Автор: Тимофеева Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» с использованием персонажей настольного театра.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
(МБДОУ «Детский сад № 109»)
413108, Саратовская область, Энгельсский район, рабочий поселок Приволжский, 3 квартал, дом 14а,
телефон/факс 8(8453)756-238, e-mail: mbdou.
engels109@yandex.
ru
Конспект непрерывной образовательной деятельности по
развитию речи в старшей группе
Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» с использованием персонажей
настольного театра.
Выполнила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 109»
Тимофеева Ольга Геннадьевна
2020 г
Конспект непрерывной образовательной деятельности по
развитию речи в старшей группе
Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» с использованием персонажей
настольного театра.
Выполнила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 109»
Тимофеева Ольга Геннадьевна
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью
упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.
Задачи:
Обучающие:
Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с]
и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за
своим ответом и ответом других детей.
Закреплять навыки звукового анализа.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу
голоса.
Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Воспитывать желание помогать
Речевые:
Обогащать словарный запас детей
Оборудование: колокольчик, Маша из настольного театра «Маша и
медведь»
Демонстрационный материал: 1 конверт: список слов. 2 конверт:
чистоговорки. 3 конверт: стихотворение. 4 конверт: графическое задание.
5конверт: «Доскажи словечко» + картинки ответов.
Раздаточный материал: листы с изображением снеговика и воздушного
шарика точками, цветные карандаши
Организация и регламент занятия:
I. Вводная часть – 2 минуты.
II. Основная часть –22 минуты.
III. Заключительная часть –1 минута.
Ход ОД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I. Вводная часть
Дети с воспитателем стоят в кругу.
В: Ребята, предлагаю вам
поприветствовать друг друга с
помощью колокольчика.
Например: – Здравствуй, Дашенька!
Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Витенька! Дин-дон-
дон!
И так далее, пока колокольчик не
обойдет весь круг.
Дети, называя имя соседа в ласковой
форме, передают друг другу
колокольчик
II. Основная часть
Стук в дверь, в гости к детям
приходит Машенька (персонаж из
настольного театра «Маша и
медведь»
В:-Ребята, посмотрите к нам сегодня
в гости пришла Маша. Давайте
поздороваемся с ней.
Дети дружно здороваются с Машей.
В:-Но она почему то грустная. Что
случилось Маша?
М: Здравствуйте, ребята! Я пришла к
вам с просьбой о помощи. Мой друг
Мишка, дал мне задания, чтобы я
выучила два звука [с] и [ш], а я
совсем запуталась в них. Мне очень
хочется разобраться, и прошу вас
помочь мне с этим. Задания, которые
надо сделать лежат в конвертах.
Помогите мне, пожалуйста.
В:- Ребята, вы согласны помочь
Маше?
Тогда за дело. Маша присаживайся с
нами.
Воспитатель берет 1 конверт с
заданием: Список слов на
определение звуков [С] и [Ш]
В: - Ребята, определите звуки [С] и
[Ш] на слух. Если в слове есть
звук[С], вы хлопаете в ладоши, а
если есть звук[Ш], сжимаете
пальчики в кулачки. Слушайте
внимательно: СУМКА, ГУАШЬ,
КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО,
МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО,
МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ,
КАМЫШ, КАРАНДАШ, ЛАВАШ,
ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС,
УКСУС, КОНТРАБАС, КОСМОС,
ШОССЕ.
В: -Молодцы, ребята, вы справились
с заданием.
Воспитатель берет 2 конверт с
Дети соглашаются помочь
Машеньке.
Дети садятся на стулья
Дети определяют звуки «С-Ш» на
слух.
заданием, в котором игра на
произношение чистоговорок
«повтори не ошибись»
В: - А сейчас мы поиграем в игру
«Повтори и не ошибись».
Произносим отчетливо,
проговариваем правильно.
(индивидуально, группой)
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.
Ши- Ши- Ши – любят сказки
малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе
хорошо.
Воспитатель добивается четкого и
правильного произношения
чистоговорок.
В: - Молодцы ребята, справились с
заданием.
Воспитатель берет 3 конверт с
заданием «Физкультминутка»
В: - Ребята выходите из столов,
будем с вами выполнять
физкультминутку
В: - Сначала буду маленьким
(присесть на корточки)
К коленочкам прижмусь (обнять
колени руками и прижать)
Потом я вырасту большим(Встать)
Дети проговаривают чистоговорки.
Дети проходят в свободную зону для
выполнения физкульминутки.
Дети выполняют движения по
тексту.
В: -Как же здорово у вас получилось
выполнить задание из 3 конверта.
Садитесь, пожалуйста, мы
продолжаем.
Воспитатель открывает 4 конверт с
заданием.
В: - Ребята посмотрите перед вами
листочки с силуэтами рисунков, но
рисунки нарисованы по точкам, нам
их нужно обвести по точкам и
дорисовать.
В: - Ребята скажите какой звук стоит
в начале слова Снеговик? Какой звук
стоит вначале слова Шарик?
Воспитатель берет 5 конверт с
заданием.
В: -Ребята, последнее задание,
которое точно поможет Машеньке
запомнить звуки [С] и [Ш] игра
«Доскажи словечко», я буду вам
читать стихотворения, а вы должны
досказать последнее слово.
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
Банан на пальме – для
мартышки,
А на сосне для белки …(шишки)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …(снежинки)
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
Дети присаживаются на свои места
за столы.
Дети дорисовывают рисунки
Снеговика и Воздушный шарик.
Дети отвечают.
Дети договаривают слова.
В :- Ребята, вы большие молодцы!
Только мне интересно, помогли мы
Маше запомнить и отличать звуки
[С] и [Ш]?
Воспитатель обращается к Маше.
Маша нам интересно все ли ты
запомнила? Мы смогли тебе помочь?
Маша - Ребята, спасибо вам
большое. Вы выполнили все задания
и помогли мне. Теперь я никогда не
перепутаю звуки [С] и [Ш]. До
свидания!
Дети прощаются с Машей.
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы
учились различать звуки С-Ш.
-Произнесите звук Ш еще раз. Как
расположены ваши губы? А зубы
видны? А как расположен язычок?
-А теперь произнесите звук С. Как
теперь расположены губы и язычок?
-Дети, включается ли голос, когда
мы произносим эти звуки?
В: - Спасибо ребята вам и от меня.
Вы отлично поработали сегодня.
Дети произносят звуки.
Дети отвечают на поставленные
вопросы.
Приложение к конверту 4 «Дорисуй по точкам»
Приложение к конверту 1 «Определите звуки в слове»
СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ,
МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО,
МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ,
КАРАНДАШ, ЛАВАШ, ЛАНДЫШ,
ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,
КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
Приложение ко 2 конверту «Повтори не ошибись»
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.
Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
Приложение к конверту 3 «Физкультминутка»
Сначала буду маленьким (присесть на корточки)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)
Потом я вырасту большим(Встать)
До лампы дотянусь (подняться на носочки)
Приложение к конверту 5 «Доскажи словечко»
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
Банан на пальме – для мартышки,
А на сосне для белки …(шишки)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …(снежинки)
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)