Автор: Полынова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 231
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Конспект занятия по ФЭМП
Тема: Конспект занятия с проблемной ситуацией по формированию элементарных математических представлений "Число7.Цыфра7."
Раздел: дошкольное образование
Наталья Полынова
Конспект занятия с проблемной ситуацией по формированию элементарных
математических представлений
Подготовительная группа
Тема: «Число 7. Цифра 7»
Цель. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
Задачи.
Воспитательные:
1.
Воспитывать
умение
внимательно
слушать
и
выполнять
инструкции
взрослого;
2. Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
3. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Образовательные:
Закреплять:
1. Представления о составе числа 7.
2. Представления взаимосвязи целого и частей.
3. Пространственные отношения.
4. Умение пользоваться простейшим планом.
5. Продолжать закреплять умение измерять длину отрезков с помощью
линейки.
6. Формировать навыки вычислительной деятельности.
7. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на
два меньших числа
Развивающие:
1. Развивать логические методы познания: анализ, сравнение, обобщение.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
3.
Развивать
умение
сопровождать
действие
с
числами
речевым
высказыванием.
Целевые ориентиры:
1.Проявляет инициативу и самостоятельность в ФЭМП
2. Овладевает первичными математическими знаниями
3. Самостоятелен при выполнении математических действий, способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в ФЭМП.
Виды детской деятельности.
1.Игровая
2.Коммуникативная
3.Познавательно-исследовательская
Предварительная работа с детьми:
разучивание стихотворения о цифре семь, чтение сказок, решение логических
задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия.
Методические приемы:
Игровой
Наглядный
Словесный
Материалы к занятию.
Демонстрационный:
картинки с изображениями козы, 7 козлят, волка,
домик, план и «письмо» к нему.
Раздаточный: кружочки 7 штук одного цвета, карточки с отрезками, план,
карандаши цветные, линейки.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Дорогие ребята! Доброе утро! Давайте встанем все в круг и поприветствуем
друг друга. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг).
Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за
мной:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
1.Состав числа
- отгадайте из какой сказки слова
«… Отворили дверь козлята
И…пропали все куда-то!»
(«Волк и семеро козлят»)
- Вот ушла коза, а козлята стали играть в прятки. Как они организовались для
игры, на какие две группы они поделились?
( 6 и 1)
- а теперь пройдите к столам, возьмите по 7 кружочков одного цвета и
разложите их на две группы так как поделились козлята играя в прятки.
- А на какие группы, еще могли поделиться козлята, чем то занимаясь ?
( 3 и 4, 4 и3, 2 и 5, 5 и 2, 1 и 6)
2. Измерение отрезков. (Детям раздаются карточки с изображением
домика, от которого проведены отрезки до двух кругов с обозначением волка
и козлят)
-
Ушла коза, поиграли козлята в прятки и решили пойти на полянку, там
порезвиться.
Бегали,
играли, расшумелись.
А тем временем
недалеко от домика
проходил волк. Захотел
он козлятинки отведать и побежал
к домику.
Увидели его козлята и скорей бросились убегать в дом. Посмотрите на
картинку и скажите кто быстрее добежит до домика?
(Козлята, потому что их дорожка короче, чем дорожка волка.)
- А как это можно определить?
- измерить линейкой
(садятся за столы, измеряют, записывают)
- дорожка волка 7 см, а дорожка козлят 6 см, она короче.
Физминутка. Вышли волки на охоту
Бродят волки по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.
(Движения согласно текста)
3. Работа с планом
- Не удалось ему съесть козлят и решил он другую добычу поискать. Шел он,
шел и к домику пришел. А к какому домику он пришел у нас есть вот такая
подсказка.
(Работа с планом)
(один ребенок показывает и рассказывает)
(пошел прямо, дошел до грибочка, повернул налево, дошел до дерева, опять
повернул налево дошел до домика. И этот домик под номером 1.)
- В этом домике жили лягушка- квакушка и мышка-норушка, не открыли
они ему дверь. И пошел волк к другому домику. А по какому пути он шел и к
какому домику пришел вы сейчас определите сами.
(Проходят за столы и самостоятельно определяют. )
Затем один ребенок у доски показывает путь волка.
-
от
домика
лягушки
волк
пошел
прямо.
дошел
до
дерева,
повернул
налево,дошел до ягодки, повернул направо и пошел до елочки. около елки он
повернул еще раз направо и шел прямо к домику, это домик под №3
4. Проблемная ситуация.
-
Пришла
коза
домой,
козлята
все
дома,
все
хорошо
и
решила
она
им
праздник устроить, испечь
печенье.
Только печенье она захотела сделать
разной формы. Коза обошла все магазины в округе, но формочек для печенья
купить не смогла. С помощью чего Коза сможет изготовить печенье разной
формы?
(Высказывания детей. … )
-
Я
предлагаю
подумать
над
этой
проблемой
и
на
следующем
занятии
предложить свои варианты
5.Закрепление
навыка
счета
в
пределах
7,
развитие
мелкой
моторики.
(Работа в тетради)
-
Наигрались, козлята, набегались и спать легли. А мама-коза решила им
варежки к зиме связать. Но вот самый маленький козленок разбаловался, и
все варежки перепутались. Никак коза их не разберет. Давайте ей поможем!
- Посмотрите внимательно, какие варежки образуют пару?
- Как это показать?
(Соединить ниточками)
-
А чтобы варежки больше не путались раскрасьте каждую пару своим
цветом.
6. Итог занятия.
-
сегодня
мы
разыграли
с
вами
новую
сказку
про
волка
и
козлят
–
математическую.
Вы хорошо
справились со всеми заданиями. Чему вы
сегодня научились?
- Для всех ли козлят связала варежки коза? (нет) Сколько пар не хватает?
(три)
- нарисуйте дома три пары варежек, придумайте и запишите на них свои
примеры
и
раскрасьте
каждую
пару
варежек
одинаковым
цветом.
И
не
забудьте подумать над тем, с помощью чего Коза сможет изготовить печенье
разной формы?
Используемая литература:
1.
Петерсон
Л.Г.,
Холина
Н.П.
«Раз-ступенька,
два-
ступенька…».
Практический
курс
математики
для
дошкольников.
Методические
рекомендации. Ювента, 2008г.
2.Суворова О.В., Птуха Кристина, «Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей». Детство-пресс, 2010 г.