Автор: Яганова Альбина Рашидовна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивной папки в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
«Использование интерактивной папки в коррекционно-развивающей
работе с детьми с нарушениями зрения»
Введение
ФГОС
дошкольного образования направляет
педагогов
на
поиск
новых,
наиболее
эффективных,
инновационных
форм,
методов,
приемов
работы
с
детьми
имеющими
различные,
в
том
числе
ограниченные возможности здоровья. Эти формы, методы и средства
могут
с
одинаковым
успехом
заинтересовать
и
помочь
преодолеть
трудности каждого ребенка.
Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного
возраста и является его основной деятельностью. В игре происходит не
только
становление
личностных
качеств
ребенка,
но
и коррекция
физических, психических, интеллектуальных и зрительных нарушений.
Коррекционно – развивающая работа в ДОУ – способствует более
эффективному
развитию
ребенка,
раскрытию
и
реализации
его
способностей в различных сферах.
Для того, чтобы дети с ограниченными
возможностями здоровья, в
число которых входят и дети с нарушением зрения, могли всесторонне
развиваться, в поиске различных технологий, была найдена новая игровая
технология «Лэпбук», которая позволяет проявить себя в безграничной
фантазии, раскрыть творческие возможности.
Ценность «Лэпбука» -
позволяет
ребенку
быть
соучастником
всего процесса на любом из его этапов: создания и творческого внедрения
в образовательную деятельность и коррекционно-развивающую работу.
«Лэпбук» (с перевода с английского языка) – это книга на коленях, или,
как его еще называют тематическая интерактивная папка с кармашками,
дверками, окошками, подвижными деталями, книжками-раскладушками.
Работа
с «Лэпбуком» создает коррекционно –
развивающий эффект:
р е бе н о к
м оже т
д о с т а ват ь ,
п е р е к л а д ы ват ь ,
р а с к л а д ы в а т ь
иллюстрационный
материал
по
кармашкам,
по
заданному образцу,
вырезание,
раскрашивание,
конструирование
способствует
развитию
мелкой моторики. Для работы с детьми с нарушением зрения лэпбук
необходимо наполнять играми, способствующими развитию зрительных
функций.
Это
интересный
и
увлекательный процесс,
позволяющий
ответить в одной папке на конкретный интересующий ребенка вопрос,
через
разные
виды
деятельности.
Помогает
ему
по
своему
желанию
разместить информацию по теме, лучше понять и запомнить материал.
Это
отличный
способ
закрепить
лексическую
тему
с
детьми
с
нарушениями
зрения,
осмыслить
содержание
прочитанной
книги,
провести
исследовательскую
работу,
в процессе которой
ребенок
участвует в поиске, анализе и сортировке информации. В любое удобное
время
ребенок
просто
открывает «Лэпбук» и
с
радостью
повторяет
пройденное.
Оптимальный
возраст
ребенка
для
начала
занятий
по
совместному составлению «Лэпбука» — 4-5 лет. Дети 6-7 лет уже могут
самостоятельно придумывать и изготавливать свои собственные папки.
«Лэпбук» отвечает
требованиям
ФГОС
ДО он:
информативен,
полуфункционален,
вариативен,
способствует
развитию
сенсорных,
п с и х и ч е с к и х
ф у н к ц и й .
П о з в о л я е т
у ч и т ы в а т ь
разные образовательные п о т р е б н о с т и
д о ш к о л ь н и к о в .
М о ж н о
использовать
разные
формы
организационной деятельности:
в
индивидуальной; подгрупповой (в том числе с участием взрослого, как
играющего
партнера);
групповой;
совме стно
с
р од и т е л я м и ;
представление
итогов
тематической
недели,
закрепление
знаний
по
лексической теме. Может использоваться как дидактическое средство,
метод
(наглядно-практический, технология (игровая,
познавательная,
исследовательская). Может быть разновидностью методического проекта,
т.к. процесс его изготовления содержит все его этапы.
У «Лэпбука» имеют ся
свои качества:
от сут ствие
в о з р а с т н ы х
ограничений;
многогранность
в
плане
содержания,
возможность
разработке и применения при изучении разных тем; транспортируемость
–
позволяет
менять
пространство
в
зависимости
от образовательной
ситуации,
от
интересов
и
возможностей
детей;
доступность
и
экономичность.
В результате использования интерактивной папки у детей формируется:
умение планировать предстоящую деятельность; принимать собственные
решения; искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать;
общаться (договариваться) со
сверстниками;
сохранение собранного
материала;
запоминание
пройденного
материала;
происходит
развитие
сенсорных, психических функций и зрительных функций.
Но следует учесть, для какой категории детей вы готовите «Лэпбук».
Учитывая то, что мы работаем с детьми с нарушением зрения, то следует
соблюдать ряд офтальмологических требований: учитывать зрительные
диагнозы
детей,
остроту
зрения. Картинки
должны
четкими
с
ярко
выраженными характерными признаками; задания с четкими контурами,
без лишних деталей и линий; учитывать последовательность в работе с
новым объектом (плоско-печатное изображение, силуэт, контур). Игры
подбираются
с
учетом
развития
у
детей
зрительного
восприятия,
зрительно-моторной
координации,
ориентировки
в
пространстве,
предметных представлений, осязания и мелкой моторики и психических
процессов.
Для развития детей можно создавать «Лэпбуки» по пяти образовательным
областям, которые будут содержать соответствующие задания, и отвечать
возрастным и офтальмологическим требованиям детей.
Отличительной особенностью данной технологии является, то,
что
«Лэпбук» – это вид совместной деятельности взрослого и ребенка, эффек
тивное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Ведь
родители неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского
сада.
При
создании
«Лэпбука»
родители,
в
первую
очередь,
обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы);
техническую (фото, видео);
информационную (сбор информации для «Лэпбука»);
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Совместное создание «Лэпбука» позволяет родителям предлагать идеи,
дает
возможность
собирать
материал
для
книг,
изготавливать
части
интерактивной
папки,
осуществлять
совместное
проведение игровых
сеансов, а также вести совместную работу с детьми дома.
«Лэпбук» в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением
зрения становится любимой игрушкой, которая позволяет использовать
и н н о в а ц и о н н ы е
м е т о д ы
и
ф о р м ы
р а б о т ы ,
р е а л и з о в а т ь
основные принципы:
сот руд н и ч е ство,
созд ан и е
р а з в и в а ю щ е й
среды, обеспечение одинаковых подходов к развитию ребенка в семье и
ДОУ.
Подводя итог, можно сказать, что плюсы работы над созданием лэпбука
неоспоримы:
«Лэпбук» привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом,
и
разнообразием
материала,
позволяя
разнообразить
образовательную деятельность;
«Лэпбук»
содержащий
в
себе
множество
кармашков,
о ко ш е ч е к ,
к н и ж е к раскладушек, по разному раскрывающихся,
способствует развитию мелкой моторики детей;
в ходе работы ребенок самостоятельно собирает
и организует
нужную информацию;
работа с «Лэпбуком» побуждает интерес у детей к познавательному
развитию, развивает креативность и творческое мышление, речь;
«Лэпбук»
создаёт
условия
для
организации
совместной
деятельности детей и взрослых.
И
в
заключение
хотелось
бы
сказать,
технология «Лэпбук» имеет
большие
потенциальные
возможности
и
перспективы,
которые
будут
открываться по мере ее внедрения в практику инклюзивного образования.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов, коллеги!