Автор: Карасева Елена Михайловна
Должность: МАДОУ Д\с 472
Учебное заведение: МАДОУ Д\с 472
Населённый пункт: новосибирск
Наименование материала: пособие
Тема: Многофункциональное логопедическое пособие "Звуковая улитка".
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 472 «ТИГРЁНОК»
(МАДОУ д/с № 472)
Выполнила: Карасева Елена
Михайловна
Воспитатель первой кв. кат.
Новосибирск 2020г.
Описание пособия:
Предлагаю
многофункциональное
логопедическое
пособие
для
детей
дошкольного
возраста.
Пособие
предназначено
для
индивидуальных
и
подгрупповых
логопедических
занятий.
Данный
материал
будет
полезен
для
учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые
можно
использовать
в
соответствии
с
поставленной
целью.
Картинки
легко
снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки.
Данное
пособие
можно
использовать
при
работе
над
лексическими
темами,
проводить
лексико-грамматические
упражнения
«Скажи
ласково»,
«Мой,
моя,
моё»,
«Четвёртый
лишний»
и
многие
другие.
Кроме
того
можно
широко
использовать пособие при обучении детей грамоте. На домик улитки помещаются
картинки с буквами или слогами, а дети составляют слова.
Цель
пособия:
Автоматизация
и
дифференциация
звуков,
развитие
фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий
речи; развитие просодической стороны речи.
Задачи:
-формировать фонетико-фонематические представления и слоговую
структуру слова.
-развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
-стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
-поддерживать положительный эмоциональный настрой.
-способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Образовательная область: речевое развитие.
Аннотация пособия « Звуковая улитка»
Многофункциональная
дидактическая
логопедическая
игра
«Звуковая
улитка»
используется для:
коррекции звукопроизношения;
развития фонематического восприятия;
развития связной речи;
обучения грамоте;
развития грамматического строя речи;
активизации и обогащения лексики;
развития
познавательных
процессов
(зрительную
память,
мышление,
воображение);
развития мелкой моторики.
Актуальность
По результатам мониторинга в последнее время нарушения произношения у детей
увеличиваются как количественно, так и качественно. Опыт моей работы показывает, у
воспитанников с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. Поэтому
в ходе своей работы, я стараюсь разнообразить игры, наглядный и раздаточный материал.
Для
дошкольников
работа
по
автоматизации
звуков
бывают
зачастую
трудна
и
однообразна. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения
поставленного
звука
во
всех
формах
речи:
в
слогах,
в
словах,
в
предложениях
и
в
свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях.
Материал
для
автоматизации
звуков
преследует
не
только
цели
закрепления
правильного
звука,
но
и
вводят
дошкольников
в
игровую
ситуацию,
эмоционально
приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение
игровых задач, развивают речь, фонематический слух, обогащают и активизируют словарь,
устраняют грамматические недостатки речи, закрепляют звуковой анализ и синтез слов.
В процессе работы с дидактическим пособием «Звуковая улитка» дошкольники
учатся понимать и употреблять термин «звук, слово, предложение», выделять слова из
общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, устанавливать последовательность
звуков в слове, осознают звуковой и слоговой состав слов, дифференцировать звуки по
твердости и мягкости, звонкости и глухости.
Таким
образом,
обучение
с
применением
данного
игрового
пособия
позволяет
повысить интерес к занятиям, создать предпосылки для мыслительных процессов, т.е.
ребенок, играя, забывает о том, что он учится.
Назначение пособия
Пособие
«
Звуковая
улитка»
используется
на
групповых,
подгрупповых
и
индивидуальных занятиях с воспитанниками. Данное пособие рекомендуется не только
логопедам, но и воспитателям для коррекции речи у дошкольников с нарушением речи.
Варианты игр:
1«Назови слова с заданным звуком»
Цель: совершенствовать умение воспитанников произносить правильно выученный звук
в слове.
Материал: картинки с заданным звуком , "звуковая улитка"
Ход игры: К улитке прикрепляется нужный звук. Предложить ребенку назвать картинки с
заданным звуком.
2. «Где спрятался звук?»
Цель: совершенствовать умение воспитанников находить местоположение (начало,
середина, конец слова) заданного звука в слове.
Материал: картинки с заданным звуком, "звуковая улитка"
Ход игры: К улитке прикрепляется нужный звук. Предложить ребенку назвать картинку,
где присутствует этот звук. Назвать где находиться заданный звук в начале слова, потом в
середине слова, затем в конце слова.
3. «Улитка учит язычок делать зарядку»
Цель: развивать артикуляционную моторику детей
Материал: картинки для артикуляционных упражнений
Описание:
ребенок рассматривает картинки, которые везёт улитка, и выполняют
определённое артикуляционное упражнение
4. «Найди звук в слове»
Цель: совершенствовать умение ребенка находить заданный звук в слове.
Материал: картинки с заданным звуком, картинки, в словах которых отсутствует этот
звук, "звуковая улитка"
Ход игры: К улитке прикрепляется нужный звук. Предложить ребенку найти картинку,
где присутствует этот звук.
5. «Посчитай»
Цель: совершенствовать навыки счета в пределах пяти, умения согласовывать
существительные и числительные.
Материал: картинки,"звуковая улитка".
Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Он
должен назвать картинку в соответствии с цифрой, находящейся рядом с креплением.
(Например, одна оса, две рыбки и т.д.)
6. «Назови ласково»
Цель: совершенствовать умения воспитанников образовывать существительные при
помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Материал: картинки,"звуковая улитка".
Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Он должен
назвать это слово ласково. (Например, забор - заборчик, машина - машинка и т.д.)
7. «Один-много»
Цель: продолжать формировать умение воспитанников правильно образовывать в речи
существительные множественного числа;
Материал: картинки (в единственном числе),"звуковая улитка".
Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке.
Ребенку предлагается назвать выбранную картинку во множественном числе. (Например,
рыбка - много рыбок, карандаш - много карандашей и т.д. Или рыбка - рыбки, карандаш -
карандаши и т.д.)
8. «Какой предмет?»
Цель: совершенствовать умения воспитанников согласовывать существительные и
прилагательные.
Материал: картинки,"звуковая улитка".
Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке. Он
должен назвать картинку и придумать соответствующее прилагательное. (Например,
ананас вкусный, кактус колючий и т.д.)
9. "Что делает?"
Цель: совершенствовать навык подбора слов - действий к имени существительному
Материал: картинки,"звуковая улитка".
Ход игры: Ребенок самостоятельно прикрепляет понравившуюся картинку к улитке.
Предложить ребенку придумать действие, которое может совершать выбранный предмет.
(Например, трава растет, мишка сидит и т.д.)
10." Составь слово из букв"
Цель: развивать умения воспитанников составлять несложные слова из букв.
Материал: картинки,"звуковая улитка".
Ход игры: Предложить ребенку придумать простые слова (из 4 - 5 букв) и прикрепить их
на основу. Для усложнения предложить ребенку придумать слова на заданный звук.