Напоминание

"Использование интерактивной папки в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения"


Автор: Яганова Альбина Рашидовна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивной папки в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование интерактивной папки в коррекционно-развивающей

работе с детьми с нарушениями зрения»

Введение

ФГОС

дошкольного образования направляет

педагогов

на

поиск

новых,

наиболее

эффективных,

инновационных

форм,

методов,

приемов

работы

с

детьми

имеющими

различные,

в

том

числе

ограниченные возможности здоровья. Эти формы, методы и средства

могут

с

одинаковым

успехом

заинтересовать

и

помочь

преодолеть

трудности каждого ребенка.

Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного

возраста и является его основной деятельностью. В игре происходит не

только

становление

личностных

качеств

ребенка,

но

и коррекция

физических, психических, интеллектуальных и зрительных нарушений.

Коррекционно – развивающая работа в ДОУ – способствует более

эффективному

развитию

ребенка,

раскрытию

и

реализации

его

способностей в различных сферах.

Для того, чтобы дети с ограниченными

возможностями здоровья, в

число которых входят и дети с нарушением зрения, могли всесторонне

развиваться, в поиске различных технологий, была найдена новая игровая

технология «Лэпбук», которая позволяет проявить себя в безграничной

фантазии, раскрыть творческие возможности.

Ценность «Лэпбука» -

позволяет

ребенку

быть

соучастником

всего процесса на любом из его этапов: создания и творческого внедрения

в образовательную деятельность и коррекционно-развивающую работу.

«Лэпбук» (с перевода с английского языка) – это книга на коленях, или,

как его еще называют тематическая интерактивная папка с кармашками,

дверками, окошками, подвижными деталями, книжками-раскладушками.

Работа

с «Лэпбуком» создает коррекционно –

развивающий эффект:

р е бе н о к

м оже т

д о с т а ват ь ,

п е р е к л а д ы ват ь ,

р а с к л а д ы в а т ь

иллюстрационный

материал

по

кармашкам,

по

заданному образцу,

вырезание,

раскрашивание,

конструирование

способствует

развитию

мелкой моторики. Для работы с детьми с нарушением зрения лэпбук

необходимо наполнять играми, способствующими развитию зрительных

функций.

Это

интересный

и

увлекательный процесс,

позволяющий

ответить в одной папке на конкретный интересующий ребенка вопрос,

через

разные

виды

деятельности.

Помогает

ему

по

своему

желанию

разместить информацию по теме, лучше понять и запомнить материал.

Это

отличный

способ

закрепить

лексическую

тему

с

детьми

с

нарушениями

зрения,

осмыслить

содержание

прочитанной

книги,

провести

исследовательскую

работу,

в процессе которой

ребенок

участвует в поиске, анализе и сортировке информации. В любое удобное

время

ребенок

просто

открывает «Лэпбук» и

с

радостью

повторяет

пройденное.

Оптимальный

возраст

ребенка

для

начала

занятий

по

совместному составлению «Лэпбука» — 4-5 лет. Дети 6-7 лет уже могут

самостоятельно придумывать и изготавливать свои собственные папки.

«Лэпбук» отвечает

требованиям

ФГОС

ДО он:

информативен,

полуфункционален,

вариативен,

способствует

развитию

сенсорных,

п с и х и ч е с к и х

ф у н к ц и й .

П о з в о л я е т

у ч и т ы в а т ь

разные образовательные п о т р е б н о с т и

д о ш к о л ь н и к о в .

М о ж н о

использовать

разные

формы

организационной деятельности:

в

индивидуальной; подгрупповой (в том числе с участием взрослого, как

играющего

партнера);

групповой;

совме стно

с

р од и т е л я м и ;

представление

итогов

тематической

недели,

закрепление

знаний

по

лексической теме. Может использоваться как дидактическое средство,

метод

(наглядно-практический, технология (игровая,

познавательная,

исследовательская). Может быть разновидностью методического проекта,

т.к. процесс его изготовления содержит все его этапы.

У «Лэпбука» имеют ся

свои качества:

от сут ствие

в о з р а с т н ы х

ограничений;

многогранность

в

плане

содержания,

возможность

разработке и применения при изучении разных тем; транспортируемость

позволяет

менять

пространство

в

зависимости

от образовательной

ситуации,

от

интересов

и

возможностей

детей;

доступность

и

экономичность.

В результате использования интерактивной папки у детей формируется:

умение планировать предстоящую деятельность; принимать собственные

решения; искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать;

общаться (договариваться) со

сверстниками;

сохранение собранного

материала;

запоминание

пройденного

материала;

происходит

развитие

сенсорных, психических функций и зрительных функций.

Но следует учесть, для какой категории детей вы готовите «Лэпбук».

Учитывая то, что мы работаем с детьми с нарушением зрения, то следует

соблюдать ряд офтальмологических требований: учитывать зрительные

диагнозы

детей,

остроту

зрения. Картинки

должны

четкими

с

ярко

выраженными характерными признаками; задания с четкими контурами,

без лишних деталей и линий; учитывать последовательность в работе с

новым объектом (плоско-печатное изображение, силуэт, контур). Игры

подбираются

с

учетом

развития

у

детей

зрительного

восприятия,

зрительно-моторной

координации,

ориентировки

в

пространстве,

предметных представлений, осязания и мелкой моторики и психических

процессов.

Для развития детей можно создавать «Лэпбуки» по пяти образовательным

областям, которые будут содержать соответствующие задания, и отвечать

возрастным и офтальмологическим требованиям детей.

Отличительной особенностью данной технологии является, то,

что

«Лэпбук» – это вид совместной деятельности взрослого и ребенка, эффек

тивное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Ведь

родители неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского

сада.

При

создании

«Лэпбука»

родители,

в

первую

очередь,

обеспечивают поддержку:

организационную (экскурсии, походы);

техническую (фото, видео);

информационную (сбор информации для «Лэпбука»);

мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Совместное создание «Лэпбука» позволяет родителям предлагать идеи,

дает

возможность

собирать

материал

для

книг,

изготавливать

части

интерактивной

папки,

осуществлять

совместное

проведение игровых

сеансов, а также вести совместную работу с детьми дома.

«Лэпбук» в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением

зрения становится любимой игрушкой, которая позволяет использовать

и н н о в а ц и о н н ы е

м е т о д ы

и

ф о р м ы

р а б о т ы ,

р е а л и з о в а т ь

основные принципы:

сот руд н и ч е ство,

созд ан и е

р а з в и в а ю щ е й

среды, обеспечение одинаковых подходов к развитию ребенка в семье и

ДОУ.

Подводя итог, можно сказать, что плюсы работы над созданием лэпбука

неоспоримы:

«Лэпбук» привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом,

и

разнообразием

материала,

позволяя

разнообразить

образовательную деятельность;

«Лэпбук»

содержащий

в

себе

множество

кармашков,

о ко ш е ч е к ,

к н и ж е к раскладушек, по разному раскрывающихся,

способствует развитию мелкой моторики детей;

в ходе работы ребенок самостоятельно собирает

и организует

нужную информацию;

работа с «Лэпбуком» побуждает интерес у детей к познавательному

развитию, развивает креативность и творческое мышление, речь;

«Лэпбук»

создаёт

условия

для

организации

совместной

деятельности детей и взрослых.

И

в

заключение

хотелось

бы

сказать,

технология «Лэпбук» имеет

большие

потенциальные

возможности

и

перспективы,

которые

будут

открываться по мере ее внедрения в практику инклюзивного образования.

Спасибо за внимание! Творческих вам успехов, коллеги!



В раздел образования