Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
Автор: Волкова Татьяна Викторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МКОУ Бычковская СОШ Населённый пункт: с.Бычок, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка Раздел: полное образование
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка.
Нетрадиционные уроки - это импровизирование учебного занятия, имеющие
нетрадиционные структуры. Такие уроки включают в себя приёмы и методы различных
форм обучения. Эти уроки основаны на совместной деятельности учителя и учащихся на
уроках и повышение эффективности преподавания.
В последнее время появилось тенденция снижения интереса учащихся к занятиям
иностранным языком. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что
детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои
потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес
учащихся к изучаемому предмету ,но и развивать их творческую самостоятельность и
оживляют мысль.
Нетрадиционные уроки нацелены на:
1)Развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей
2)Воспитание культуры общения и потребностей в практическом использовании языка в
различных сферах
3)Формирование у учащихся интереса и уважение к культуре страны изучаемого языка.
Нетрадиционные формы урока как правило проводятся после изучения темы или
нескольких тем, выполняя функцию обучающего контроля. Такие уроки проходят в
необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки создаёт
атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает
психологический барьер, который возникает на традиционных уроках из-за боязни
совершить ошибку. На таких уроках удаётся достичь самых разнообразных целей
методического, педагогического и психологического характера и в результате учитель
осуществляет контроль знаний ,навыков и умении учащегося по определенной теме,
достигается деловая рабочая атмосфера: серьёзная отношения учащихся к уроку ,участие
всех детей на уроке. Среди большого числа нетрадиционных уроков я практикую часто
проведение таких уроков:
Урок- путешествие, урок-пресс конференция, урок-соревнование, урок- ролевая игра,
урок-игра, урок-праздник, урок-телемост, урок-защита проекта, урок за круглым столом и
т.д.
Прежде всего учителю необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику
каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.
Нетрадиционные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем
этапе работы над темой или разделом (Unit). Их цель – совершенствование ранее
приобретенных учащимися навыков и умений устной речи ( говорения и слушания).
Остановимся на уроках-конференциях. Они могут быть проблемными, тематическими
(проводятся, например, под названиями «Защита окружающей среды. Our Environment»,
«Дороги, которые мы выбираем» -выбор профессии) и читательскими («Литература
страны изучаемого языка»). Конференции по иностранному языку проводятся по
заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают
учащиеся).
Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них всех учащихся.
Учитель выбирает нескольких учащихся с высоким уровнем обученности, которые
помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы для
обсуждения.
Учащиеся готовят презентации уроков, социальную рекламу, постеры, фотосессию,
составляют афишу, сообщающую о теме конференции, месте и времени её проведения.
Учитель помогает ученикам составлять развернутый план их выступлений, выделять
основные положения высказываний, делать краткие выводы из них. К этой работе
привлекаются также консультанты, которые распределяют поисковые задания между
группами учащихся.
При подготовке конференции распределяются и выполняются индивидуальные задания
(составленные в соответствии с вопросами для обсуждения). Учащиеся собирают фото и
видеоматериалы о писателях, создают альбомы о них, о профессиях, выпускают
брошюры-путеводители для туристов по родному краю и Подмосковью, готовят доклады.
Уроку-конференции близок по построению урок-пресс конференция. Он проводится в
форме ролевой игры, например, представляет собой беседы членов какой-либо делегации
с представителями прессы, с корреспондентами различных СМИ.
Варианты пресс-конференций могут быть различными, например ,проходить в виде
встреч:
1.
с людьми разных профессий;
2.
с путешественниками;
3.
с персонажами литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов;
4.
с историческими персонажами;
5.
звездами шоу-бизнеса.
В ходе подготовки к пресс-конференции учащиеся продумывают свои роли, составляют
резюме участников конференции, тренируются в ответах на возможные вопросы, готовят
костюмы и реквизит.
Журналисты определяют, представителями какой (реальной или вымышленной) газеты,
журнала, ТВ каналов и радиостанций они являются.
Учитель совместно с учащимися обсуждает, какие наглядные пособия следует
приготовить к уроку.
Перед участниками конференции ставится речевая задача, она и роли учащихся
обусловливают речевое поведение учащихся.
Ведущий называет тему, цель проведения пресс-конференции, сообщает, кем она
организована, представляет делегации, их руководителей, представителей СМИ, знакомит
их друг с другом, направляет ход пресс-конференции, комментирует высказывания,
благодарит за выступления. Это создает естественную обстановку на уроке.
Главы делегаций представляют журналистам каждого члена делегации, определяют, кто
из них ответит на задаваемые вопросы, если необходимо, организуют обсуждение с ними
того или иного ответа.
Журналисты, прежде чем задать вопрос, сообщают, кого они представляют (орган
печати, радио, ТВ). Задавать вопросы могут и делегации, и отдельные её участники.
В ходе урока-пресс-конференции учащиеся тренируются в монологической речи, в
умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано
отвечать на вопросы.
После проведения урока-пресс-конференции учащиеся могут поделиться своими
впечатлениями о ней на специально открытом учащимися сайте Интернета.
При проведении уроков-конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать
темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, проблематично, так
как цель диспута – формирование общественного мнения в коллективе по обсуждаемой
проблеме.
Предметом обсуждения во время диспута может стать жизнь молодежи в России и в
странах изучаемого языка, наука, литература, искусство, спорт, музыка в странах
изучаемого языка и в нашей стране.
Диспут (от лат. рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновение различных,
иногда прямо противоположных точек зрения. Предметом диспута должна быть проблема,
которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться. Грани между беседой,
конференцией и диспутом подвижны. Если нет предмета спора, а есть лишь выступления,
дополняющие и уточняющие те или иные взгляды, нет и диспута, а в лучшем случае –
обычная беседа или конференция.
Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных для учащихся
вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования. В классе можно
создать группы учеников, объединенных по интересам или группы, имеющие одинаковую
точку зрения на ту или иную проблему. В результате этого на занятиях будут
высказываться различные точки зрения на одну и ту же проблему. Возможны, например,
для обсуждения следующие проблемы: Почему надо иметь главное дело в жизни? Кем
быть? Что значит быть современным?
В заключение следует сказать, что нетрадиционные формы проведения уроков
способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации
уроков вовлекает учащихся в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личностную
сопричастность» каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий
побудительный фон к деятельности, учит учащихся работать с книгой. В процессе
подготовки к выполнению долгосрочных заданий происходит управление
самостоятельной работой учащихся, они овладевают языком в совместной деятельности с
одноклассниками, возникает учебное сотрудничество и партнерство, которые развивают
умение высказываться в беседах, обмениваться мнениями.