На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую

активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное

общение; индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного

материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к

личному опыту, и др.

Для

эффективного

развития

речи

дошкольников

следует

задействовать

максимальное количество анализаторов с использованием как традиционных, так

и специальных методов и методических приемов.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей,

обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является

классификация

методов

по

используемым

средствам:

наглядность,

слово

или

практическое действие.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные

методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или

практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как

источника и основы высказывания.

Методы развития речи:

наглядные

(непосредственное

наблюдение

и

его

разновидности

наблюдения

в

природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин,

рассказывание по картинам и игрушкам);

словесные

(чтение

и

рассказывание

художественных

произведений,

заучивание

наизусть,

пересказ,

обобщающая

беседа,

рассказывание

без

опоры

на

наглядный

материал);

практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки,

пластические этюды, хороводные игры).

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить

репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивный метод обучения – воспроизведение речевого материала, готовых

образцов.

Продуктивные

методы

предполагают

построение

детьми

собственных

связных высказываний.

Воспитатель

может

использовать

нетрадиционные

методы:

методы

арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики и т.д.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их

содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными

особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление

словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы

ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон

звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей

построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной

речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы –

подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Речевой аппарат.

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного.

Центральный

Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами,

проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и

соответствующих нервов, и периферический отдел – вся совокупность исполнительных

речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также

периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется

работа перечисленных органов.

Исполнительный

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов,

каждый

из

которых

действует

совокупно:

дыхательный,

голосовой,

артикуляционный.

1. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим

физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об

этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно

состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

вдох

пауза

выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи

осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную.

Любое нарушение этого правила искажает звучание речи. Именно поэтому, очень

важно уделять время работе над речевым дыханием.

2. ГОЛОСОВОЙ ОТДЕЛ

Существуют три основные характеристики голоса. Это сила, тембр и его высота.

В основном, сила голоса зависит от амплитуды (то есть размаха) колебаний голосовых

связок. Она регулируется силой воздуха.

Упражнения на развитие силы голоса: «тихо-громко».

«Лесные тропинки»

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

- Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)

Кто-то близко здесь идёт? – ТОП – ТОП – ТОП (громким голосом).

Тембр – это звуковая окраска, то есть звуки одинаковой громкости, высоты, но

исполненные разными голосами человека.

Озвучивание персонажей: «Три медведя».

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.п.

Высота голоса зависит от того, насколько сильно поток струи воздуха будет оказывать

давление на голосовые складки, от степени их натяжения.

Упражнения «Поднимись по ступеням», «Пропевание нот», «Рисование голосом».

Упражнение. “Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:

3. Артикуляционный отдел (звукопроизносящий)

активные органы

Являются подвижными и способствуют образованию звуков. К ним относятся язык,

губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти органы речи состоят из мышц, следовательно,

их можно тренировать.

Язык – главный орган артикуляции, богатый мышцами, которые делают его разительно

подвижным.

Губы человека представляют собой подвижное образование. Они активно участвуют и

обеспечивают

артикуляцию

слов

и

звуков,

которым

соответствует

определенное

положение языка.

пассивные органы

зубы, альвеолы, полость носа, твёрдое нёбо, глотка, гортань. В свою очередь они

оказывают наибольшее влияние на технику речи человека.

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей

раннего возраста

Процесс становления речи в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию

взрослого партнера.

Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н. выделяют следующие этапы развития речи

детей в процессе общения:

1.Довербальный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:

Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые,

необыкновенно важные перспективы его развития. Однако овладение речью

происходит не сразу, а проходит ряд этапов.

На первом году жизни речи еще нет. Ее заменяют другие, невербальные средства

общения — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, вокализации.

Сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз

наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения

взрослого по отношению к ребенку.

Фигура взрослого человека, для ребенка составляет центр мира.

крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим

миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует

маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;

гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и

различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот

период

музыкантом,

который

настраивает

свой

инструмент.

Очень

важно

поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное»

вашим чадом; Вокализации детей первого года жизни являются предречевыми,

хотя иногда, некоторые из них имеют внешнее сходство со словами.

Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи.

Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с

определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.

2.Этап возникновения речи.

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с

окружающими людьми, до вербальной и вербальной.

начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в

трехлетнем возрасте.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым

этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое

время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В

захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные

фаланги остальных пальцев.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш

обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только

близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

3.Этап развития речевого общения.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме.

Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов.

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш

начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже

и роде. На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык

и начинает общаться с помощью речи.

Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребенок

начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем, детском языке. Этот этап

в детской психологии называют этапом «автономной детской речи».

Именно

воспитанники

дошкольного

этапа

поступают

в

дошкольное

учреждение.

Поэтому так важно знать особенности речевого развития детей каждой возрастной

группы и методику развития речи.

Ранний возраст. 1 младшая группа.

Ранний возраст. 2 младшая группа.

Средний возраст. Средняя группа.

Старший возраст. Старшая группа.

Старший возраст.

Подготовительная к школе группа.

Методика развития речи по работам Гербовой Валентины Викторовны

Ранний возраст. 1 младшая группа.

В 2-3 года ребенок:

активен, проявляет повышенный интерес ко всему окружающему;

очень

наблюдателен

(ни

одна

вещь

в

руках,

ни

один

жест

не

останутся

незамеченными);

называет несколько знакомых предметов из своего окружения;

составляет

простейшие

предложения,

чаще

всего

состоящие

из

глаголов

и

существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);

показывает пять частей тела по просьбе («Где у тебя носик?»);

может использовать в речи до 150-300 слов;

знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;

произносит звуки раннего онтогенеза, но не может модулировать голосом);

большая разница между активным и пассивным словарем.

Для этого необходимо следующее:

Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.

Много говорить самому. Неторопливо, без суеты рассказывать о всех своих

действиях.

Вовлекать детей в разговор на определенную тему.

Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Поощрять и активизировать действия с окружающими предметами и игрушками.

Чаще использовать задания-поручения.

Неоднократно повторять новые слова.

Уточнять и упражнять звукопроизношения звуков раннего онтогенеза: гласные,

м, п, б, в, ф.

Учить произносить звукоподражания с различной громкостью.

Дети 2-3 лет – очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся

незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая – педагогу необходимо

терпеливо, без суеты рассказывать о том: что, зачем и как делает и что надеется

получить в результате.

Следует, как можно чаще использовать задания-поручения. Эти задания позволят

воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово

в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно

повторить его в сочетании с уже известными им словами. Затем с помощью

вопросов

можно

поупражнять

детей

(хоровые

и

индивидуальные

ответы)

в

употреблении этого слова.

Обучение звукопроизношению начинается со звуков раннего онтогенеза: гласных

звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф).

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют

говорить шепотом. Важно развивать голос: громко-тихо, звукоподражания на разные

модуляции. Развивать речевое дыхание.

Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой

разрыв.

Необходимо

использовать

игры

и

упражнения,

способствующие

формированию словаря.

Вот почему в работе с маленькими детьми широко используются

стихотворения

песенки, пестушки, потешки, присказки,

проговаривающие любые действия:

Младший возраст. 2 младшая группа.

В 3-4 года дети:

обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;

начинают применять множественное число существительных;

знают основные части тела и могут их показать и назвать;

используют союзы «если», «когда», «потому что»;

называют свой пол, имя и возраст;

понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;

понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

Педагогу необходимо

рассматривать предметы, устанавливать его назначение; показывать характерные

действия с ним; называть детали предмета и их качества, особенности внешнего

вида;

сочетать

показ

предмета

с

активными

действиями

ребенка

по

его

обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху;

обучать детей понимать вопросы и отвечать на них (не только на занятии, но и в

быту);

проводить упражнения и игры на группировку знакомых предметов: посуда,

игрушки, мебель, овощи;

активизировать

многократное

повторение

ребенком

нового

слова:

вслед

за

воспитателем;

периодически совершать экскурсии по группе, рассказывая;

учить

пользоваться

предложениями

с

однородными

членами

(путем

перечисления);

избегать многословия, говорить четко и плавно, небольшими предложениями, но

эмоционально;

активизировать в речи названия цветов.

ПРИЕМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Поговорим о них более подробно.

1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую

структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на

который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.

– Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок

находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое»,

«Таня наденет платье» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая

слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию

ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка:

что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы

подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он

начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Педагог временно становится «глухими», непонимающими. Например, если ребенок

показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что

ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка

будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом,

стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку.

5. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к

повторению – вполне достаточно того, что он нас слышит. Например: Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку

распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он

заканчивал свою мысль.

7. Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей.

Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух;

петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

8. Выбор.

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Например: «Тебе

яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе

ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется

только после речевых реакций.

9. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку,

предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации

ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение

ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

10. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными

взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На,

Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя,

баю-бай».

11. Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д.

Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты.

Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка

способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать.

Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я

делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т.

д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас

действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры-

имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

Разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать

каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится

Дети начинают активно произносить слова только под влиянием

настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово

в предмет внимания ребенка.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым:

воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье.

Средняя группа

В 4-5 лет малыши:

легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг

друга, речь носит ситуативный характер;

сопровождают речью каждое второе (бытовое, игровое) действие ;

используют в речи до 2000 слов;

меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;

отвечают на вопросы, могут пересказать хорошо знакомые рассказы и сказки;

иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки, сонорные, но к пяти

годам все звуки произносятся правильно (в норме);

могут произвольно менять высоту, силу голоса;

задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;

говорят

сложносочиненными

и

сложноподчиненными

предложениями

«Я

стукнул Васю, потому что он забрал машинку».

Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им

наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового

типа

мышления

наглядно-образного.

При

этом

в

ООД

используются

как

фронтальный метод, так и работа в группах и индивидуально.

Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают

начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Ребёнок старше

четырёх с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое)

действие – по данным Г. М. Ляминой.

Педагогу необходимо

учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не

нарушить живость и эмоциональность речи;

развитие связной речи осуществлять в комплексе с формированием словаря и

грамматически правильной речи;

особое место уделить обучению рассказывания: учить составлять рассказы о

предмете, по картине; придумывать свою картину;

предоставлять возможность детям говорить самим на занятиях;

воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение

соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко

произносить слова, совершенствовать речевое дыхание;

необходимо читать каждый день, формируя интерес к чтению;

каждое новое слово, оборот речи педагог должен пояснять детям или предлагать

осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования;

учить детей внимательно слушать воспитателя и друг друга, быстро и точно

выполнять задания, не мешать товарищам.

Чтение литературных произведений

Сказки: «Лисичка – сестричка и волк», «Зимовье», «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка», «Лисичка со скалочкой»,«Жихарка», «Петушок и бобовое зёрнышко»,

«Как собака друга искала», «Колосок», «Три поросёнка» и др..

Авторские сказки: В.Г. Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Разные

колёса», «Мешок яблок»; В.В. Бианки. «Лесной колобок - колючий бок»; К.И.

Чуковский. «Доктор Айболит»; С.Л. Прокофьева «Великие холода», «Сказка о

грубом слове «уходи»»; Н.К. Абрамцева. «Чудеса, да и

только», М.С. Пляцковский. «Как щенок Тявка учился кукарекать»;

сказки Г.Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста».

Поэзия: К.Д.Бальмонт «На иве распустились почки»; А. Фет «Маленькое солнце»,

В.А. Жуковский «Птичка», А.Н. Плещеев «Сельская песенка»,

С.Н. Михалков. «Дядя Степа – милиционер»; В.Д. Берестов «Новогоднее

происшествие»; В.В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;

К.И. Чуковский. «Федорино горе», «Радость», «Чудо-дерево

Произведения о природе.

Старший возраст

расширяют свой словарь до 2500-3000 слов;

могут составить рассказ по картинке;

применяют обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и

т.д.), синонимы, антонимы;

используют в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения,

деепричастия, междометия и т.п.;

разговаривают на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при

ударении, при склонении существительных;

чисто произносят все звуки (в норме), определяя гласные и согласные, твердые и

мягкие;

способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию;

могут пересказывать небольшие рассказы; отличают сказку от рассказа;

могут определить поэтическое произведение, понимают суть конкретного

поступка;

знают правила речевого этикета.

Педагогу необходимо

активно пополнять словарь детей существительными, обозначающими названия

профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, спортивный клуб и т.

д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,

прилагательными и наречиями;

обучая детей звукопроизношению, четко и правильно артикулировать звуки

речи и их сочетания; упражнять детей в модулировании голосом (сила голоса,

высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости,

досады, одобрения, ласки, недоумения;

серьезно выслушивать ответы и рассуждения каждого ребенка, помогать

высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные

слова;

необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в

бытовых, игровых ситуациях и на занятиях;

обращать внимание детей на звучание грамматической формы, звуковое

оформление той или иной грамматической категории;

создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить

воспитателю или сверстникам.

Литература

Сказки: «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Царевна- лягушка», «Сивка-Бурка»,

«Финист — Ясный сокол» и др.

Поэзия: И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зимний

вечер», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»;

М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель»; С. Есенин «Береза», «Черемуха»; Ф.

Тютчев «Зима недаром злится»; и др.

Проза: В. Дмитриева «Малыш и Жучка»; Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и

собачка»; Н. Носов «Живая шляпа»; А. Гайдар «Чук и Гек»;

В. Драгунский, К. Паустовский и др.

Литературные сказки: Т. Александрова «Домовенок Кузька»; B.Бианки «Сова»; Б.

Заходер «Серая звездочка»; А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»;

П. Бажов «Серебряное копытце»; В. Катаев «Цветик-семицветик» и др.

Наиболее распространены следующие словесные приемы:

Речевой образец – правильная, заранее обработанная речевая (языковая) деятельность

воспитателя. Образец должен быть доступен. Речевой образец преподноситься детям

подчеркнуто, четко, громко, неторопливо

Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же

речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуется

повторение материала воспитателей, индивидуальное повторение ребенка, совместное

повторение (воспитателя и ребенка или двух детей) .

Объяснение – раскрытие воспитателем сущности, какого либо явления или образа

действия. Указания – разъяснение детям, как надо действовать, как достичь

требуемого результата. Различаются указания учащегося характера, а также

организационный, дисциплинирующий.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых

действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие

от повторения упражнения отличаются большой частотой, вариативностью, большей

долей самостоятельных усилий детей .

Оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка

раскрывающее степень усвоений знаний и речевых умений. Как правило, оценка

касается одного – двух качеств детской речи она дается сразу после ответа, с тем,

чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети .

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, заданий ребенку, предполагающий

использованием или переработку имеющихся знаний.

Дети 6 -7 лет

используют в речи от 3500 слов;

разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка»,

«мамино счастье»);

склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;

любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы;

проявляют потребность в знаниях и стремятся к совершенствованию,

проявляют познавательные интересы;

владеют развитой звуковой и интонационной культурой речи;

имеют богатый, развитий лексический словарь, грамматически связную речь, им

доступны многие навыки словообразования и словооизменения;

используют устную речь для выражения своих мыслей, понимают на слух

тексты различных жанров детской литературы;

проявляют интерес к слову, активно занимаются словотворчеством,

самостоятельно придумывают сказки и рассказы.

Педагогу необходимо

активизировать и создавать ситуации для словесного творчества детей

(придумывания сказок, диафильмов, рассказов и т.д.);

формировать навыки подбора рифм, сочинения стихотворений;

развивать у детей навыки умения отражать в речи знания природоведческого,

исторического, математического характера;

развивать навыки и умения выделять существенные признаки предметов;

развивать навыки сравнения предметов между собой, указывая на

отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений;

группировать предметы, имеющие общие признаки;

развивать навыки и умения использовать в речи не только простые, но и

сложные грамматические конструкции, использовать специальные лексико-

грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование

следующих умений: правильно употреблять несклоняемые сущ.; сущ. во

множественном числе родительного падежа; согласовывать слова в

предложении в роде и числе;

совершенствовать, расширять и уточнять активный словарь.

Литература

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Василиса Прекрасная»,

«Волк и лиса», «Добрыня и Змей», «Снегурочка», «Садко», «Семь Симеонов — семь

работников»,

Фольклор народов мира: песенки, сказки. Ш. Перро: «Кот в сапогах», «Айога»,

«Беляночка и Розочка», и др.

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия: «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир, А.

Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» Э. Успенский. «Страшная история»,

«Память»; А. Блок. «На лугу»; Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся

пушистая». Проза: А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К.

Коровин. «Белка»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский.

«На танцах».

Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-

Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь» и др.

Важным является сочетание речевых упражнений с развитием воображения,

творчества, логического мышления.

«На что похож маленький оранжевый круг?»

Чем похожи разные предметы?

кукла - снег

облако - дверь

«складушки – вычиталки»

Музыка + шутки = частушки

Чай – заварка = кипяток

Снег + ветер = метель

Небо + разноцветные огни = салют

Папа + рюкзак = турист

День – скука = праздник

Лес – комары = счастье

Песня – слух = кошмар

Занятия

Звуковая культура речи

Заучивание стихотворений

Виды рассказывания

РППС

Одним из условий полноценного речевого развития детей является грамотно

организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Средства реализации Программы:

демонстрационные

(применяемые

взрослым)

и

раздаточные

(используемые

детьми);

визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия),

аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные).

Центр речевого развития в группе ДОЛЖЕН БЫТЬ создан с целью всестороннего

развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы.

Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для

занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов

речевой системы.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого

развития детей каждого возраста.

Формы взаимодействия специалистов:

- ПМПк (консилиум)

- тематические педагогические советы

- мини – педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые

посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств

коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы

- семинары – практикумы

- тренинги

- посещение занятий, игр, других видов детской деятельности, интегрированные

занятия их последующий анализ

- индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем

порядке. И так,

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ.

Решить

речевые

проблемы

детей

можно

только

при

грамотной

работе

воспитателя логопедических групп под руководством учителя – логопеда.

Воспитатель

дошкольного

учреждения

для

детей

с

нарушениями

речи

помимо

общеобразовательных

задач

выполняет

ряд

коррекционных,

направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности,

обусловленной

особенностями

речевого

дефекта.

Таким

образом,

создается

благоприятная

основа

для

эффективного

развития

компенсаторных

возможностей

ребенка, что в итоге способствует овладению речи.

Содержание коррекционно-развивающей работы включает в себя:

-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;

-Коррекцию недоразвития неречевых психических функций;

-Коррекцию особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере.

Коррекция недоразвития всех компонентов речи:

1

компонент

Фонетика,

которая

включает

артикуляционную

гимнастику

и

звукопроизношение.

-Артикуляционная гимнастика – на подготовительном этапе – воспитатель в игровой

форме

закрепляет

движения

и

положение

органов

артикуляционного

аппарата,

а

логопед работает непосредственно над постановкой звука, этапами постановки звука.

-Воспитатель, в соответствии с рекомендациями логопеда, закрепляет поставленный

звук, дифференцирует, контролирует в речи.

2.Лексика.

В

коррекционных

группах

недельно-тематическое

планирование,

воспитатель знакомит детей с лексической темой. Осуществляет деятельность по

развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой с учетом

лексической

темы.

Пополняет,

уточняет,

активизирует

словарный

запас

детей

в

процессе большинства режимных моментов (сбор на прогулку, дежурство, умывание,

игры и т.д.)

3.Фонематические процессы: логопед знакомит детей с фонематическим восприятием,

анализом, синтезом, представлениями, воспитатель повторяет, закрепляет.

4.Грамматический

строй

речи:

логопед

знакомит

детей с

каждой

новой

лексико-

грамматической категорией, воспитатель повторяет, отрабатывает, систематически

контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени

общения

5.Связная речь: логопед и воспитатель работают в тесном контакте, одинаково много

занимаясь формированием связной речи.

Коррекционная работа проводится :

-В режимных моментах (начиная от приема детей в раздевалке, в умывальной

комнате, в спальне, в уголке природы, других уголках предметно-пространственной

развивающей среды – все это широкая наглядная база для активизации, уточнения,

формирования словарного запаса детей: различных частей речи).

-В организованной деятельности, отличительной особенностью является то, что

кроме образовательных и воспитательных задач стоят коррекционные задачи,

непосредственно связанные с каждым видом деятельности: изо деятельность,

музыкальная, физическая культура, лепка, рисование и т.д. Воспитатель обязательно

планирует коррекционную работу во всех видах деятельности, указывая ее в плане

работы.

-В неорганизованной деятельности: в свободной деятельности детей, в

самообслуживании, в хозяйственно-бытовом труде на природе, на прогулке,

экскурсии, в играх и развлечениях. Здесь появляется больше возможностей развивать

у детей неречевые психические функции.

-На индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

В первые два месяца коррекционного учебного процесса воспитатель организует

подгрупповые или фронтальные занятия с детьми: в это время еще нет материала для

работы по коррекции звукопроизношения (звуки еще не поставлены логопедом).

Преимущественное внимание уделяется по развитию моторики, артикуляционного

аппарата,

развитии

сенсо-моторной

сферы,

мелкой

моторики

рук,

а

так

же

накопление лексических средств языка.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи,

коррекция и профилактика ее нарушений.

В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных

функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной

деятельности, прежде всего мышления, процесов памяти, внимания; формирование

личности ребенка с одновременной регуляции, а так же коррекцией социальных

отношений; воздействие на социальное окружение. Организация логопедического

процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические

нарушения.

.



В раздел образования