Напоминание

"Декоративно -прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников"


Автор: Анисимова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №141
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративно -прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания

дошкольников.

Вос

питатель старшей группы

МБДОУ №141 г. Иркутска

Анисимова Елена Петровна

«Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера – это

цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства», -

писал Василий Александрович Сухомлинский. Он же говорил, что: «Важнейшая задача

эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира

духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в

самом себе». Его слова актуальны и сегодня.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание,

использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства,

формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его

видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический

процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть

красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет

жизни детей. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит

воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту,

искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно

выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного

воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления

с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды

художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к

искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Мы живем во времена, когда образование претерпевает глобальные перемены –

внедрение в практику Федерального государственного образовательного стандарта (далее

ФГОС). «ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к

дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в

сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы

дошкольного образования…», а также дополнительных программ, которые

разрабатываются педагогами самостоятельно.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что: «…

Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений,

сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного

отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание

личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и

религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре

других народов…»;

Согласно п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта: «…

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-

смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,

музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к

окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование

сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной

творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,

музыкальной и др.)».

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее

актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о

важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на

первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в

воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушенская, П. П. Блонский, Т. С.

Шацкий, Ю. В. Максимов и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые

яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства

прекрасного, развивает творческие способности детей.

Авторы Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю. в содержание понятия

«эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося

и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить,

создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве». В. Н.

Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое

воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения

учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании

прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно,

что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это

часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического,

часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и

потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и

игрушки заменяют на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила

жестокость. По своей сути это чуждо природе детской, натуре растущего человека.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача

особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания

духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта

для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с

искусством народных мастеров.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие

– важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного

опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны

действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса

становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний,

умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает

глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи

и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена

высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку

открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного

искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –

подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети

должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический

процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет

возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в

руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской

росписью и т. д. Поэтому мы перед собой ставим цель подарить детям радость творчества,

познакомить с историей народного творчества. Работая по основной образовательной

программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, нами разработана

дополнительная рабочая программа «Родничок» - это комплексная программа по

ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на

нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей. Данная

рабочая программа является специализированной программой эстетического воспитания

детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и

интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям

декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей,

знакомство с историей русского народного творчества, историей своего народа, своей

страны.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит

ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах

поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с

другими людьми.

Работая по программе «Родничок», мы сформировали устойчивый интерес у детей к

истории и культуре нашего народа. Дошкольники имеют представление о народных

промыслах и умеют различать их. Дети имеют практические навыки и умения по работе с

различными материалами. У детей развиты творческие способности: богатое

воображение, нестандартное мышление, утонченное восприятие.

Работа по эстетическому воспитанию предполагает участие родителей в данном

процессе. Для этого в группе работает клуб для родителей «Собеседник», проводятся

индивидуальные консультации по русской народной культуре, периодически происходит

смена информации в папках-передвижках по декоративно-прикладному искусству, в

соответствии с изучаемым материалом.



В раздел образования