Напоминание

Методическая разработка организованной образовательной деятельности коррекционно - развивающей направленности в подготовительной группе для детей с ОВЗ


Автор: Кузнецова Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РМЭ
Населённый пункт: Республика Марий –Эл г. Йошкар – Ола
Наименование материала: Методическая разработка организационной образовательной деятельности коррекционной направленности
Тема: Методическая разработка организованной образовательной деятельности коррекционно - развивающей направленности в подготовительной группе для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

«Детство»

Методическая разработка

для детей старшей группы

с ограниченными возможностями здоровья:

«Жить в мире с другими»

Автор:

Кузнецова Наталия

Александровна,

воспитатель высшей

квалификационной

категории

Аннотация

Дошкольный возраст является периодом активного познания мира и

человеческих отношений, периодом формирования нравственных представлений,

в соответствии с традициями, социальной средой, в которой ребенок находится.

Выражается нравственность в суждениях, оценках, в поведении человека.

И.А. Тисленкова, И.Ф. Мулько утверждают, что нравственное воспитание

детей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться

сегодня всеми, кто имеет отношения к детям особенно в настоящее время, так как

за

последние

годы

отмечен

рост

детского

негативизма,

агрессивности,

тревожности, страхов, приводящих к нарушениям поведения.

В методической разработке представлены методы и приемы по формированию

нравственных

представлений

и

развитию

связной

речи

у

д е т е й

с ограниченными возможностями здоровья.

В

представленной

методической

разработке

поэтапные,

пошаговые

компоненты обучения детей взаимосвязаны. С помощью сказки на фланелеграфе,

детям раскрыто значение слов: «равнодушный», «заботливый» и введено в их

пассивный

и

активный

словарь.

Специальные

речевые

игры

и

упражнения

способствуют

лучшему

усвоению

нравственных

норм

поведения, обогащают

словарный

запас,

развивают

фразовую

речь,

восприятие,

память,

внимание,

мышление, а так же самосознание детей.

2

Введение

Нравственность, по утверждению многих авторов: Т.А. Ткаченко, В.И.

Петровой,

Т.Д.

Стульника,

М.

Скребецкой

это

стремление

личности

к

моральным нормам.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает

первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам,

природе,

усваивает

моральные

нормы

общества.

Необходимо

формировать

у

детей

такие

важные

для

каждого

человека

черты,

как

любовь

к

Родине,

доброжелательность и уважение к окружающим.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного

опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения,

что

может

неблагоприятно

сказываться

на

формировании

его

нравственных

качеств.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки,

развивающиеся

на

основе

осмысленного

отношения

детей

к

нравственному

содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у

детей

осознанное

поведение,

подчиненное

нормам

морали,

на

конкретных

примерах разъяснять, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это

те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают

взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку,

договорится

о

том,

как

вместе

поиграть».

Такие

конкретные

разъяснения

помогают

детям

постепенно

осознавать

общие

моральные

понятия

(добрый,

вежливый,

справедливый,

скромный,

заботливый

и

др.),

которые

в

силу

конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Большое внимание на развитие у детей нравственных чувств оказывает чтение

сказок,

рассказов,

где

описывается

борьба

положительных

и

отрицательных

персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо

желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение

к нравственному и безнравственному.

3

Тема: «Жить в мире с другими»

Образовательная область: социальное развитие

Педагогическая цель:

формировать у детей морально - нравственные

представления.

Задачи:

- раскрыть детям значение слов: «равнодушный», «заботливый», ввести их в

пассивный и активный словарь;

- развивать фразовую речь в вопросно-ответной форме через игру: «Хорошо –

плохо»;

-

упражнять

детей

в

анализе

поступков

с

позиции

моральных

норм,

учить

обосновывать свой ответ и давать оценку;

- упражнять в подборе антонимов посредством игрового упр.: «Скажи наоборот»;

- развитие самосознания через игру: «Расскажи о себе»;

- развитие внимания через упр.: «Пожалуйста»;

- развитие объема слуховой памяти через игру: «Назови вежливое слово»;

-

воспитывать

доброжелательное

отношение

к

окружающим,

учить

видеть

последствия негативного поступка для себя и для других.

Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками, способны

сотрудничать, выполняют исполнительские функции в совместной деятельности,

проявляют умение слушать других и стремление быть понятым другими, могут

выражать свои мысли, рассуждают, проявляют любознательность, интересуются

причинно – следственными связями.

Освоение

содержания

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Физическое

развитие»,

«Социально

коммуникативное».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, речевая,

познавательно – исследовательская.

Средства реализации: мягкая игрушка - мишка, волшебная палочка, платье

для Феи, набор картинок с хорошими и плохими поступками детей, фланелеграф,

4

герои к рассказу на фланелеграфе, маленький рюкзачок, магнитофон, на каждого

ребенка веселая и грустная пиктограмма, конфеты.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Звучит спокойная мелодия, дети заходят в группу.

В.: - Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте

поприветствуем их!

В.:

-

Гости

очень

рады

видеть

вас,

они

знают,

что

вы

веселые,

добрые,

дружелюбные ребята, вы много знаете и умеете.

В.: - А еще, к вам в гости сегодня пришел Мишка, он очень хочет пожить у вас в

группе, и поиграть с вами. Вот он (оглядываюсь). - Да где же он? Мишка ты где?

В.: - Вот же он (достаю). - Мишка немного застеснялся, его можно понять, ведь

он ничего не знает о вас.

В.: - Давайте каждый из вас расскажет Мишке о себе и тогда он успокоится, и не

будет нас стесняться. У кого Мишка будет в руках, тот ему расскажет о себе: как

тебя зовут, сколько тебе лет, какой ты, что ты любишь, что тебе не нравится.

(Дети по очереди передают друг другу Мишку и рассказывают о себе)

Примерные ответы:

Я Данил Александров, мне 6 лет. Я добрый, веселый. Я люблю конфеты, свою

маму и дедушку. Я не люблю, когда меня обманывают.

Вывод: Молодцы! Ну вот, Мишка, теперь ты познакомился с нашими ребятами,

надеюсь, они тебе понравились. Они у нас очень хорошие, правда.

2. «Путешествие в Детский сад».

В.: - Сейчас я хочу предложить вам совершить маленькое путешествие.

Звучит спокойная музыка.

В.: - Отвернитесь и закройте глаза руками.

(Дети стоят спиной к гостям, с закрытыми глазами)

В.: - Представьте, что я превратилась в Фею.

(Воспитатель надевает на себя накидку и берет в руки «волшебную палочку.)

5

Ф.: Можете открыть глаза и повернуться к нам лицом.

(Дети открывают глаза и поворачиваются).

Ф.: Я добрая Фея. У меня в руках волшебная палочка, если я прикоснусь к вам

этой палочкой, то смогу перенести вас в любую часть нашей земли. Сейчас я хочу

пригласить вас в один детский сад, где живут дети старшей группы, такие же, как

и вы. Тот, до кого я дотронусь волшебной палочкой, сядет на стульчик.

(Фея мягко прикасается волшебной палочкой до каждого ребенка, дети садятся

на стульчики.)

Музыка выключается.

3. Я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Юлей.

(показ на фланелеграфе)

Наступила весна. Солнце стало светить ярче, греть теплее. На крышах

появились сосульки. Синицы, вороны запели веселые песни: «Весна пришла!

Весна пришла! Ура! Ура». Снег потихоньку стал таять.

Утром, мама привела свою дочку Юлю в детский сад без варежек. Юля думала,

что варежки лежат в кармане пальто, а они, оказывается, остались сушиться на

батарее, дома.

После всех занятий ребята вышли на прогулку. Снега на участке еще было

много, ведь это было начало весны.

Стали ребята играть в снежки, лепить снеговика. Только Юля стояла грустная в

стороне, и не играла.

Обращаюсь к детям:

Ф.: - Ребята, Почему Юля стояла грустная и не играла?

Ф.: Правильно, Юля не играла, потому что у нее не было варежек и ее руки

замерзли.

Рассказываю продолжение истории:

- Толя и Оля стали звать Юлю: «Юля иди к нам играть, мы будем вместе лепить

маленького снеговика!»

- Юля им ответила: «Нет, не пойду, у меня руки замерзли, я варежки дома

забыла».

6

- Мальчики ей ответили: «Ну, как хочешь».

- Настя и Дима стали звать Юлю: «Юля иди к нам играть, снежки лепить!»

- Юля им ответила: «Нет, не пойду, у меня руки замерзли, я варежки дома

забыла».

- Дети ей ответили: «Ну, как хочешь».

- Так Юля и стояла грустная в стороне и не играла.

Беседа:

Ф.: - Ребята этой группы знали, что у Юли замерзли руки, и ни кто не предложил

ей свои варежки.

Ф.: - А как бы вы поступили на их месте?

Ф.: - Я бы тоже предложила Юле свои варежки, чтобы ее руки согрелись.

Ф.:

-

Что

можно

сказать

о

ребятах,

какие

они? (Плохие,

жадные) Почему?

(Потому что знали, что у девочки замерзли руки и не дали Юле варежки погреть

руки)

Ф.: - А еще, их можно назвать равнодушными. Ребята знают, что Юле плохо, у нее

замерзли руки и не обращают на нее внимания, играют. Равнодушные ребята.

Равнодушными быть плохо.

Ф.: На закрепление. Спрашиваю всех детей по очереди:

- Как мы можем назвать ребят? Какие ребята? (Ребята равнодушные)

Ф.: Ребята, как вы думаете, что было дальше? (Ответы детей)

Ф.: Хотите узнать продолжение? (Рассказываю)

- Данил увидел, что Юля стоит в стороне, ей плохо, грустно, у нее замерзли руки.

Ему стало жалко девочку, он подошел к ней, снял свои варежки

и сказал:

«Возьми, надень мои варежки». Девочка заулыбалась, надела варежки Данила, и

они всю прогулку играли вместе.

Ф.: - Что можно сказать о Даниле? Какой он? (Добрый, хороший, не жадный.)

Почему? (Потому что он пожалел Юлю, дал свои варежки)

Ф.: А еще, про него можно сказать, что он заботливый! Он проявил заботу о

девочке. Молодец Данил, заботливый!

Спрашиваю всех детей по очереди: - Какой Данил? (заботливый)

7

- А какие ребята? (равнодушные)

Ф.: Данил заботливый, а ребята равнодушные.

Ф.: - Как вы думаете, к чему в дальнейшем может привести их равнодушие?

(О них тоже ни кто не будет заботиться)

Ф.: - Правильно. Вот забудут они варежки дома, и ни кто о них заботиться не

станет, вот тогда им станет грустно, неприятно. А в этом виноваты они сами.

Ф.: - Ребята, я очень надеюсь, что вы будите заботливыми к другим людям, а не

равнодушными.

4. Игра: «Пожалуйста». Прошу детей встать.

Ф.: - Какое сейчас время года? (Весна)

- Весной, какие птицы прилетают? (Весной прилетают перелетные птицы)

Сейчас, я сделаю три взмаха своей волшебной палочкой, и вы превратитесь, в

перелетных птиц. Раз! Два! Три! Ну вот, теперь вы не ребята старшей группы, а

перелетные птицы. Птицы, летите ко мне.

Ф.: Птицы ноги размяли, присели, полетели. Кто это летит? (Я грач, я цапля, я

журавль, я кукушка, я ласточка, я лебедь)

Давайте сыграем в игру, которая называется: «Пожалуйста». Я буду

показывать движения, а вы должны их за мной повторить только в том случае,

если я скажу слово «пожалуйста». Я буду вас путать, будьте внимательны!

Предлагаются движения: «Птицы помашите крыльями, пожалуйста», «Постойте

на

одной

ноге,

пожалуйста»,

«Покружитесь,

пожалуйста»,

«Попрыгайте,

пожалуйста»,

«Помашите

одним

крылом,

пожалуйста»,

«Подуйте

на

крыло»,

«Почистите клюв» и т.д.

Фея: - Замечательно поиграли! Молодцы! Вам понравилось? (Да) Все птицы

были очень внимательные!

- А теперь я взмахну своей волшебной палочкой, и вы превратитесь снова в детей.

Раз! Два! Три! Теперь вы снова дети.

Ф.: - Пришло время нам возвращаться из нашего маленького путешествия.

Ф.: - Давайте вспомним, как мы назвали ребят, которые не обращали внимания на

Юлю, у которой замерзли руки? (Равнодушные ребята)

8

- А какой Данил в этой истории? (Заботливый)

Фея: - Молодцы!

- Прошу детей отвернуться и закрыть глазки.

Звучит медленная мелодия.

Снимаю накидку.

Восп.: Можете открыть глаза и повернуться. Теперь вы снова стали ребятами

старшей группы, а я вашей воспитательницей, Наталией Александровной.

5. Упр.: «Скажи слово наоборот». (Образование антонимов)

Восп.: Я буду называть слово, а вы должны сказать слово с противоположным

значением, наоборот. Кто правильно подберет слово, тот сядет за стол.

Ответы детей: равнодушный - заботливый, трусливый – смелый, неряшливый –

аккуратный, ленивый – трудолюбивый, жадный – щедрый.

Восп.: Молодцы! С заданием справились!

6. Игра: «Хорошо или плохо».

- Ребята, дети из младшей группы просят вас о помощи. Они рассматривали

картинки и все их перепутали и теперь не знают, какие поступки на картинках

нарисовал художник хорошие, а какие плохие. Поможем малышам разложить

картинки? Конечно, поможем, маленьким надо помогать.

Восп.: - У вас на столах лежат маски: веселая и грустная. Если на картине,

художник нарисовал хороший поступок, то вы поднимете веселую маску, если

плохой, то грустную.

1. Мальчик бросает камень в собаку. (Плохой, потому что животных нельзя

обижать о них надо заботиться.)

- Что может произойти с этим мальчиком дальше? Собака, станет злой и начнет

кусаться. Она не будет кусать других людей, она будет кусать именно его, а в этом

виноват он сам.)

2. В автобусе мальчик сидит на сидении, а рядом с ним стоит бабушка. (Плохо,

потому что бабушкам надо уступать место, они старенькие им трудно стоять

на ногах.)

9

- Что может произойти с этим мальчиком, когда он тоже будет стареньким? (Ему

тоже ни кто не будет уступать место)

- А еще мы можем сказать про него, что он равнодушный.

3.

Мальчик

катает

девочку

на

игрушечной

лошадке.

(Хороший,

потому

что

мальчик и девочка играют дружно. Посмотрите, как девочке нравится, что ее

катает мальчик на лошадке, какие у них красивые, добрые, веселые лица.)

4.

Мальчик

проходит

мимо

бабушек

и

не

здоровается.

(Плохой,

потому

что

мальчик не поздоровался, со старшими надо здороваться первыми.)

-

Что

будут

говорить

про

этого

мальчика?

Мальчик

не

воспитанный,

не

здоровается со старшими. Вот испекут бабушки пироги и мальчика не захотят

угостить.

5. Девочка поливает цветы. (Хорошо, потому что цветы надо поливать, иначе они

засохнут)

- Девочка заботится о цветах, девочка заботливая.

Восп.: Ну, вот вы и справились, молодцы, помогли малышам разобрать картинки.

Перед прогулкой отнесем их малышам и расскажем. Вот они обрадуются

.

7. Упр.: «Назови вежливое слово»

Восп.: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Сядьте на пол в кружок.

(Воспитатель делает вид, что его подзывает к себе Мишка, подходит к нему и

берет его на руки. Мишка, что – то говорит воспитателю на ухо)

Восп.: - Ребята, Мишка сказал, что он принес с собой волшебный рюкзачок,

который хочет подарить вам. Вы так много знаете о том, когда мальчики и девочки

поступают правильно и наоборот неправильно, а вот знаете ли вы вежливые

слова? Рюкзачок откроется только в том случае, если вы назовете вежливые слова.

В.: - Давайте поиграем в игру, которая так и называется: «Назови, вежливое

слово». Сядьте на пол в кружок.

- Сейчас я назову вежливое слово, Дима повторит мое слово и назовет свое

вежливое слово, Юля повторит мое слово, Димино и назовет свое слово и так все

по порядку. (Дети выполняют упражнение)

Восп.: Молодцы! Справились с заданием! Мишке очень понравилось.

10

8. Восп.: Давайте еще раз вспомним, какие два новых слова мы сегодня узнали?

(Равнодушный и Заботливый) Правильно, молодцы!

- А вы заботились о ком нибудь? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, открылся сундучок или нет. Открылся.

А вот и угощения. Спасибо Мишка! Что вы будете делать с этим угощеньем?

Прямо

сейчас

скушайте. - Правильно,

сначала

мы угостим гостей.

Дети

угощают гостей. Занятие окончено.

Заключение

Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что большую

роль в формировании нравственных представлений у детей с ограниченными

возможностями

здоровья

играет

педагог.

Он

обучает

позитивным

моделям

поведения, развивает стремление к проявлению сочувствия и сопереживания,

умение находить достоинства в себе и окружающих. Эти умения приобретаются

детьми

в

процессе

чтения

и

последующего

анализа

художественного

произведения, обсуждения и проигрывания проблемных ситуаций, словесных игр

и упражнений на выражение эмоционального состояния другого, активизирует

речь и обогащает словарь, стимулирует желание самостоятельно делать выводы,

тем самым у детей формируются социальный интеллект.

Список использованных источников:

1. Бычкова, С.С., Формирование умения общения со сверстниками у старших

дошкольников / С.С. Бычкова – М.: АРКТИ, 2010. – 96с.

11

2. Виноградова А.М., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/

А.М. Виноградова – М.: Просвещение, 2008. – 102с.

3. Коноваленко С.В., Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9

лет / С.В. Коноваленко - М.: Издательство «Гном и Д», 2014. – 80 с.

4. Мулько И.Ф.,

Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет/ И.Ф.

Мулько – М.: ТЦ Сфера, –2011. – 97с.

5. Нечаева В.Г., Нравственное воспитание детей в детском саду/ В.Г.Нечаева – М.:

Просвещение, 2013. – 254с.

12



В раздел образования