Напоминание

Развитие сенсорных способностей детей младшего возвраста


Автор: Быченко Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №185
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие сенсорных способностей детей младшего возвраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Развитие сенсорных способностей младшего дошкольника

средствами дидактической игры.

Актуальность: В основе моего опыта лежит проблема сенсорного развития

детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста.

Возраст детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений

об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного

умственного

багажа

детей

дошкольного

возраста

составляют

чувственно

воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития

ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия

предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие

формы

познания

строятся

на

основе

образов

восприятия,

являются

результатом

их

переработки.

Овладение

знаниями

и умениями

требует

постоянного

внимания

к внешним

свойствам

предметов

(форме,

цвету,

величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс

образования

меняется,

идет

вперед,

появляются

новые

разработки,

программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных,

любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель,

вносить

что-

то

новое,

яркое.

В

первую

очередь

это

означает

отказ

от

авторитарного

способа

обучения

и

воспитания.

Должны

претерпеть

изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи

с

этим

особое

значение

приобретают

игровые

формы,

в

частности,

развивающие (дидактические) игры.

Теоретическое обоснования опыта: Начала работу со сбора и анализа

информации

по

данной

проблеме,

изучила

исследования

ученых,

педагогическую

литературу

по

сенсорному

воспитанию

дошкольников.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное

воспитание,

направленное

на

обеспечение

полноценного

сенсорного

развития,

является

одной

из

основных

сторон

дошкольного

воспитания.

Отечественные

психологи

А.

Н.

Леонтьев,

С.

Л.

Рубенштейн

и

другие

утверждали,

что

нужно

учить

видеть,

учить

воспринимать

предметы

и

объекты

нас

окружающие,

развивать

целенаправленное

восприятие,

развивать

умение

направлять

свое

внимание

на

те,

или

иные

стороны,

выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки

и свойства.

Проанализировав литературу, оценив свой опыт работы с детьми раннего

возраста, я пришла к выводу, что наибольшего эффекта в развитии сенсорных

способностей детей можно добиться при использовании дидактических игр

на

занятиях

и

в

повседневной

деятельности.

Дидактическая

игра

это

возможность

обучить

маленького

ребенка

посредством

активной,

содержательной деятельности.

В дидактических играх дети с меньшим

напряжением

овладевают

новыми

знаниями,

запоминают

материал,

осваивают

новые

способы

деятельности

(сравнивают,

различают,

сопоставляют,

обобщают).

К

тому

же

в

игре

ребенок

может

проявить

активность,

выполнить

игровое

действие,

добиться

результата.

Мне

как

педагогу, интересно найти новые подходы к организации данной работы и

добиться

устойчивых

положительных

результатов

в

развитии

сенсорной

сферы детей раннего возраста.

Я поставила цель: создание условий, обеспечивающих эффективное

использование дидактических игр для

развития сенсорных способностей

детей раннего возраста.

Задачи:

1.

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей

в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим

материалом;

2.

Формировать

умения

ориентироваться

в

различных

свойствах

предметов (цвете, величине, форме, количестве);

3.

Формировать

навыки

овладения

целенаправленными

действиями

с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить

ее до завершения, стремиться к получению положительного результата

и т. д.).

Новизна педагогического опыта. Подобран комплекс дидактических игр

и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

Направленность опыта работы: представленные дидактические игры

могут

использоваться

педагогами

ДОУ

и

родителями

в

совместной

деятельности с детьми раннего возраста.

Система работы: Приступая к работе, я еще раз пересмотрела методические

пособия:

- Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;

- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша;

-

Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному

воспитанию детей 2-4-го года жизни;

- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Работу разбила на три блока:

1 блок – образовательная деятельность. Дидактические игры использую на

занятиях по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим. В начале

образовательной деятельности, чтобы привлечь внимание детей, использую

сюрпризные моменты: «Кто это к нам стучится», «Посмотрите, что принесла

нам кукла Катя в чудесном мешочке» и т.д. В процессе работы я побуждаю с

детей к активным действиям с дидактическим материалом. Для закрепления

умений прибегаю к многократным упражнениям с аналогичным материалом.

Это

позволяет

детям

в

дальнейшем

использовать

знания

и

опыт

в

самостоятельных играх. Для поддержания интереса (в конце года) ввожу

соревновательный

элемент,

например,

«Кто

быстрее

соберет

шарики

в

ведерки» и т.п.

2 блок - совместная деятельность взрослого и ребенка. Когда в свободное

время играем с детьми в игры, направленные на их сенсорное развитие.

Работу провожу в основном индивидуально или малыми подгруппами (2-3

ребенка).

Во время игр стараюсь заботиться о хорошем эмоциональном

состоянии ребенка – привлекаю его внимание к предметам и действиям с

помощью введения игровых персонажей (пришла кукла Катя посмотреть, как

мы играем и т.п.)

3 блок – организация условий для самостоятельной детской деятельности,

когда в распоряжение детей представляю игры, которые они уже освоили и

могут играть самостоятельно. Обязательно слежу за тем, чтобы не было

мелких

деталей.

Это

такие

игры,

как

«Пирамидки»,

«Матрешки»,

«Вкладыши» и другие.

Для успешной организации сенсорного развития создала в группе

развивающую

предметно-пространственную

среду.

При

ее

организации

учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы,

склонности, предпочтения, потребности.

Среда безопасна, полифункциональна, тансформируема. Некоторые игры и

пособия,

имеющие

мелкие

детали,

выставляю

только

для

совместной

деятельности.

В

центре

сенсорного

развития

имеются

различные

виды

шнуровок,

бусы,

деревянные

вкладыши,

различные

виды

мозаики,

конструкторы, пазлы и т.д. При непосредственном участии родителей были

приобретены дидактические игры. В уголке природы подобран природный

материал для тактильного восприятия, подобраны игры-эксперименты для

зрительного, слухового, обонятельного восприятия.

Разработала

перспективный

план

дидактических

игр

на

группу

раннего

возраста в соответствии с программой «Детство».

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры

учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма:

«Подбери

фигуру»,

«Сложи

картинку»,

«Составь

цветок»,

и т. п.

В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

Цвет:

«Разноцветные

бусы»,

«Подбери

мышке

чашку»,

«Семья

ежей»

«Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить

предметы по цвету.

Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные

кубики».

2. Игры с предметами:

«Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п.

Многие из игр сделала сама.

Действуя

с предметами,

ребенок

познает

их

качества

и свойства,

знакомит ся

с формой,

величиной,

цветом,

про ст ранственными

соотношениями.

Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он

старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель

этих

игр —

способствовать

закреплению

качеств

предметов

(величина,

форма, цвет).

Подводя итог, можно отметить, что каждая из представленных игр дает

детям возможность узнать и запомнить сенсорные эталоны, помогает узнать,

как устроен мир и расширить кругозор. Дидактические игры выполняют

функцию – контроль состояния сенсорного развития детей.

Результативность использования

дидактических

игр

в

сенсорном

развитии детей раннего возраста очевидна. Использование дидактических игр

эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи

и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память,

воображение,

упорядочиваются

впечатления,

которые

они

получили

при

взаимодействии

с

внешним

миром,

расширяется

словарный

запас,

приобретаются навыки игровой и учебной деятельности

Прослеживается положительная динамика в развитии сенсорной сферы:

-

дети

проявляют

интерес

к

предметам

ближайшего

окружения,

их

свойствам;

- способны целенаправленно наблюдать за объектами восприятия;

- умеют выполнять простейший сенсорный анализ, отбирать предметы по

заданному признаку;

-

стремятся

передавать

отношение

цветов,

размеров

и

форм

в

изобразительной деятельности.

Дети любознательны, активны, эмоциональны и общительны.



В раздел образования