Автор: Быченко Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №185
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие сенсорных способностей детей младшего возвраста
Раздел: дошкольное образование
Тема: Развитие сенсорных способностей младшего дошкольника
средствами дидактической игры.
Актуальность: В основе моего опыта лежит проблема сенсорного развития
детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста.
Возраст детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений
об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного
умственного
багажа
детей
дошкольного
возраста
составляют
чувственно
воспринимаемые впечатления.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития
ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия
предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие
формы
познания
строятся
на
основе
образов
восприятия,
являются
результатом
их
переработки.
Овладение
знаниями
и умениями
требует
постоянного
внимания
к внешним
свойствам
предметов
(форме,
цвету,
величине).
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс
образования
меняется,
идет
вперед,
появляются
новые
разработки,
программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных,
любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель,
вносить
что-
то
новое,
яркое.
В
первую
очередь
это
означает
отказ
от
авторитарного
способа
обучения
и
воспитания.
Должны
претерпеть
изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи
с
этим
особое
значение
приобретают
игровые
формы,
в
частности,
развивающие (дидактические) игры.
Теоретическое обоснования опыта: Начала работу со сбора и анализа
информации
по
данной
проблеме,
изучила
исследования
ученых,
педагогическую
литературу
по
сенсорному
воспитанию
дошкольников.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное
воспитание,
направленное
на
обеспечение
полноценного
сенсорного
развития,
является
одной
из
основных
сторон
дошкольного
воспитания.
Отечественные
психологи
А.
Н.
Леонтьев,
С.
Л.
Рубенштейн
и
другие
утверждали,
что
нужно
учить
видеть,
учить
воспринимать
предметы
и
объекты
нас
окружающие,
развивать
целенаправленное
восприятие,
развивать
умение
направлять
свое
внимание
на
те,
или
иные
стороны,
выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки
и свойства.
Проанализировав литературу, оценив свой опыт работы с детьми раннего
возраста, я пришла к выводу, что наибольшего эффекта в развитии сенсорных
способностей детей можно добиться при использовании дидактических игр
на
занятиях
и
в
повседневной
деятельности.
Дидактическая
игра
–
это
возможность
обучить
маленького
ребенка
посредством
активной,
содержательной деятельности.
В дидактических играх дети с меньшим
напряжением
овладевают
новыми
знаниями,
запоминают
материал,
осваивают
новые
способы
деятельности
(сравнивают,
различают,
сопоставляют,
обобщают).
К
тому
же
в
игре
ребенок
может
проявить
активность,
выполнить
игровое
действие,
добиться
результата.
Мне
как
педагогу, интересно найти новые подходы к организации данной работы и
добиться
устойчивых
положительных
результатов
в
развитии
сенсорной
сферы детей раннего возраста.
Я поставила цель: создание условий, обеспечивающих эффективное
использование дидактических игр для
развития сенсорных способностей
детей раннего возраста.
Задачи:
1.
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей
в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим
материалом;
2.
Формировать
умения
ориентироваться
в
различных
свойствах
предметов (цвете, величине, форме, количестве);
3.
Формировать
навыки
овладения
целенаправленными
действиями
с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить
ее до завершения, стремиться к получению положительного результата
и т. д.).
Новизна педагогического опыта. Подобран комплекс дидактических игр
и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.
Направленность опыта работы: представленные дидактические игры
могут
использоваться
педагогами
ДОУ
и
родителями
в
совместной
деятельности с детьми раннего возраста.
Система работы: Приступая к работе, я еще раз пересмотрела методические
пособия:
- Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;
- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша;
-
Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному
воспитанию детей 2-4-го года жизни;
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.
Работу разбила на три блока:
1 блок – образовательная деятельность. Дидактические игры использую на
занятиях по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим. В начале
образовательной деятельности, чтобы привлечь внимание детей, использую
сюрпризные моменты: «Кто это к нам стучится», «Посмотрите, что принесла
нам кукла Катя в чудесном мешочке» и т.д. В процессе работы я побуждаю с
детей к активным действиям с дидактическим материалом. Для закрепления
умений прибегаю к многократным упражнениям с аналогичным материалом.
Это
позволяет
детям
в
дальнейшем
использовать
знания
и
опыт
в
самостоятельных играх. Для поддержания интереса (в конце года) ввожу
соревновательный
элемент,
например,
«Кто
быстрее
соберет
шарики
в
ведерки» и т.п.
2 блок - совместная деятельность взрослого и ребенка. Когда в свободное
время играем с детьми в игры, направленные на их сенсорное развитие.
Работу провожу в основном индивидуально или малыми подгруппами (2-3
ребенка).
Во время игр стараюсь заботиться о хорошем эмоциональном
состоянии ребенка – привлекаю его внимание к предметам и действиям с
помощью введения игровых персонажей (пришла кукла Катя посмотреть, как
мы играем и т.п.)
3 блок – организация условий для самостоятельной детской деятельности,
когда в распоряжение детей представляю игры, которые они уже освоили и
могут играть самостоятельно. Обязательно слежу за тем, чтобы не было
мелких
деталей.
Это
такие
игры,
как
«Пирамидки»,
«Матрешки»,
«Вкладыши» и другие.
Для успешной организации сенсорного развития создала в группе
развивающую
предметно-пространственную
среду.
При
ее
организации
учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы,
склонности, предпочтения, потребности.
Среда безопасна, полифункциональна, тансформируема. Некоторые игры и
пособия,
имеющие
мелкие
детали,
выставляю
только
для
совместной
деятельности.
В
центре
сенсорного
развития
имеются
различные
виды
шнуровок,
бусы,
деревянные
вкладыши,
различные
виды
мозаики,
конструкторы, пазлы и т.д. При непосредственном участии родителей были
приобретены дидактические игры. В уголке природы подобран природный
материал для тактильного восприятия, подобраны игры-эксперименты для
зрительного, слухового, обонятельного восприятия.
Разработала
перспективный
план
дидактических
игр
на
группу
раннего
возраста в соответствии с программой «Детство».
В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры
учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;
Форма:
«Подбери
фигуру»,
«Сложи
картинку»,
«Составь
цветок»,
и т. п.
В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;
Цвет:
«Разноцветные
бусы»,
«Подбери
мышке
чашку»,
«Семья
ежей»
«Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить
предметы по цвету.
Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные
кубики».
2. Игры с предметами:
«Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п.
Многие из игр сделала сама.
Действуя
с предметами,
ребенок
познает
их
качества
и свойства,
знакомит ся
с формой,
величиной,
цветом,
про ст ранственными
соотношениями.
Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он
старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель
этих
игр —
способствовать
закреплению
качеств
предметов
(величина,
форма, цвет).
Подводя итог, можно отметить, что каждая из представленных игр дает
детям возможность узнать и запомнить сенсорные эталоны, помогает узнать,
как устроен мир и расширить кругозор. Дидактические игры выполняют
функцию – контроль состояния сенсорного развития детей.
Результативность использования
дидактических
игр
в
сенсорном
развитии детей раннего возраста очевидна. Использование дидактических игр
эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи
и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память,
воображение,
упорядочиваются
впечатления,
которые
они
получили
при
взаимодействии
с
внешним
миром,
расширяется
словарный
запас,
приобретаются навыки игровой и учебной деятельности
Прослеживается положительная динамика в развитии сенсорной сферы:
-
дети
проявляют
интерес
к
предметам
ближайшего
окружения,
их
свойствам;
- способны целенаправленно наблюдать за объектами восприятия;
- умеют выполнять простейший сенсорный анализ, отбирать предметы по
заданному признаку;
-
стремятся
передавать
отношение
цветов,
размеров
и
форм
в
изобразительной деятельности.
Дети любознательны, активны, эмоциональны и общительны.