Автор: Кузнецова Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РМЭ
Населённый пункт: Республика Марий –Эл г. Йошкар – Ола
Наименование материала: Методическая разработка организационной образовательной деятельности коррекционной направленности
Тема: Методическая разработка организованной образовательной деятельности коррекционно - развивающей направленности в подготовительной группе для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Детство»
Методическая разработка
для детей старшей группы
с ограниченными возможностями здоровья:
«Жить в мире с другими»
Автор:
Кузнецова Наталия
Александровна,
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Аннотация
Дошкольный возраст является периодом активного познания мира и
человеческих отношений, периодом формирования нравственных представлений,
в соответствии с традициями, социальной средой, в которой ребенок находится.
Выражается нравственность в суждениях, оценках, в поведении человека.
И.А. Тисленкова, И.Ф. Мулько утверждают, что нравственное воспитание
детей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться
сегодня всеми, кто имеет отношения к детям особенно в настоящее время, так как
за
последние
годы
отмечен
рост
детского
негативизма,
агрессивности,
тревожности, страхов, приводящих к нарушениям поведения.
В методической разработке представлены методы и приемы по формированию
нравственных
представлений
и
развитию
связной
речи
у
д е т е й
с ограниченными возможностями здоровья.
В
представленной
методической
разработке
поэтапные,
пошаговые
компоненты обучения детей взаимосвязаны. С помощью сказки на фланелеграфе,
детям раскрыто значение слов: «равнодушный», «заботливый» и введено в их
пассивный
и
активный
словарь.
Специальные
речевые
игры
и
упражнения
способствуют
лучшему
усвоению
нравственных
норм
поведения, обогащают
словарный
запас,
развивают
фразовую
речь,
восприятие,
память,
внимание,
мышление, а так же самосознание детей.
2
Введение
Нравственность, по утверждению многих авторов: Т.А. Ткаченко, В.И.
Петровой,
Т.Д.
Стульника,
М.
Скребецкой
–
это
стремление
личности
к
моральным нормам.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает
первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам,
природе,
усваивает
моральные
нормы
общества.
Необходимо
формировать
у
детей
такие
важные
для
каждого
человека
черты,
как
любовь
к
Родине,
доброжелательность и уважение к окружающим.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного
опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения,
что
может
неблагоприятно
сказываться
на
формировании
его
нравственных
качеств.
В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки,
развивающиеся
на
основе
осмысленного
отношения
детей
к
нравственному
содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у
детей
осознанное
поведение,
подчиненное
нормам
морали,
на
конкретных
примерах разъяснять, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это
те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают
взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку,
договорится
о
том,
как
вместе
поиграть».
Такие
конкретные
разъяснения
помогают
детям
постепенно
осознавать
общие
моральные
понятия
(добрый,
вежливый,
справедливый,
скромный,
заботливый
и
др.),
которые
в
силу
конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.
Большое внимание на развитие у детей нравственных чувств оказывает чтение
сказок,
рассказов,
где
описывается
борьба
положительных
и
отрицательных
персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо
желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение
к нравственному и безнравственному.
3
Тема: «Жить в мире с другими»
Образовательная область: социальное развитие
Педагогическая цель:
формировать у детей морально - нравственные
представления.
Задачи:
- раскрыть детям значение слов: «равнодушный», «заботливый», ввести их в
пассивный и активный словарь;
- развивать фразовую речь в вопросно-ответной форме через игру: «Хорошо –
плохо»;
-
упражнять
детей
в
анализе
поступков
с
позиции
моральных
норм,
учить
обосновывать свой ответ и давать оценку;
- упражнять в подборе антонимов посредством игрового упр.: «Скажи наоборот»;
- развитие самосознания через игру: «Расскажи о себе»;
- развитие внимания через упр.: «Пожалуйста»;
- развитие объема слуховой памяти через игру: «Назови вежливое слово»;
-
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
учить
видеть
последствия негативного поступка для себя и для других.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками, способны
сотрудничать, выполняют исполнительские функции в совместной деятельности,
проявляют умение слушать других и стремление быть понятым другими, могут
выражать свои мысли, рассуждают, проявляют любознательность, интересуются
причинно – следственными связями.
Освоение
содержания
образовательных
областей: «Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Социально
–
коммуникативное».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, речевая,
познавательно – исследовательская.
Средства реализации: мягкая игрушка - мишка, волшебная палочка, платье
для Феи, набор картинок с хорошими и плохими поступками детей, фланелеграф,
4
герои к рассказу на фланелеграфе, маленький рюкзачок, магнитофон, на каждого
ребенка веселая и грустная пиктограмма, конфеты.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Звучит спокойная мелодия, дети заходят в группу.
В.: - Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте
поприветствуем их!
В.:
-
Гости
очень
рады
видеть
вас,
они
знают,
что
вы
веселые,
добрые,
дружелюбные ребята, вы много знаете и умеете.
В.: - А еще, к вам в гости сегодня пришел Мишка, он очень хочет пожить у вас в
группе, и поиграть с вами. Вот он (оглядываюсь). - Да где же он? Мишка ты где?
В.: - Вот же он (достаю). - Мишка немного застеснялся, его можно понять, ведь
он ничего не знает о вас.
В.: - Давайте каждый из вас расскажет Мишке о себе и тогда он успокоится, и не
будет нас стесняться. У кого Мишка будет в руках, тот ему расскажет о себе: как
тебя зовут, сколько тебе лет, какой ты, что ты любишь, что тебе не нравится.
(Дети по очереди передают друг другу Мишку и рассказывают о себе)
Примерные ответы:
Я Данил Александров, мне 6 лет. Я добрый, веселый. Я люблю конфеты, свою
маму и дедушку. Я не люблю, когда меня обманывают.
Вывод: Молодцы! Ну вот, Мишка, теперь ты познакомился с нашими ребятами,
надеюсь, они тебе понравились. Они у нас очень хорошие, правда.
2. «Путешествие в Детский сад».
В.: - Сейчас я хочу предложить вам совершить маленькое путешествие.
Звучит спокойная музыка.
В.: - Отвернитесь и закройте глаза руками.
(Дети стоят спиной к гостям, с закрытыми глазами)
В.: - Представьте, что я превратилась в Фею.
(Воспитатель надевает на себя накидку и берет в руки «волшебную палочку.)
5
Ф.: Можете открыть глаза и повернуться к нам лицом.
(Дети открывают глаза и поворачиваются).
Ф.: Я добрая Фея. У меня в руках волшебная палочка, если я прикоснусь к вам
этой палочкой, то смогу перенести вас в любую часть нашей земли. Сейчас я хочу
пригласить вас в один детский сад, где живут дети старшей группы, такие же, как
и вы. Тот, до кого я дотронусь волшебной палочкой, сядет на стульчик.
(Фея мягко прикасается волшебной палочкой до каждого ребенка, дети садятся
на стульчики.)
Музыка выключается.
3. Я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Юлей.
(показ на фланелеграфе)
Наступила весна. Солнце стало светить ярче, греть теплее. На крышах
появились сосульки. Синицы, вороны запели веселые песни: «Весна пришла!
Весна пришла! Ура! Ура». Снег потихоньку стал таять.
Утром, мама привела свою дочку Юлю в детский сад без варежек. Юля думала,
что варежки лежат в кармане пальто, а они, оказывается, остались сушиться на
батарее, дома.
После всех занятий ребята вышли на прогулку. Снега на участке еще было
много, ведь это было начало весны.
Стали ребята играть в снежки, лепить снеговика. Только Юля стояла грустная в
стороне, и не играла.
Обращаюсь к детям:
Ф.: - Ребята, Почему Юля стояла грустная и не играла?
Ф.: Правильно, Юля не играла, потому что у нее не было варежек и ее руки
замерзли.
Рассказываю продолжение истории:
- Толя и Оля стали звать Юлю: «Юля иди к нам играть, мы будем вместе лепить
маленького снеговика!»
- Юля им ответила: «Нет, не пойду, у меня руки замерзли, я варежки дома
забыла».
6
- Мальчики ей ответили: «Ну, как хочешь».
- Настя и Дима стали звать Юлю: «Юля иди к нам играть, снежки лепить!»
- Юля им ответила: «Нет, не пойду, у меня руки замерзли, я варежки дома
забыла».
- Дети ей ответили: «Ну, как хочешь».
- Так Юля и стояла грустная в стороне и не играла.
Беседа:
Ф.: - Ребята этой группы знали, что у Юли замерзли руки, и ни кто не предложил
ей свои варежки.
Ф.: - А как бы вы поступили на их месте?
Ф.: - Я бы тоже предложила Юле свои варежки, чтобы ее руки согрелись.
Ф.:
-
Что
можно
сказать
о
ребятах,
какие
они? (Плохие,
жадные) Почему?
(Потому что знали, что у девочки замерзли руки и не дали Юле варежки погреть
руки)
Ф.: - А еще, их можно назвать равнодушными. Ребята знают, что Юле плохо, у нее
замерзли руки и не обращают на нее внимания, играют. Равнодушные ребята.
Равнодушными быть плохо.
Ф.: На закрепление. Спрашиваю всех детей по очереди:
- Как мы можем назвать ребят? Какие ребята? (Ребята равнодушные)
Ф.: Ребята, как вы думаете, что было дальше? (Ответы детей)
Ф.: Хотите узнать продолжение? (Рассказываю)
- Данил увидел, что Юля стоит в стороне, ей плохо, грустно, у нее замерзли руки.
Ему стало жалко девочку, он подошел к ней, снял свои варежки
и сказал:
«Возьми, надень мои варежки». Девочка заулыбалась, надела варежки Данила, и
они всю прогулку играли вместе.
Ф.: - Что можно сказать о Даниле? Какой он? (Добрый, хороший, не жадный.)
Почему? (Потому что он пожалел Юлю, дал свои варежки)
Ф.: А еще, про него можно сказать, что он заботливый! Он проявил заботу о
девочке. Молодец Данил, заботливый!
Спрашиваю всех детей по очереди: - Какой Данил? (заботливый)
7
- А какие ребята? (равнодушные)
Ф.: Данил заботливый, а ребята равнодушные.
Ф.: - Как вы думаете, к чему в дальнейшем может привести их равнодушие?
(О них тоже ни кто не будет заботиться)
Ф.: - Правильно. Вот забудут они варежки дома, и ни кто о них заботиться не
станет, вот тогда им станет грустно, неприятно. А в этом виноваты они сами.
Ф.: - Ребята, я очень надеюсь, что вы будите заботливыми к другим людям, а не
равнодушными.
4. Игра: «Пожалуйста». Прошу детей встать.
Ф.: - Какое сейчас время года? (Весна)
- Весной, какие птицы прилетают? (Весной прилетают перелетные птицы)
Сейчас, я сделаю три взмаха своей волшебной палочкой, и вы превратитесь, в
перелетных птиц. Раз! Два! Три! Ну вот, теперь вы не ребята старшей группы, а
перелетные птицы. Птицы, летите ко мне.
Ф.: Птицы ноги размяли, присели, полетели. Кто это летит? (Я грач, я цапля, я
журавль, я кукушка, я ласточка, я лебедь)
Давайте сыграем в игру, которая называется: «Пожалуйста». Я буду
показывать движения, а вы должны их за мной повторить только в том случае,
если я скажу слово «пожалуйста». Я буду вас путать, будьте внимательны!
Предлагаются движения: «Птицы помашите крыльями, пожалуйста», «Постойте
на
одной
ноге,
пожалуйста»,
«Покружитесь,
пожалуйста»,
«Попрыгайте,
пожалуйста»,
«Помашите
одним
крылом,
пожалуйста»,
«Подуйте
на
крыло»,
«Почистите клюв» и т.д.
Фея: - Замечательно поиграли! Молодцы! Вам понравилось? (Да) Все птицы
были очень внимательные!
- А теперь я взмахну своей волшебной палочкой, и вы превратитесь снова в детей.
Раз! Два! Три! Теперь вы снова дети.
Ф.: - Пришло время нам возвращаться из нашего маленького путешествия.
Ф.: - Давайте вспомним, как мы назвали ребят, которые не обращали внимания на
Юлю, у которой замерзли руки? (Равнодушные ребята)
8
- А какой Данил в этой истории? (Заботливый)
Фея: - Молодцы!
- Прошу детей отвернуться и закрыть глазки.
Звучит медленная мелодия.
Снимаю накидку.
Восп.: Можете открыть глаза и повернуться. Теперь вы снова стали ребятами
старшей группы, а я вашей воспитательницей, Наталией Александровной.
5. Упр.: «Скажи слово наоборот». (Образование антонимов)
Восп.: Я буду называть слово, а вы должны сказать слово с противоположным
значением, наоборот. Кто правильно подберет слово, тот сядет за стол.
Ответы детей: равнодушный - заботливый, трусливый – смелый, неряшливый –
аккуратный, ленивый – трудолюбивый, жадный – щедрый.
Восп.: Молодцы! С заданием справились!
6. Игра: «Хорошо или плохо».
- Ребята, дети из младшей группы просят вас о помощи. Они рассматривали
картинки и все их перепутали и теперь не знают, какие поступки на картинках
нарисовал художник хорошие, а какие плохие. Поможем малышам разложить
картинки? Конечно, поможем, маленьким надо помогать.
Восп.: - У вас на столах лежат маски: веселая и грустная. Если на картине,
художник нарисовал хороший поступок, то вы поднимете веселую маску, если
плохой, то грустную.
1. Мальчик бросает камень в собаку. (Плохой, потому что животных нельзя
обижать о них надо заботиться.)
- Что может произойти с этим мальчиком дальше? Собака, станет злой и начнет
кусаться. Она не будет кусать других людей, она будет кусать именно его, а в этом
виноват он сам.)
2. В автобусе мальчик сидит на сидении, а рядом с ним стоит бабушка. (Плохо,
потому что бабушкам надо уступать место, они старенькие им трудно стоять
на ногах.)
9
- Что может произойти с этим мальчиком, когда он тоже будет стареньким? (Ему
тоже ни кто не будет уступать место)
- А еще мы можем сказать про него, что он равнодушный.
3.
Мальчик
катает
девочку
на
игрушечной
лошадке.
(Хороший,
потому
что
мальчик и девочка играют дружно. Посмотрите, как девочке нравится, что ее
катает мальчик на лошадке, какие у них красивые, добрые, веселые лица.)
4.
Мальчик
проходит
мимо
бабушек
и
не
здоровается.
(Плохой,
потому
что
мальчик не поздоровался, со старшими надо здороваться первыми.)
-
Что
будут
говорить
про
этого
мальчика?
Мальчик
не
воспитанный,
не
здоровается со старшими. Вот испекут бабушки пироги и мальчика не захотят
угостить.
5. Девочка поливает цветы. (Хорошо, потому что цветы надо поливать, иначе они
засохнут)
- Девочка заботится о цветах, девочка заботливая.
Восп.: Ну, вот вы и справились, молодцы, помогли малышам разобрать картинки.
Перед прогулкой отнесем их малышам и расскажем. Вот они обрадуются
.
7. Упр.: «Назови вежливое слово»
Восп.: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Сядьте на пол в кружок.
(Воспитатель делает вид, что его подзывает к себе Мишка, подходит к нему и
берет его на руки. Мишка, что – то говорит воспитателю на ухо)
Восп.: - Ребята, Мишка сказал, что он принес с собой волшебный рюкзачок,
который хочет подарить вам. Вы так много знаете о том, когда мальчики и девочки
поступают правильно и наоборот неправильно, а вот знаете ли вы вежливые
слова? Рюкзачок откроется только в том случае, если вы назовете вежливые слова.
В.: - Давайте поиграем в игру, которая так и называется: «Назови, вежливое
слово». Сядьте на пол в кружок.
- Сейчас я назову вежливое слово, Дима повторит мое слово и назовет свое
вежливое слово, Юля повторит мое слово, Димино и назовет свое слово и так все
по порядку. (Дети выполняют упражнение)
Восп.: Молодцы! Справились с заданием! Мишке очень понравилось.
10
8. Восп.: Давайте еще раз вспомним, какие два новых слова мы сегодня узнали?
(Равнодушный и Заботливый) Правильно, молодцы!
- А вы заботились о ком нибудь? (Ответы детей)
- Давайте посмотрим, открылся сундучок или нет. Открылся.
А вот и угощения. Спасибо Мишка! Что вы будете делать с этим угощеньем?
Прямо
сейчас
скушайте. - Правильно,
сначала
мы угостим гостей.
Дети
угощают гостей. Занятие окончено.
Заключение
Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что большую
роль в формировании нравственных представлений у детей с ограниченными
возможностями
здоровья
играет
педагог.
Он
обучает
позитивным
моделям
поведения, развивает стремление к проявлению сочувствия и сопереживания,
умение находить достоинства в себе и окружающих. Эти умения приобретаются
детьми
в
процессе
чтения
и
последующего
анализа
художественного
произведения, обсуждения и проигрывания проблемных ситуаций, словесных игр
и упражнений на выражение эмоционального состояния другого, активизирует
речь и обогащает словарь, стимулирует желание самостоятельно делать выводы,
тем самым у детей формируются социальный интеллект.
Список использованных источников:
1. Бычкова, С.С., Формирование умения общения со сверстниками у старших
дошкольников / С.С. Бычкова – М.: АРКТИ, 2010. – 96с.
11
2. Виноградова А.М., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/
А.М. Виноградова – М.: Просвещение, 2008. – 102с.
3. Коноваленко С.В., Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9
лет / С.В. Коноваленко - М.: Издательство «Гном и Д», 2014. – 80 с.
4. Мулько И.Ф.,
Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет/ И.Ф.
Мулько – М.: ТЦ Сфера, –2011. – 97с.
5. Нечаева В.Г., Нравственное воспитание детей в детском саду/ В.Г.Нечаева – М.:
Просвещение, 2013. – 254с.
12