Напоминание

Использование информационных технологий в обучении математики


Автор: Инна Анатольевна Смертина
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: город Гай Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в обучении математики
Раздел: среднее образование





Назад




Использование информационных технологий

в обучении математики

Сегодня переход российского

образования

на

федеральные

го сударственные

образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением

уровня информатизации всей системы образования. Поэтому неслучайно в новых стандартах

впервые

в

ряду

основных

результатов

освоения

учащимся

основной

образовательной

программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных

технологий,

как

одной

из

важнейших

компетенций,

которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам.

Формирование

новых

информационных

технологий

в

рамках

предметных

уроков

стимулируют

потребность

в

создании

новых

программно-методических

комплексов

направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и

целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий,

преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические

возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций,

"встраивать" их в учебный процесс.

Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших

подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин).

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы

дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление.

(М. Планк)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса

становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые

позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн)

Таким

образом

главной

задачей

использования

компьютерных

технологий

является

расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться

информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой.

Исходя из выше сказанного, применение информационных технологий при изучении

математики в первую очередь требует высокой подготовки учителя, который не только знаком с

этими программами и умеет с ними работать, но и должен обучить своих учеников владеть ими.

Поэтому современный учитель обязан быть информационно грамотным!

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем,

как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении

всего урока.

В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких

методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к

самостоятельному

приобретению

знаний.

Возникновение

интереса

к

математике

у

значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того,

насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на

уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку

для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это

особенно

важно

в

подростковом

возрасте,

когда

ещё

формируются,

а

иногда

и

только

определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная

роль

здесь

отводится

информационным

и

телекоммуникационным

технологиям,

так

как

в

настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой

частью современного образования.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

использовании

возможностей

компьютера

для

создания

условий

доступности

и

наглядности изложения материала;

деятельности учителя, управляющего этими средствами;

повышении

мотивации

и

активности

обучающихся,

вызываемой

интерактивными

свойствами компьютера.

При использовании в обучении математике данная технология способствует:

активизации познавательной деятельности учащихся.

развитию мышления, математической логики.

направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Поэтому цель моей работы - используя ИКТ повысить качество знаний и мотивации

учащихся

к

изучению

математики.

Для

этого

я

использую

различные

формы

работы

с

применением ИКТ. На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании математики по

следующим направлениям:

построение

урока

с

применением

программных

мультимедиа

средств: обучающих

программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

осуществление

автоматического

контроля: использование

готовых

тестов,

создание

собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями.

разработка методических программных средств.

использование ресурсов интернет.

коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение,

сетевое методическое объединение.

Одной из наиболее удачных форм применения информационных технологий на уроках

является создание и использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные

презентации

(ММП)

это

удобный

и

эффектный

способ

представления информации с помощью компьютерных программ. ММП можно рассматривать

как дидактическое средство обучения и можно отнести к электронным учебным пособиям

только вспомогательному, используемому учителем на уроке и требующее его комментариев и

дополнений.

Для меня использование информационно-коммуникационных технологий на уроках

математики стало обычным явлением, которое позволило не только расширить информационное

поле урока, но и стимулировать интерес и пытливость учеников.

На уроках математики использование информационных технологий существенно решает

проблему наглядности. Аудиовизуальные информационные объекты активизируют деятельность

школьников.

Учащиеся

опираются

на

представленные

образы,

модели,

знаки.

Комплекс

мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает и поддерживает интерес. Для

активизации

познавательной

деятельности

использование

ИКТ

может

происходить

на

всех

этапах и при разных типах уроков.

Во-первых, для устного счета или устных упражнений, способствующих активизации знаний,

необходимых для дальнейшего изучения нового материала.

Во-вторых, при объяснении нового материла. Использование анимации, цвета, звука удерживает

внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлеченно

отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой и

сами себе выставляют предварительные оценки.

При формировании новых знаний может быть использовано электронное сопровождение в виде

презентации, на которой отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения правил.

На уроках закрепления можно использовать интерактивные системы голосования.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет

организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку

своих

знаний,

но

и

анализ

всего

хода

выполнения

работы

(количество

правильных

и

неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо

повторить и т.д.)

Не

заменяя

учебники

или

другие

пособия,

использование

презентаций

на

уроках

создает

принципиально новые возможности для организации учебного процесса.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

-более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,

-эффективнее использовать время на уроке;

-создавать

проблемные

ситуации

на

уроке,

что

активизирует

познавательную

деятельность

учащихся.

В достижении поставленной цели обучения (развитие компетентности в области

использования

информационно-коммуникационных

технологий)

могут

помочь

электронные

учебники которые:

— реализуют личностно-ориентированный и деятельностный подхода к обучению;

помогают

отказаться

от

репродуктивного

стиля

в

организации

практической

деятельности для творческого развития личности.

Отличительными особенностями электронных учебников является их структура, web-

ориентированный

интерфейс,

использующий

разнообразные

возможности

медиа,

что

гарантирует быструю к ним адаптацию и учащихся, и учителей.

Мультимедийные учебники органично вписываются в сценарий занятий любого типа и

дают хороший эффект в сочетании с интерактивной доской, возможностями локальной сети и

Интернета, являясь основой для интернет-уроков, построенных по принципу интерактивного

видео.

Использование

интерактивных

электронных

досок

на

уроках

не

только

облегчает

подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления

интерактивных досок просто не существовали. Интерактивная доска является незаменимым

помощником во внедрении инновационных методов обучения в школе.

Одним

важным

свойством

электронной

интерактивной

доски

я вл я е т с я

мультимедийность.

На

доске

можно

не

только

показывать

статические

изображения,

но

и

демонстрировать

слайд-шоу,

воспроизводить

анимацию

и

видеоролики,

т.е.

использовать

электронную

интерактивную

доску

как

экран,

можно

также

скачивать

из

Интернета

и

показывать

на

большом

экране

опыты

по

физике

или

химии,

воспроизведение

которых

в

школьных условиях невозможно. При демонстрациях на интерактивной доске можно делать

пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

Подготовка

занятия

с

использованием

интерактивной

доски

предполагает

большую

временную нагрузку на преподавателя по формированию материала в электронном виде. Однако

этот трудоемкий процесс приносит весьма богатые плоды.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке

данных

необходимый

дидактический

материал:

варианты

контрольных,

экзаменационных,

самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте.

· Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности

учащихся;

· Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные

структуры.

Мои ученики принимают участие в школьных внеклассных мероприятиях (в рамках недели

математики), в школьных, и районных олимпиадах, в олимпиаде Чебышева, во всероссийской

игре-конкурсе "Инфознайка"

В 2012 году мои ученики Джабраилов Эльдар и Биболаев Али заняли призовые места в

межрайонном олимпиаде Чебышева. А в 2013 году Джабраилов Э. занял второе место городской

олимпиаде.

В

соответствии

с

поставленными

целями,

ИКТ

должны

помочь

ученику

получить

более

качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного

Экзамена.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:

-формирование

ключевых

компетенций

учащихся

в

процессе

обучения

и

во

внеурочной

деятельности;

-повышение мотивации к обучению учащихся;

-овладение

компьютерной

грамотности

учащимися,

повышение

уровня

компьютерной

грамотности у учителя;

-организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;

-создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в

учебно-воспитательном процессе.

-развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;

-эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что

применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет

возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету. Ведь

главная задача каждого учителя- не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и

развить у них интерес у учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую

личность.

Применяя же ИКТ- технологии учитель не только дает знания, но еще и показывает их

границы, обучает школьников приемам обработки информации, разным видам деятельности;

сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что

нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе

ученик сможет максимально раскрыться, показать

все свои возможности и способности,

проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и

осознать, что он личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И следовательно,

учитель выполнил свое предназначение: « нести огонь разумного!»



В раздел образования