Автор: Дунаева Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 8 комбинированного вида" с. Выльгорт
Населённый пункт: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт
Наименование материала: конспект логопедического занятия для детей с ТНР
Тема: "Перелётные птицы"
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Подготовил учитель – логопед Дунаева Ольга Александровна
Цель:
Формирование лексико – грамматических категорий дошкольников 6-7 лет
на материале темы «Перелётные птицы».
Задачи:
1)
Развитие умения читать слова по первым звукам иллюстраций.
2)
Развитие
фонематического
слуха
и
фонематического
восприятия
(определение
первого
звука
в
слове,
характеристика
звука
и
его
соотнесение со схемой).
3)
Развитие умения подбирать глаголы к словам.
4)
Обогащение предметного и глагольного словаря.
5)
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
6)
Развитие умения составлять предложения по схеме.
7)
Воспитание умения работать в группе.
Оборудование:
карточки с изображением иллюстраций для чтения слов по первым
звукам;
аудиозапись пения птиц, песня «Гномы» (автор неизвестен);
массажный мячик;
интерактивная игра «Помести птицу на дерево»;
веер «Птенцы»;
2 иллюстрации птиц на озере и схема предложения.
Ход занятия:
1.
Приветствие:
(в кругу)
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2.
Определение темы занятия:
(дети стоят в кругу)
- Тему нашего занятия узнаете, прочитав слово по первым звукам (весна,
птица).
(логопед показывает схемы)
-Вы верно прочитали схемы.
-Птица одна, а если их много, как мы скажем? (птицы)
-О каких птицах говорим весной? (о перелётных птицах)
-Значит, какая тема занятия, уточните? (перелётные птицы)
3.Основная часть:
-Наступила весна. Ожил лес. Давайте послушаем звуки весеннего леса.
(слушают фрагмент аудиозаписи пения птиц)
-Что вы услышали? (пение птиц)
Игра «Кто как голос подаёт?»
(игра с массажным мячиком)
-Все птицы поют по-разному, поиграем в игру «Кто как голос подаёт?».
-Я называю птицу и даю мячик. Тот, у кого в руках мячик, называет 2 слова:
птицу и как она подаёт голос.
гусь (гогочет);
соловей (свистит);
ласточка (щебечет);
журавль (курлычет);
утка (крякает);
лебедь (трубит);
скворец (поёт);
аист (трещит).
Игра «Помести птицу на дерево»
-Скоро птицы начнут вить гнёзда. Определите, какое дерево выберет птица,
если её название начинается с гласного звука? (дерево над схемой с красной
фишкой)
-Почему? (гласные звуки мы обозначаем красным кругом)
-Какое
дерево
выберет
птица,
если
её
название
начинается
с
твёрдого
согласного звука, мягкого согласного звука и почему?
-Поместите птиц на деревья. Если задание выполнено верно, то птица займёт
место на дереве.
-Отвечайте
полным
ответом:
называйте
птицу
и
говорите,
почему
вы
поместили её на то или иное дерево.
(игра на интерактивной доске)
Игра «Веер»
-Скоро у птиц появятся…(птенцы)
(у логопеда веер, на котором изображены птицы)
-Я показываю вам картинку, а вы называете её и её птенца.
у …(скворца скворчата);
у …(гуся гусята);
у…(кукушки кукушата);
у …(утки утята);
у …(грача грачата);
у…(журавля журавлята);
у…(аиста аистята);
у…(лебедя лебедята).
Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики
(под музыку «Гномы», автор неизвестен)
-Птенцы, как и дети, любят поиграть. Давайте и мы поиграем, как птенчики.
(на доске)
Комплекс упражнений а/г
«Окошко»
«Лягушка»/»Хоботок»
«Покусаем язычок»
«Лопаточка»
«Качели»
«Часики»
«Болтушка»
«Лошадка»
«Грибок»
«Гармошка».
Игра «Составь предложение по схеме»
-Оживает не только лес, но и водоёмы. Там тоже появляется множество птиц.
-Давайте мы разделимся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков.
Вам необходимо составить по картинке предложение, чтобы оно подходило к
схеме (2 лебедя плавают в озере и т.д.).
4.
Итог занятия:
-О ком было наше занятие сегодня?
-В какие игры мы играли?
-Что для вас было самым трудным?
-Что удалось больше всего?