Напоминание

музыкально-ритмические игры для развития речи у детей


Автор: Григорьева Оксана Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: музыкально-ритмические игры для развития речи у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО»

«

Музыкально – ритмические игры для развития речи у детей»

Подготовила: музыкальный руководитель

высшей категории

Григорьева Оксана Васильевна

Норильск, 2020 год

Пояснительная записка

В статье представлены музыкально – ритмические игры для развития речи у

детей от 1 года до 5 лет. Эти игры так же развивают различные умения и

навыки детей, не утомляя их. Все игры доступны, легки в исполнении и не

занимают много времени. Статья предназначена для родителей и всех, кто

работает с детьми дошкольного возраста. Ребенок растет в игре! Ведь в игре

устанавливаются гармоничные, легкие, здоровые отношения между

маленькими и большими!

Музыкально – ритмические игры для развития речи у детей

Игра – это мир, в котором нет границы между настоящим и

вымышленным. Это уникальный способ обучения. Через игру естественным

образом раскрываются все способности ребёнка, он легко усваивает новые

знания, а совместные игры укрепляют отношения между родителями и

детьми.

Речь ребёнка развивается под влиянием многих факторов – и

врождённых, и социальных. В совместных играх с малышом мы можем

активно влиять на развитие речи ребёнка, развивая его внимание, показывая

способы игр, развивая движения пальчиков и ритмические движения.

Разговаривая с малышом в игре, мы показываем нашу артикуляцию,

позволяем слышать и повторять произнесение слов и фраз. В играх малыш

запоминает множество стихов и простых песенок.

Ребенок познает мир зачастую с помощью подражания взрослым.

Поэтому чем раньше вы начнете заниматься развитием речи ребенка, тем

быстрее он научится строить связные предложения, выработает четкую

артикуляцию.

Музыкально – ритмические игры очень полезны для развития малыша.

Они развивают музыкальные способности ребёнка и являются первым

помощником в развитии речи.

Ритмические игры не занимают много времени -2 -3 минуты между

вашими делами. Кроме того, многие игры можно применять в разных

бытовых ситуациях. Например, ритмично топать по дорожке по дороге в

магазин, в ритм шагам читать стихи на прогулке, в машине можете похлопать

в ладоши.

С малышом очень полезно петь! Пение расслабляет, снимает

напряжение, помогает речевому развитию малыша. Ритмические игры можно

накладывать на любую песенку.

Для развития музыкального слуха учите малыша слушать музыку, и

прежде всего, музыку окружающего мира. Прислушивайтесь вместе с ним к

шуму ветра, к стуку дождя, пению птиц.

Покажите ребенку, как звучат бытовые предметы: постучите по

стаканам («стаканы разговаривают»), погремите крышками, поиграйте с

металлическими и деревянными ложками.

При возможности дайте малышу послушать как звучат разные

инструменты и поиграть на них.

Танцы будут тоже очень полезны вашему шалунишке. Они сильно

отличаются от взрослых представлений о танце. Главное, чтобы ребенок в

процессе танца расслаблял мышцы (следить за тем, что бы не зажимался) и

научился двигаться в такт песенке. Если вы не знаете мотива песни, или он не

получается, то пойте любой мотив из знакомых вам песен. Лишь бы

нравилось вам и малышу!

Любые ваши развивающие занятия будут гораздо эффективнее, если вы

будете сопровождать их с пением и чередовать с танцевальными движениями.

Игра «Играем с ложками!»

В вашем доме может не быть настоящих музыкальных инструментов,

но ложки – деревянные и металлические – всегда найдутся.

Вам понадобятся: 4 – 5 любых ложки; 2 – 3 игрушки малыша.

Как играть. Предложите на кухне ребенку поиграть с ложками.

Спойте ему какую – нибудь знакомую, любимую песенку и попросите

подыграть вам, ударяя в такт ложкой.

К нам гости пришли, дорогие пришли!

Мы не зря кисель варили, пироги пекли!

Начните отстукивать ритм вместе с ним, чтобы показать такой способ

игры. Возможно, у вас имеются не только металлические, но и

пластмассовые, и деревянные ложки. Постучите и такими ложками, обращая

внимание ребенка на разницу в звуках, которые они издают.

Усевшись поудобнее за столом или на полу, вложите одну ложку в руку

ребенка. Разрешите ему постучать ложкой по столу. Затем начните петь

песенку. Отстукивайте вместе с ребенком ложкой ритм мелодии (если поете)

или слов (если просто говорите нараспев). Возьмите ложку и для себя –

вместе играть интересней!

Предложите ребенку пригласить в гости любимого зайку и мишку и

дайте им тоже ложки – пусть играют!

Чем полезна игра:

Развивает чувство ритма и координацию движений.

Учит соотносить движения со звуком.

Учит сопровождать сюжетную игру ритмическими движениями.

Игра «Играем с колокольчиком!»

Очень полезно для малыша учиться слушать разные звуки в

окружающем нас мире. Пусть он попробует и сам извлечет звенящие звуки из

разных предметов. Можно, например, постучать палочкой по стакану, или

ложкой по кастрюле, и обратиться к ребенку: «Слышишь, как звенит?»

Вам понадобятся: колокольчик; палочка или карандаш.

Как играть. Покажите малышу колокольчик. Послушайте вместе – какой

мелодичный звон он издает. Ударяйте по нему сначала громче, затем тише.

Дайте ребенку позвенеть в колокольчик. Обратите внимание, что звук длится:

«Послушай, как колокольчик долго поет!»

Дайте малышу в руки палочку и позвольте ударить по колокольчику.

Насладитесь этим звуком: «Послушай, как звенит!» Напомните ему о том, что

звенят и капельки дождя, и спойте одну из подходящих песенок про дождик.

Держите малыша за руку, помогая рассчитать свое движение, и ударяйте по

колокольчику в такт песне:

Дождик, дождик, пуще

Дам тебе я гущи,

Дам тебе я ложку

Хлебай понемножку!

Кап – кап – кап!

Кап – кап – кап!

Пение этой песенки можно включить в изобразительную деятельность

ребенка. Можно, к примеру, сделать аппликацию «Дождик». Выкладывайте

заранее вырезанные из цветной бумаги капельки в такт пению. Затем

наклейте их вместе с ребенком на лист и спойте песню еще раз, прикладывая

пальчики малыша к наклеенным каплям.

Чем полезна игра:

Учит соотносить собственные движения со словами песенки.

Учит слышать длину и силу звука.

Учит отслеживать и регулировать темп мелодии и движений.

Игра «Играем на барабане!»

Поищите с малышом вокруг те предметы, которые могут издавать

глухие звуки. Постучите палкой или ложкой по деревянному ящику, плотной

картонной коробке, перевёрнутому пластмассовому ведру, по железной

коробке из под чая. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать, по

чему вы стучите: по дереву, пластмассе или картонке. А можно изготовить

барабан своими руками.

Вам понадобятся: детский барабан; палочки; лист бумаги; два

фломастера.

Как играть. Прежде чем играть на барабане, позвольте ребенку рассмотреть

его. К примеру, обведите барабан по контуру, показывая малышу: «Круглый

барабан!» Постучите по барабану костяшками пальцев: «Стук – стук!»

Вложите малышу в руки барабанные палочки и вместе с ним постучите

по барабану, напевая песню:

Барабан гремит,

Нас в поход зовет!

Барабан гремит,

Нас в поход зовёт!

Варианты: Предложите ребенку простучать песенку на барабане самому, а

вы можете поиграть ему на каком – нибудь другом инструменте, например,

пианино или ксилофоне (используя только одну ноту) или просто громко

декламируя стишок. Чтобы малышу было проще попасть в ритм песни,

играйте медленно, но достаточно громко и отчётливо пойте песенку.

Чем полезна игра:

Знакомит с барабаном.

Учит самостоятельно отбивать простой ритм песни (так как

инструмент прост и привлекателен для ребенка).

Учит попадать палочками по барабану и рассчитывать движения.

Игра «Играем на ксилофоне!»

Один из музыкальных инструментов, который вы просто обязаны

купить вашему ребенку – это ксилофон (металлофон)! Конечно, вовсе

необязательно приобретать дорогой оркестровый ксилофон (металлофон), но

маленький, детский – уж пожалуйста! Он доставит вам и малышу много

удовольствия!

Вам понадобятся: детский ксилофон (металлофон); палочки;

Как играть. Попробуйте провести с ребенком такую ритмическую игру.

Вложите ему в руки деревянную ложку или специальную палочку для

ксилофона. Спойте один раз любую песенку, например, такую:

Динь – дон, динь – дон!

Это капель звон!

Ярко солнышко сияет,

Тает все кругом!

Покажите малышу, как играть на металлическом или деревянном

ксилофоне. Вложив палочку ему в руку, сыграйте вместе с ним несколько

любых нот.

Таким же образом, помогая движениям ребенка, сыграйте на ксилофоне

(металлофоне) песенку, попадая по любым нотам. Главное – попадать в ритм!

Пойте медленно и отчетливо – так, чтобы ребенок смог почувствовать

ритм песни. Позвольте ребенку поиграть самому, а вы пойте песню,

отхлопывая ритм ладонями.

Варианты: Создайте с ребенком небольшой «оркестр»: вы сядьте за пианино

или возьмите любой другой инструмент, подойтет даже просто погремушка.

Предложите малышу подыграть вам на ксилофоне (металлофоне).

Сыграйте песню несколько раз, меняя ее темп.

Чем полезна игра:

Учит пользоваться простым музыкальным инструментом.

Учит выбирать силу удара.

Учит следовать ритму песенки.

Игра «Вместе с нами»

Чтобы научить тело двигаться ритмично, можно вместе с малышом

потопать и похлопать.

Как играть. Встаньте с ребенком друг против друга и начните петь песню,

например Е. Железновой «Вместе с нами»:

Вместе с нами

(1)Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп

Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп

Ты похлопай вместе с нами, ты похлопай вместе с нами,

Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп

(2)Ты потопай вместе с нами топ и топ…

(3)Ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг…

(4)А теперь ты будешь с нами танцевать

А теперь ты будешь с нами танцевать

А теперь ты будешь с нами, а теперь ты будешь с нами,

А теперь ты будешь с нами танцевать.

1 вариант проведения:

Танец проводится на руках у взрослого или при помощи взрослого.

1 – взрослые помогают ребёнку хлопать

2 – топать

3 - прыгать

4 – взрослые кружатся с ребёнком на руках или все танцуют «как хочется».

2 вариант проведения:

Танец проводится в кругу. Дети и родители танцуют в соответствии с

текстом песни

Пойте ее громко и ритмично. Поочередно громко топайте и хлопайте в

такт песне. Закончите пение аплодисментами: «Хорошо потанцевали!»

Пригласите потанцевать с вами мишку и куклу. Вы возьмите куклу за

руки, а ребенку дайте мишку. Кружитесь и топайте в такт песне. «Какой у нас

получился танец! Как мы хорошо танцуем!»

Эту игру можно применять между «сидячими» занятиями, когда

захочется подвигаться. Такая игра помогает расслабиться и отдохнуть.

Чем полезна игра:

Учит управлять своим телом.

Учит производить ритмические движения в такт музыке.

Регулярное применение музыкально - ритмических игр способствует

развитию координации и моторики. В ходе ритмических игр ребёнок гораздо

лучше запоминает большое количество песен и стихов. Эти умения и знания

очень пригодятся малышу в будущем для успешного освоения чтения и

письма, в развитии артистических способностей, в обучении математике.



В раздел образования