Автор: Ситницкая Татьяна Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДАОУ "Детский сад№109"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическая разработка НОД с элементами театрализации
Тема: "Путешествие на остров "Театр"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский
сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей №109»
Конспект интегрированного занятия
с элементами театрализации.
Тема: «Путешествие на остров «Театр»
(подготовительная группа)
Подготовила:
Ситницкая Татьяна Геннадьевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ № 109
г. Оренбурга
Тема:
«Путешествие на остров «Театр»
Связь с другими образовательными областями (интеграция):
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие, «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Развитие интереса детей к сценическому искусству, двигательной активности,
способности использовать музыкальные впечатления, творчество, воображение.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать на произведениях русских народных сказок, музыкальных русских
произведениях нравственно-эстетические чувства дошкольников, прививать любовь
к
музыкальному
искусству,
развивать
эстетическое
восприятие,
творческое
мышление.
Воспитывать нравственно-эстетические качества, доброжелательность, любовь к
фольклору.
Развивающие:
Развивать
творческие
способности
детей,
воображение
и
индивидуальное
самовыражение в музыкально-театрализованной деятельности.
Развивать компоненты устной речи в театрализованной деятельности.
Развивать способность свободно и раскрепощено держатся при выступлении,
побуждать
к
импровизации
средствами
мимики,
выразительных
движений,
интонации.
Воспитывать любовь к родному русскому языку через фольклор.
Образовательные:
Обогащать детей музыкальными впечатлениями через слушание, игры и пляски.
Учить владеть выразительными движениями и оттенками - выражение лица,
жеста и движение тела другого человека.
Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
Формировать и активизировать познавательный интерес детей к сценическому
искусству.
Расширять кругозор детей в области творчества.
Расширять и активизировать словарный запас: театр, аплодисменты, актер, грим,
декорация, жест, этюд, мимика, пантомима, парик, дикция.
Оздоровительные:
Применять
такие
технологии
как
танцевальная
импровизация,
этюды,
пальчиковая гимнастика, музыкальная игра.
Повышать уровень речевого развития.
Обеспечивать эмоциональное благополучие детей.
Методы: Игровой, практический, словесный, моделирования, импровизации,
творческий.
Форма организации занятия: групповая и подгрупповая.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1.
Приемы
постановки
целей
и
мотивации
деятельности
детей: создание
игровой мотивации «В гости в театр»; разучивание песни «Колобок», придумывание
нового окончания сказки.
2.
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание
развивающей
среды,
загадывание
загадки,
создание
проблемной
ситуации,
обследование, анализ и выводы.
3.
Приемы
организации
практической
деятельности
детей: показ
слайдов,
комментирование, психогимнастика: этюд, пальчиковая гимнастика, продуктивная
деятельность (драматизация сказки « Колобок»).
4.
Приемы
поддержания
интереса
у
детей: ситуация выбора, планирование,
физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению
деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование
видов детской деятельности.
5.
Приемы
оценки
и
самооценки:
поощрение,
совместное
с
воспитателем
и
детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь
детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
а) Оборудование для драматизации:
Костюмы: Колобка, Бабки, Деда, волка, зайца, лисы, медведя, цветов.
Декорации: елки, пенек, домик, забор, стол, самовар, коромысло с ведрами,
прялка, лавка, колобок, сундук с шапочками-масками и цветами.
б) Наглядный материал:
Книжка «Русские народные сказки»
в) Технические средства обучения:
музыкальный центр, компьютер;
CD-диск;
мультимедийная установка;
фортепиано;
подборка песенного материала и слайдов.
Предварительная
работа:
учились
с
детьми
перемещаться
свободно
в
пространстве, координировать свои действия с товарищами, проводилась работа по
использованию разных интонаций: грустно, радостно, удивленно, сердито, читали и
обсуждали сказку, инсценировали на заданную тему.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к искусству театра, театральной культуре;
- умения детей действовать самостоятельно;
-
проявление
эмоциональной
отзывчивости
в
деятельности
и
общении
со
взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ
спектакля.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1.
Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
2.
Активно участвует в продуктивной деятельности.
3.
Проявляет самостоятельность.
4.
Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5.
Сопереживает.
6.
Эмоционально реагирует.
7.
Соподчиняет мотивы.
8.
Проявляет волевое усилие.
9.
Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области
Интеграция
Решаемые задачи
Познавательное
развитие
Знакомство с
родным русским
языком через
фольклор.
Развивать
интерес
к
истории
русской
культуры, к искусству театра.
Принимать
активное,
заинтересованное
участие в образовательном процесссе.
Социально-ком-
муникативное
развитие
Импровизировать
игры-
драматизации на
темы знакомых
сказок.
Беседа
о
театре,
репертуаре.
Коммуникативна
я игра.
Приучать
решать
интеллектуальные
и
личностные
задачи
(проблемы),
адекватные
возрасту,
применять
само стоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для
решения новых задач (проблем).
Р а з в и в ат ь
с п о с о б н о с т ь
с в о б од н о
и
раскрепощено
держатся
при
выступлении,
побуждать
к
импровизации
средствами
м и м и к и ,
в ы р а з и т е л ь н ы х
д в и ж е н и й ,
интонации.
У ч и т ь
и с п о л ь з о в а т ь
в е р б а л ь н ы е
и
невербальные средства общения,
владеть
конструктивными
с п о с о б а м и
взаимодействия с детьми и взрослыми.
Прививать умения планировать свои действия
на основе первичных ценностных
представлений, соблюдать элементарные
общепринятые нормы и правила поведения.
Речевое
развитие
Знакомство с
новыми
терминами,
загадывание
загадок.
Расширять и активизировать словарный запас.
Формировать умения делать выводы,
умозаключения.
Художественно-
эстетическое
развитие
Формировать у
детей
эстетический
вкус.
Все виды
музыкальной и
театральной
деятельности.
Развивать у детей творческие способности,
воображение и индивидуальное
самовыражение.
Воспитывать эмоциональное реагирование на
музыкальные произведения.
Развивать у детей творческие способности,
воображение и индивидуальное
самовыражение во всех видах музыкальной и
театральной деятельности
Физическое
развитие
Хореография,
этюды,
пальчиковая
Соблюдать элементарные правила здорового
образа жизни.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
гимнастика
План НОД
1.Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
2. Основная часть:
Показ слайдов, комментирование.
Пальчиковая гимнастика.
Пропевание скороговорки.
Психогимнастика: этюд.
Исполнение индивидуальных вокальных номеров.
Хоровое исполнение песни.
Хореография: индивидуальная и групповая.
Драматизация сказки.
3.Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД
5 мин
22 мин
3 мин.
30 мин.
Ход интегрированного занятия
Части НОД
Содержание
Области
1. Вводная
часть.
Создание
проблемной
ситуации.
Создание
мотива для
деятельности
детей.
Определение
цели.
Анализ
обследование,
выводы.
Звучит музыка (слайд №1).
Дети свободно входят в зал. Встают свободно у
центральной стены.
Муз. рук:
Здравствуйте, мои друзья! Посмотрите, какой
красивый лес! Поют птицы! Сегодня у нас
будет не обычное занятие. Я хочу вас пригла-
сить в путешествие на поиски неизвестного
сказочного острова. Вы догадываетесь, что это
за остров? (ответы детей). Тогда – в путь!
(слайд №2) – Кто это, ребята? (Гномик)
Вероятно, он живет в этом сказочном
лесу. Смотрите, Гномик живет в лесу, и
при свече читает книги. Какой, молодец!
Поэтому он всё знает. Давайте прочтем,
что он нам написал.
Задание №1. (слайд №3)
- Вы сказки любите читать,
А в них играть?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волку, или на козу?
Или на принца, или на Бабу Ягу?
Примерные ответы детей: изменить
внешность можно с помощью костюма,
маски, грима, прически, головного убора.
Молодцы, справились с заданием
(слайд №4, получаем букву Т)
Задание №2. (слайд №5)
- А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, или в грозу,
Или в бабочку, или в осу?
Что поможет здесь, друзья?
Ответы: жесты и конечно мимика.
Какие молодцы, легко справились с заданием.
(слайд №6, получаем букву Е)
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Речевое развитие
Задание №3. (слайд №7)
Вам нужно под веселую музыку, не произнося
ни одного слова изобразить то, что здесь
написано:
На паркете в летний день
Мухи танцевали.
Увидали паука – в обморок упали. АХ!
Молодцы, справились с заданием.
(слайд №8, получаем букву А)
Задание №4. (слайд №9)
- Пропеть скороговорку на одном звуке.
Наварила щука щей.
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
«Щи у щуки хороши!»
Замечательно справились с заданием.
(слайд №10, получаем букву Т)
Задание №5. (слайд №11)
Муз. рук.:
- Слушайте следующее задание. На сундуке
сломан замок, постарайтесь его открыть, да не
забудьте прочитать слово, которое получится
из букв. Постараемся ребята? Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика «На сундуке замок
чудак»
На сундуке замок-чудак,
Не открыть его никак,
Я его и так, и сяк
Ни открыть его никак
Вынул связку я ключей
Этот ключик не подходит
Этот ключик не заходит
Этот ключ не открывает
Этот ключик не влезает
Этот ключик от сарая
Вынул связку я ключей
Этот ключик не подходит
Этот ключик не заходит
Этот ключ не открывает
Этот ключик не влезает
Этот ключик от сарая
Замок, откройся, пожалуйста!
(слайд №12, получаем букву Р)
Муз. рук.:
- Смотрите, появилась последняя буква, мы
теперь знаем название сказочного острова!
( Дети читают слово ТЕАТР )
(слайд №13) Спасибо, Гномик!
(дети садятся).
А что же это такое – театр? Как вы думаете?
(слайд №14)
Дети: Это здание, где выступают актеры и
играют спектакли. Театр – это праздник, он
приносит радость. В театре можно
аплодировать. Хочется быть похожими на
любимых героев.
Муз. рук.: Да, дети, театр – это удивительный,
сказочный, волшебный мир!
Ну, а что же с нашим сундуком? Мы забыли
про него (открывает сундук). Открылся!!!
Даже сундук любит, когда с ним ласково и с
уважением разговаривают, вот, видите, он и
открылся. А, что же в нем лежит?
(Открывает – в нём книга «Сказки», а в ней
письмо)
Я предлагаю, вам,
Артистами стать
И в сказку поиграть!
Сказка спряталась в загадку,
Ты, попробуй, отгадать,
Если верной будет отгадка,
Сказка к нам придет опять.
Загадка.
Прямо с полки, за порог...
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?... ( Колобок) (слайд №15)
Смотрите, в сундуке ещё что-то лежит!
Да это же маски и цветы для сказки «Колобок».
Давайте обыграем эту сказку, у нас есть
декорации, костюмы. Вероника Владимировна
будет сказочницей, а вас, ребята, попрошу
распределиться по ролям и занять свои места.
(раздают детям шапочки зверей и цветы)
Начинаем сказку (слайд №16)
2.Основная
часть.
Показ
слайдов,
комментирова
ние.
Пальчиковая
гимнастика.
Пропевание
скороговорки.
Психогимнаст
ика: этюд.
Исполнение
индивидуаль-
ных
вокальных
номеров.
Хоровое
исполнение
песни.
Хореография:
индивидуаль-
ная и
групповая.
Драматизация
сказки.
Звучит русская народная мелодия.
Сказочница:
Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки,
Любят сказки, любят песни,
А, чтоб было интересней,
Сказку старую покажем,
Но в стихах её расскажем:
«В деревушке, рядом с речкой,
В теплом доме с русской печкой,
Жили-были много лет
Бабка старая и дед».
Бабка: (поёт)
Вот избу я подмела,
Всё так чисто прибрала,
В угол веник положу,
На скамейке посижу.
А старик так сладко спит,
Ишь, как весело храпит,
Подойти, да разбудить-
- В лес бы надобно сходить!
Дед, а дед?!!!
Дед: Ладно, бабка, не мешай! (машет рукой)
Бабка: Говорю, вставать пора! Собирайся по
дрова!
Дед: Мне, старуха, сон приснился, (машет
рукой)
Я, конечно, удивился,
Будто мы с тобой сидели,
Колобка в сметане ели.
Бабка: Где ж достану я муки?
Дед: По амбару помети-
Горсть, другую наберёшь,
Колобок мне испечёшь (бабка уходит).
А пока она печет,
Дед водички принесет! (берет коромысло с
ведрами).
Бабка: (поёт)
Вот мука, а вот – сметана,
Колобок готовить стану.
Рукава я засучу,
Быстро тесто замешу (месит, ставит в печь).
Ля-ля-ля……
Дед: Не пора ли нам колобок вынимать?
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Сказочница: Покатился колобок по дороге
Волку серому под ноги.
Облизнулся серый волк,
В колобках он знает толк.
Входит Волк.
Волк: (поет на мелодию частушек)
Я зубастый серый волк,
Я зубами щёлк, да щёлк!
И не пью я, и не ем,
Стал я худенький совсем.
Волк видит колобка
- Колобочек, ты постой,
Закушу сейчас тобой!
(пытается схватить колобка)
Колобок:- Погоди меня ты кушать,
Хочешь песенку послушать? (поёт)
Волк тянет лапы к Колобку, хочет его
поймать, но Колобок убегает.
Волк: - Куда же ты, колобок?
Волк с досады подвывает,
встряхивает лапы и уходит.
Сказочница: Вдруг навстречу сам Потапыч,
Зарычал он, поднял лапу.
Заходит Медведь.
Медведь:
Я медведь, хожу, брожу,
Ничего не нахожу,
Где малинка, где медок?
Где же сладкий корешок?
Я медведь, хожу, брожу,
Ничего не нахожу,
Надоела мне трава,
Мне б отведать колобка!
- Объявляю всем, всем, всем!
Колобка сейчас я съем!
Колобок:- Погоди меня ты кушать.
Хочешь песенку послушать?
Медведь:- Хочу!
Колобок: (поёт, катится)
(Медведь идёт обиженный и плачет, а
навстречу ему Лиса)
Лиса: Здравствуй, милый куманёк,
Ты о чём ревёшь, дружок?
Полно, Мишка, не реви,
3.Заключи-
тельная
часть.
Оценка
деятельности
детей и
самооценка.
Подведение
итогов НОД.
Музыкальный руководитель: Наше занятие
подошло к концу.
Что вам понравилось на занятии (Ответы
детей)
Музыкальный руководитель: Мне очень
понравилось, как вы изображаете мимикой все
человеческие чувства, это вам пригодилось в
обыгрывании своих героев. Старались во
время танцев выразительно исполнить все
движения. Молодцы!
Артистами сегодня побывали,
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители—все были хороши,
Поаплодируем друг другу от души!
Социально-
коммуникативное
развитие
Длительность НОД: 30 минут.