Напоминание

"Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам"


Автор: Наталья Валентиновна Голушкова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУ СО "КЦСОН Поволжского округа"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам"
Раздел: среднее образование





Назад




Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам.

Совсем скоро наступит пора экзаменов. Для старшеклассников это особенно

нужный и ответственный шаг в жизни. У них впереди будет много экзаменов и в

институте, и на работе, и важно научиться их психологически грамотно «сдавать».

Сегодня

хочется

поговорить

о

том,

как

старшеклассникам

психологически

подготовить себя к экзаменам.

Подготовка к экзамену

В начале нужно подготовь место для занятий: убрать со стола лишние вещи, удобно

расположи нужные учебники, тетради, бумагу, карандаши, ручки.

В интерьер комнаты желательно ввести желтый и фиолетовый цвета, т.к. считается,

они способствуют повышению интеллектуальной активности человека. Достаточно

любой картинки или предмета в этих тонах.

Начинать подготовку нужно с самого сложного – с той темы, которую знаешь хуже

всего. Если есть трудности с вхождением в процесс подготовки, то можно начать и с

наиболее интересного, приятного.

Занятия и отдых следует чередовать: 40-60 минут занятий, 10 минут – перерыв. Во

время перерыва можно сделать зарядку, принять душ, сделать какие-то домашние

дела.

Эффективно

структурировать

материал

за

счет

составления

планов,

схем,

выписывания

важных

событий

и

дат

для

лучшего

запоминания

информации.

Структурирование

материала

полезно

и

потому,

что

это

облегчает

повторение

материала.

При подготовке к экзаменам важен позитивный настрой на успех, страхи только

мешают

процессу

сосредоточения,

поэтому

представляйте

себе

положительную

картину сдачи экзамена.

Для

снятия

тревожности,

усталости

можно

использовать

следующие

упражнения.

Упражнения на релаксацию:

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением

дыхания.

Иногда

для

того,

чтобы

достичь

спокойствия,

достаточно

бывает

расслабиться.

Такой

способ

борьбы

с

тревогой

называется

релаксацией.

Можно

проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

«Дыхательная релаксация»

«Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Примите удобное положение,

закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на

четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».

Дополнительная информация:

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью

в

половину

вдоха

(2

сек.),

короткий,

громкий,

энергичный

выдох

(2

сек.).

Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха,

выдох длительностью 2 вдоха. Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания

нужно научиться в любой ситуации и обстановке.

«Кинезиологическое упражнение»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого

пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в

м е ж п а л ь ц е в о й

п л о с к о с т и .

П о т о м

м е н я е м

р у к и .

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым

нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали

с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Упражнение «Ресурсные образы»

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам

было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря,

поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы

находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы

или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или

шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в

мельчайших деталях.

. Уверенность на экзамене

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и

как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью

техники аутотренинга и релаксации, которые мы сегодня осваивали. А как еще

можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно.

Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у

каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в

стрессовой ситуации.

Упражнение «Декларация моей самоценности».

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

Прочитайте

вслух,

уверенным

голосом

«Декларацию

самоценности».

Это

своеобразный гимн уникальности человека. «Я - это Я. Во всем мире нет никого в

точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое,

потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело,

включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои

глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни

были,- тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и

все

слова,

которые

он

может

произносить,-

вежливые,

ласковые

или

грубые,

правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия,

обращенные

к

другим

людям

или

ко

мне

самому.

Мне

принадлежат

все

мои

фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и

успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу

очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И

Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что

кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но

поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать

в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных

вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я

думаю и чувствую в данный момент,- это мое. И это в точности позволяет мне узнать,

где

Я

и

кто

Я

в

данный

момент.

Я

могу

отказаться

от

того,

что

кажется

неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе

самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею

все , чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир

вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я-

это Я, и Я-это замечательно!».

Накануне экзамена

Многие считают, что для того, чтобы

подготовиться к экзамену, не хватает всего

одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Человек уже устал, не надо себя

переутомлять. Напротив, с вечера нужно перестать готовиться, прогуляться по улице,

принять душ, хорошо выспаться, чтобы встать отдохнувшим, с новыми силами.

В пункт сдачи экзаменов нужно явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала

тестирования.

Продумайте заранее, как одеться на экзамен,т.к в аудитории может быть прохладно

или тепло, сидеть на экзамене несколько часов.

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ

Экзаменационные

материалы

состоят

из

трех

частей,

в

которых

сгруппированы

задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые по силам решить.

Задания

последней

части

отвечают

более

высокому

уровню

сложности,

следует

попытаться с ними справиться по возможности.

Будьте

внимательны! В

начале

тестирования

вам

сообщат

необходимую

информацию (как заполнять бланк). От того, насколько вы внимательно запомните

все эти правила, зависит правильность ответов.

Соблюдайте правила поведения на экзамене! Не выкрикивайте с места, если вы

хотите

задать

вопрос,

поднимите

руку!

Ваши

вопросы

не

должны

касаться

содержания

заданий,

вам

ответят

только

на

вопросы,

связанные

с

правилами

заполнения бланка или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки,

непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).

Сосредоточьтесь! После

заполнения

бланка

регистрации,

п о с т а ра й т е с ь

сосредоточиться и забыть про окружающих. Для вас должны существовать только

текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопитесь не

спеша!

Не бойтесь! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ваших ответов.

Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы

правильно поняли, что от вас требуется.

Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не

сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

Тогда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, и вы войдете в

обычный ритм. Вы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия потом будет

направлена на более трудные вопросы.

Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь

понять условие задания по «первым словам» и достраиваете концовку в собственном

воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких

вопросах.

Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание, забудьте все,

что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом,

поэтому предыдущие знания не помогают, а только мешают сконцентрироваться и

правильно

решить

новое

задание.

Этот

совет

даст

вам

и

другой

бесценный

психологический эффект: забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось

вам не по зубам). Думайте только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать

баллы.

Угадывайте! Если

вы

не

уверены

в

выборе

ответа,

но

интуитивно

можете

предпочесть

какой-то

ответ

другим,

то

интуиции

следует

доверять!

При

этом

выбирайте такой вариант, который, на ваш взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяйте! Обязательно оставьте время для проверки своей работы, хотя бы для

того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайтесь! Стремитесь выполнить все задания, но помните, что на практике

это не всегда реально. Учитывайте, что количество решенных вами задач вполне

может оказаться достаточным для хорошей оценки.



В раздел образования