Автор: Березина Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Детский сад и семья - лучшие друзья"
Раздел: дошкольное образование
Творческий проект
«Детский сад и семья-
лучшие друзья »
Автор: Березина
Оксана
Владимировна,
старший воспитатель
МОУ «Основная
общеобразовательная
школа № 32»
(дошкольные группы)
Название проекта: «Детский сад и семья – лучшие друзья»
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети второй младшей группы и их родители, педагоги МДОУ
Сроки выполнения проекта: 3 месяца
Автор проекта: Березина Оксана Владимировна, старший воспитатель МОУ «Основная
общеобразовательная школа № 32» (дошкольные группы)
Педагогическая ценность проекта:
-
привлечение всех членов семьи к участию в проекте;
-
способствовать сплочению семьи через связь поколений;
-
участие
в
проекте
способствует
расширению
культурного
потенциала
семьи,
творческому развитию детей и взрослых.
Смысловая нагрузка:
-
расширение и систематизация знаний детей по теме «Семья».
Эстетическая подача:
-
развитие способности родителей к эстетической подаче материала.
Эмоциональность и привлекательность:
-
проявлять творческую инициативу и организаторские способности при подготовке
творческих заданий всей семьей.
Перспективы развития проекта:
-
участие ДОУ и семей в последующих проектах;
-
привлекать родителей к участию в творческих работах по другим темам;
-
проект будет дополняться, расширяться и реализовываться на других возрастных
группах.
Описание проекта
Актуальность проекта
Работа нашего учреждения направлена на обеспечение доступности дошкольного
образования для всех детей, создание условий для их ранней социализации.
Наш детский
сад посещают 19 детей с тяжелой степенью инвалидности. Эти дети не обслуживают себя
самостоятельно и нуждаются в сопровождении взрослого.
Таким образом, в нашем дошкольном учреждении реализуется новое инновационное
направление – это инклюзивное образование.
Дети
со
сложными
нарушениями
в
развитии,
которые
полностью
зависят
от
посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и нуждаются в особых условиях,
посещают
группу
вместе
с
мамой,
бабушкой
или
иным
родственником
и
находятся
в
сообществе более благополучных сверстников.
Но мы столкнулись с необходимостью решения ряда проблем:
1.
Неподготовленность
родителей
к
воспитанию
ребенка
с
тяжелой
степенью
инвалидности, разные этапы их психологического осознания (преодоление шока,
негативизм, период примирения, стадия перестройки)
2.
Непонимание других родителей – почему его ребенок должен общаться с тяжелым
инвалидом
3.
Недостаточная информированность родителей, отсутствие опыта, стереотипность
мышления
Данный проект направлен на преодоление этих барьеров.
2
Ключевой
момент
в
реализации
проекта
-
это
адаптировать
ребенка
к
образовательной
среде
и
образовательную
систему
к
потребностям
ребенка,
а
также
в
установлении положительных внутрисемейных и детско-родительских взаимоотношений.
Во
время
наблюдений
за
семьями
воспитанников,
я
пришла
к
выводу,
что
большинство
родителей
испытывали
трудности
во
время
адаптационного
периода;
в
основном,
мам
и
пап
волновали
вопросы
бытового
характера
(сон,
питание
малыша).
Родителей
мало
интересовало
установление
партнерских
взаимоотношений
между
участниками образовательного процесса, а также межличностные отношения.
Проанализировав особенности семей своей возрастной группы, пришла к выводу, что
часть родителей недостаточно компетентны в вопросах семейного воспитания, отсутствует
интерес в установлении контакта с родителями группы.
Родители, которые сопровождают детей с тяжелыми двигательными нарушениями, не
обслуживающие себя самостоятельно, при поступлении в ДОУ испытывают дискомфорт, их
ребенок
не
такой
как
все;
мама
с
ребенком
постоянно
вместе
на
протяжении
всего
пребывания
в
детском
саду.
Трудности
испытывает
и
педагог,
который
находится
под
постоянным наблюдением со стороны родителя.
Проект
направлен
на
установление
положительного
микроклимата
в
семье
и
способствовать сплочению всех поколений семьи.
Во
время
наблюдений
за
семьями
воспитанников,
я
пришла
к
выводу,
что
большинство
родителей
испытывали
трудности
во
время
адаптационного
периода;
в
основном,
мам
и
пап
волновали
вопросы
бытового
характера
(сон,
питание
малыша).
Родителей
мало
интересовало
установление
партнерских
взаимоотношений
между
участниками образовательного процесса, а также межличностные отношения.
Проанализировав особенности семей своей возрастной группы, пришла к выводу, что
часть родителей недостаточно компетентны в вопросах семейного воспитания, отсутствует
интерес в установлении контакта с родителями группы.
Детский сад – первый внутрисемейный социальный институт, первое воспитательное
учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое
педагогическое просвещение.
Именно от качества работы дошкольного образовательного учреждения, в частности
от
педагогов,
зависит
уровень
педагогической
культуры
родителей,
а
следовательно
и
уровень семейного воспитания детей.
Только
при
этом
условии
родители
с
доверием
отнесутся
к
рекомендациям
воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Данный проект был взят не случайно. Из наблюдений, общения с родителями, после
анализа состава семей пришла к выводу, что у родителей моей группы неоднозначное
отношение
к
своим
детям.
Одни
родители
слишком
опекают
своих
детей,
другие
не
интересуются их жизнью и успехами, а некоторые и вовсе стесняются своих детей. Чтобы
избежать различных ошибок в семейном воспитании, возникла необходимость в данном
проекте.
Цель проекта и задачи:
Способствовать сплочению всех поколений семьи.
Воспитание заботливого, внимательного отношения к семье, с близким людьми;
Расширение и обогащение знаний детей о семье;
Дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и
детьми;
Способствовать
формированию
положительных
внутри
семейных
отношений
в
семье;
Побуждать детей уважительно относиться к своей семье;
Способствовать доверию, взаимопониманию и желанию взаимопомощи в семье.
3
Данный
проект
был
реализован
во II
младшей
группе
компенсирующей
направленности (нарушения опорно-двигательного аппарата и поражения центральной
нервной системы).
Этапы проекта:
1. подготовительный;
2. основной;
3. заключительный.
Предварительная работа
Организация
родительского
собрания
«Детский
сад
и
семья»,
в
ходе
которого
родители знакомятся с целью проекта «Детский сад и семья – лучшие друзья». Выяснить
мнение родителей, насколько они заинтересованы в его реализации.
1.
Подготовительный
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую,
методическую и
коррекционно-развивающую литературу по данной теме.
Подобрать лучшие художественные произведения для чтения детям согласно
возрастной группе.
Составить картотеку утренней гимнастики (с использованием разных пособий;
с сюжетным содержанием).
Проведен анализ семей воспитанников:
По типу семьи:
1. Полные семьи - 90%, неполные семьи - 10%;
2. Благополучные семьи - 100%; неблагополучные семьи - 0
По составу семьи:
Семьи, имеющие 1 ребенка- 54%,
Семьи, имеющие 2 ребенка- 46%.
По образованию:
Высшее образование 48% родителей;
Средне-специальное образование 52%.
По возрасту:
Родители в возрасте от 20 до 30 лет - 40%,
Родители в возрасте от 30 до 40 лет - 60% .
Провести с родителями адаптированную проективную методику - социограмма
«Моя семья» (автор В.В. Ткачева). Родителям предлагается нарисовать в каждом
из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков «Моя семья до
рождения
ребенка»,
«Моя
семья
после
рождения
ребенка»,
«Моя
семья
в
настоящее время» см. Приложение;
Провести подготовительные мероприятия с детьми и родителями:
Работа с родителями
Работа с детьми
4
Домашнее задание:
* Провести с ребенком беседы о семье;
* Выучить стихотворения о маме, папе,
бабушке, дедушке);
*Рассмотреть фотографии родственников;
* Совместно с детьми подготовить коллаж
на тему « Моя семья»;
* Подобрать и принести фото семьи для
использования на занятиях;
* Подготовить с ребенком устный рассказ
на тему: «Вот какая мама»;
* Подготовить с ребенком рассказ на тему
«Папа может все, что захочешь»;
* Узнать у бабушек лучший кулинарный
рецепт, оформить и принести в группу
* Беседы на тему:
- «Как семейный альбом рассказал нам о
маленьком папе»,
- «Как муравьишка искал свой дом»,
- «Как дети решили стать взрослыми в
детском саду»
* Чтение художественной литературы:
- «Бабушкины руки» Квитко Л.,
- «Красная шапочка» Перро Ш.,
- «Гуси-лебеди» рус. нар. сказка,
- «Волк и семеро козлят» (рус.нар.сказка в
обработке Ушинского К. Д.),
- стихи разных авторов о семье.
2. Основной этап
Основной этап проекта реализуется со всеми участниками педагогического процесса
(педагоги, дети, родители).
Педагоги
Провести
Педагогическую
гостиную
«Воспитание
добротой»;
родительское собрание «Особенности семейного воспитания»;
Провести
цикл
консультаций
для
родителей
(узкие
специалисты),
направленных на:
- привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
- формирование у семьи «особого» ребенка интереса к процессу
развития
ребенка, демонстрируя возможности существования
«маленьких»,
но
очень
важных для их ребенка достижений;
р о д и т е л я м
н е о бхо д и м о
н а у ч и т ь с я
отрабатывать дома с ребенком те
задания, которые дают специалисты ДОУ;
-
развитие
у
родителей
чувства
успешности
и
психолого-педагогической
компетентности в работе с ребенком;
- раскрытие перед родителями возможности поиска творческих подходов к
обучению и развитию ребенка.
Провести
цикл
занятий
с
«особыми»
детьми
«Песочные
строители»;
Разместить материалы в родительском уголке «Выходные всей семьей»;
«Учимся общаться с ребенком»;
Провести анкетирование родителей по теме «О способах воспитания»
(для подготовки материалов к родительскому собранию).
Дети
Знакомятся с особенностями семьи, объясняется связь между поколениями.
Используются различные методы и приемы деятельности детей, в которых не
только закрепляются и уточняются знания детей о семье, но и решаются задачи
5
нравственного характера.
Используются
сюрпризные
моменты
для
детей,
которые
направлены
на
развитие познавательной активности.
Варианты сюрпризных моментов
1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала
старуха Лень. От этого растения перестали расти, мамы-животные перестали заботится о
своих детях. Мишутка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям
леса прогнать старуху -Лень. В конце дня сорока приносит детям письмо с благодарностью
от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла и лес ожил.
2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в страну сказок. Для этого
протягивается леска от любого шкафа
до более низкой опоры. Игрушка привязывается к леске, прячется за шкаф, в нужный момент
она слетает (потянуть за леску).
3. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине,
прикрепляется леска. «Оживает игрушка, когда дети скажут ласковое слово или сделают
доброе дело.
4. Прилетает Каркуша с письмом любого содержания от своих друзей.
5.
В
группе
вырастает
необычный
цветок
-
цветик-семицветик,
на
обратной
стороне
лепестков задание для ребят.
6. Вносится Волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий
при открытии сундучка.
7 . Из леса приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой (из
цветной бумаги). Цвет шляпки меняется в зависимости от дел детей или ответов на вопросы.
8. К детям приходят персонажи кукольного театра - дедушка и бабушка. Они рассказывают о
своей внучке. Дети оценивают ситуации, с которыми она сталкивается.
9. Педагог вносит книгу (с ручками и ножками), который учит детей.
10. Появляются воздушные шарики, за нитки к ним привязываются задания для детей.
11. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки и предлагает отправиться
в путешествие.
12. Педагог вносит две маски - одна с веселым лицом, другая с грустным. Маски реагируют
на ответы детей или их поведение.
13. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.
14. Вырастает чудо-дерево, на которое дети вешают свои поделки, придумывают рассказ или
сказку.
15. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали
цыплятки. Просит детей помочь их найти.
16.Дети
с
воспитателем
отправляются
в
царство
Тишины,
где
нельзя
двигаться,
разговаривать, а можно только слушать.
17. Слышится плач в раздевалке. Ищем с детьми, находим котенка-игрушку (положить его
предварительно на улицу, чтоб был холодный). Котенок рассказывает, что потерял свою маму
и очень замерз. Мы его успокаиваем, чтоб развеселить, берем во все игры, позже находим его
маму и просим пожить у нас.
18. К воздушному шарику привязать письмо от Незнайки, который просит детей разобраться,
зачем нужен папа и что он умеет делать?
19. Въезжает Винни - Пух на большой машине, просит детей научить его быть настоящим
медведем, также ходить, рычать. Остается с детьми на целый день,
наблюдает или участвует в играх детей.
Проводится цикл мероприятий, которые посвящены определенной теме.
6
I Цикл мероприятий
«Моя семья»
Основные задачи:
учить детей называть членов семьи,
побуждать детей определять и называть состав семьи,
раскрыть роль взрослого и детей в семье,
вызвать у ребенка радость и гордость за свою семью.
Утренняя гимнастика по сказке « Колобок»
Задачи:
поднять эмоциональный и мышечный тонус,
закрепить знание содержания сказки,
воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.
Педагог по песенке Колобка предлагает детям узнать сказку и по ней совершить
путешествие. Выполняется утренняя гимнастика по содержанию сказки (встретили Волка
вместе
с
которым,
выполняются
общеразвивающие
упражнения
и
т.д.).
После
педагог
обсуждает с детьми поступок Колобка, его последствия для него, бабушки и дедушки.
Напоминает, что о бабушках и дедушках необходимо заботиться, помогать им.
Познавательное занятие: « Моя семья»
Цель:
учить детей называть членов семьи; знать, что в семье, все заботятся и любят друг друга;
понимать роль взрослого и детей в семье; вызвать у ребенка радость и гордость за свою
семью.
Оборудование:
фотографии членов семьи, предметные картинки по теме « Семья», сюжетная картина по
теме « Семья».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предлагается сесть тем детям, которых педагог назовет ласково.
2. Рассматривание фотографий.
На наборное полотно поочередно выкладываются фотографии.
Педагог:
Дети, посмотрите на фотографию. Кого вы видите? (маму).
Да, это мама Оли. Оля, какая у тебя мама? (добрая).
Вы знаете, почему она добрая? Потому что мама Оли любит ее, заботится о ней.
Детям предлагается еще несколько определений, характеризующих маму Оли (ласковая,
добрая, нежная). Обращается к другим детям:
«Какая
твоя
мама,
Женя?».
Ребенок
должен
повторить
определения,
предлагаемые
педагогом.
Аналогично
отрабатывается
пассивный
словарь,
характеризующий
папу
(дедушку) (добрый, сильный, смелый).
3. Рассматривание сюжетной картинки «Семья»
На картинке изображены все члены семьи. Дети поочередно называют членов семьи, давая
им качественную характеристику.
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
Каждому ребенку предлагается предметная картинка с изображением члена семьи.
Педагог: Я назвала всех вас ласково. Назовите ласково члена семьи, который изображен на
вашей картинке.
Дети. Мама- мамочка, брат-братик, сестра-сестричка.
5. Итог.
7
Педагог: Каждая семья должна быть дружной, а все члены семьи помогать друг другу.
Папа, мамочка и я-
Наша дружная семья!
Мы друг другу помогаем
И друг друга уважаем!
Стихотворение рекомендуется для заучивания вечером. Можно менять первую фразу в
соответствии с составом семьи ребенка (Мама, бабушка и я…,
Папа, мама, брат и я…)
Дидактическая игра « Посели в домик»
Цель: дать детям элементарные сведения о родословном древе.
Оборудование: нарисованные домики с окошками для каждого ребенка, фотографии членов
семьи.
Аппликация на тему « Моя семья»
Программное содержание:
учить детей наносить клей на детали и наклеивать ее на лист;
продолжать учить выполнять композицию с использованием разных техник
(аппликацию и рисование);
побуждать
громко
и
четко
произносить
слова
потешки,
сопровождая
их
соответствующими тексту движениями;
воспитывать отзывчивость и доброту.
Раздаточный материал:
половинка альбомного листа, цветная бумага, вырезанный из белой бумаги круг размером
чуть меньше детской ладошки ( без пальцев), простой карандаш, фломастеры, клей, кисть
для клея, тряпочка, клеенка – подкладка.
Ход занятия
Гимнастики для пальцев:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
На первые пять строчек каждый ребенок по очереди берет каждый пальчик на одной
руке,
начиная
с
большого
пальца,
и
заканчивая
мизинцем.
На
последнюю
строчку
стихотворения дети сжимают и разжимают пальчики на двух руках.
Предложить каждому ребенку положить руку на лист цветной бумаги и обведите его
ладонь; педагог сам вырезает ладошку.
Если вы занимаетесь с большой группой ребят, обвести и вырезать ладошки лучше
заранее.
Раздайте ребятам вырезанные из белой бумаги круги и предложите нарисовать на них
портрет (лицо) любимого члена семьи малыша или свой собственный портрет. Ребенок
наклеивает на альбомный лист ладошку, а в центр ладошки - круг с портретом, кого он
нарисовал. Обязательно поинтересуйтесь у каждого ребенка, кого он изобразил и почему.
Подведение итогов.
Наблюдение за прохожими на прогулке.
Цели:
научить
отличать
по
особенностям
внешнего
вида,
походке,
поведению,
темпу
8
движения
молодых
и
пожилых
людей;
определять
настроение
по
мимике;
развивать
наблюдательность и активизировать словарь по теме.
Строительные игры: « Построй домик в деревне»
Цели:
развивать
конструктивные
навыки
детей,
смекалку,
умение
ориентироваться
в
пространстве, воображение, активизировать глагольный словарь.
Педагог предлагает детям описать свою дачу, представить себе такой дом, затем по
образцу или самостоятельно построить домик, поселить в нем семью домашних животных:
петушка,
курочку,
цыплят.
Обыгрывание
постройки
с
помощью
набора
«
Домашние
животные», маленьких кукол.
Подвижная игра « Волк и зайцы»
Педагог говорит о том, что их папы и мамы тоже были маленькими и любили играть в
подвижные игры.
Цели: развивать ловкость, быстроту, умение двигаться в соответствии с текстом.
Оборудование: маска волка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты!
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся — иди!
Рассматривание выставки работ « Моя семья».
Дети рассказывают и показывают всем присутствующим свою семью,
поясняют,
называют мам, пап, бабушек и дедушек, говорят, кто, чем занимается, чему их учат дома.
II Цикл мероприятий
«Взрослые и дети»
Основные задачи:
Дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми
и детьми;
Воспитывать доброе отношение к взрослым;
Воспитывать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи.
Утренняя гимнастика
Дети имитируют движение поезда.
Поезд.
Паровоз, паровоз, Стрелочник, стрелочник,
Новенький, блестящий. Вышел из сторожки.
Он вагоны повез, Дальняя, дальняя,
Точно настоящий. Дальняя дорога.
Кто едет в поезде? Вдоль нашей комнаты
Плюшевые мишки, Прямо до порога.
Кошки пушистые,
Зайцы и мартышки.
Кто едет в поезде?
9
Куклы и матрешки.
-
Молодцы! А теперь полетим на самолете.
Самолет.
Руки ставим мы вразлет!
Получился самолет.
Мах крылом туда — сюда,
Делай «раз» и делай «два»
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Вот и кончилась игра!
Конструирование из геометрической мозаики (по подгруппам)
Тема: « Дружная семья»
Задачи:
учить ребенка выкладывать из геометрической мозаики человеческие фигурки
по образцу — папу, маму, сына, дочку;
побуждать находить
по
просьбе
взрослого
необходимые
для
выполнения
задания детали геометрической мозаики;
активизировать словарь за счет слов, обозначающих членов семьи;
называть
величину
деталей,
обозначать
их
словом
(большая,
средняя,
маленькая);
понимать значение обобщающего слова «семья»; употреблять его в активной
речи.
Оборудование:
2 больших треугольника и 2 маленьких треугольника из набора геометрической мозаики; 2
больших и маленьких круга; 8 больших счетных палочек; фломастер; рамка для картины
(рамкой может быть пустая коробка из-под конфет).
Ход
Рассмотреть с детьми сюжетную картинку о семье. Повести беседу о составе семьи
ребёнка; спросить, как зовут каждого члена семьи.
Предложить
ребёнку
выложить
из
деталей
геометрической
мозаики
семейный
портрет. Показать детям алгоритм выполнения портрета. (Выложить из палочек и приклеить
каждую деталь ко дну коробки).
Затем
дети
самостоятельно
выкладывают
фигурки
мальчика
и
девочки
(при
необходимости оказывается помощь). Объяснить, что для работы нужны детали такой же
формы, но меньшего размера. Называть детали, используя уменьшительно-ласкательные
суффиксы. Спросить у ребенка о месторасположении членов семьи в поделке. Побуждать
детей изобразить некоторые части, рисуя фломастером на лице каждого члена семьи глаза,
нос, рот, уши, волосы.
Когда
портрет
будет
готов,
полюбуйтесь
с
детьми
результатами,
похвалите
их.
Прочитать рифмовку:
Папа, мама,
Брат и я -
Наша дружная
Семья!
Пальчиковая гимнастика « Как у нас семья большая»
Цель:
Развивать мелкую моторику.
Как у нас семья большая Хлопки в ладоши и удары попеременно.
10
Да веселая:
Два у лавки стоят Загнуть большие пальцы.
Два учиться хотят. Загнуть указательные пальцы.
Два Степана у сметаны Загнуть средние пальцы.
Объедаются.
Две Дашки у кашки Загнуть безымянные пальцы.
Питаются.
Две Ульки в люльке Загнуть мизинцы.
Качаются.
Русская народная потешка
Познавательное занятие на тему: «Взрослые и дети»
Цель:
дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми.
Воспитывать
доброе
отношение
к
взрослым.
Формировать
уважение,
доверие,
взаимопонимание, и желание взаимопомощи.
Ход занятия
Дети с педагогом рассматривают фотографии.
Сравнивают,
чем
похожи
и
чем
отличаются
взрослые
и
дети
(внешние
особенности, род деятельности и т.д.).
Определяют, кто заботится о детях и взрослых.
Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения по тексту.
Ох, как плачет малыш-
Что медведь рычит…
А смеется малыш-
Что ручей журчит…
А уж слезы текут-
Будто дождик льет…
Улыбнется малыш-
Будто солнце взойдет…
Вот какой малыш-
Сыночек мой…
Игра « Курица-хохлатка». Сначала педагог в роли курицы, а дети цыплята,
затем меняются ролями.
Вышла курица-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курица: ко-ко.
На скамейке, у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
И цыпляток догоняет.
Беседа, как заботится мама-курица о своих детях.
Педагог
интересуется
у
детей,
хотели
бы
они
стать
взрослыми?
(дети
фантазируют о своем будущем).
11
Лого — ритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Котенок - шалун»
Цели:
развивать чувство ритма, темпа, мелкую моторику, память, внимание, речь, вызвать эмоции
радости.
Педагог спрашивает, как зовут детенышей у домашних животных. В ходе беседы
делается вывод, что у животных тоже есть мама. Предлагается разучить стихотворение с
движениями.
Котенок мамочку зовет: Ритмично соединяют пальцы
Мяу — мяу — мяу.
Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, опускают и
Мало, мало, мало. поднимают пальцы.
Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладони.
Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачки.
Ур, ур, ур, ур, ур!
Сюжетно- ролевая игра (на основе сюжета сказки « Красная шапочка»)
Цели:
развить на основе сюжета сказки ролевой диалог, игровые участия,
научить взаимодействовать со взрослым, как с игровым партнером.
Педагог вносит игровое оборудование и красную шапочку, предлагает детям поиграть в
сюжетно-ролевую игру «Семья», на себя берет роль мамы. В ходе игры дети учатся играть
сообща,
помогают
маме
накрыть
на
стол,
собрать
в
дорогу
Красную
шапочку,
учатся
правилам безопасности на улице (нельзя разговаривать с чужим человеком, показывать их
дом и т.д.).
Подвижная игра «Будут на зиму дрова»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим — пилим, пилим — пилим,
Раз — два, раз — два,
Будут на зиму дрова!
Благинина Е.
Дети стоят парами, лицом друг к другу, взявшись, за правые руки друг друга. С началом
стихотворения имитируют движения пильщиков (берутся правыми руками). При повторении
подают друг другу левые руки.
III Цикл мероприятий
«Моя любимая мамочка»
Основные задачи:
воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме,
уточнить и расширить знания о понятии «семья»,
сформировать
осознанное
понимание
значимости
мамы
в
жизни
ребенка,
семьи.
Оборудование: фото-композиция «Наши мамы и мы», выставка детских рисунков.
Утренняя гимнастика
Речь с движениями « Мамины помощники»
Решили маме мы помочь
изобразить, откручивание крана
12
И воду в таз налили
Насыпали вниз порошка,
мелкие движения щепоткой пальцев,
Белье все замочили.
положить руки перед собой, кисти вниз,
изобразить погружение белья в таз
Стирали долго мы его,
потирают кулаком о кулак
О доску даже терли.
потирают кулаком о ладонь
Не разорвали ничего,
делают отрицательные движения
указательным пальцем
А полоскали сколько!
Туда — сюда, туда — сюда,
наклоняются, опускают руки, расслабляют,
болтают ими из стороны в сторону
Вода в тазу вскипела.
складывают ладони перед собой, резко
сжимают и разжимают пальцы
Но только, братцы, вот беда:
прижимают руки к щекам, покачивая
головой.
На пол упала пена!
опускают руки вниз, трясут легко руками
Давай ее мы собирать
И отжимать в ведерко
приседают, имитируют сбор обеими руками
Чтобы как мама наша стать,
Трудиться надо сколько!
показывают указательным пальцем вверх
Чтение стихов
Благинина Е. «Посидим в тишине», «Вот какая мама»,
Виеру Г. « Мамин день», Аким Я. «Мама».
Познавательное занятие « Моя мама самая любимая и красивая»
Цели:
побуждать детей проявлять интерес к маме;
закрепить
знания
детей
об
индивидуальных
особенностях
своих
мам,
их
профессии, увлечениях,
воспитывать уважение, заботливое отношение к маме;
развивать диалогическую речь
Педагог предлагает рассказать о своих мамах. Беседа с детьми об особенностях
внешнего
вида,
имени,
интересах,
профессии
мамы
с
рассматриванием
фотографии
и
фотокомпозиции.
Рисование на тему: «Моя мама»
Цели:
учить детей правильно называть членов семьи и рассказывать о них;
учить схематично рисовать цветными карандашами человека, состоящего из
круга, треугольника, линий;
акрепить умение правильно различать и называть цвета.
Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Семья»
Раздаточный материал: альбомный лист, цветные карандаши.
Ход занятия
Показать
детям
сюжетную
картинку
«Семья».
Провести
игру:
«Угадай,
кто
это?
Опишите, к примеру, бабушку: «Она одета в голубую кофту и коричневую юбку» или
спросить: «Угадай, кто одет в зеленую рубашку и черные брюки?» (папа) и т. д. Затем задать
вопросы по картинке: «Что делает сын?» и т. д. Рассмотрите маму и определите, что у нее
есть голова, туловище, руки, ноги; одета она в платье.
Предложить детям изобразить маму. Показать детям, как можно изобразить голову,
13
платье в виде треугольника, руки и ноги в виде палочек, на лице: глаза, рот, нос, волосы.
Каждый ребенок сам изображает маму и раскрашивает ее платье карандашами. Педагог при
необходимости помогает детям, хвалит за выполненные работы.
Выставка детских работ.
Труд в природе.
(совместное со взрослым трудовое поручение)
Цели:
продолжать закрепить умение правильно ухаживать за комнатными растениями
(вытирать широкие большие листья комнатных растений);
воспитывать у детей желание ухаживать за комнатными растениями;
сформировать
интерес
к
совместной
деятельности
со
взрослыми
и
сверстниками; развить глагольный словарь.
Дидактическая игра «Кто чей детеныш?»
Цели:
Закрепить знания детей о внешнем виде животных;
Продолжать учить детей правильно называть животных и их детенышей;
Развить внимание;
Побуждать детей говорить полными предложениями, активизировать словарь;
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Педагог говорит детям, что все животные вышли из своих домиков, перепутались и
теперь мамы не могут найти своих детей. «Нужно им помочь».
Детям нужно найти для
каждого животного своего детеныша. Затем проверяется правильность выполнения задания.
Обратить внимание, чтобы дети правильно называли животных и их детенышей; называли
отличительные особенности животных.
Динамическая пауза «Чему нас научили мамы?»
-
Ребята, покажите, чему вас научили мамы (дети показывают движения, повторяют
глаголы).
- умываться
ходить
- причесываться
прыгать
- ложкой есть
ножки выставлять
-топать ножками
хлопать ручками
Лепка на тему: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Задачи:
Учить
лепить
гусеницу,
добиваясь
выразительности
в
передаче
формы.
Акцентировать внимание на том, что при соединении туловища, надо плотно
прижимать одну часть к другой.
Расширять представление детей о мире животных.
Воспитывать заботу о маме, желание быть послушными.
Материал:
пластилин зеленого и желтого цвета, доски, стеки, влажные салфетки, большая, вылепленная
из пластилина заранее гусеница.
Ход занятия
- Ребята, у вас у всех есть мамы? (да). У каждого человека есть мама. И не только у человека.
У каждого котенка, у каждого мышонка, у каждого лягушонка и даже у каждой гусеницы. А
14
какая мама? (большая, зеленая или желтая, взрослая)
-
Вот
какая
у
гусеницы
мама.
(воспитатель
показывает
детям
готовую
слепленную
гусеницу)
- Ребята, а чему же мама-гусеница учит своих детей? (ползать, есть, прятаться от врагов).
- А где же маленькие гусенички? Спрятались. Давайте поможем маме найти своих малышей,
слепим ей маленьких гусеничек. (дети скатывают шарики,
соединяют их друг с другом.
Глаза рисуют стекой. Сажают на зеленую травку.)
Подводится итог занятию.
Музыкальное занятие по теме «Наша дружная семья»
Цель:
воспитывать в детях любовь и уважение к своей семье.
Программное содержание:
воспитывать
эмоциональную
отзывчивость
на
несложные
музыкальные
произведения (песни, пляски, игры);
продолжить
развивать
речь
и
дыхание
детей
в
процессе
певческой
деятельности;
учить исполнять несложные танцевальные и образные движения, запоминать
их последовательность;
учить действовать с предметами (платочки, кольца);
воспитывать у детей чувство дружбы.
Музыкальный репертуар:
песня «Наш автобус голубой» сл.Волгиной Т., муз. Филиппенко А., песня «У всех мама есть»
Боровик
Т.,
песня
«Маме
песенку
пою»
сл.Найденовой
А.,
муз.
Попатенко
Т.,
песня
«Ладушки» русская народная потешка, песня «Петушок» русская народная потешка.
Игра со словом «Мы платочки постираем»;
Пляска « С платочками»;
Игра-догонялка « Петушок, курочка и цыплята».
IV Цикл мероприятий
«Мой любимый папочка» (дядя, дедушка)
Основные задачи:
воспитывать доброе отношение к своему папе, дедушке;
вызвать желание подражать родному человеку;
совершенствовать свои физические способности.
Утренняя гимнастика «Путешествие в Спортландию»
Педагог интересуется - хотят ли дети - вырасти сильными и здоровыми, как папы.
Отправляются в страну Спортландию.
Упражнения выполняются под стихотворный текст.
1.
Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх над головой,
Руки вниз, хлопок- другой.
2.
Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием вправо, влево.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
15
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
3.
Прыжки с ноги на ногу « по камушкам».
По дорожке мы идем -
Перед нами водоем.
Прыгать будем мы смелее
и по камушкам быстрее.
Раз- два, раз- два,
Позади уже вода.
4.
Ходьба с подниманием рук.
А теперь опять шагаем,
Выше руки поднимаем.
Дышим ровно, глубоко,
Ходим прямо и легко.
5.
Повороты туловища влево, вправо с отведенной рукой.
Справа зреет земляника,
Слева — сладкая черника.
Справа — красная брусника,
Слева спеет ежевика.
Ягоды все соберем
И потом домой пойдем.
6.
Приседания.
Но сначала мы присядем,
Нежно зайчика погладим.
Ёжика в траве найдем,
Но с собой не заберем.
Под осинкой гриб найдем
и с собой его возьмем.
7.
Успокоительная ходьба.
Впереди видна страна.
Очень странная она.
К ней идем мы, как спортсмены,
В спорте нет для нас замены.
Любим спортом заниматься,
Будем очень мы стараться.
Нас ведет футбольный мяч.
Пожелайте нам удач.
Развитие элементарных математических представлений
Тема: «Знакомство с понятиями « впереди», «сзади». Счет в пределах 5, соотношение цифры
с количеством предметов. Инсценировка сказки « Репка».
Цель:
развивать образное мышление, память;
закрепить счет в пределах пяти,
продолжать формировать пространственные отношения «впереди», «Сзади».
Оборудование:
10 мячей, 10 цветков, 2 вазы, мыльная вода, трубочки — соломинки на каждого ребенка,
шапочки животных.
Ход занятия
1. Мы идем на концерт. Возьмите, пожалуйста, ваши билеты, на них написан цифровой
16
номер вашего билета и места. ( Стулья стоят в два ряда, на спинках закреплены числовые
карточки)
Девочки сядут впереди, мальчики сзади. (Дети занимают свои места, согласно билету)
Педагог проверяет и начинает концерт.
Инсценировка сказки «Теремок», «Репка». По ходу действия задаются вопросы:
«Кто впереди?», « Кто сзади бабки?», « Кто самый сильный в сказке?».
Сильные, когда дружные и помогают друг другу. А кто у вас дома самый сильный? (Папа).
Вы хотите быть такими же сильными, как ваши папы? (Да).
2.
А теперь мальчики покажут, какие они сильные и быстрые. Они перенесут мячи из
одной корзины
в другую. Переносить по одному мячу. Вызвать двух мальчиков
(переносят по пять мячей). Мячи пересчитываются. Повторить два-три раза.
3.
Девочки собирают букет цветов, чтобы поздравить мальчиков. Кто быстрее соберет
букет из 5 цветков и не ошибется. Мальчики ставят букеты в вазы, которые стоят слева
и справа.
4.
Будем надувать мыльные пузыри. Отмечают, у кого самый большой пузырь, у кого
самый красивый. Наблюдают, как летят шары: далеко, близко, высоко, низко.
Развитие речи на тему: « О моем любимом папе, дедушке»
Цель:
связная речь: учить детей рассказывать небольшие истории из собственного опыта;
Грамматический строй: учить подбирать характерные определения;
Звуковая культура речи: активизация звуков З, Ч, П, У.
Ход занятия
- Ребята, вы всегда были такими большими, как сейчас? (нет).
- Какими вы были? (маленькими)
- А когда вы были маленькими, какие вы были? (забавные, смешные, непоседливые,
очаровательные, милые)
- Когда вы были маленькими, вы многое не умели делать. Что вы не умели делать?
(ходить, бегать, говорить, есть ложкой, умываться и т.д.).
- А кто же вас всему этому научил? (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Кто вас носил на руках? (мама, папа, и т.д.)
- А кто вас носил на плечах? (папа, дедушка)
- А какие у вас папы, дедушки? (сильные, уверенные, ласковые, большие, добрые и т.д.)
- Придумайте много слов, чтоб рассказать (описать) о вашем папе, дедушке (добрый,
сильный, трудолюбивый, смелый, умный и т.д.)
- Ребята, подумайте и вспомните случаи из вашей жизни, когда папа или дедушка был
сильным, смелым, мужественным? (ответы детей)
- А теперь вспомните случаи, когда ваш папа или дедушка был веселым и добрым?
(ответы детей)
- А когда ваш папа или дедушка был трудолюбивым, ловким? (ответы детей)
- Ребята, какие замечательные у вас папы и дедушки. А какие в доме дела может делать
только мужчина? (пилить, рубить, строгать, чинить пылесос, машину водить, пылесосить,
стеклить окно и т.д.)
Игра - имитация со звукопроизношением:
Пилить — джик-джик.
Пылесосить — у-у-у-у-у.
Забивать гвозди — тук-тук.
Строгать — чик-чик-чик.
- Ребята, подумайте и скажите, а каким важным делам научил вас папа или дедушка?
17
(завязывать шнурки, в футбол играть, кататься на велосипеде, гвозди забивать и т.д.)
- Да, ребята, по вашим рассказам чувствуется, что вы очень любите своих пап и дедушек и
они любят вас.
- А теперь постарайтесь вспомнить случай из своей жизни, когда папа или дедушка вас очень
обрадовал, и попробуйте всем нам рассказать про этот случай. (рассказы детей из личного
опыта).
Беседа на тему: «Папа, дедушка может все, что захочет...»
Педагог выясняет, что умеют делать их папы, дедушки и каким важным делам научили
их родные люди. Дети показывают фотографии своих пап, дедушек и описывают их (чем
занимается папа, дедушка на фото, во что он одет, внешние особенности).
Труд на прогулке.
Цель:
развивать трудовые навыки, моторику; воспитывать желание трудиться сообща.
Педагог предлагает детям, научиться тому, что умеют делать их папы и дедушки -
почистить дорожку от снега, подмести крыльцо и т.д. Обязательно хвалит их за работу.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Папа, мама, брат и я - (правой рукой загибают по одному пальчику на левой руке)
Вместе дружная семья. (показывают крепко сжатый кулачок левой
руки)
Раз, два, три, четыре, (левой рукой загибают по одному пальчику на правой руке)
Все живем в одной квартире. (показывают крепко сжатый кулачок правой руки)
Нищева Н.
Аппликация на тему: «Папа дома, мамы нет, папе кто подаст обед?»
Цель:
Учить наклеивать готовые формы в определенных частях силуэта кастрюли. Вызвать у детей
интерес к работе повара в приготовлении борща. Развивать чувство цвета. Воспитывать
желание трудиться, учить заботится о своих родных.
Ход занятия
- Ребята, кто готовит обед в вашей семье? (мама)
- А может случиться так, что мама задержится на работе, а вы с папой очень захотите есть.
Что же делать?
- Одна девочка мне рассказала историю:
Папа дома. Мамы нет. Куклам я еду варила.
Папе кто подаст обед? Папу тоже не забыла.
Он устал. Он хочет есть. Борщ в кастрюле уж кипит…
Эх, за стол бы папе сесть. Папа будет очень сыт.
- Ребята, а вы смогли бы накормить папу? (ответы детей)
- А что нужно, чтобы сварить обед? (нужны разные овощи)
- Надевайте фартуки, мы будем «варить» в кастрюле борщ для ваших пап.
(Дети выбирают овощи, наклеивают на кастрюлю, распределяя равномерно. После работы
радуются, что кастрюля такая большая и борща хватит всей семье.)
18
Чтение стихотворения с движениями
« Мы ребята - мастера».
Цель:
развить чувство ритма, моторику, внимание, речь.
Педагог спрашивает, чем они дома помогают папе. Предлагает об этом прочитать
стихотворение и показать движениями.
Стул сломали мы вчера Левую руку сгибают в локте,
поднимают.
Мы - ребята-мастера. Указательным жестом показывают
себя.
Молотком тук-тук стучали. Кулачок на кулачок.
Гвозди долго забивали. Стучат кулачком о вытянутый
указательный палец.
Получилось как-то криво. Вытягивают руку, показывая
диагональ.
Отпилили мы красиво. Совершают поступательные движения
ребром ладони.
Зачищали шкуркой долго, Потирают ладонь о ладонью.
Покрывали лаком стойким Потирают по руке ладонью.
Верх узором украшали. Указательным пальцем в воздухе
рисуют волнистые линии.
Папу посмотреть позвали. Делают зовущий жест рукой.
Подвижная танцевальная игра «Делай так»
Цель:
согласовывать движения с музыкой и выразительно показывать действия в ритме с ведущим.
Педагог предлагает детям пошалить, а дома поиграть в эту игру с родителями.
Если весело живется, делай так... (показ)
Если весело живется, делай так... (показ)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так... (показ).
Примерные жесты и движения:
-
хлопки руками;
-
топаем ногами;
-
качаем головой;
-
оттягивание ушей;
-
поглаживание по животу;
-
руки в стороны;
-
два шлепка по попе и т. д.
Сюжетно-ролевая игра «Идем с папой, дедушкой в магазин»
Цель:
научить
простым
игровым
действиям
и
игровому
взаимодействию
со
взрослым
и
сверстником; закрепить понятие величины и форм.
Педагог предлагает детям помочь маме - сходить с папой, дедушкой в магазин.
Обсуждается с детьми покупка, в ходе игры предлагаются разные варианты покупок (для
супа, пирога, угощения гостей). Закрепляется лексическая тема «Продукты». В игре могут
быть использованы муляжи продуктов или картинки.
19
V Цикл мероприятий
«Моя дружная семья»
Основные задачи:
учить помогать своим родным (совершенствовать трудовые навыки);
закрепить знания о семье;
уточнить и закрепить знания о том, чем занимаются родители.
Утренняя гимнастика
Хлопнули в ладоши - превратились в медведей.
Игра «Три медведя» (показ движений, дети повторяют)
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сыночек просто крошка,
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Хлопнули в ладоши- стали опять девочками и мальчиками.
Игра «Помогаем маме»
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
1,2,3,4 -
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились. (1-2- стойка на носках, руки вверх (потянулись); 3-4-наклон вперед,
покачивание руками вправо и влево).
Пальчиковая гимнастика.
Помощники.
Раз, два, три, четыре, (ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (загибают пальчики по
одному на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (снова загибают пальчики)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (ритмичные удары кулачками и в ладоши
попеременно.)
Занятие по пластилинографии « Семья звезд»
Задачи:
1.Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
2.Закрепить
навыки
работы
с
пластилином:
раскатывание
комочка
прямым
движением,
сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
3.Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки скатывать из них
шарики кругообразными движениями на плоскости, стимулируя работу пальцев.
4. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
20
5. Воспитывать желание выполнять предложенную работу.
Оборудование:
демонстрационный материал: изображение звездного неба, луны и месяца;
плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер половина А4;
пластилин желтого, белого цвета;
стека;
салфетка для рук;
доска для лепки.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Педагог предлагает прослушать народную колыбельную песенку.
Темнота пришла, сон в дом привела.
Задремал петушок, запел сверчок.
Вышла маменька, закрыла ставенку.
Вот и люди спят, вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят, поспят,
Всему миру спать велят.
- В этой песенке говорится о том, что спят дети, птицы, и звери спят. Когда это бывает?
(ночью)
- Как мы узнаем, что пришла ночь и пора ложиться спать? (становится темно,
нет
солнышка, мама говорит, что пора ложиться спать).
- Как вы думаете, все ли ночью ложатся спать? (да)
- Оказывается, есть одна семья, которая ночью гуляет, только не по земле, а по небу.
Ясными ночами
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать - луна,
А дочки… Кто они? (звезды)
- Правильно. А иногда вместо мамы-луны с дочками по ночному небу гуляет папа, который
называется месяц.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. ( А. Пушкин)
- Обычно в ночное время вы сладко спите в своих кроватках, а сегодня я вам предлагаю
отправиться в путешествие по звездному небу.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре- Ходьба на месте.
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети, Руки вверх, ладони соединить - «купол
Улетаем на ракете. ракеты»
21
На носочки поднялись, Встать на носочки.
Быстро, быстро руки вниз. Правую, левую руку вниз.
Раз, два, три, четыре- Потянуть голову вверх, плечи вниз.
Вот летит ракета ввысь,
От земли оторвались
И полетели… Бег друг за другом по кругу
Мы летим за облаками,
А земля плывет под нами,
А над ними небеса,
Звезды, месяц и луна,
Утомил всех долгий путь,
Надо сесть и отдохнуть. Сесть на свои места.
2.Практическая часть
Педагог: «Вот как мы с вами славно совершили путешествие, увидели красивое
звездное небо, месяц. Жаль, что ваши родители не смогли полететь с нами на ракете. А
давайте мы им подарим картинку с изображением звездного неба, которую сделаем сами.
Этапы выполнения работы
Педагог объясняет детям, что звезды находятся от нас очень далеко, поэтому кажутся
такими маленькими, похожими на горошины, а месяц напоминает изогнутую половинку
круга - рожок.
1.
Взять
кусочек
желтого
пластилина,
скатать
колбаску
между
ладошками,
поочередно
пальчиками сплющить оба конца, заострить.
2. Взять готовую колбаску за края и согнуть ее в дугу, не соединяя концы.
3. Расположить дугу - месяц в любом месте картинки таким образом, чтобы один конец
колбаски был направлен вверх, другой вниз, согнутая в дугу спинка месяца - направо или
налево; пальчиками слегка надавить по всей длине для закрепления месяца на основе.
4. Скатать длинную тонкую колбаску из пластилина белого цвета, стекой разделить на мелкие
части, из каждого кусочка скатать маленький шарик пальчиком на дощечке.
5.
Разложить
горошины
-
звезды
по
всему
небу,
закрепить
их
слегка
расплющивая
пальчиками.
3. Заключительная часть.
Спали
звездочки
и
вдруг
Поочередно
разжимать
кулачки,
Осветили все вокруг. растопыривая пальчики веером, снова сжимать.
Педагог хвалит детей за выполненную работу, все вместе любуются красотой звездного
неба.
…Вышел из тумана месяц молодой.
Вышел из тумана в полный рост,
Вынул из кармана пригоршню звезд.
Посмотрел на север, посмотрел на юг,
Звездами усеял все вокруг.
В. Бояринов
Дидактическая игра с движениями « Солнышко и дождик»
Цель:
удовлетворить
потребность
детей
в
движении,
в
общении
со
взрослым,
развить
внимание, речь, слух, чувство ритма.
«Вот как мама улыбается,
Словно солнышко старается
Нас лучами обогреть!»
Дети выполняют движения, согласуя их со словами, подражая педагогу.
Смотрит солнышко в окошко
22
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку! (А.Барто)
Педагог читает стихотворение и дети выполняют движения.
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ (пауза) Дети топают ножками, стоя на месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп Хлопают в ладоши.
А теперь побегаем!
-
Посмотрите, дождик идет! ( дети разбегаются по домикам)
Попросим дождик прекратиться.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи! (потешка)
Конструирование на тему: «Бусы для мамы»
Цели: продолжать развивать зрительное внимание, выкладывать бусы по предложенному
образцу (алгоритму) - продолжать ряд, последовательно повторяя цвет бусин по образцу,
называть цвет каждой бусины; развивать воображение - конструировать бусы по своему
усмотрению, совершенствовать развитие элементарных технических умений - прикладывать
одну
деталь
к
другой,
накладывать
детали
на
проведенную
линию
(нитку,
на
которую
нанизывает бусины).
Оборудование: портрет мамы с бусами на шее, набор бусин - разноцветных крышек от
пластиковых
бутылок
(больших
и
маленьких),
образцы
бус
с
расположением
бусин
в
определенном алгоритме.
Ход занятия
Прочтите рифмовку:
Мамочка - красавица Мы подарок выбирали,
Очень папе нравится! Бусики облюбовали.
Нравится и брату, Бусики цветные,
Нравится и мне! Посмотри какие!
Положить перед ребенком образцы бус. Предложить детям рассмотреть их, ответить
на вопросы.
- Какого цвета бусины?
- В какой последовательности они расположены?
Попросить
выбрать
понравившиеся
бусы.
Предложите
сделать
бусы
для
мамы.
Объяснить, что бусинами будут разноцветные пробочки.
Ребенок
выбирает
из
коробочки
те
разноцветные
пробочки,
которые
могут
понадобиться для работы. Положите на стол тонкую нитку. Предложите выложить на ней
бусы пробок.
После
окончания
работы
полюбуйтесь
бусами.
Скажите,
что
такие
бусы
очень
понравятся маме. Похвалить каждого ребенка.
Усложнение: конструирование бус по образцам с другими алгоритмами.
Подвижная игра « Каравай»
23
Цели: закрепить понятия «большой», «маленький», умение ритмично выполнять движения,
подпевать; доставить радость от игры.
Педагог предлагает детям поводить хоровод для мамы.
Строительные игры
Цель: развивать умение действовать по образцу воспитателя.
Педагог предлагает детям построить домик по образцу для семьи кукол
Строим дом
Дом большой,
И с крыльцом
И с трубой.
Это чей, это чей?
Новый дом из кирпичей?
Это дети строят дом,
Чтобы куклы жили в нем.
Далее - обыгрывание постройки.
Чтение рассказа с подражанием « Бабушка и внучка»
Цели: учить внимательно слушать рассказ, имитировать движения животных, произносить
звуки, издаваемые героями рассказа.
Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бабушка и внучка».
Педагог предлагает детям прослушать рассказ и повторять за ним движения и звуки.
«Жила – была старенькая бабушка. Звали бабушку Татьяна Ивановна. Была у бабушки
внучка Настя. Вот такая маленькая (показывает какая). А еще у бабушки была козочка
Зорька, вот с такими рогами, петушок – красный гребешок, курочка – пеструшечка, да
собачка Шарик.
Рано утром проснется петушок и громко запоет (Как он поет?). Разбудит петушок и
курочку – пеструшечку, и козочку Зорьку. Курочка закудахчет. (Как она кудахчет?) Снесет
деткам яичко. Козочка запросит свежей травки. ( Как она попросит?) А собачка Шарик
проснется, так и начнет наводить во дворе порядок: на всех лает, в дом не пускает.
(Как она
лает?) Внучка Настенька проснется, сразу за работу берется. Сама оденется, умоется,
(показать,
как
она
одевается,
умывается?)
Постельку
заправит,
петушка
с
курочкой
накормит, козочке зеленой травки нарвет, а Шарику косточку принесет. А потом сама с
бабушкой позавтракает, гулять пойдет.
Параллельно в ходе реализации основного этапа проекта педагог-психолог проводит
цикл занятий «Песочные строители» (работа с «особыми детьми»).
Цель занятий:
установление
контакта
с
ребенком,
формирование
доверительных
отношений, активизация интереса;
снижение
психофизического
напряжения,
регуляция
мышечного
напряжения, расслабление;
развитие
тактильной
чувствительности,
зрительного
и
тактильного
восприятия, развитие слуховой и зрительной памяти, произвольности.
Родители
Принимают участие в совместных мероприятиях, таких как:
24
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель:
Закрепить знания детей о маме;
Побуждать детей помогать маме дома;
Воспитывать заботливое отношение к маме;
Воспитывать доброе отношение друг к другу; внимательно слушать друг друга.
Для
участия
в
игре
пригласить
маму
одного
из
детей
можно
(2-3
мамы),
она
рассказывает, что она делает по дому и как дети могут ей помочь. Совместно накрывают на
стол, варят обед, расставляют стулья. Помогают «чистить», «резать» овощи, «пекут» пирог,
приглашают
в
гости
семью
кукол,
угощают
их.
Мама
во
время
игры
рассказывает
о
последовательности работы, объясняет, чем могут помочь дети и другие члены семьи дома.
Принимают участие в коллективной фотовыставке «Наши мамы и мы»;
Участвуют в подготовке к выставке творческих работ «Моя семья», «Лучшие
рецепты из бабушкиного сундучка»;
Совместное мероприятие со всеми родителями «Поделись секретом» - каждая
семья делится с окружающими семейными традициями (в рамках реализации
родительского собрания «Воспитание добротой);
Тренинг детско-родительских отношений «Когда мама рядом…»
Цель
занятий: Расширить сферу взаимодействия родителей с ребенком младшего
дошкольного возраста (развитие эмоциональных отношений между родителями и ребенком
посредством вербальных и невербальных методов, совместного взаимодействия).
3.
Заключительный этап
Провести с родителями адаптированную проективную методику - социограмма
«Моя семья» (автор В.В. Ткачева). Родителям предлагается нарисовать в круге себя
самого и членов своей семьи в форме кружков «Моя семья в настоящее время»;
Провести
с
родителями
анкету-опросник
(автор
Е.В.
Ларичева),
с
целью
определения
изменений
во
взглядах
и
приоритетах
в
вопросах
воспитания
и
развития
ребенка
и
успешности
реализации
проекта
«Детский
сад
и
семья
–
лучшие друзья» (см. Приложение);
Рефлексия – мнение родителей об организации и проведении проекта;
Совместное
мероприятие
с
родителями
«Большая
семья»,
в
ходе
которого
подводятся итоги проекта:
Подведение итогов выставки «Моя семья»;
«Рецепты
из
бабушкиного
сундучка»
-
бабушки
или
мамы
презентуют
«вкусные блюда»;
«Очумелые ручки» - демонстрация поделок детского творчества;
награждение: благодарственными письмами, сувенирами.
Литература:
1.
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. - М., 2007.
2.
Крупенчук О.И. Ладушки (пальчиковые игры для малышей)- С-Пб, 2006.
3.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи. -
М., 2009.
4.
Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского
сада — Воронеж, 2006.
5.
Организация
экспериментальной
деятельно сти
дошкольников
/
Под
общ.ред.Прохоровой Л.Н.- М., 2003.
6.
Бочкарева О.И. Художественная литература. Младшая группа.- Волгоград, 2008.
25
7.
Горькова
Л.Г.,
Обухова
Л.А.
Сценарии
занятий
по
комплексному
развитию
дошкольников. -М., 2005.
8.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.-Воронеж, 2006.
9.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения./Авт.-сост.: Киселева Л.С.,
Данилина Т.А./ -М., 2006.
10. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада.-
Воронеж, 2009.
11. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет.-М., 2009.
12. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет.-М., 2009.
13. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Творю. Строю. Мастерю.- С-Пб, 2004.
14. Волина В.В. Праздник числа.- М., 1996.
15. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного
возраста. - Воронеж, 2001.
16. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. - М., 2008.
17. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. - М., 2009.
18. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб,
2006.
19. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в
развитии. – М., 2007.
20.Ткачева
В.В.
Семья
ребенка
с
отклонениями
в
развитии.
Диагностика
и
консультирование. – М., 2007.
21. Психология семьи и больной ребенок /сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб,
2007.
22. Смирнова И.А. Наш особенный ребенок. – СПб, 2006.
23. Инклюзивное образование: право, принципы, практика /Сост. Н.Б. Борисова, С.А.
Прушинский. М., 2009
24. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. – СПб, 2004.
Художественная литература для чтения детям по теме «Семья»:
-
песенки «Ладушки», «Жили у бабуси», «Еду-еду, к бабе, к деду...»;
-
русские
народные
сказки:
«Колобок»,
«Репка»,
«Гуси-лебеди»,
«Курочка
Ряба»,
«Маша и медведь», «Три медведя»;
-
белорусская сказка «Пых»;
-
Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»;
-
Ушинский К. «Петушок с семьей»;
-
Юсупов В. «Простите»;
-
Талипов Р. «Это целая наука...»;
-
Токмакова И. «Отличные пшеничные...»;
-
Аким Я. «Моя родня», «Мама»;
-
Благинина Е. «Посидим в тишине», «Мамин день»;
-
Руссу В. «Много мам на белом свете»;
-
Барто А. «Разговор с мамой», «Мама поет»;
-
Кубилинкас К. «Мама»;
-
Раджас У. «Мамочка»;
-
Тангрыкулиев К. «Помогаю маме»;
-
Демыкина Г. «Мама»;
-
Серова Е. «Гости»;
-
Успенский Э. «Если б я был девчонкой»;
-
Мошковская Э. «Я маму свою обидел»;
-
Коржиков В. «Говорящее письмо».
26