Автор: Ильина Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 46 Северяночка
Населённый пункт: Город Гаджиево, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Хлеб -наше богатство" с использованием ИКТ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 46 «Северяночка»
Конспект занятия в старшей группе по
ознакомлению с окружающим миром
«Хлеб – наше богатство»
Воспитатель: Ильина Т.А
Г. Гаджиево
Программное содержание:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям,
вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить
внимание на содержание труда людей, на их слаженность и
взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных
продуктов питания в России.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;
Рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята сегодня я вас приглашаю в путешествие. Послушайте и отгадайте
загадку.
Загадка про хлеб
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
(1 слайд)
Воспитатель: (2 слайд)
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб ржаной, батон и булки,
не добудешь на прогулке. С румяной корочкой, душистый, ароматный,
горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может
быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по
кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий,
душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный,
воздушный, ароматный).
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе
содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память,
улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
Давайте с вами поговорим, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: (3 слайд)
Правильно. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают
ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много
труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим
и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да, хотим!
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной,
лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его
…
Дети:
Тракторист.
Воспитатель: (4 и 5 слайд) Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода,
побежит за трактористом ранним утром борозда.
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И
вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять!
(6 слайд) Выйдут сеялки потом, засевать поля.
К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами
укладывают в почву зерна (7 слайд).
(8 слайд) Рожь поспела, пожелтела.
Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, а
когда зёрна созрели. (9 слайд) собирать пора, за дело!
Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на
поле выходят другие машины – комбайны. (10 слайд) слышен летом до
заката, гул комбайна у реки.
Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по
специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые
беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
(11 слайд) и везут на элеватор урожай грузовики.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и
индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, (12 слайд) и зерно в амбары потечет рекой его машины умные
сделают мукой. (13 слайд).
Там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с
закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины
механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с
вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз,
как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
(14 слайд) на заводе пекарь хлеб печет с любовью!
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Когда хлеб испечется (15 слайд) скажет он ребятам, кушайте, готово!
Хлеб грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: (16 слайд)
А как все эти продукты можно назвать вместе?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить,
чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о
важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб –
будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько,
сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы,
чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относится к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий
путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство
нашей страны и его нужно беречь.
(17 слайд) Слава миру на Земле! слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб
растил, не жалел трудов и сил!