Автор: Анисимова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №141
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративно -прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания
дошкольников.
Вос
питатель старшей группы
МБДОУ №141 г. Иркутска
Анисимова Елена Петровна
«Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера – это
цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства», -
писал Василий Александрович Сухомлинский. Он же говорил, что: «Важнейшая задача
эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира
духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в
самом себе». Его слова актуальны и сегодня.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание,
использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства,
формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его
видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический
процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть
красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет
жизни детей. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит
воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту,
искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно
выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.
Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного
воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления
с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды
художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к
искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Мы живем во времена, когда образование претерпевает глобальные перемены –
внедрение в практику Федерального государственного образовательного стандарта (далее
ФГОС). «ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в
сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы
дошкольного образования…», а также дополнительных программ, которые
разрабатываются педагогами самостоятельно.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что: «…
Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание
личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре
других народов…»;
Согласно п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта: «…
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.)».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о
важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в
воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушенская, П. П. Блонский, Т. С.
Шацкий, Ю. В. Максимов и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые
яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства
прекрасного, развивает творческие способности детей.
Авторы Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю. в содержание понятия
«эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося
и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить,
создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве». В. Н.
Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое
воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения
учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании
прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно,
что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это
часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического,
часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и
потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и
игрушки заменяют на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила
жестокость. По своей сути это чуждо природе детской, натуре растущего человека.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача
особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания
духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта
для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с
искусством народных мастеров.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие
– важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного
опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны
действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса
становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний,
умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает
глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи
и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена
высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку
открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного
искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –
подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический
процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет
возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в
руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской
росписью и т. д. Поэтому мы перед собой ставим цель подарить детям радость творчества,
познакомить с историей народного творчества. Работая по основной образовательной
программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, нами разработана
дополнительная рабочая программа «Родничок» - это комплексная программа по
ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на
нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей. Данная
рабочая программа является специализированной программой эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и
интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям
декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей,
знакомство с историей русского народного творчества, историей своего народа, своей
страны.
Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит
ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах
поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с
другими людьми.
Работая по программе «Родничок», мы сформировали устойчивый интерес у детей к
истории и культуре нашего народа. Дошкольники имеют представление о народных
промыслах и умеют различать их. Дети имеют практические навыки и умения по работе с
различными материалами. У детей развиты творческие способности: богатое
воображение, нестандартное мышление, утонченное восприятие.
Работа по эстетическому воспитанию предполагает участие родителей в данном
процессе. Для этого в группе работает клуб для родителей «Собеседник», проводятся
индивидуальные консультации по русской народной культуре, периодически происходит
смена информации в папках-передвижках по декоративно-прикладному искусству, в
соответствии с изучаемым материалом.